Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу о состоянии девиктимизации потерпевших от насильственных преступлений в зарубежных странах
Научные статьи
04.02.16 11:50

вернуться

К вопросу о состоянии девиктимизации потерпевших от насильственных преступлений в зарубежных странах

ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Абдулмуслимова Л.Г., Ибрагимова Х.А.
11 90 2015
В данной статье рассматривается опыт девиктимизации потерпевших от насильственных преступлений в некоторых зарубежных странах, различные формы осуществления этой работы на практике.

В последние годы в России наметились определенные сдвиги к лучшему по вопросу девиктимизации потерпевших от насильственных преступлений, особенно в связи с приня­тием Основ гражданского законодательства, где говорилось о возможности возмещения ущерба, связанного с упущенной выгодой. Вскоре появляется закон о печати, впервые в исто­рии российского законодательства давалась возможность оценивать в денежном эквиваленте причиненный моральный ущерб. После принятия Гражданского кодекса РФ такого рода иски стали многочисленными, уже сформировался прецедент в судебной практике.

В мировой практике, в плане решения проблемы возме­щения вреда, известны две ее формы: реституция и государ­ственная компенсация.

Реституция должна включать возврат собственности или выплату за причиненный вред или ущерб, возмещение расхо­дов, понесенных в результате виктимизации, предоставление услуг и восстановление в правах (ст. 8 Декларации ООН).


 

В тех случаях, когда компенсацию невозможно получить в полном объеме от правонарушителя или от других источни­ков, государствам следует принимать меры к предоставлению финансовой компенсации:

а) жертвам, которые в результате тяжких преступлений получили значительные телесные повреждения или суще­ственно подорвали свое физическое или психическое здоро­вье;

б) семьям, в частности иждивенцам лиц, которые умерли или стали физически или психически недееспособными в ре­зультате такой виктимизации (ст. 12).

В законодательстве должно предусматриваться положе­ние, согласно которому компенсация может устанавливаться либо в виде уголовной санкции, либо в виде меры, заменяю­щей уголовную санкцию, или может назначаться в добавление к уголовной санкции.

   Практика возмещения ущерба, реализуемая лишь на ос­нове реституции, не могла и не может удовлетворять интере­сы потерпевших ввиду неплатежеспособности большинства преступников, причиняющих ущерб, применяемых во многих странах длительных сроков лишения свободы, низкой раскры­ваемости преступлений и необнаружения преступника и т.д. В этих случаях неработающую процедуру реституции исходя из принципа социальной справедливости призвана заменить система государственной компенсации.

Идея государственной компенсации жертвам преступле­ний, впервые высказанная в Англии в 1957 г., нашла свое от­ражение в дискуссии среди американских юристов, как прак­тиков, так и теоретиков, уже в 60-х годах. Был высказан ряд таких возражений, как чрезмерная обременительность такой компенсации для государственного бюджета; возможность массовых мошенничеств со стороны лиц, претендующих на получение компенсации; возможное увеличение уровня пре­ступности в связи с появлением таких программ, поскольку правонарушители могут оправдать свои деяния тем, что вред их жертвам будет компенсирован.

Следует содействовать созданию, укреплению и расшире­нию национальных фондов для предоставления компенсации жертвам. При необходимости в этих целях могут создаваться и другие фонды, в том числе в тех случаях, когда государство, гражданином которого жертва является, не в состоянии воз­местить жертве причиненный ей ущерб.

Представляет интерес и накопленный в США опыт по ак­кумулированию средств в фонд для государственной компен­сации жертвам преступлений. Напомним, что деньги в этот фонд складываются из штрафов, наложенных на преступни­ков и конфискованных у них имущества и залогов. Как видно, бремя по реализации права потерпевших на получение ком­пенсации ложится на правонарушителей, а не на добропоря­дочных граждан, что с позиций социальной справедливости весьма и весьма привлекательно. Думается, что такой подход можно использовать и в Российской Федерации.

  Многие видные криминологи России неоднократно пред­лагали создать государственный фонд для пострадавших от преступлений. Однако, по мнению отдельных из них, такой фонд не компенсируют потерпевшим понесенный вред, а лишь оказывает помощь жертвам, саму же компенсацию пострадавшая от преступления сторона получает от преступни­ка.

Думается, что данная позиция возникла вследствие того, что П. С. Яни объединил в одно целое и реституцию жертве преступления, на самом деле выплачиваемую преступником, и компенсацию, которую потерпевший получает от государ­ства.

Большинство авторов считают, что компенсация из тако­го фонда должна выплачиваться лишь после обвинительного приговора суда. Предпочтительней, на наш взгляд, представ­ляется позиция В. М.Савицкого, который считает возможной компенсацию и без вынесения такового. Такой подход без со­мнения является более оправданным, прежде всего, с позиции социальной справедливости и с учетом того, что далеко не все совершенные преступления доходят до стадии вынесения приговора.

Представляется, что создание компенсационного фон­да будет являться важным, но не единственным из необходи­мых шагом для улучшения положения потерпевших от пре­ступления в России. На наш взгляд, на российском правовом пространстве следует использовать и опыт США по созданию и организации функционирования других государственных структур по оказанию помощи жертвам преступлений. Дума­ется, что специализированные отделы по помощи пострадав­шей от преступления стороне должны быть созданы во всех правоохранительных органах Российской Федерации.

Представляется, что на сотрудников таких отделов сле­дует возложить обязанность контроля за соблюдением прав потерпевших, организацию взаимодействия в этом вопросе различных правоохранительных органов, ведение статисти­ческих учетов этой деятельности, организацию специальной подготовки дознавателей, следователей и других сотрудников правоохранительных органов, подготовку и распространение специальных брошюр с разъяснением прав жертв преступле­ния, обеспечения их безопасности.

С учетом высокой служебной нагрузки лиц, занимаю­щихся предварительным расследованием уголовных дел, на которых в настоящее время возложены обязанности по разъ­яснению прав потерпевших и обеспечению возможности их реализации во время расследования преступлений, деятель­ность созданных отделов позволит переложить часть обязан­ностей тех же следователей на работников служб помощи потерпевшим, что сделает реализацию указанных прав более качественной. Необходимость создания таких отделов дик­туется и возможным принятием в ближайшее время нового Уголовно-процессуального кодекса, в котором права потер­певших, и, соответственно, обязанности следователей по их реализации предполагается существенно расширить.

Необходима смена целевых ориентиров деятельности правоохранительных органов - не борьба с преступностью, а защита каждого гражданина от преступных посягательств, когда основными показателями деятельности органов вну­тренних дел, например, станет не раскрываемость преступле­ний, а количество жертв и масштабы причиненного им ущерба.

    Явным преимуществом по сравнению с США при их соз­дании будет являться централизованная российская система этих органов, что позволит обойтись меньшими материаль­ными затратами. Следует использовать американский опыт по разъяснению жертвам преступления не только их прав в уголовном процессе, но и системы уголовного судопроизвод­ства в целом. Такой подход обеспечит более осмысленное по­ведение потерпевшего во время расследования.

Сегодня во всем мире уже долгие годы работает множе­ство национальных организаций, каждая из которых объе­диняет тысячи групп специально обучаемых добровольцев, оказывающих необходимую помощь жертвам преступле­ний. Почти во всех цивилизованных странах программы помощи жертвам реализуют местные службы с телефонной информацией. Основные направления их программ: по­мощь в получении государственной компенсации и реали­зации права на возмещение ущерба; бесплатные правовые консультации на протяжении всего уголовного процесса, практическая работа по снижению так называемой «вто­ричной виктимизации»; оказание медицинской, психоло­гической и другой социальной помощи. Каждая из таких программ носит широкий и в то же время дифференциро­ванный характер, а их специализация связана с особенно­стями категории потерпевших и характером преступлений. Во многих странах давно функционируют, например, спе­циальные кризисные центры для жертв сексуального наси­лия, жертв-детей и т. д.

Так, например, большинство действующих в штатах госу­дарственных программ помощи потерпевшим обеспечивают следующие виды помощи:

• личное представительство - действуя от имени потер­певших, сотрудники таких подразделений обеспечивают соот­ветствующее нуждам пострадавшей стороны и действующему законодательству отношение к ним со стороны правоохрани­тельных органов и агентств социальной службы, выступают в качестве законных представителей потерпевших в суде;

• сопровождение - присутствуя вместе с жертвой во вре­мя расследования и в ходе судебных заседаний.

Американские авторы отмечают, что наиболее распро­страненной и важной функцией действующих программ по­мощи жертвам преступлений является деятельность по разъ­яснению их прав и так называемой «советнической помощи», когда сотрудник правоохранительных органов не только разъ­ясняет происходящее в уголовном процессе несведущему по­терпевшему, но и «являясь сочувствующим и тренированным слушателем, помогает жертве "развеять" страх и злость, вос­становить самоуважение, побороть чувство уязвимости, из­бежать самообвинения и самоосуждения, уменьшить чувство стыда и неуверенности».

    Наряду с возмещением ущерба в порядке реституции и государственной компенсации в ряде стран существует и дру­гой подход к решению этой проблемы. Он включает в себя те или иные схемы внесудебного разрешения споров - посред­ничество и примирение. Г. И. Шнайдер отмечает: «Жертву и преступника следует примирять путем возмещения ущерба, причиненного жертве. Современная школа криминологии, опираясь на социально-психологические теории возникно­вения преступности (теорию интеракционизма, теорию об­учения и контроля), разработала и развила модель ресоциа­лизации, ориентированную на усиление социальной связи преступников с теми социально-конформными общинами, в которых они живут. По этой причине в модели ресоциализа­ции предпочтение отдается методам воздействия в условиях сохранения свободы (за счет расширения и интенсификации службы помощи, передачи на попечение семьям и т.д.). Тюрь­мы из этой модели не исключаются, но к ним могут прибег­нуть лишь как к крайнему средству воздействия, и сроки за­ключения в тюрьме ограничиваются до минимума».

Подводя итоги проблемы девиктимизации потерпевших от убийства и причинения вреда здоровью человека, представ­ляется важным сделать следующие выводы:

• необходимо разработать закон о потерпевших, в кото­ром следует предусмотреть создание органов по защите их прав, ее структуру, источник финансирования, права и обя­занности работников этой сфкры, способы взаимодействия таких органов с общественными организациями по защите жертв преступлений, правоохранительными органами. На наш взгляд, именно такой подход позволит качественно улуч­шить реализацию прав такого значимого участника процесса, как потерпевший;

• назрела настоятельная необходимость включить в пе­речень преступлений, по которым возможно примирение сторон, и некоторые тяжкие преступления с одновремен­ным применением к преступнику испытательного срока (по аналогии с уловным осуждением). Предлагаем закрепить в уголовно-процессуальном законодательстве России термин «презумпция понесения вреда», означающий обязательность признания причинения вреда лицу, предположительно явля­ющемуся жертвой преступления, с одновременным наделе­нием его процессуальными правами потерпевшего, в момент вынесения постановления о возбуждении уголовного дела правоохранительными органами;

• по опыту зарубежных стран в системе государственных органов (в МВД и прокуратуре Российской Федерации) необ­ходимо создать структуры по обеспечению прав потерпевших.

    В плане повышения квалификации сотрудников правоохра­нительных органов необходима их специальная подготовка для исключения возможной вторичной виктимизации жертв преступлений.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика