Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Актуальные проблемы профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними
Научные статьи
08.02.16 12:16

вернуться

Актуальные проблемы профилактики административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

alt 
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО
Авдеева Е.Ю.
11 90 2015
В статье рассматривается вопрос о профилактических мероприятиях, осуществляемых субъектами профилактики, направленных на предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних. Рассмотрены основные направления профилактической работы и взаимодействие между ее участниками.



Защита детей, их благополучие и благосостояние всегда являлось одной из главных задач, которая стоит перед государ­ством. К большому сожалению, на сегодняшний день мораль­ное состояние общества вызывает серьезную озабоченность. Ценности, на которых было воспитано не одно поколение, считаются устаревшими. Сегодня в обществе все больший ин­терес приобретают такие ориентиры, как: стремление к бы­строму обогащению, культ грубой силы, разрушение инсти­тута семьи и т.д.

Все эти факторы в первую очередь отражаются на не­совершеннолетних, которые зачастую встают на путь совер­шения правонарушений и, как следствие, преступлений. Совершение противоправных действий со стороны несовер­шеннолетних, на наш взгляд, трудно поддается исправлению, это довольно динамичный процесс, в результате которого из юных правонарушителей вырастают преступники.


 

Для предупреждения совершения несовершеннолетни­ми правонарушений и преступлений государством предпри­нимаются меры, которые направлены на формирование еди­ной системы государственной политики. В частности, можно выделить большое количество субъектов, которые заняты во­просом предупреждения совершения несовершеннолетними противоправных действий. Данные субъекты представляют собой единую систему, связанную между собой общими за­дачами, целями и функциональным распределением прав и обязанностей.

Основным законом, регламентирующим вопрос осущест­вления профилактики, является Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилакти­ки, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данный закон закрепил комплекс мер, которые направлены на решение данного вопроса, создал правовую базу для реали­зации профилактических мероприятий, а также очертил круг субъектов, к полномочиям которых относятся данные вопро­сы.

В многоуровневую систему субъектов профилактических мероприятий включены: комиссии по делам несовершен­нолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы образования, органы опеки и по­печительства, органы по делам молодежи, органы управления

здравоохранением, органы службы занятости, органы по кон­тролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждения уголовно-исполнительной системы, а также органы внутренних дел.

На основании вышеуказанного Федерального закона, за каждым субъектом закреплены соответствующие направле­ния деятельности, которые в комплексном подходе должны обеспечить эффективный механизм, направленный на недо­пущение совершения несовершеннолетними преступлений и правонарушений.

Условно данные субъекты можно разделить на следую­щие группы. К первой группе можно отнести органы по де­лам молодежи, специализированные учреждения для несо­вершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, а также органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания, которые занимают­ся предоставлением социальной поддержки, как самим несо­вершеннолетним, так и их родителям. Значительную работу выполняют социально-реабилитационные центры, осущест­вляющие профилактику безнадзорности и социальную реаби­литацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жиз­ненной ситуации; выявляют подростков, которые находятся в социально опасном положении, осуществляют социальную реабилитацию и необходимую помощь данным лицам. Такие центры оказывают содействие детским и молодежным обще­ственным объединения, фондам и учреждениям, деятельность которых связана с реализацией мер по профилактике право­нарушений среди несовершеннолетних.

    Деятельность второй группы субъектов направлена на развитие специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого типа, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, в том числе с ограничен­ными возможностями, а также девиантным поведением. Уча­ствуют в организации и проведении летнего отдыха, досуга и занятости. Разрабатывают и внедряют в работу образователь­ных организаций программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения несовершенно­летних. В данную группу входят: органы образования, органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма, в том числе и специальные учебно-воспитательные учреждения открыто­го и закрытого типа.

Третья группа обеспечивает осуществление мер по за­щите и восстановлению прав и законных интересов несовер­шеннолетних, защите их от всех форм дискриминации, фи­зического или психического насилия, оскорбления, грубого обращения, сексуальной и иной эксплуатации, выявлению и устранению причин и условий, способствующих безнадзорно­сти, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних. Обеспечивают оказание по­мощи в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной си­стемы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитатель­ных учреждений. Применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей либо законных представи­телей. Участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершенно­летними, которые остались без попечения родителей, либо законных представителей, а также осуществляют меры по защите имущественных и личных прав. Данные обязанности возлагаются на комиссии по делам несовершеннолетних и за­щите их прав в пределах своей компетенции и органы опеки и попечительства.

В следующую группу можно отнести органы службы за­нятости, которые участвуют в профессиональной ориентации несовершеннолетних, а также содействуют трудовому устрой­ству несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государ­ства. Органы управления здравоохранением и медицинские организации занимаются распространением санитарно-ги­гиенических знаний среди несовершеннолетних и их родите­лей, оказанием наркологической и психиатрической помощи, консультациями работников органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовер­шеннолетних, а также их родителей.

В последнюю группу можно отнести органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп­ных веществ. Деятельность данных подразделений направлена на воспитательную работу с несовершеннолетними, которые находятся в местах лишения свободы, следственных изолято­рах. Проводят работу по выявлению, предупреждению, пре­сечению преступлений и правонарушений, совершаемых не­совершеннолетними. Занимаются выявлением лиц, которые вовлекают несовершеннолетних в совершение преступлений и правонарушений. Проводят работу с родителями, не испол­няющими своих обязанностей по воспитанию и обучению, а также вносят предложения о применении к данной категории граждан соответствующих мер, закрепленных законодатель­ством. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях, совер­шенных несовершеннолетними, а также общественно опасных деяниях лицами, не достигшими возраста привлечения их к ответственности.

    Проведение профилактической работы основывается на двух направлениях. Первым направлением является про­ведение общих профилактических мероприятий (групповых занятий в образовательных учреждениях, психологических тренингов, поддержки семей с детьми, которые попали в труд­ную жизненную ситуацию, оказание юридической помощи, медиация и т.д.). Вторым направлением является индивиду­альная работа, которая непосредственно осуществляется с не­совершеннолетним и направлена на коррекцию его поведения и ликвидацию негативных факторов, которые оказывают воз­действие на его личность.

Основания для проведения индивидуальной профи­лактической работы имеют законодательное закрепление. К такого рода обстоятельствам можно отнести следующие: за­явление несовершеннолетнего либо его родителей или иных законных представителей об оказании им помощи по во­просам, входящим в компетенцию органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, приговор, определение или постанов­ление суда, постановление комиссии по делам несовершен­нолетних и защите их прав, прокурора, следователя, органа дознания или начальника органа внутренних дел, документы, определенные законодателем как основания помещения не­совершеннолетних в учреждения системы профилактики без­надзорности и правонарушений несовершеннолетних, заклю­чение, утвержденное руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.

Индивидуальная профилактическая работа начинается с индивидуального подхода со стороны субъекта профилак­тики. Данный подход основывается на изучении особенно­стей личности с использованием комплекса соответствующих признаков. К данным признакам структуры личности можно отнести следующие: социально-демографическая и право­вая характеристика личности (социальное положение, пол, возраст, образование, семейное положение, профессия, ха­рактер совершенного правонарушения, прежняя судимость); нравственно-психологическая характеристика (социальная и асоциальная направленность личности, система ценностных ориентаций, основные потребности и интересы, отношение к нормам морали, уровень правосознания, основные психологи­ческие и психофизиологические особенности); социальное по­ведение (отношения в социальной группе - производственном коллективе, семье, учебном заведении, в ближайшем окруже­нии; общественная активность; связь с антиобщественными элементами; самооценка).

Таким образом, профилактическая деятельность вы­двигает на первый план компонент изучения личности несо­вершеннолетнего, требующего индивидуального подхода со стороны каждого из субъектов профилактики, в каждой кон­кретной ситуации.

   Проведение индивидуальной профилактической работы должно основываться на заранее разработанной специаль­ной программе, в основу которой входят материалы изуче­ния личности несовершеннолетнего, его семьи и окружения. Разработка и реализация данной программы требует сотруд­ничества и взаимодействия всех субъектов профилактики по следующим направлениям: профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, работающих с несовершенно­летними; организация и методическое обеспечение правового воспитания подростков; непрерывное взаимодействие между всеми субъектами профилактической деятельности, проведе­ние совместных мероприятий, направленных как на самого не­совершеннолетнего, так и на его окружение.

Данная совместная работа правоохранительных органов, государственных и общественных организаций обеспечивает вхождение несовершеннолетнего в общественно-полезную де­ятельность, как в период его обучения, так и в свободное вре­мя. Примером такого взаимодействия могут быть приведен­ные ниже оперативно-профилактические мероприятия.

В целях предупреждения правонарушений и преступле­ний, безнадзорности, распространения алкоголизма и нарко­мании среди несовершеннолетних в период с 10 июня по 15 августа на территории Республики Татарстан была проведена межведомственная оперативно-профилактическая операция «Подросток-2015», которая проходила в три этапа. Проведение первого этапа «Подросток-Безнадзорность», который проходил в июне текущего года, было посвящено организации летнего отдыха детей и подростков, профилактике подростковой пре­ступности и правонарушениям, предупреждению несчастных случаев. В июле прошел второй этап операции «Подросток-Ка­никулы». На данном этапе была организованна индивидуаль­ная профилактическая работа по месту жительства, работы и отдыха несовершеннолетних, предупреждение правонаруше­ний и преступлений с их стороны, а также обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности в местах проведения летнего отдыха. Заключительный этап комплекс­ной оперативно-профилактической операции «Подросток-Иг­ла» прошел в августе. Основной целью данной работы явилась организация профилактических мероприятий, направленных на борьбу с наркоманией и токсикоманией в подростковой сре­де, выявление и пресечение действий лиц, склоняющих несо­вершеннолетних к потреблению наркотических средств.

В проведении оперативно-профилактической операции «Подросток-2015» было задействовано более 3000 сотрудников полиции, были привлечены представители комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, сотрудники системы образования, здравоохранения, социальной защиты и обще­ственных организаций правоохранительной направленности.

3 августа 2015 г. во Владимирской области в рамках едино­го дня профилактики безнадзорности и правонарушений сре­ди несовершеннолетних были проведены следующие профи­лактические мероприятия. Сотрудниками Александровского ОМВД были осуществлены проверки торговых предприятий на предмет реализации спиртосодержащей продукции несо­вершеннолетним. В ходе проведения рейдовых мероприятий по проверке семей, состоящих на профилактическом учете, были выявлены случаи продажи алкогольной продукции не­совершеннолетним. По данным фактам были составлены про­токолы о привлечении к административной ответственности за нарушение правил продажи алкогольной и спиртосодер­жащей продукции.

   Но, несмотря на профилактические мероприятия, кото­рые проводятся субъектами профилактики, на сегодняшний день есть ряд проблем, которые требуют особого внимания. Так, согласно действующему законодательству не рассмотрен вопрос о постановке на профилактический учет подразделе­ний по делам несовершеннолетних лиц, занимающихся по­прошайничеством, бродяжничеством, не посещающих учеб­ные заведения. Профилактическая работа с данной категорией граждан пока не всегда оказывается эффективной.

Целесообразно на законодательном уровне рассмотреть вопрос о принудительном направлении на лечение несовер­шеннолетних, а также родителей и их законных представите­лей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью. Особое внимание стоит уделить родителям и законным пред­ставителям несовершеннолетних. Такие родители не способны обеспечить своему ребенку ни материального благополучия, ни тем более достойного воспитания и образования. Для данной категории граждан дети являются обузой либо источником по­лучения дохода. В свою очередь ребенок, который воспитывает­ся в такой атмосфере, на подсознательном уровне перенимает данную модель поведения, считая ее нормой жизни.

Также особого внимание заслуживает и тот факт, что необходимо разработать программу по реабилитации несо­вершеннолетних, освобожденных из мест лишения свободы, с обязательным закреплением за конкретным субъектом про­филактики.

В целях предупреждения употребления спиртных напит­ков, наркотических и токсических веществ, среди учащихся средних и старших классов необходимо проводить ежеквар­тальную диспансеризацию, с целью выявления таких лиц и оказанием им своевременной медицинской и психологиче­ской помощи.

Таким образом, на сегодняшний день остается нерешен­ным довольно большое количество вопросов эффективности профилактических мероприятий, для решения которых не­обходимо организовать качественное взаимодействие между всеми субъектами данных мероприятий, проведение аналити­ческой работы по выявлению причин и условий, способству­ющих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолет­них, а также реализацию профилактических мер.





Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика