Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Уголовно-правовые и иные меры противодействия деятельности преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков
Научные статьи
11.02.16 11:51

вернуться

Уголовно-правовые и иные меры противодействия деятельности преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков

alt 
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Хворова О.Б.
11 90 2015
Настоящая статья посвящена проблеме разработки комплексного подхода к противодействию деятельности преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков, определены основные направления такого противодействия, проанализированы уголовно-правовые и иные меры.




Противодействие организованной преступности в сфере не­законного оборота наркотиков является одной из основных задач правоохранительных органов на данный момент и предполага­ет реализацию сложного комплекса уголовно-правовых и иных мер криминологического и общесоциального характера.

В связи со сложившейся наркоситуацией в нашей стране особенное внимание целесообразно уделить разработке мер по непосредственной борьбе с имеющимися преступными со­обществами и мер по предупреждению самодетерминации преступности, поскольку на данный момент уже существует достаточное количество криминогенных факторов, способ­ствующих организации и развитию преступности в данной сфере. Меры по предупреждению и противодействию в сво­ей основе имеют одну общую цель - пресечь преступную де­ятельность и не допустить совершения новых преступлений. Представляется целесообразным рассматривать такие меры в совокупности, как комплекс средств по борьбе с наркопре­ступностью.


 

Стратегия государственной антинаркотической поли­тики Российской Федерации до 2020 года определяет цели в данной сфере на обозначенный период: разработка мер по со­кращению предложения наркотиков; совершенствование си­стемы мер по сокращению спроса на наркотики. Целесообраз­но и комплекс мер по предупреждению и противодействию организованной наркопреступности разбить на две соответ­ствующие вышеобозначенным целям группы: меры по борь­бе с организацией и деятельностью преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков (сокращение предло­жения наркотиков); меры по борьбе с вовлечением в употре­бление наркотиков (сокращение спроса на наркотики).

Первой рассмотрим группу мер, направленных на со­кращение предложения наркотиков. Данные меры главным образом должны быть направлены на предотвращение орга­низации преступных сообществ и борьбу с их деятельностью. В ходе проведенного научного исследования были выявлены следующие направления, по которым требуется разработка адекватных мер борьбы:

1. Пресечение деятельности организаторов и руководи­телей преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков. Судебная практика показывает, что чаще всего привлекаются к ответственности за преступления в сфере не­законного оборота наркотиков мелкие сбытчики, перевозчики и т.д., тем самым заслоняя преступную деятельность руково­дителей и организаторов наркобизнеса, которые, несомнен­но, представляют для правоохранительных органов больший интерес, как лица, обладающие наибольшей общественной опасностью. По мнению А. М. Железнякова, эффективность предупреждения (противодействия) преступлений, соверша­емых преступными сообществами в сфере незаконного оборо­та наркотиков, зависит от своевременного выявления и ликви­дации системы (самого преступного сообщества), элементом которой данные преступления являются. В этих целях необхо­дим перенос акцента противодействия с личности изготовите­лей, перевозчиков и сбытчиков наркотиков (участников низ­шей ступени преступной иерархии) на личность создателей и руководителей преступных сообществ в сфере наркорынка.

Таким образом, деятельность правоохранительных орга­нов, помимо выявления всех участников и структурности пре­ступного сообщества, должна быть ориентирована на целена­правленное воздействие на лидеров организованных групп с целью нейтрализации их влияния на других участников и раз­общения преступного формирования. Только привлечение к уголовной ответственности организаторов и руководителей преступных сообществ может означать прекращение деятель­ности всего преступного сообщества или, по крайней мере, на­рушение механизма функционирования.

2. Выведение из криминальной среды производителей, изготовителей наркотиков и ликвидация сырьевой базы неза­конного наркопроизводства на территории Российской Феде­рации. Выведение из сферы незаконного оборота наркотиков вышеуказанных лиц лишит преступные сообщества необхо­димого для их деятельности наркотического сырья и, следова­тельно, снизит предложение наркотиков.

Интересно мнение по данному вопросу А. М. Железнякова, который считает, что изготовителей, перевозчиков и сбыт­чиков наркотиков необходимо разорять посредством ликви­дации сырьевой базы. Данный способ особенно актуален для регионов, где произрастают наркосодержащие растения (это, прежде всего, Дальневосточный федеральный округ). Специ­алистами НИИ Российской академии сельскохозяйственных наук разработаны современные биологические и химические средства уничтожения очагов произрастания дикой коноп­ли. Развитие применения данных технологий представляет­ся перспективным направлением борьбы с незаконным вы­ращиванием запрещенных растений. Вопросы уничтожения дикорастущих или культивируемых растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, регулируются специальными Положениями, утвержденными Правительством РФ. Согласно данному нор­мативному акту, уничтожению подлежат все нелегальные по­садки (легальными признаются посадки в учебных, экспери­ментальных, лечебных и промышленных целях), независимо от того, кому принадлежит земли, на которых они произрас­тают.

Также предупредительной и стимулирующей мерой было бы дополнение ст. 231 Уголовного кодекса РФ («Незакон­ное культивирование растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры») примечанием об освобождении от уголовной ответствен­ности. Такое освобождение было бы возможным при добро­вольной сдаче выращенных растений, сообщении о произ­веденных посевах растений и активном участим в раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Мнение о необходимости введения в ст. 231 Уголовного кодек­са РФ примечания поддерживают в своих трудах такие ученые, как А. М. Железняков5 и П. К. Смирнов. Примечание будет эффективной мерой по выведению лиц, деятельность которых представляет собой начальный этап преступной деятельности в сфере незаконного оборота наркотиков, из преступной дея­тельности и, как следствие, пресечению незаконного оборота наркотиков на первой стадии. Ведь если преступное сообще­ство не получит сырье для производства запрещенных средств или готовый наркотик, то и дальнейшая преступная деятель­ность станет затруднительной или невозможной вовсе.

  3. Усиление контроля в сфере легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем. В деятель­ности преступных сообществ в сфере незаконного оборота нар­котиков процесс легализации денежных средств, полученных преступным путем, и дальнейшее их использование играет важную роль по сокрытию следов и последствий совершенных преступлений. Данный процесс является неотъемлемой ча­стью наркобизнеса, средством быстрого обогащения лидеров преступных сообществ. Средства, полученные преступным путем, направляются на закупку сырья для изготовления нар­котиков, оплату работы участников преступного сообщества, строительство химических лабораторий и покупку нового оборудования для производства наркотиков. Также немалая часть средств идет на расширение и упрочение коррумпиро­ванных связей, которые служат поддержкой и своеобразной страховкой для наркобизнеса и лично лидеров преступных со­обществ. По мнению Е. Б. Анисимова, значительная часть до­ходов, полученных преступным путем (наркодоходов), после отмывания направляется лидерами преступных сообществ в высокодоходные отрасли легальной экономики, что также способствует увеличению благосостояния лидеров и, следова­тельно, возможностей преступного сообщества.

Самые распространенные способы легализации преступ­ных доходов8: вывоз денежных средств в страны с льготным налогообложением и соблюдением тайны банковского вклада; организация бизнеса такого типа, где проведение аудиторской проверки затруднено (ресторан, автомойка, развлекательный центр и т.д.); легализация преступно полученных средств по­средством проведения операций с ними в казино и иных игор­ных заведениях по всему миру, в процессе которых не остается документации для проведения тщательных аудиторских про­верок; дробление крупной суммы денег на несколько более мелких и хранение их в разных банках; отмывание денег по­средством покупки-продажи товаров и услуг по искусственно завышенным ценам и др.

Разнообразие способов отмывания средств, полученных преступным путем, осложняет процесс выявления и раскры­тия таких преступлений. Сравнительно недавно появивши­еся уголовно-правовые (статьи 174 и 174.1 Уголовного кодек­са РФ) и уголовно-процессуальные нормы, устанавливающие ответственность и порядок привлечения к ответственности за такие преступления, еще недостаточно отработаны правопри­менительной практикой и несовершенны, что также осложня­ет процесс борьбы с легализацией преступных доходов. Для эффективности предпринимаемых правоохранительными органами мер по данному направлению представляется необ­ходимым знание субъектами правоохранительных органов и суда особенностей функционирования современной финансо­вой системы, данных об организационной структуре и доку­ментообороте. По мнению Е. Б. Анисимова, отсутствие таких знаний способствует сохранению высокого уровня латентно­сти преступлений в данной сфере и, как следствие, приводит к недостаточности предпринимаемых правоохранительными органами усилий.

4. Борьба с коррупцией. Злоупотребление служебным положением, взятки и непосредственное участие должност­ных лиц в деятельности преступных сообществ являются также проблемой противодействия наркобизнесу. Связь пре­ступных сообществ с государственными структурами способ­ствует созданию благоприятной криминогенной обстановки для таких сообществ, является своеобразной страховкой для лидеров преступных сообществ. Так, Л. И. Романова в одной из своих научных работ пишет следующее: «В организован­ные наркогруппировки входят сотрудники правоохранитель­ных органов, осуществляющие прикрытие их деятельности, с одной стороны изымающие наркотики, с другой - их продающие и "крышующие" их безопасное распространение». Проведенные научными институтами МВД РФ и Генеральной прокуратуры Российской Федерации исследования судебной практики по делам, связанным с деятельностью преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков, показали, что процент дел, участниками которых являлись сотрудники правоохранительных органов, достаточно велик. Таким обра­зом, данная проблема является существенной помехой в про­тиводействии и предупреждении организованной наркопре­ступности. Повышение эффективности борьбы с коррупцией в данной сфере должно быть связано с принятием комплекса мер в различных отраслях: правовой, политической, органи­зационной. Разработкой таких мер на общегосударственном уровне занимаются созданные при государственных органах антикоррупционные комитеты.

Помимо уголовно-правовых и организационных мер так­же эффективными являются меры по предупреждению и про­тиводействию деятельности преступных сообществ в сфере не­законного оборота наркотических средств, предпринимаемые правоохранительными органами. Это действия, проводимые в ходе каждодневного мониторинга, а также в ходе крупно­масштабных целевых операций по выявлению и пресечению преступной деятельности организованных сообществ, контра­банды, незаконного вывоза наркотических средств: выявление и постановка на оперативный учет организованных преступ­ных сообществ, их участников; пресечение подготавливаемых и совершаемых организованными преступными сообщества­ми преступлений; целенаправленное воздействие на лидеров преступных сообществ с целью нейтрализации их влияния на других участников и разобщения преступного сообщества; реализация целевых комплексных программ борьбы с орга­низованной наркопреступностью специально создаваемыми и действующими на долгосрочной основе группами сотруд­ников правоохранительных и контролирующих ведомств на федеральном и региональном уровнях.

Только принятие мер по всем направлениям, обозначен­ным выше, сможет обеспечить как эффективную борьбу с дея­тельностью уже существующих преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков, так и предупредить органи­зацию новых.

    Меры по борьбе с вовлечением в употребление нарко­тиков (сокращение спроса на наркотики). Стратегия государ­ственной антинаркотической политики РФ на период до 2020 года предусматривает разработку системы мер, направлен­ных на оздоровление населения Российской Федерации путем снижения потребления наркотических средств и уменьшения неблагоприятных социальных последствий их употребления. Система включает в себя меры административного, обще­ственного и медицинского характера: государственную систе­му профилактики немедицинского потребления наркотиков; наркологическую медицинскую помощь; медико-социальную реабилитацию больных наркоманией. Борьба в данной сфере должна осуществляться в двух направлениях: изоляция потре­бителей от наркотиков, лечение и социальная адаптация лиц, больных наркоманией (развитие системы лечения и реабили­тации); параллельная разработка мер противодействия дея­тельности участников преступного сообщества по вовлечению новых лиц в потребление наркотиков (социальная и педагоги­ческая работа).

Специалисты-наркологи утверждают, что лицо, имею­щее наркотическую зависимость, добровольно не перестанет употреблять наркотики вследствие «нарушений соматических и психических функций внутренних органов человека, вы­званных хроническим отравлением данным наркотиком, от которого у человека и появилась зависимость». Изоляция и лечение больных наркоманией представляются наиболее эф­фективными посредством развития системы принудительного лечения. А. М. Железняков считает, что лечение наркозависимых должно стать конечной стадией комплекса мероприятий по борьбе с наркобизнесом и ликвидации его последствий.

Уголовное законодательство Российской Федерации не предусматривает норм о принудительном лечении наркома­нии, но устанавливает отсрочку отбывания наказания лицу, привлеченному к уголовной ответственности и больному нар­команией (ст. 82.1 Уголовного кодекса РФ). Условиями такой отсрочки является совершение впервые преступления, пред­усмотренного ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 или ст. 233 Уголовного кодекса РФ, и добровольное желание пройти лечение от нар­комании и реабилитацию. Данную меру нельзя считать до­статочной для решения проблемы борьбы с наркоманией. С одной стороны, отсрочка отбывания наказания может по­казаться лицу, осужденному по статьям 228, 231 или 233 Уго­ловного кодекса РФ, привлекательной и ради нее лицо готово будет пройти курс лечения от наркозависимости. С другой же стороны, данная норма может быть применима лишь к тем лицам, которые совершили предусмотренные статьей пре­ступления, что существенно сужает круг лиц, которые могли бы пройти такое лечение. А чем, например, отличается лицо, осужденное по ч. 1 ст. 228 Уголовного кодекса РФ за хранение наркотических средств в значительном размере, и больное наркоманией, от лица, совершившего аналогичное преступле­ние, но в крупном размере, и также больного наркоманией? Представляется целесообразным внести изменения в ст. 82.1 Уголовного кодекса РФ и сделать неопределенным круг пре­ступлений, совершив которые, лицо может рассчитывать на отсрочку отбывания наказания в связи с лечением от наркоза­висимости. Такие преобразования имели бы стимулирующий эффект: лица, больные наркоманией, совершают различного рода преступления (большая доля мелких краж совершается лицами в состоянии наркотического опьянения) и предостав­ление отсрочки отбывания наказания позитивно бы сказалось на их выборе пройти лечение.

   Другим актуальным на данный момент вопросом являет­ся введение уголовной ответственности за употребление нарко­тиков. Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает лишь административную ответственность (ст. 6.9. Кодекса об административных правонарушениях РФ «Потребление наркотических средств или психотропных ве­ществ без назначения врача») и санкции за данное правона­рушение в виде административных штрафа и ареста, а также выдворение из страны для иностранных граждан и лиц без гражданства. Госнаркоконтроль совместно с рядом мини­стерств по распоряжению Президента РФ занимается разработкой законопроекта о внесении изменений в Уголовный кодекс РФ об установлении уголовной ответственности за си­стематическое употребление наркотиков. Предполагается, что данная норма будет закреплена в новой ст. 230.1, ответствен­ность по которой будет наступать за систематическое употре­бление наркотиков, но при условии, что факт употребления наркотиков будет установлен в течение года после того, как это же лицо было привлечено к административной ответственно­сти за те же действия. То есть первоначальная административ­ная ответственность будет выступать в качестве своеобразного предупреждения, пренебрежение которым может привести к уголовной ответственности. Также рассматривается возмож­ность освобождения от ответственности в случае, если лицо, привлекаемое к ответственности за употребление наркотиков, добровольно согласится пройти курс лечения наркомании и последующую реабилитацию.

Большое значение в борьбе с наркоманией занимает так­же социальная работа по адаптации лиц, вылечившихся от наркомании, и по предупреждению вовлечения в употребле­ние наркотиков новых лиц. Задачей социальных служб явля­ется: формирование адекватного негативного отношения на­селения к наркотизации; обучение методам противодействия наркотизации.

    В данной статье был проведен анализ мер противодей­ствия и предупреждения деятельности организованной нар­копреступности по наиболее актуальным направлениям. Подводя итог вышеизложенному, следует обратить внимание на то, что наркобизнес - явление полиобъектное, охватывает различные сферы жизни общества и представляет угрозу как частным интересам, так и всему государству в целом. Такая полиобъектность предопределяет необходимость разработки различных мер борьбы по предупреждению и противодей­ствию наркопреступности. Только совокупность комплекса мер уголовно-правового, организационного, административ­ного и социального характера сможет гарантировать успеш­ность предпринимаемых усилий.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика