Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Меры предупреждения незаконной организации азартных игр и проблемы их совершенствования
Научные статьи
15.02.16 11:41

вернуться

Меры предупреждения незаконной организации азартных игр и проблемы их совершенствования



alt
Гаджиева А. А.
alt
Дамадаева А. М.

КРИМИНОЛОГИЯ
Гаджиева А. А., Дамадаева А. М.
11 90 2015
Настоящая статья посвящена исследованию проблем борьбы с преступлениями в виде незаконной организации азартных игр. В работе отмечается, что важным направлением профилактики и предупреждения незаконного игорного бизнеса является дальнейшее совершенствование уголовного законодательства. Известное внимание уделяется анализу качественных и количественных показателей преступности в сфере незаконного игорного бизнеса. Вскрыты факторы латентности данного вида преступности. Дается оценка эффективности мер, направленных на предупреждение незаконной организации азартных игр, отмечается их региональный оттенок в республиках Северокавказского федерального округа. Определяются пути повышения эффективности профилактического воздействия на преступность в сфере незаконного игорного бизнеса. Автор заключает, что объективное и всестороннее решение задач по предупреждению незаконной организации азартных игр возможно при условии дальнейшего совершенствования ответственности за данное преступление, а также распространения запрета на осуществление деятельности букмерских контор и тотализаторов вне игровых зон.

В современной России незаконный игорный бизнес про­должает оставаться одной из наиболее привлекательных сфер деятельности для криминальных структур, и особенно в организованных их проявлениях. Долгое время в уголов­ном законодательстве отсутствовали специальные нормы, устанавливающие ответственность за незаконный игорный бизнес. Уголовная ответственность за незаконную организа­цию азартных игр наступала по общей норме ст. 171 УК РФ, а само содеянное расценивалось как разновидность незаконного предпринимательства. Несовершенство уголовного законода­тельства весьма негативно сказалось на состоянии и динамике преступности, связанной с нелегальным игорным бизнесом.

Сложившаяся сегодня криминологическая ситуация в сфере противодействия незаконному игорному бизнесу по­зволяет констатировать сложность и многогранность этого процесса и невозможность его осуществления на произволь­ной основе без законодательно-нормативного обоснования и уголовно-правового регулирования.


 

    Федеральным законом от 20 июля 2011 г. № 250-ФЗ Уго­ловный кодекс РФ был дополнен специальной нормой ст. 171.2 «Незаконная организация азартных игр», а Кодекс Россий­ской Федерации об административных правонарушениях — ст. 14.1.1, которая предусмотрела штрафную ответственность юридических лиц за аналогичное деяние. В первоначальной редакции ст. 171.2 устанавливала ответственность только в случае извлечения крупного дохода от игорного бизнеса, что существенно сказывалось на организации мер его предупреж­дения. В соответствии с изменениями, внесенными Федераль­ным законом от 22 декабря 2014 № 430-ФЗ, для привлечения к уголовной ответственности лиц, осуществляющих проведение азартных игр, теперь нет необходимости устанавливать объем извлеченного дохода. А сам состав преступления в виде неза­конной организации азартных игр стал формальным.

В рамках общеправовых мер противодействия незакон­ному игорному бизнесу также были приняты Федеральный закон «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ (далее — Закон), который предусмотрел создание четырех игровых зон: в Калининградской области, Алтайском, Краснодарском и Приморском краях, за пределами которых открытие игровых заведений запрещено. Кроме того, данным Законом был установлен запрет на организацию и проведение азартных игр с использованием информационно-телекомму­никационных сетей и средств связи. В русле противодействия незаконному игорному бизнесу во многих субъектах были приняты региональные нормативные акты, касающиеся игор­ного бизнеса. Так, в Республике Дагестан 9 марта 2006 г. был принят Закон, нормами которого наложен запрет на деятель­ность по организации и проведения азартных игр.

Разумеется, принятие целого комплекса правовых норм, регламентирующих игорный бизнес и устанавливающих от­ветственность за незаконное его осуществление, в целом поло­жительно сказывается на его предупреждении и пресечении. Однако, как показывают результаты практических исследо­ваний, социологических опросов, изучения материалов уго­ловных дел, эффективность практики противодействия неза­конному игорному бизнесу все еще невысока и не отвечает в полной мере сложившейся сегодня криминогенной ситуации в данной сфере.

По имеющимся официальным данным, состояние и ди­намика преступлений и правонарушений в данной сфере продолжают вызывать серьезную обеспокоенность со стороны общества и государства. Только в 2014 г. в результате проверок деятельности игорных и лотерейных заведений, расположен­ных вне игорных зон, выявлено 552 преступления, в том числе 180 преступлений, предусмотренных ст. 171 УК, направлено в суд более 120 уголовных дел, из них 40 по ст. 171 УК осуждено 76 лиц. За вышеуказанный период выявлено 22275 админи­стративных правонарушений, из них по статье 14.1.1 КоАП — 13220. Изъято более 335 тысяч единиц игорного оборудования. По выявленным административным правонарушениям нало­жено штрафов на сумму свыше 200 млн рублей.

При оценке приведенных выше данных следует учиты­вать высокую степень латентности незаконного игорного биз­неса, что создает известные трудности в противодействии дан­ному виду преступности. В рамках настоящего исследования была предпринята попытка выявить факторы латентности данного вида деятельности. С этой целью было опрошено 125 сотрудников правоохранительных органов (60 сотрудников прокуратуры, 65 - органов полиции). Респонденты в своем большинстве (89 %) сообщили, что при проведении ими опе­ративных мер по выявлению подпольных казино и игровых за­лов организаторы незаконного игорного бизнеса, как правило, не устанавливаются, так как оперативно-значимой информа­цией о деятельности залов игровых автоматов владеет узкий круг лиц (владелец, оператор, реже охранник). И поэтому на практике случаи их привлечения к уголовной ответственно­сти — достаточно редкое явление. Сами же организаторы не­ легальных игровых заведений (покерные клубы, казино, залы игровых автоматов) осуществляют преступную деятельность крайне осторожно, соблюдают строгие условия конспирации своей незаконной деятельности. В частности, они предпочита­ют работать только со старыми и проверенными клиентами, используют SMS-оповещения, пароли, рекомендации, полу­ченные от других постоянных клиентов. Организаторы редко появляются в своих подпольных заведениях и контролируют игровой бизнес через цепочку проверенных людей. Для выяв­ления и последующего документирования нелегальной игор­ной деятельности сотрудникам полиции требуется проведе­ние широкого спектра оперативно-розыскных мероприятий, начиная с проверочной закупки, заканчивая обследованием помещений и участков местности, с последующим изъятием образцов документов и игрового оборудования, на проведение которых задействуется значительные силы и средства.

В числе наиболее сложного для выявления опрошенные сотрудники правоохранительных органов назвали «завуалиро­ванный» игорный бизнес. После принятия комплекса право­вых мер незаконный игорный бизнес ушел в «подполье» и осу­ществляется крайне осторожно, под прикрытием формально законных заведений, таких как «букмекерская контора», «ин­тернет-клубы», «компьютерные залы». После закрытия 1 июля 525 заведений игорного бизнеса сейчас только в Москве вполне официально работают 47 пунктов ставок букмекерских кон­тор, 98 компьютерных клубов, 73 лотерейных клуба, 59 лоте­рейных терминалов.

Сегодня многие игорные дома поменяли вывески, теперь это «Пицца», «Бильярдная», «Пивной бар» и т.д., днем свои заведения держат на замке, а ночью открывают их и действу­ют, зарабатывая миллионы. Анализируя ситуацию с игорным бизнесом в Республике Дагестан, министр МВД РД А. Магоме­дов отметил: «То, что игровые заведения в республике продол­жают работать подпольно, преимущественно ночью, и ставки за вход увеличились с поправкой на полный запрет этой дея­тельности, сомнений не вызывает. Молодежь продолжает втя­гиваться в эту трясину, на кон ставятся значительные суммы, автомашины и даже состояния».

Латентность игорного бизнеса значительно возрастает также в связи с приобретением им «обезличенного характе­ра». Не секрет, что особенно низкой раскрываемостью обла­дает игорный бизнес в Интернете. Широкий размах преступ­ности в виде незаконного игорного бизнеса в Интернете связан с ее высоким уровнем латентности, в связи с тем, что данные преступные посягательства можно совершить за секунды, на­ходясь в любом конце света. По экспертным данным, в настоя­щее время в Интернете насчитывается более 1400 сайтов, пред­лагающих своим посетителям попытать счастья в азартных играх. Привлекательность интернет-казино, нелегальных лоте­рей, фиктивных брокерских контор обусловлена относитель­ной доступностью и легкостью их «организации» в Интернете.

В этой связи в целях предупреждения незаконного игор­ного бизнеса необходимо осуществлять мониторинг данных в сети Интернет о действующих игорных заведениях, осущест­влять систематически проверки на предмет соблюдения зако­нодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.

По данным правоохранительных органов, после введения запрета на организацию азартных игр количество компьютер­ных клубов резко выросло. Подавляющее большинство игро­вых залов продолжили работу в привычном формате, просто перерегистрировавшись в качестве залов мгновенной лотереи. Оказывается, в российском законодательстве просто не про­писано, чем лотерейное оборудование должно отличается от оборудования для азартных игр. И «однорукий бандит» теперь на законных основаниях считается автоматом для розыгрыша мгновенных лотерей. В итоге, если до 1 июля 2009 г. в Москве работало около 500 игорных заведений, то сегодня легально действуют более 350 лотерейных и компьютерных клубов.

Продолжают совершенствоваться схемы «бизнесменов» игорного бизнеса. Получают распространение такие способы маскировки данного вида деятельности, когда начинку игро­вых автоматов закладывают в терминалы по оплате сотовой связи и интернета, расположенные в обычных магазинах и на автомойках. Безусловно, найти и уничтожить эти замаскиро­ванные игровые автоматы возможно, а вот наказать конкрет­ных лиц, причастных к незаконной организации азартных игр, сложнее.

Наибольшую обеспокоенность вызывает сращивание преступности в сфере игорного бизнеса с представителями властных структур: полицейскими, чиновниками, депутатами различных уровней. Показательными в этом плане являются следующие примеры.

В августе 2012 г. подполковник полиции М. вступила в сговор с организатором игорных клубов, до 2014 г. она пред­упреждала его о проверках, чтобы он успевал заменить оборудование.

Широкий общественный резонанс получило дело о пре­сечении деятельности подпольного казино в развлекательном комплексе «Золотая империя» в Махачкале. По словам быв­шего вице-премьера Ризвана Курбанова, казино прикрывали покровители среди сотрудников правоохранительных органов и прокуратуры республики, а числившееся закрытым заведе­ние «Золотая империя» продолжало работать и процветать. Основной игорный зал замаскирован в глубине помещения. За многочисленными переходами было обнаружено 42 игро­вых автомата. За дверью шкафа-купе располагался потайной вход в VIP-зал, где находились рулетка, семь тысяч фишек и шесть покерных столов.

Противодействие незаконному игорному бизнесу во многом зависит от деятельности участковых, в функции кото­рых входит реализация мер по борьбе с игорным бизнесом. Однако в большинстве случаев участковые прикрывают его, делают вид, что на их участках не существует игорных заведе­ний, перешедших в подполье. Поэтому, несмотря на запре­ты, игровые заведения в Республике Дагестан, да и в других регионах, продолжают работать благодаря коррупционной ее составляющей. Функционирование игровых заведений дей­ствительно невозможно без покровительства милицейских, прокурорских и судебных органов, хотя бы только потому, что есть закон о полном запрете игрового бизнеса на территории республики.

Латентность незаконного игорного бизнеса обусловлена также и наличием отдельных пробелов в законодательстве, регулирующем букмекерскую деятельность, под которую ча­сто маскируются незаконные игорные заведения. В частности, в Республике Дагестан возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 171.2 УК РФ в отношении индивидуального предпринимате­ля, организовавшего проведение азартных игр в букмекерских конторах, имевших на территории края 38 пунктов приема платежей. Размер незаконно полученного дохода составил 60,7 млн руб.

К сожалению, в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ устанавливаются изъятия для букмекерских контор и тотализаторов, им разрешено осуществлять свою деятель­ность и вне территорий игорных зон. Лазейки в законе уме­ло использовала игорная мафия, которая незамедлительно воспользовалась возможностью легализации азартных игр - открываются псевдолотерейные магазины и суррогатные букмекерские конторы. В этом направлении заслуживает об­суждения проблема запрета деятельности букмекерских кон­тор вне игровых зон. Еще в 2007 г. по инициативе прокурора Саратовской области было предложено распространить за­прет на осуществление деятельности вне игровых зон для тота­лизаторов и букмекерских контор. Однако по сей день данный вопрос остается открытым. Положительным представляется опыт Кыргызского государства, где парламентом одобрен за­прет на деятельность букмекерских контор. При этом депута­ты свое решение объяснили заботой о молодежи, ведь в азарте люди проигрывают не только зарплаты, но и машины, квар­тиры и даже целые состояния. По результатам проведенных автором опросов населения 77 % убеждены в необходимости запрета букмекерских контор и тотализаторов и рассматрива­ют их деятельность как азартные игры. Азартные игры - есть эффект сильного возбуждения, в азарте это состояние только усугубляется. В игре подобное состояние игрока, которым он охвачен, входя в раж, заставляет его стремиться к выигрышу любой ценой. Последствия непреодолимой азартности из­вестны человечеству: десятки тысяч разрушенных семей, суи­циды, банкротство, последствия можно перечислять бесконеч­но долго. Запрет на азартные игры был принят не для того, чтобы осложнить людям жизнь, напротив, чтобы человек не обогащался без разрешённого труда.

С учетом специфичности и ментальности народов Кавка­за требует уяснения также вопрос о роли ислама в противо­действии незаконному игорному бизнесу. Как известно, в ис­ламском мире отношение к казино резко отрицательное, в большинстве мусульманских стран они запрещены. Правда, в ряде роскошных гостиниц в таких странах, как Сирия, Па­кистан, Саудовская Аравия, казино все же работают. Однако посещать их могут только иностранцы. Такое двоякое отноше­ние к азартным играм недопустимо. Именно поэтому весьма жесткими методами игровой бизнес «выдавлен» из Чеченской республики, которому было обещано физическое уничтоже­ние в случае продолжения незаконной деятельности. Говоря о мерах, предпринимаемых религиозными деятелями в Респу­блике Дагестан, следует упомянуть о решении Совета имамов г. Махачкалы, призвавших владельцев саун, ночных клубов, казино и залов игровых автоматов закрыть или перепрофили­ровать свои заведения. В случае игнорирования этого призыва будут опубликованы в официальной печати имена «сеятелей пороков», а информация об их деятельности будет доведена до джамаатов сел, районов и их родственников.

В отдельных регионах апробируются различные мето­дики противодействия игорному бизнесу и предупреждения лудомании среди молодежи и подростков. Однако опыт их реализации не всегда положителен. Так, попытка обществен­ности пресечь деятельность незаконных игорных заведений завершилась противостоянием между правоохранителями и активистом организации «Молодая гвардия Единой России», куратором федерального проекта «Агенты» в республике Эду­арда Салахутдинова. В Республике Дагестан органами власти было предложено создать при каждой районной либо город­ской администрации специализированные комиссии, кото­рые будут решать вопросы выявления незаконно действую­щих залов, вопросы перевозки, отключения игровых залов от энергии и газоснабжения.

Нисколько не умаляя эффективность мер, предприни­маемых на муниципальном и общественном уровнях (в том числе и религиозными организациями), считаем, что проти­водействие незаконной организации азартных игр должно осуществляться, прежде всего, мерами уголовно-правового воздействия, для этого необходимо обеспечить неотврати­мость уголовной ответственности и наказания. Важным пред­ставляется дальнейшее совершенствование уголовного и уго­ловно-процессуального законодательства.

Как показывают практические исследования, в незакон­ном игорном бизнесе задействованы не только его организа­торы и участники, но и владельцы площадей и помещений, где этот бизнес расположен, многие из них заведомо знают о характере деятельности арендатора помещений. Как правило, ни в одно игорное заведение нет свободного доступа, их место­нахождение чаще всего конспирируется, существует строгий фейсконтроль для посетителей, все заведения снабжены систе­мой видеонаблюдения и физической охраны. Следовательно, все находившиеся в этих заведениях лица, и в том числе соб­ственники помещений, знают о незаконности проводимых в этих помещениях мероприятий, понимают, что игорная дея­тельность запрещена федеральным законодательством.

По результатам проверочных мероприятий, проводимых органами внутренних дел, установлены 20 собственников, ко­торые предоставляли помещения организаторам незаконной игорной деятельности на основании договоров аренды либо субаренды. Собственники помещений к административной ответственности не привлекались, так как они непосредствен­но не являлись организаторами игорного бизнеса, а за сдачу помещений организаторам игорной деятельности админи­стративная ответственность не предусмотрена.

В этой связи назрела необходимость установить уголов­ную и административную ответственность за систематическое предоставление помещений для проведения азартных игр.

Имеет смысл также рассмотреть вопрос о введении за­прета на хранение игорного оборудования (как игровых авто­матов, так и иного игорного оборудования) вне территорий, отведенных для осуществления игорного бизнеса.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сформулировать ряд выводов:

1. Очевидным фактом является необходимость дальней­шего изменения действующей в настоящий момент в Рос­сийской Федерации законодательной базы, регулирующей игорный бизнес. И, прежде всего, следует совершенствовать механизмы уголовно-правового противодействия незаконной организации и проведению азартных игр.

2. Среди мер криминологического предупреждения не­обходимо задействовать ресурсы, заложенные в традициях и обычаях народов Кавказа, известный вклад в противодействие игорному бизнесу могут внести общественные и религиозные деятели, однако переоценка их роли недопустима.


Криминология




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика