Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Специфика исламской теологии в современном российском образовательном пространстве
Научные статьи
17.02.16 11:53


Специфика исламской теологии в современном российском образовательном пространстве

  
alt
 
МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО
Седанкина Т. Е.
11 90 2015
В статье рассматриваются понятия теологии, теологической рефлексии, а также анализируется специфика исламской теологии и ее место в современном образовательном пространстве, приводятся ответы на вопросы о том, кто такой исламский теолог и каковы основные направления профессиональной деятельности мусульманского теолога.

В последние годы в религиозно-философской и теоло­гической литературе прослеживается тенденция к расши­рительному истолкованию теологии. Так, канадский като­лический теолог и философ Бернард Лонерган (1904-1984) утверждает, что «теология представляет собой рефлексию по поводу религии. Она служит опосредующим звеном между религией и культурой. Ее функция состоит в том, чтобы про­яснить значение и ценность религии в контексте любой из су­ществующих культур». Киевский богослов Ю. Черноморис называет теологию второй философией с претензией на ста­тус мета-науки: «Теология дает ответы на те же три вопроса: о человеке, мире и Боге. Но дает их, используя не только разум, но и веру, поскольку теология - все-таки часть религиозного мировоззрения». Он ратует за диалог теологии, философии, гуманитарных и естественных наук, заявляя, что современная теология освобождается от метафизического мышления, ис­пользуя достижения феноменологии, герменевтики и комму­никативной прагматики.


 

Один из виднейших представителей теологической фи­лософии XX в. Мари Жозеф Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955) заявлял, что благодаря рефлексии человек выделился из цар­ства животных, смог сосредоточиться на самом себе, овладев самим собой как предметом, способным «уже не просто по­знавать, а познавать самого себя; не просто знать, а знать, что знаешь». Рефлексия - это приобретенная сознанием способ­ность сосредоточиться на самом себе, это цепочка внутренних сомнений, обсуждений с собой, вызванных возникающими в жизни вопросами, недоумениями, трудностями, поиск вари­антов ответа на происходящее или ожидаемое. Это не только знание или понимание себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают рефлексирующего.

Согласно «Теологии освобождения», ярчайшим предста­вителем которой является священник Густаво Гутьеррес Ме- рино (1928), теологическая рефлексия должна выступать как разум веры, вырастающий из конкретных жизненных отно­шений. Густьеррес был убежден, что каждый верующий - это теолог, а каждый рефлексирующий над своей верой, рождает теологию. Фрейфрей Бетто (1944) несколько конкретизировал данную мысль, подчеркнув, что теологи - это те, чья рефлек­сия научно осмыслена и в то же время сопричастна сознанию общины. К. М. Антонов в своей статье «Теология как научная специальность», опровергая вышеупомянутую точку зрения, констатирует, что теология как форма рефлексии весьма огра­ничена и не может выходить за рамки церковного вероучения.

Чтобы разобраться в данном противоречии, проанализи­руем теологическую и богословскую формы теоретического религиозного сознания, претендующие на богопознание, ис­пользующие в разной степени инструменты и критерии раци­ональности.

Как указывает А. А. Радугин: «Теология - это высший уро­вень религиозного сознания, ставящий перед собой цель раци­онального обоснования религиозного вероучения в той фор­ме, как оно сформулировано в канонических учениях, а также приспособления этого вероучения к особенностям обществен­ного сознания на том или ином этапе его развития»5. Причем в теологическом сознании выделяется два основания: аксио­матическое (догматическое) и теологическое (рациональное обоснование). Аксиоматическую часть составляют догматы - основные положения вероучения. Догматы принимаются на веру в силу их абсолютного авторитета. Теологическая часть осуществляет обоснование этих догматов рациональным пу­тем. Таким образом, в теологии преобладают формально-ло­гические методы с преобладанием инструментов и критериев рациональности, что сближает ее с научным познанием.

Принципы рациональной рефлексии широко применя­ются в исламской теологии - теологии, получившей развитие в рамках мусульманской традиции. Ислам представляется ра­циональной религией с собственными четко разработанными фундаментальными положениями и принципами, опираю­щимися на Коран и Сунну. Ибн Аль-Араби (1165-1240) - ара­бо-мусульманский «рационализирующий» философ, стремя­щийся свести все «таинства веры» к некой всеобъемлющей концептуальной системе, с одной стороны, и одновременно отрицающий значение рациональных суждений и общепри­знанных социально-религиозных норм, с другой, выделял три основных вида познания: интеллектуальное, основанное на рассуждениях; непосредственное переживание в состоянии экстатического транса; боговдохновенное познание «таинств», имеющее сверхразумную природу, присущее пророкам и «свя­тым». Как видим, в данном философско-теологическом учении переплетаются как рациональные, так и иррациональные ме­тоды познания, последние из которых сближают теологию с богословием - богопознанием одновременно рациональными и иррациональными средствами, важнейшим из которых явля­ется вера. «Столпы веры» - основные догматические положения ислама: (вера в Аллаха, в ангелов, в Священные Писания, ни­спосланные Аллахом, вера в пророков; в Судный день, в предо­пределение) изучаются мусульманскими теологами как рацио­нальными, так и иррациональными способами познания, но в любом случае они ни в коей мере не подвергаются сомнению.

Перефразировав фразу Ю. Р.Селиванова - комментатора «Феноменологии духа» Г. Гегеля относительно философии, по­зволим себе заявить, что «в теологию нельзя попасть случайно, нельзя заниматься теологией и не знать при этом, что зани­маешься теологией. Для теологического мышления требуется вполне определенная подготовка. Для этого обыкновенному сознанию необходимо отказаться от своих привычек и на­учиться «ходить на голове». В связи свышеизложенным ви­дим, что вопрос о статусе теологии как науки пока не является однозначным, однако в настоящее время теология явственно «поднимается с колен» после атеистических десятилетий.

ПриказомМинистерства образования Российской Федера­ции от 02.03.2000 № 686 утверждена специальность теолога, а 23 января 2015 г. ВАК принято решение о включении теологии в номенклатуру научных специальностей. В настоящее время многие классические вузы ведут подготовку специалистов в этой области. В 2002 г. после получения Казанским Российским исламским институтом лицензии на подготовку бакалавров те­ологии в нем был основан теологический факультет.

    Как отмечает д.и.н., профессор Р. А. Набиев, стоящий у истоков основания Российского исламского университета (РИУ) и в настоящее время активно преподающий в стенах Российского исламского института (РИИ): «Стало очевидным, что высшее мусульманское образование достижимо в рам­ках университетской (светской) исламской теологии. Отсюда ориентир - именно на интеграцию религиозного образова­ния в образовательное пространство России. С учетом этого обстоятельства, РИУ с момента основания по своей органи­зационно-правовой форме стал негосударственным высшим профессиональным образовательным учреждением, облада­ющим правом выдачи диплома гособразца. Действительно, становление вуза происходило не просто, шло через стол­кновение мнений и интересов, но, в конечном итоге, удалось главное - сохранить и продолжить его развитие». Профессор Р. А. Набиев подчеркнул, что именно Татарстану, находяще­муся на стыке восточной и западной культур, где происходит распространение опыта ведения толерантного межконфесси- онального, межкультурного диалога, принадлежит важная роль в решении сложных геополитических задач России, а потому и кадры, которые готовятся в системе мусульманского образования, должны соответствовать уровню и масштабу воз­лагаемых задач. «Надо полагать, что именно в последние годы происходит осознание необходимости укрепления и развития важного субъекта диалога, а именно создание мусульманской элиты, кадров со знанием тонкости и глубины исламской цивилизации».

Так что же такое теология и кто такой теолог?

«Теология - это взгляд на религию изнутри, в отличие от религиоведения. Теология смотрит не только на учение о Боге, но и на существование мусульман внутри сообщества. Непра­вильно сужать теологию только к атрибутам Бога, ангеологии и т. д. Теология смотрит на эти вопросы намного шире. Тео­логия подразумевает внутриконфессиональный подход», - от­метил Рафик Мухаметшин на круглом столе на тему «Теоло­гия - учение о Боге и или конфессиональное религиоведение», прошедшем в Российском исламском институте (г. Казань) 23 декабря 2014 г. Как заметил ректор Московского ислам­ского университета Дамир Хайретдинов: «Для российской уммы включение в образовательный стандарт дисциплины "Теология" является новым этапом развития исламского об­разования. Теология изучает религиозное мировоззрение из­нутри. Это попытка интегрировать религиозное образование в светскую сферу и, вместе с тем, применить методику обучения светской школы в религиозных учебных заведениях. Многие классические вузы начали вести подготовку специалистов в этой области».

   Профессия теолога в российском обществе становится все более востребованной. В соответствии со стандартом образова­ния теология является светской дисциплиной. Теолог - это спе­циалист, который освоил логику развития как традиционного бо­гословия с углубленным изучением религиозных дисциплин, так и логику светской науки. Исламский теолог - это практикующий мусульманин, изучающий ислам изнутри, в отличие, например, от культурологов и исламоведов, которые изучают ислам со сто­роны. Мусульманский теолог - это специалист в области ислама, имам-хатыб, в то же время имеющий светское образование. Тео­лог - профессионал с широким кругозором. Он вооружен знани­ями, как в области религии, так и в области общегуманитарных и естественно-научных дисциплин. В частности, он разбирается в социологии, психологии, педагогике, политологии, истории и культуре разных народов. Теолог постоянно совершенствует и расширяет свои знания. Научно-исследовательская и методи­ческая работа потребует от него аналитического и логического мышления, развитого литературного языка, а работа в области образования, воспитания, а также социальной направленности - коммуникабельности и ораторского мастерства. Он должен быть терпеливым, доброжелательным, отзывчивым, уметь вниматель­но выслушать и поддержать человека.

Проанализировав федеральный государственный обра­зовательный стандарт, учебные программы по направлению «Теология», а также специфику трудоустройства выпускни­ков РИИ, нами были сформулированы основные направления профессиональной деятельности специалиста-теолога, а так­же виды деятельности в зависимости от места его работы.

Специалисты теологии осуществляют профессиональную деятельность в следующих областях: научно-исследовательская работа в области истории и теории религии, религиозно-фило­софских проблем бытия человека и современной цивилизации; в составе экспертных комиссий и в качестве независимых экс­пертов государственных, муниципальных, конфессиональных и общественных организаций, средств массовой информации; в области государственно-конфессиональных отношений; в обра­зовательных учреждениях, таких как средняя школа, в связи с вве­дением предмета «Основы религиозных культур и светской эти­ки» из шести разных модулей; воспитательная работа с детьми и молодежью, а также в группах социальной адаптации и реаби­литации; взаимодействие с местными органами государственной власти (строительство центров реабилитации, благотворитель­ных организаций, осуществление психологической помощи по телефону доверия); издательская и переводческая деятельность;

Виды деятельности исламского теолога, в зависимости от места его работы: теологи-преподаватели читают соответ­ствующие дисциплины (теология, философия, богословие, история религии) в образовательных учреждениях, проводят воспитательные мероприятия в детских садах; специалисты учреждений госбезопасности выступают в качестве аналити­ков по профилактике деятельности экстремистских культов и сект; теологи, работающие в общественных организациях и СМИ, консультируют и дают независимую экспертную оцен­ку по вопросам религий; в обязанности теолога, служащего в мечети, входит организация кружков и секций, молодежных клубов, организация отдыха для детей и взрослых; в учрежде­ниях социальной адаптации и реабилитации этот специалист проводит беседы с пациентами; теологи часто выполняют обя­занности переводчиков с арабского.

Таким образом, исламский теолог - универсальный спе­циалист. Он может реализовать себя в совершенно разных от­раслях. «Теологи востребованы в качестве школьных учителей (предмет "Основы религий"). В высших и средних специаль­ных учебных заведениях они преподают такие дисциплины, как религиоведение, арабский язык, основы религии. Также специалист в области теологии может работать в научно-ис­следовательских учреждениях, книжных издательствах и сред­ствах массовой информации в качестве переводчика или ре­дактора религиозных текстов. Владея иностранными языками, теолог может найти себя в сфере религиозного туризма. Часть выпускников специальности "Теология" устраиваются рабо­тать в мечети».

      В заключение хочется привести слова Ю. Черноморца: «Утверждение теологии как науки должно сопровождаться воспитанием интеллектуальных лидеров. Лучшая часть обще­ства уже открыта к теологии».


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика