Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Обеспечение участия граждан в охране общественного порядка как условие развития институтов гражданского общества
Научные статьи
18.02.16 15:45

вернуться

Обеспечение участия граждан в охране общественного порядка как условие развития институтов гражданского общества

alt 
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО
Сайфуллин Э. В.
11 90 2015
В статье анализируются проблемы на пути становления гражданского общества современной России, формы взаимодействия институтов государства и формирующихся институтов гражданского общества в сфере обеспечения правопорядка, рассматриваются перспективы решения указанных проблем.


В период глубоких социально-экономических преобразо­ваний в России возникают новые проблемы взаимодействия общества и права, приобретающие особый характер в связи с формированием правового государства, становлением си­стемы народовластия, рыночной экономики. Соотношение гражданского общества, права и государства является сегодня одной из наиболее актуальных и вместе с тем самых сложных проблем юриспруденции, поскольку последнее время в раз­работку и реализацию государственной политики в сфере за­щиты и охраны прав и свобод человека и гражданина все чаще вовлекаются институты гражданского общества.

В государствах с достаточно развитой демократической системой власти институты гражданского общества функци­онируют независимо от того, поддерживают государственную политику или противостоят ей, поскольку это обычная среда общественных отношений. Только в таких условиях общество способно ограничивать притязания государства в отношении граждан, что способствует стабильности и уравновешенности государственной власти. Инфраструктуры такого рода суще­ствуют в странах, где создание гражданского общества проис­ходило параллельно со становлением государства.


 

Становление и развитие гражданского общества, имею­щего единственный вектор развития - человек как его главная ценность, представляет собой довольно-таки длительный и непростой процесс, который включает формирование гори­зонтально-структурированной совокупности независимых общественных организаций и различных форм индивидуаль­ного участия граждан, объединенных единой целью. Главным должно стать не противостояние общества и государства, а их объединение в цели развития человека. Принятая в 2008 г. Концепция долгосрочного социально-экономического раз­вития Российской Федерации на период до 2020 года в каче­стве стратегической цели имеет определение путей и спосо­бов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономи­ки, укрепления позиций России в мировом сообществе.

Основным содержанием Концепции является то, что все общественные и государственные институты получают общую направленность действий, при которой любые цели напря­мую зависят от стратегической и подчиняются ей. Это основ­ной вектор развития государственной политики, несмотря на основной признак гражданского общества как самоорганизу­ющейся и саморазвивающейся системы.

Общество, государство не могут и не должны повторять длительные вековые традиции и долгий путь развития инсти­тутов гражданского общества по примеру развитых демокра­тий. Поэтому государственная власть вынуждена прибегать к ускорению процессов формирования и развития институтов гражданского общества. Так, с вступлением в силу Федераль­ного закона № 193-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в РФ появился новый правовой ин­ститут, позволяющий урегулировать спор в досудебном порядке. В России особенности формирования и развития ин­ститута участия граждан в управлении делами государства связаны с поддержкой со стороны государственной власти.

Формирование и развитие институтов гражданского об­щества включает действенный механизм общественного кон­троля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов государственной власти. Одной из га­рантий возможности общественного регулирования является открытость государственных институтов и прозрачность их деятельности.

В настоящее время наиболее остро среди социальных про­блем государства стоит проблема обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Рассматривая данный вопрос, следует отметить, что реальное участие граждан в дан­ной сфере откроет новые возможности в формировании эф­фективного механизма предупреждения правонарушений, а также позволит использовать потенциал общественных орга­низаций для участия в разработке государственной правовой политики в сфере внутренних дел и контроля над ее реализа­цией.

Для решения данной проблемы был принят Федеральный закон от № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественно­го порядка», в котором ясно и четко прописаны основные по­ложения, права и обязанности граждан, которые по своей воле занимаются осуществлением охраны общественного порядка на территории Российской Федерации.

К сожалению, данный Федеральный закон определяет формы участия граждан в охране общественного порядка, не определяя виды общественных объединений правоохра­нительной направленности. Исключение составляет опреде­ление правового статуса добровольной народной дружины. Проанализировав законодательство различных уровней и опыт деятельности различных общественных объединений и органов муниципального самоуправления, можно сделать вы­вод, что это не единственные общественные организации, уча­ствующие в охране общественного порядка.

Поэтому можно выделить различные формы участия граждан и их объединений в охране общественного порядка. Например, внештатные сотрудники полиции, общественные пункты охраны порядка, советы профилактики правонару­шений, общественные советы, формируемые при органах го­сударственного управления, добровольные народные дружи­ны, казачьи общества и иные общественные формирования, деятельность которых направлена на обеспечение реализации прав и защиты жизненно важных интересов личности.

Также, рассматривая Федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка», можно заметить существенные недостатки, а именно это касается правового статуса, материально- технического обеспечения деятельности, гарантий социально-правовой защиты, и самое главное, специальной подготовки народных дружинников.

Помимо вышеперечисленных проблем представляется возможным сказать еще об одной группе проблем, возникаю­щих в сфере участия населения в охране общественного поряд­ка и общественной безопасности. Во-первых, в большинстве случаев отсутствует активная часть населения, заинтересо­ванная в достижении общественно значимых целей в области правопорядка, а во-вторых, не налажен механизм вовлечения институтов гражданского общества в деятельность по борьбе с правонарушениями и преступлениями.

Известный ученый М. В. Шедий определяет, что «в Рос­сии гражданское общество все еще слабо организовано, раз­вивается крайне медленно, не выступает как совокупность общественно значимых институтов и не имеет необходимых материально-технических, финансовых, информационных и медийных ресурсов».

    В подтверждение вышесказанного были проведены раз­личные социальные опросы населения. Так, например, АНО «Левада-центр» проводила анкетирование, задав вопрос: «Что, по вашему мнению, мешает людям самостоятельно, без участия властей объединять свои усилия, предпринимать со­вместные действия для решения своих проблем и обществен­но важных задач?» Большинство респондентов не верят в то, что такая деятельность может принести весомые результаты, также они считают, что люди живут по принципу «моя хата с краю» и их не волнуют проблемы других людей. Чуть мень­шее количество опрошенных отметило, что большинство людей не способны объединиться, договориться, прийти к обще­му мнению.

Также в своей статье «Взаимодействие граждан и поли­ции: состояние и перспективы» М. В. Жерновой и В. В. Глухов, по данным ВЦИОМ, заметили широкую распространенность во взаимодействии граждан с сотрудниками полиции состо­яния «нервозности, настороженности». Далее идет реакция «возмущения, обещания жаловаться». На третьем месте - «же­лание избежать контакта с сотрудниками полиции».

Иными словами, необходимо создать эффективное органи­зационное обеспечение деятельности органов внутренних дел по повышению общественного доверия и поддержке граждан. Под организационным обеспечением деятельности органов вну­тренних дел следует понимать совокупность средств, приемов и методов, используемых органами внутренних дел в пределах своей компетенции для укрепления общественного доверия к себе и обеспечения поддержки своей деятельности с более ин­тенсивным привлечением граждан и их объединений к участию в управлении делами государства в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности.

    Важность решения выявленных проблем участия граждан в охране общественного порядка и безопасности определяется тем, что преодоление недостатков в функционировании органов внутренних дел возможно лишь при условии создания эффек­тивных форм социального контроля над работой полиции и повышения роли и значения деятельности институтов граждан­ского общества в указанной сфере. Правовое и организационное обеспечение участия граждан в охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности имеет немаловажное значение в рамках обеспечения безопасности как отдельно взя­той личности, так и общества и государства в целом.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика