Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О политическом принципе «равенства прав и свобод человека»
Научные статьи
19.02.16 11:56

вернуться

О политическом принципе «равенства прав и свобод человека»

alt
Курманов А. С.
alt
Миннигулова Д. Б.


 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Курманов А. С., Миннигулова Д. Б., Ишмуратов М. М.
11 90 2015
В статье раскрываются правовые основы принципа всеобщего равенства на примере положений Конституции РФ и общепризнанных принципов и норм международного права. Обосновывается, что принцип равноправия и запрещения дискриминации является важнейшей частью как национальных, так и международно-правовой систем. Как базовая ценность он заложен в большинстве современных конституций, в том числе в Конституции России. Отмечены нормативные правовые акты, в соответствии с которыми возможны правовые ограничения принципа равноправия.

Принцип равенства, в соответствии с которым все члены общества должны быть поставлены в одинаковые условия, всегда был и остается одним из важнейших идеалов справед­ливого общественного устройства. Как политический прин­цип он был известен еще в Древней Греции.

На всем протяжении развития цивилизации понятие равенства все глубже проникает в общественное сознание, и в настоящее время государство признается демократическим и является таковым только при условии, что оно признает прин­цип равенства в отношениях между людьми и прилагает все силы для осуществления его на практике. Задачей демокра­тического государства является устранение существующего в любой форме неравенства в обществе. Принцип равноправия и запрещения дискриминации является важнейшей частью как национальных, так и международно-правовой систем. Как базовая ценность он заложен в большинстве современных кон­ституций, в том числе в Конституции России.

Важность указанных конституционных положений осо­бо подчеркивается в утвержденном Президентом Российской Федерации Указе от 10 января 2000 г. № 24 «О Концепции на­циональной безопасности Российской Федерации» из которо­го следует, что во внутриполитической сфере национальные интересы России состоят в сохранении стабильности... на­ционального согласия... а также в нейтрализации причин и условий, способствующих возникновению политического и религиозного экстремизма и их последствий - социальных, межэтнических и религиозных конфликтов.

Истории известны слу­чаи массового нарушения данного права, например, в фашистской Германии су­ществовало неравенство в правах так называемых лиц арийской расы и других граждан (особому притесне­нию и массовому истребле­нию подвергались евреи), в ЮАР до принятия в 1994 г. временной конституции существовал апартеид, ко­ренные африканцы, другие категории небелого населе­ния не имели прав граждан.

В ряде стран существовали резервации для коренного населения (в Канаде, Ко­лумбии, США, в Австралии, Новой Зеландии), ограничи­вающие свободу их передви­жения. Формой националь­ной дискриминации можно признать притеснения, направленные против русскоязычного населения в некоторых странах, бывших республиках СССР. Однако и борьба с дискриминацией имеет свои исторические корни.

Дискриминация может выражаться в отказе в предо­ставлении услуг, приеме на работу, учебу, либо увольнении с работы, в необоснованном задержании лиц определенной национальности, игнорировании обращений определенной части населения, требовании освободить занимаемое жилое помещение, покинуть населенный пункт или выехать из госу­дарства и т.п.

В преамбуле Всеобщей декларации прав человека значит­ся, что признание равных прав всех членов человеческой семьи является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

Окончательное утверждение этого принципа в его ны­нешней форме произошло после окончания Второй миро­вой войны, что стало логическим следствием того активного процесса развития международного права, началом которого было принятие Устава Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларации прав человека.

Положение ст. 19 Конституции РФ полностью соответ­ствует Международному пакту о гражданских и политических правах, Европейской конвенции о защите прав человека и ос­новных свобод7, Всеобщей декларации прав человека, провоз­гласившей, что каждый человек должен обладать всеми права­ми и всеми свободами, провозглашенными декларацией.

При сопоставлении ст. 19 Конституции РФ с нормами Всеобщей декларации прав человека видно, что Конституция России не ограничивается только повторением ст. 2 Всеобщей декларации, она конкретизирует их применительно к услови­ям нашей страны.

Сказанное означает, что не допускаются какие-либо огра­ничения прав человека по указанным в Конституции основа­ниям. Приведем в подтверждение пример из практики Кон­ституционного Суда РФ, который в одном из постановлений указал, что принцип равенства в полной мере относится и к регулированию права граждан России избирать и быть из­бранными в органы государственной власти.

Данное положение Конституции о недопущении каких- либо ограничений прав граждан нашло закрепление в некото­рых федеральных законах, например: Трудовой кодекс РФ в ст. 3, прямо запрещает дискриминацию в сфере труда.

Равноправие в юридическом смысле подразумевает, что субъекты обладают одинаковым набором прав, свобод, обя­занностей и ответственности, т.е. равенством возможностей.

Статья 19 Конституции содержит примерный перечень дискриминационных признаков, однако он не является ис­черпывающим. Это подразумевается в формулировке «дру­гие обстоятельства». Примеры ограничения по признакам, не указанным в данном перечне, встречаются на практике. Например, в результате проведенного разбирательства Кон­ституционный Суд РФ определил, что к одному из дискрими­нирующих обстоятельств может относиться возраст гражданина.

Юридическое равенство выступает как один из аспектов социального равенства наряду с экономическим, культурным, политическим и др. Но оно совмещается с фактическим не­равенством людей, что связано с их психофизиологическими особенностями, материальным положением, уровнем жизни, социальными условиями и иными факторами. В действую­щем российском законодательстве правовое равенство высту­пает в виде принципа равноправия, имеющего универсаль­ный, общеправовой характер. Равноправие граждан является основополагающим принципом правового положения чело­века и гражданина в обществе и государстве.

По справедливому мнению Н. С. Бондаря, проникнове­ние принципа равноправия в систему прав и свобод просле­живается в содержании практически всех статей главы 2 Кон­ституции РФ. Например, формулировки: «равным образом» (ст. 8), «равны перед законом» (ч. 4 ст. 13, ч. 2 ст. 14), «равные возможности» (ст. 20), «равный доступ» (ч. 4 ст. 32), «наравне» (ч. 3 ст. 62) и др. - свидетельствуют о равном правовом статусе граждан РФ.

Исключения из правила о равноправии допускаются только в случаях, предусмотренных самой Конституцией или федеральным законодательством. Например, ст. 32 Основного закона гласит, что не имеют права избирать и быть избран­ными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Еще одним примером является предусмотренная Конститу­цией РФ неприкосновенность Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей (статьи 91, 98, ч. 2 ст. 122). Уголовный кодекс допускает некоторое от­ступление от принципа равенства всех перед законом при привлечении к ответственности виновных лиц и назначении им наказания. Так, согласно ст. 59 УК смертная казнь не назна­чается женщинам, а также лицам, совершившим преступле­ния в возрасте до восемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора шестидесятипятилет­него возраста.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика