Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные аспекты трансформации политической системы Башкортостана на современном этапе
Научные статьи
19.02.16 12:00

вернуться

Основные аспекты трансформации политической системы Башкортостана на современном этапе

alt
Евдокимов Н. А.
alt
Салахутдинова Р. Р.
alt
Аюпов М. А.
alt
Газизова Л. И.
 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Евдокимов Н. А., Салахутдинова Р. Р., Аюпов М. А., Газизова Л. И.
11 90 2015
Статья посвящена анализу политико-трансформационных процессов, происходящих в Республике Башкортостан на современном этапе развития региона. Выделены основные направления изменений, происходящих в политической системе, обозначены основные тенденции государственной политики, а также изменения, произошедшие в политической элите Башкортостана.

Анализ трансформации политической системы Респу­блики Башкортостан на современном этапе предполагает ус­ловное вычленение трёх групп проблем. Во-первых, это транс­формация управленческого аппарата и политической элиты, вызванная серьёзными кадровыми изменениями. Во-вторых, это изменения, происходящие в механизме принятия реше­ний и их осуществлении, что наиболее заметно в процессе реализации государственной политики в социально-экономи­ческой сфере. В-третьих, это изменения таких институтов по­литической системы, как партии и бизнес-сообщества.

Рассмотрим указанные элементы более подробно. Транс­формация политической системы Республики Башкортостан определяется тем, что на сегодняшний день здесь сложилось три основные группы политической элиты. Во-первых, поли­тические лидеры, которые активно участвовали в становлении республиканской властной системы на рубеже веков, но затем в силу объективных и субъективных причин отошли от актив­ной политической жизни, сохранив при этом высокий статус и авторитет, а также влияние в ряде общественных сфер (на­ука, образование, промышленный сектор и т.д.). Во-вторых, руководители, которые были связаны лично с бывшим пре­зидентом республики и не могут рассчитывать на сохранение прежних позиций в сегодняшних условиях. Они составляют так называемую контр-элиту. Третью группу составляет про­фессиональные чиновники, ориентированные на выполнение своих функций и работу во власти независимо от субъектив­ных факторов.


Приход к власти в республике Р. З. Хамитова несколько лет назад привёл к серьёзным кадровым перестановкам. Из­начально они коснулись Администрации Президента и Пра­вительства, но постепенно подобная участь постигла и глав муниципальных образований. С течением времени новым ру­ководителем почти полностью был обновлен кадровый состав руководства муниципальных районов и городских округов, в том числе сменился и глава администрации города Уфы.

   Для современной ситуации в регионе характерна неста­бильность структуры республиканского правительства. Перво­начально функции премьер-министра выполнял сам Р. З. Ха­митов, затем руководителем правительства был назначен А. Илимбетов, но вскоре глава региона достаточно неожиданно возвратился к модели оперативного управления правитель­ством. Премьер-министр А. Илимбетов был лишён своих полномочий. Еще через два месяца произошла отставка всего правительства и через два дня утверждение новой структуры высшего исполнительного органа республиканской власти. Должность премьер-министра была ликвидирована. Согласно новой структуре, Президент Башкортостана руководил дея­тельностью правительства республики и членов правитель­ства. Заместители премьер-министра координируют работу министров, председателей государственных комитетов, ру­ководителей ведомств. Произведённые изменения являлись не столько отставкой предыдущего правительства (по своему персональному составу оно не слишком изменилось), сколь­ко попыткой «переформатировать» деятельность высшего исполнительного органа, эффективность работы которого не устраивала действующего главу региона.

Но в ноябре 2015 г., без объяснения причин, должность премьер-министра была вновь восстановлена, на этот пост на­значен Р. Х. Марданов. Подобная непоследовательность сви­детельствует, на наш взгляд, об отсутствии у власти чёткой стратегии и понимания того, как должен выглядеть и работать эффективный региональный государственный аппарат.

В результате административной реформы к республикан­ским органам исполнительной власти были отнесены мини­стерства, государственные комитеты и ведомства Республики Башкортостан (в том числе агентства, комитеты, управления, комиссии, инспекции республики). Был ликвидирован ряд органов власти, например, Министерство связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан и Государствен­ный комитет РБ по предпринимательству и туризму. Мини­стерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан оказалось полностью реорганизовано путём присоединения к нему Управления государственной служ­бы занятости населения Республики Башкортостан. Помимо этого, в республике образовывались четыре государственных агентства. Агентство по печати и средствам массовой информа­ции Республики Башкортостан взяло на себя функции ликви­дированного Министерства связи и массовых коммуникаций Республики Башкортостан. Оно стало курировать вопросы из­дательско-полиграфической деятельности, распространения печатной продукции, развития телекоммуникационных сетей и иные аспекты развития массовых коммуникаций. Воссоздан­ное Агентство по информационным технологиям Республики Башкортостан курирует вопросы связи и информатизации. Так как развитие туристической сферы было провозглашено одним из приоритетов республики, то Государственный ко­митет Республики Башкортостан по предпринимательству и туризму в сфере туризма был преобразован в Агентство по ту­ризму Республики Башкортостан. Функции данного комитета в сфере предпринимательства были переданы Министерству экономического развития Башкортостана. В структуре Пра­вительства появилось также Агентство по территориальному развитию Республики Башкортостан, которое курирует соци­ально-экономическое развитие различных районов Башкорто­стана.

Трансформация элиты была вызвана не только приняти­ем чисто административных решений, оказался кардинально изменён и имидж региональной власти. Р. З. Хамитов активно работал со средствами массовой информации, вёл страничку в «Живом журнале» в сети Интернет. По аналогии с этим, тре­бования, связанные с повышением открытости власти, были предъявлены ко всем государственным органам и главам му­ниципалитетов.

Это привело к серьёзному повышению авторитета реги­онального руководителя в глазах населения на первоначаль­ном этапе. Согласно опросу ВЦИОМ, показатель полного и относительного доверия со стороны опрошенных респонден­тов к Президенту Республики Башкортостан Р. З. Хамитову составлял 60 %, что даже несколько превышало в тот период (2010-2011 гг.) уровень доверия в регионе к Председателю Пра­вительства РФ (на тот момент) В. В. Путину.

Р. З. Хамитов воспринимался населением в качестве по­ложительного человека, современного руководителя и поли­тика. Респонденты отмечали, что его личностные характери­стики существенно выделяются в лучшую сторону. Вместе с тем большое число опрошенных респондентов затруднились с ответом (до 48 %), что можно рассматривать как косвенный признак недостаточной яркости, узнаваемости и публичности Р. З. Хамитова в начальный период его правления.

Серьёзное внимание было уделено активизации деятель­ности законодательной власти. Р. З. Хамитов обозначил основ­ные приоритеты развития республики, попросив депутатов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкор­тостан внести соответствующие поправки в законодательство. Надо отметить, что это дало свой результат. Менее чем за пол­года, в 2011 г. было принято 54 новых закона, которые касались различных сфер общественной жизни. Особенно важными представляются законодательные документы, направленные на дальнейшее развитие и совершенствование местного само­управления, законодательства о выборах, проведение рефе­рендумов, урегулирование вопросов деятельности обществен­ных объединений.

Одним из приоритетных направлений государственной политики становится стабилизация межэтнического равнове­сия. С этой целью, а также с целью упрочить позиции регио­нальной элиты на уровне федерального центра Р. З. Хамитов объявил 2011 год Годом укрепления межнационального согла­сия. Крупнейшим мероприятием в рамках этого проекта ста­новится проведение в Уфе в феврале 2011 г. заседания Прези­диума Госсовета России по вопросу «О мерах по укреплению межнационального согласия в российском обществе», которое провёл Президент страны Дмитрий Медведев.

Это позволило заявить о том, что в республике межэт­нические противоречия практически отсутствуют, хотя и есть некоторые аспекты, требующие внимания. Например, вопрос о статусе башкирского языка и объёмах его преподавания в школах республики, вопрос об объективном отражении чис­ленности населения ряда этнических групп. Но при этом про­блема этнократии и формирования элиты по этническому признаку была практически снята с повестки дня.

Говоря о втором направлении трансформации политиче­ской системы - изменениях в механизме принятия решений, следует отметить, что они коснулись, прежде всего, реформ в социально-экономической сфере. В основу социально-эконо­мической политики местной власти лёг тезис «Работа. Зар­плата. Жильё». Для реализации этого тезиса необходимо ре­шение ряда задач. В первую очередь, следует сократить отток работоспособных граждан из республики, что пока не удаётся сделать. Для этого необходимо создать новые рабочие места и решить проблему безработицы, особенно в молодёжной сре­де. Этот процесс идёт, но недостаточно быстро, что объясняет­ся, в том числе, тяжёлой экономической ситуацией в стране. Во-вторых, необходимо повысить жизненный уровень граж­дан, главным образом, путём повышения заработной платы. Наконец, стимулирование строительства социального жилья должно помочь в частичном решении жилищной проблемы. В качестве важного направления социального развития регио­на было также выделено повышение качества жизни работни­ков культуры.

Надо отметить, что жители Башкортостана в целом по­ложительно воспринимают существующую социально-эконо­мическую ситуацию в республике и оценивают ее как впол­не удовлетворительную. Вместе с тем, несмотря на попытки власти изменить ситуацию, население не считает, что за по­следнее время в республике произошли какие-либо серьёзные улучшения и полагает, что изменения необходимы.

Весьма заметным и важным событием в жизни региона стало проведение в июле 2015 г. в Уфе саммита ШОС и встре­чи лидеров стран БРИКС (объединяет Бразилию, Россию, Ин­дию, Китай, Южно-Африканскую Республику). Подготовка к престижным международным встречам позволила улучшить транспортную и гостиничную инфраструктуру Уфы, укрепить столицу Башкортостана в роли крупного экономического центра, что особенно важно в условиях возрастающей конку­ренции между регионами России вообще и Приволжского федерального округа в частности. Однако долгосрочные соци­ально-экономические последствия для региона проведённых саммитов пока не вполне просматриваются.

Наконец, третье направление политической трансформа­ции связано с изменением различных институтов политиче­ской системы республики. При этом надо иметь в виду, что в Башкортостане по-прежнему нельзя говорить о каком-либо политическом плюрализме ни на уровне региона, ни на уров­не муниципалитетов. Последние вообще не представляют интереса для политических партий, ибо депутаты местных советов могут обладать влиянием только в масштабе своего муниципального образования. При этом они, так или иначе, зависят от действий администрации района и региональных властей.

В этих условиях «Единая Россия» ожидаемо получила большинство на всех выборах в последние годы. Так как ее кандидаты были включены во все списки для голосования, они были лучше подготовлены в организационном плане. Кроме того, на кандидатов, которых поддерживала «Единая Россия», работал мощный партийный и административный ресурс. К тому же для выборов в сельской местности традиционно ха­рактерно голосование за партию власти, об этом косвенно свидетельствует и высокий процент явки избирателей в респу­блике.

Следует отметить, что большая часть отделений феде­ральных политических партий в РБ на местном уровне сегодня не готова работать. В период избирательных кампаний мно­гие партии, за исключением «Единой России», сталкиваются с проблемой эффективной организации собственной работы, что связано с отсутствием чёткой структуры и узнаваемых по­литических фигур в партийных организациях городов и райо­нов. Политические партии не пользуются большой популяр­ностью и в большинстве своем они не проникли на низовой уровень.

В целом же электоральные процессы в Республике Баш­кортостан имеют свои особенности, обусловленные историче­скими, экономическими, политико-культурными условиями, конфигурацией политических сил, а также этнополитически- ми факторами. Тенденции развития электоральных процессов в регионе находятся в русле общероссийских тенденций поли­тического развития и определяются совокупностью внешних (федеральных) и внутренних (республиканских), структурных и процедурных факторов.

Однако в целом деятельность партий и движений не играет существенной роли в политической жизни республи­ки. Это также связано с общей тенденцией падения интереса к политике со стороны населения, снижением мобилизацион­ных возможностей политических партий.

    То же самое касается деятельности общественных орга­низаций и движений, последний всплеск активности кото­рых приходится на период проведения митингов «За честные выборы» и митингов в поддержку Владимира Путина, про­шедших в городе Уфе в период с декабря 2011 по март 2012 г. Эти митинги носили исключительно федеральную повест­ку, особой региональной специфики в ходе их проведения не зафиксировано, то есть они стали частью общероссийского митингового тренда. В этом смысле митинги проходили по временному контексту и сценарию столичных мероприятий. Схожи были и требования митингующих.

Вместе с тем в республике стали появляться политические силы, выступающие в качестве противников действующей вла­сти. Несмотря на то, что оппозиция в республике пока не яв­ляется серьёзной политической силой, либерализация закона о политических партиях привела к появлению ряда структур, позиционирующих себя как оппоненты региональной власти.

На современном этапе развития Башкортостана важней­шим фактором социально-экономического развития респу­блики выступает взаимодействие государства, бизнеса и граж­дан. Действующий глава региона сменил стиль руководства предшественника в этом вопросе и обозначил проведение по­литики, совпадающей с приоритетами Москвы. Он сосредото­чил внимание на необходимости изменений в сложившемся моноцентрическом бизнес-пространстве республики и посте­пенно добился публичного обсуждения вопросов предпри­нимательства. На встречах с руководителями промышленных предприятий среди главных задач были названы привлечение инвестиций в новое производство и создание конкурентной среды. Позже на встрече с делегацией организации «Деловая Россия» и бизнес-сообществом состоялось обсуждение раз­вития малого и среднего бизнеса в республике, результатом которого стало подписание рамочного Соглашения о сотруд­ничестве. Основными проблемами, сдерживающими созда­ние благополучного предпринимательского климата, были признаны следующие: сложность правовой базы, администра­тивные барьеры и злоупотребления, недостаточная эффектив­ность институтов государственной поддержки предпринима­тельства. Важным шагом стало декларирование намерения создания равных условий для всех предпринимателей.

Таким образом, трансформация современной полити­ческой системы Башкортостана была связана с изменениями кадрового состава политической элиты региона и проявилась в серии административных преобразований, оживлении со­циально-экономической политики и придании некоторой от­крытости политическим институтам. Однако в целом прорыв­ных достижений в плане развития гражданского общества и инициативы, как и в сфере повышения эффективности власти, пока добиться не удалось. Полагаем, что это те задачи, кото­рые стоят перед республикой в ближайшие годы.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика