Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Особенности политической модернизации в современных условиях
Научные статьи
03.03.16 11:31

вернуться

Особенности политической модернизации в современных условиях

alt 
ПОЛИТИКА И ПРАВО
Златанов Б. Г.
11 90 2015
Рассмотрена политическая модернизация с учетом интересов правящего класса в поддержании в устойчивом состоянии политической системы. Доказано, что основными характеристиками политической модернизации являются: возрастание способности политической системы к успешной адаптации к новым социальным целям; создание новых видов институтов, обеспечивающих эффективный диалог между властными структурами и населением; рационализация власти и политической бюрократии; формирование новой политической культуры правящего класса и граждан государства; постоянное усовершенствование нормативно-правовой базы с учетом демократических стандартов.

В современной научной литературе понятие «поли­тическая модернизация» интерпретируется в различных смыслах. Отчасти это связано с узкой интерпретацией дан­ного термина в значении «модернизации политической системы общества», которая в настоящее время не соответ­ствует реальным многовекторным процессам политической модернизации современного общества. При этом полити­ческая действительность доказывает, что процесс полити­ческой модернизации представляет собой более сложный социально-политический феномен, чем его терминологи­ческое значение, и затрагивает политико-правовую, эконо­мическую, духовную и другие сферы общественной жизни. С изменением общественно-политической среды, а также характера интересов и потребностей различных социальных групп общества, параллельно и последовательно должны осу­ществляться преобразования во всех основных компонентах социальной системы. При этом трансформационные преоб­разования во всех сферах жизнедеятельности человека ока­зывают влияние на всю систему координат, в рамках которой осуществляется жизнедеятельность граждан отдельно взятого государства либо наднационального образования.


 

Процессы, происходящие в политической системе со­временной России, соответствуют характеристикам политиче­ской модернизации, поскольку понятие «политической модер­низации» предполагает трансформацию базовых институтов, норм, ценностей, ментальности граждан. Проанализировав основные подходы к исследованию понятия «политическая модернизация», можно предложить научному сообществу следующее значение сущности понятия политической модер­низации. На наш взгляд, понятие «политической модерниза­ции» имеет более глубокий методологический потенциал при рассмотрении данного термина не в общепринятой форму­лировке, при которой под политической модернизацией по­нимается процесс формирования современных политических институтов, а в контексте процесса качественных общественно­политических и политико-культурных изменений, направлен­ный на изменение посредством совершенствования всех сфер жизнедеятельности человека.

При этом основными характеристиками политической модернизации являются: возрастание способности полити­ческой системы к успешной адаптации к новым социальным целям; создание новых видов институтов, обеспечивающих эффективный диалог между властными структурами и насе­лением; рационализация власти и политической бюрократии; формирование новой политической культуры правящего класса и граждан государства; постоянное усовершенствование нормативно-правовой базы с учетом демократических стан­дартов.

Таким образом, модернизация политической системы общества - это не столько цель преобразований, сколько сред­ство решения более сложных и важных задач: формирование новых типов массовых политических практик, новой систе­мы ценностей.

Авторский подход к анализу процесса политической модернизации общества предполагает синтез некоторых сущностных идей современных теорий политической модер­низации и теорий политической культуры. Отталкиваясь от данных идей, а также идей историко-социологического и со­циокультурного подходов, необходимо учитывать влияние культурно-исторической специфики общества на эффектив­ность осуществления политической модернизации. Теорети­ческий взгляд на процесс политической модернизации можно определить как социокультурную модель политической модернизации общества. Любая социальная система находится в тесной связи с внешним миром, к которому ей следует адапти­роваться и развиваться в нём, при этом сохраняя способность к самосохранению и саморазвитию. При всех относительно гомогенных параметрах социальной системы именно соци­окультурная составляющая конкретного общества является уникальной. Она и обусловливает специфику и динамику процесса политической модернизации в контексте социаль­ных трансформаций современного общества.

Самобытность политической модернизации общества за­висит от различных факторов, и при этом важнейшее влияние на характер модернизационных процессов имеет специфика политической культуры, и одного из важнейших её элементов - политической ментальности. Политическая ментальность выступает неповторимым социокультурным феноменом, ко­торый проявляет себя через систему политических ценностей, в индивидуальном и коллективном политическом поведении людей, в традициях, политических предпочтениях и ожидани­ях. Ментальный вектор распространяется так глубоко, что даёт основания говорить об отличии современных обществ друг от друга, о национальном векторе развития политического про­цесса. Социокультурные составляющие общества, отражён­ные в политической культуре и политической ментальности людей, проявляются как этнокультурные особенности, при­сущие отдельно взятому народу и оказывающие влияние на трансформационные преобразования в обществе, определяя способность использования заимствованных политических и культурных новшеств.

Сохраняя собственное матричное ядро, процесс поли­тической модернизации позволяет социальной системе осу­ществлять коррекцию определённых параметров и структур, в которых имеется существенное отставание, с целью повыше­ния собственной стойкости и жизнеспособности.

Проведенный экспертный опрос среди политологов по­зволяет выделить показатели успешности политической модернизированности общества. Среди них следующие крите­рии:

-      легальность и легитимность существующих политиче­ских институтов;

-      уровень вовлеченности населения в систему представи­тельной демократии;

-       состояние и характер развития политической культуры;

-       зрелость структур гражданского общества.

Правильное осмысление правящим классом возможно­стей политической модернизации может способствовать ка­чественным структурным преобразованиям на политическом поле государства и направлено на поддержание в устойчивом состоянии политической системы.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика