Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Российская и советская историография философско-политического наследия Н. Макиавелли
Научные статьи
14.03.16 11:03

Российская и советская историография философско-политического наследия Н. Макиавелли


alt
Лукиянов М. Ю.
alt
Бондаренко А. В.
alt
Шаламберидзе О. В.
 
ФИЛОСОФИЯ И ПРАВО
Лукиянов М. Ю., Бондаренко А. В., Шаламберидзе О. В.
11 90 2015
В статье рассмотрена русская и советская историография философско-политического наследия Н. Макиавелли. Представлены основные подходы, интерпретации трудов Н. Макиавелли.



Никколо Макиавелли - один из известнейших и выда­ющихся философов и политических деятелей Итальянского возрождения. Он является одним из основоположников совре­менной политологии и концепций политического лидерства. Поэтому, интерес к его личности и философско-политическому наследию не утихает и по сей день. Не является исключением и Россия, где Макиавелли посвящена обширная историография.

Первый русский перевод «Государя», анонимный, остав­шийся в рукописи и архиве, был выполнен в конце XVIII века. Так что со времен Юрия Крижанича (XVII в.), впервые давшего интерпретацию Макиавелли в России, и до конца 60-х годов XIX русские читатели должны были довольствоваться оригина­лом или французскими и немецкими переводами Макиавелли.

В 1869 году в России впервые был издан солидный сбор­ник в который вошли трактат Макиавелли «Государь» и об­ширные «Размышления над первой декадой Тита Ливия». Со­ставителем и редактором перевода был известный в свое время поэт Н. С. Курочкин, который провел в Италии несколько лет и, видимо, по этой причине хорошо изучил итальянский язык и культуру. Составление этого первого сборника было тема­тически весьма удачным. Выдающийся русский историк того времени П. Н. Кудрявцев отмечал, что «Государь» и «Размыш­ления...» представляют из себя нечто целое, содержат единую мысль, должны читаться вместе.

Из дореволюционных переводов известны еще переводы Н. Затлера и М. С. Фельдштейна (фрагменты последнего вос­произведены в книге: Зарубежная литература. Эпоха Возрож­дения. М., 1976. С. 175-185). В настоящее время изданию 1869 г., страдающему неточностями, пришла на смену углубленная ра­бота над переводами Макиавелли. Образцовым считается пере­вод под редакцией А. К. Дживелегова 1934 года (вторично вос­произведен в 1997 году). Дважды издавался перевод «Государя», выполненной Г. Муравьевой (1982, 1998). Наконец, самый новый перевод «Государя» принадлежит К. А. Тананушко (1998, 2002).

    Наиболее солидным изданием советского времени был пер­вый том сочинений Макиавелли (М., 1934). Издание не имело продолжения, что еще раз показало неуместную злободневность текстов Макиавелли в условиях развивающегося тоталитаризма в СССР. Вскоре был арестован директор издательства «Academia» Д. Б. Рязанов, активный ини­циатор публикации Макиавелли. После этого, за исклю­чением 1939 года, когда вышел трактат Макиавелли «О воен­ном искусстве», в СССР рабо­ты итальянского мыслителя не публиковались.

  «Перерыв» закончился в 1973 г., когда в серии «Памят­ники исторической мысли» в переводе Н. Я. Рыковой вы­шла «История Флоренции»(неоднократные переиздания начались с 1987 года - эпохи «перестройки» в СССР). В 1982 году появился сборник избранного из Макиавелли, куда вошли «Государь», от­рывок из «Рассуждений на первую декаду Тита Ливия» и комедия «Мандрагора».

Сборник призван был по­казать Макиавелли прежде всего, как писателя, поэтому в жертву литературному из­яществу, ритму прозы иной раз приносилась точность смысла. Особенно это касает­ся перевода «Государя», вы­полненного Г. Муравьевой.

Вышеуказанный сборник Ма­киавелли почти полностью воспроизведен в 1998 году под общим названием «Государь» в серии «Антология мыс­ли». Вместо «Мандрагоры» в сборник попала «История Флоренции» и другие произ­ведения. Под тем же названи­ем «Государь» несколько раз стереотипно издавался новый сборник, в который вошли, как и в 1869 году, «Государь» и «Размышления над первой декадой Тита Ливия» (Перевод К. А. Тананушко). Сопоставление новых пере­водов показало их незначительную разницу.

Изучению философско-политического наследия посвя­щена достаточно обширная историография. Рассмотрим основные позиции, книги и направления. В тематической пер­спективе вначале нужно указать статьи В. И. Рутенбурга, М. А. Гуковского и И. Х. Черняка. Наряду с историографическими работами М. А. Юсима, эти обзоры дают в целом полную кар­тину состояния одного из разделов российской итальянистики. Укажем также на важнейшие монографические исследования о зачинателях изучения средневековой истории Италии в России. О Т. Н. Грановском (1813-1855) нам известны две относительно небольшие монографии и ряд статей, из которых укажем важ­нейшую, приложенную к изданию лекций Грановского.

Немало писал о гуманизме, реформации и Макиавелли историк П. М. Кудрявцев (1816-1858). К изданию его сочинений приложена статья Т. Д. Сергеевой, учитывающая предыдущие публикации. Однако труды Грановского и Кудрявцева не явля­лись исследованиями в строгом смысле этого слова. Это лекции или историческая публицистика, где в оценке такого европей­ского переворота как Возрождение и Реформация сказался сти­хийный демократизм их авторов, сочувствие к освободительно­му движению, развернувшемуся в Италии в годы их жизни.

Сильной стороной российской науки как XIX, так и ХХ, века было сохранение универсализма в подходе к истории ита­льянского Возрождения. А. Н. Веселовский, А. К. Дживелегов, Б. Р. Виппер, М. А. Гуковский, В. Н. Лазарев, В. И. Рутенбург были энциклопедическими учеными, умевшими работать различными типами источников, изучая эпоху Возрождения.

Давно признано, что лучшей советской работой тридца­тых годов ХХ века была статья А. К. Дживелегова «Никколо Макиавелли». Несмотря на некоторый присущий ей социо­логизм, она полностью сохранила свое значение блестящего очерка, основанного на богатых источниках, многие их кото­рых до сих пор крайне редко привлекаются.

Обзор отечественной историографии следует продолжить работами В. И. Рутенбурга (1911 - 1988), начавшего публиковать­ся по теме с сороковых годов. В главах «Истории Италии» (Т.1. М., 1970), книгах «Италия и Европа накануне Нового времени» (Л., 1974), «Титаны Возрождения» (2-е издание. СПб., 1991) и др., В. И. Рутенбург подчеркивает социальную обусловленность Возрождения раннекапиталистическими отношениями и срав­нивает Макиавелли с крупнейшими мыслителями - Т. Мором, Ф. Гвиччардини, Л. да Винчи. Особый интерес представляет раз­дел «Макиавелли - революционер», где Рутенбург опирается на идеи А. Грамши об интеллектуальной и моральной революции. Рутенбург энергично разводит понятия «Макиавелли» и «Маки­авеллизм», объясняя это тем, что Макиавелли стремился к оты­сканию реальных путей к независимости и усилению Италии.

А. Х. Горфункель глубоко проанализировал политическую философию гуманизма в связи с творчеством Макиавелли. В его книге «Философия эпохи Возрождения» (М., 1980) выделены проблемы философии и истории, судьбы и доблести, полити­ки и религии, политики и морали, государственного интереса у Макиавелли. Есть попытка обращения к темам «Макиавелли и макиавеллизм» и политической мысли после Макиавелли.

Известный итальянист и общественный деятель Л. М. Баткин рассматривает книгу Макиавелли «Государь» в контек­сте новоевропейской идеи личности. В ней, по мнению авто­ра, наиболее коренным образом сказалось интеллектуальная честность Макиавелли, т.е. редкая способность ума идти на­встречу проблеме до конца, не зажмуриваясь, не отворачи­ваясь над пропастью. Уже по одному этому мы не вправе по­просту отбросить образ «мудрого государя» как враждебный и разрушительный для будущей идеи личности, хотя у Маки­авелли свобода самоопределения индивида сразу же приняла безнравственный и даже внеличностный характер, все же это свобода составляла новое, поистине ренессансное и ценное условие той возникающей личности (... и ее нравственности), которую эта же макиавеллиева конструкция подрывала.

Рассмотрим серию работ отечественного специалиста по Ма­киавелли М. А. Юсима. В книге «Этика Макиавелли» (М., 1990) по­ставлены вопросы - совместимы ли политика и мораль, можно ли разрешить их противоречия, вписывается ли насилие, хотя бы и ре­волюционное, в рамки гуманистических принципов? Отстаивание истины, острый критицизм, жертвенное служение отчизне сделали Макиавелли едва ли не крупнейшей фигурой среди гуманистов той эпохи. В статье «Макиавелли и марксизм» М. А. Ю:им приходит к выводу, что история пишется не по законам морали, которые вы­ражают лишь человеческие пожелания в ее адрес. Ни Макиавелли, ни Маркс не оправдывают безнравственные реалии этого мира, они только пытаются - первый в более очеловеченной, второй в более абстрактной форме, найти выход из противоречия и определить меру человеческой свободы. Установленные ими истины не вечны, но вечен сам вопрос - и люди будут задавать его себе, пока суще­ствуют история и мораль. М. А. Юсим также вписывает концепцию власти у Макиавелли в специфически ренессансное понятие обнов­ления. У Макиавелли это «возврат к началу» политических образо­ваний, в которых заложена возможность обновления.

В целом в перечисленных книгах и статьях просматри­вается положительное отношение к личности и творчеству Макиавелли, который изображается великим гуманистом и патриотом, авторы статьи также разделяют эту точку зрения..

Особняком стоит небольшая вводная статья М. Блюмен- кранца, в которой явно под влиянием концепции об оборот­ной стороне возрожденческого титанизма и «безысходности» Ренессанса, созданной А. Ф. Лосевым, говорится, что дух воз­рожденческого титанизма, породивший тип сильной лично­сти, самоутверждающейся за счет индивидов более слабых, воплощается для Макиавелли в фигуре идеального правителя: целеустремленного, хладнокровно-расчетливого, жестокого, с несгибаемой волей, наделенного хитростью и коварством.

Психология и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика