Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Роль и место международных организаций в формировании единых принципов защиты окружающей среды
Научные статьи
15.03.16 14:43

Роль и место международных организаций в формировании единых принципов защиты окружающей среды


МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Аманташева А.Т.
12 91 2015
Проблема защиты окружающей среды – один из глобальных вопросов современности. Для минимизации и предупреждения негативного влияния на экологическую обстановку в мире мировым сообществом были сформулированы единые международные экологические стандарты. Непосредственную роль в создании единых международных экологических принципов сыграли международные институты. Данная статья посвящена таким природозащитным организациям и их влиянию на формирование единых международных принципов и стандартов в области экологии.

Состояние окружающей природной среды на сегодняш­ний день является одним из важнейших вопросов, поставлен­ных перед человечеством, которое в свою очередь стремится сделать свою жизнь максимально комфортной, зачастую при этом нанося ущерб природе. В связи с этим возникает потреб­ность минимизировать негативное влияние человеческой де­ятельности на окружающую среду, а по возможности и вовсе предупредить его.

Международные и национальные природозащитные ор­ганизации активно занимаются поиском способов сохранения природных ресурсов. Данный вопрос является одной из важ­нейших глобальных проблем, предусмотренных в различных конвенциях и программах ООН, и одной из Целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН. Международные организации, такие как Всемирный банк, сотрудничают с развивающимися странами, помогая им решать экологические проблемы и задачи, возникающие по мере развития этих стран. Принципиальной целью ОЭСР, в соответствии с Программой ОЭСР по Безопасности Окружаю­щей Среды и Здоровья (БОЗ), является содействие тем курсам, которые направлены на устойчивый экономический рост, сба­лансированный по экономическим, социальным и экологиче­ским аспектам.


 

В условиях интенсивного экономического развития вред окружающей среде неизбежен, однако он должен быть сведен к минимуму и быть экономически оправданным. Любые хо­зяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчетом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить такие пределы очень сложно, несмотря на то, что существуют пороги воздействия факторов, вызванных деятельностью человека. Они выражаются в нор­мативах допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Практи­чески для всех видов природопользования они установлены - в них состоит основа государственного регулирования в об­ласти охраны окружающей среды2. В Российской Федерации всесторонний анализ возможного воздействия планируемой деятельности на окружающую среду предусмотрен Федераль­ным законом «Об экологической экспертизе» для всех видов намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Но несмо­тря на данную процедуру, оценка последствий является слож­ным вопросом, при условии, что последствия могут наступить с течением длительного срока времени. Также необходимо учитывать появление новых технологий, что зачастую облегча­ет производство, но не минимизирует негативное влияние на окружающую среду и возможность аварийных случаев.

Примерами таких глобальных аварий могут служить: ка­тастрофа судна Exxon Valdez в 1989 г., платформы Deepwater Horizon в 2010 г., авария на заводе по производству глинозема Ajkai Timfoldgyar Zrt в окрестностях венгерского города Айка в 2010 г. и многие другие.

При этом сложность заключается не только в оценке, но и в необходимости снижения воздействия на окружающую сре­ду и создании экономических стимулов для природоохранных практик, а также создании надежных механизмов компенса­ций за ущерб окружающей среде.

В современном мире наряду с национальными вырабо­таны международные стандарты, обеспечивающие эколо­гическую безопасность, следуя которым можно просчитать экологические риски еще до реализации того или иного ин­вестиционного проекта. Однако они не носят обязательного характера, но зачастую являются необходимыми, в частности, для российских предприятий, работающих с иностранными инвесторами и кредиторами, а также планирующих сбыт про­дукции на внешних рынках.

Большой вклад в решение проблем охраны окружаю­щей среды вносит ООН. В природоохранительной деятельности участвуют все главные органы и специализированные учреждения ООН - Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет, региональные экономические комиссии (например, Европейская экономическая комиссия), Конфе­ренция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Органи­зация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Международная организация труда (МОТ), Орга­низация Объединенных Наций по вопросам продовольствия и сельского хозяйства (ФАО), Организация Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Международная комиссия по окружающей среде и развитию (MKOCP) и др.

В 1982 г. Генеральная Ассамблея OOH приняла Всемирную хартию природы, которая является развитием Стокгольмской декларации об окружающей человека среде (1972) и Всемирной стратегии охраны природы, разработанной МСОП (1980). 5 об­щих принципов хартии гласят: природа должна охраняться, а основные процессы в ней не нарушаться; генетическое разноо­бразие на Земле не должно ставиться под угрозу; принципы ох­раны природы должны распространяться на всю Землю — и на сушу, и на океан; все экосистемы и природные ресурсы должны использоваться так, чтобы сохранялась оптимальная устойчи­вая продуктивность; природа должна быть застрахована от де­градации, связанной с военными действиями. В 1986 г. принято решение о проведении в 90-х гг. крупной междисциплинарной Международной геосферно-биосферной программы (МГБП).

Эти инициативы привели к созданию Всемирной комис­сии по окружающей среде и развитию и принятию Монреаль­ского протокола и Базельской конвенции.

В 1992 г. была проведена первая конференция в Рио-де- Жанейро под названием «Саммит Земли», задачей которой было создание в обществе ориентации на сохранение окру­жающей среды на глобальном уровне. Во время конференции была принята Повестка дня на XXI век, целью которой было достижение устойчивого развития, то есть высокого качества окружающей среды и здоровой экономики для всех народов мира. Однако достижение данной цели возможно только при скоординированной деятельности различных участников об­щественной жизни. Как было отмечено подразделением ООН по устойчивому развитию, промышленность играет ключевую роль в достижении целей устойчивого развития в качестве по­ставщика товаров и услуг для общества, как источник создания рабочих мест и как активный участник в общинной жизни.

В 1992 г. BSI Group был опубликован первый в мире стан­дарт на системы экологического менеджмента для организа­ций — BS 7750. Он послужил моделью для создания стандар­тов ISO 14000, явившихся результатом Уругвайского раунда переговоров по Всемирному торговому соглашению и встречи на высшем уровне по окружающей среде и развитию в Рио- де-Жанейро в 1992 г. Стандарты ISO 14000 разрабатываются Техническим комитетом 207 (TC 207) Международной органи­зации по стандартизации (ISO).

Система стандартов ISO 14000 также использовала заре­комендовавшую себя модель международных стандартов по системам контроля качества продукции (ISO 9000). Первые стандарты из серии ISO 14000 были официально приняты и опубликованы в конце 1996 г. Данные стандарты позволяют обеспечить экологическую безопасность. следуя этим стан­дартам, можно просчитать экологические риски еще до реа­лизации того или иного инвестиционного проекта. Однакоони не носят обязательного характера, но зачастую являются необходимыми, в частности, для российских предприятий, работающих с иностранными инвесторами и кредиторами, а также планирующих сбыт продукции на внешних рынках.

Система стандартов обеспечивает уменьшение неблаго­приятных воздействий на окружающую среду на трех уровнях:

1.    Организационный - через улучшение экологического «поведения» корпорации

2.     Национальный - через создание существенного допол­нения к национальной нормативной базе и компонента госу­дарственной экологической политики.

3.    Международный - через улучшение условий междуна­родной торговли.

В декабре 1997 г. в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) было подписано между­народное соглашение, принятое в Киото (Япония). Оно обя­зывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов

Также существует комплекс добровольных принципов, разработанных и принятых банками для оценки экологиче­ских и социальных рисков при предоставлении проектного финансирования - «Принципы Экватора». Первая редакция Принципов была принята 4 июня 2003 г. на собрании бан­ков, проходившем в Вашингтоне, округ Колумбия. В течение первых трех лет применения Принципы поддержали сорок финансовых учреждений. Концепция «Принципов Экватора» базируется на природоохранных и социальных стандартах, применяемых Международной финансовой корпорацией (IFC) — членом группы Всемирного банка, осуществляющей финансирование в частном секторе.

Эти принципы применяются в глобальном масштабе для кредитов в сфере банковского проектного финансирования с общей суммой капитальных затрат не менее 50 млн долларов (в США снижено до 10 млн долларов).

Международные стандарты не заменяют национальных законодательных требований, а обеспечивают систему опреде­ления того, каким образом можно повлиять на окружающую среду и как выполняются требования международного и на­ционального законодательства.

Не является учреждением ООН, но осуществляет свою деятельность по договору с ООН, МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии). Созданное в 1957 г., МАГА­ТЭ ведет широкие исследования по использованию атомной энергии, разрабатывает меры по технике безопасности при использовании ядерного топлива и занимается защитой окру­жающей среды от опасности радиоактивного заражения.

Также большое внимание проблемам охраны окружаю­щей среды уделяют такие организации, как Организация эко­номического сотрудничества и развития (ОЭСР), Европейское экономические сообщество (ЕЭС), Организация американ­ских государств (ОАГ), Лига арабских стран по вопросам об­разования, культуры и науки (АЛЕКСО) и т.д.

Проблемы защиты окружающей среды, обострившиеся в современном мире, не могли остаться не замеченными между­народными неправительственными организациями (МНПО), специализирующимися на вопросах охраны окружающей среды, а также проявляющими интерес к экологическим про­блемам, помимо вопросов их основной сферы деятельности (науки, образования, здравоохранения, экономики, религии и др.). Такие организации инициируют конкретные подхо­ды к решению многих экологических проблем и побуждают правительства к заключению соответствующих соглашений; лоббируют правительства и межгосударственные структуры с целью принятия необходимых решений; осуществляют на­блюдение за деятельностью правительств и межгосударствен­ных структур в тех или иных сферах международной жизни и за выполнением государствами и межправительственными организациями взятых на себя обязательств; а также мобили­зуют общественное мнение и способствуют возникновению чувства причастности «простого человека» к крупным между­народным проблемам4.

Большинство МНПО, обладающих специальной приро­доохранительной компетенцией, занимаются вопросами ох­раны отдельных природных объектов или видов природных ресурсов. Среди них - Международный совет по охране птиц, Всемирная федерация по защите животных, Международная федерация по охране альпийских районов, Европейская феде­рация по охране вод и т.д.

Наиболее крупной и авторитетной МНПО является Меж­дународный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный в 1948 г. во Франции. МСОП содействует сотрудничеству между правительствами, национальными и международными организациями, а также между отдельны­ми лицами, занимающимися вопросами охраны природы и сохранения природных ресурсов путем проведения соответ­ствующих национальных и международных мероприятий. Членами МСОП могут быть как правительства стран, так и от­дельные государственные органы, учреждения, общественные организации, другие коллективы, вносящие свой вклад в дело охраны природы. От Российской Федерации членами МСОП являются Государственный комитет по охране окружающей среды, Всероссийское общество охраны природы и др.

Высшим органом МСОП является Генеральная Ассам­блея, сессии которой проводятся один раз в три года. В пери­од между сессиями Генеральной Ассамблеи делами Междуна­родного союза управляют Совет МСОП во главе с Президентом МСОП и бюро Совета (7 человек).

Природоохранительная деятельность МСОП ведется в шести основных направлениях, каждое из которых возглав­ляется комиссией (по национальным паркам, по политике, праву и управлению и др.). Членами комиссий являются госу­дарственные и общественные деятели, ученые и другие лица, активно сотрудничающие в достижении целей охраны окру­жающей среды.

Работа МСОП способствует реализации Вашингтонской конвенции о международной торговле дикими видами фауны и флоры (CITES). В 1961 г. был создан Всемирный фонд охраны дикой природы (WWF). Его деятельность заключается, в основ­ном, в оказании финансовой поддержки природоохранитель­ным мероприятиям. Программа работы этой организации в конце 80-х гг. охватывала более 160 проектов охраны природы в 70 странах. Одной из известных природоохранных организа­ций мира является международное экологическое движение «Greenpeace». Одна только кампания «Спасите китов!» прино­сила доход в год до 100 млн дол. США, став одним из основных источников средств для этой организации. Кроме движения «Гринпис», в мире действуют такие международные эколо­гические неправительственные объединения, как «Зеленый крест», «Экология», «Беллуна» и др.

Сотрудничество в экологической сфере осуществляется и в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ). Азер­байджан, Армения, Беларусия, Казахстан, Кыргызстан, Мол­дова, Россия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан в фев­рале 1992 г. подписали межправительственное Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей среды, в соответствии с которым был создан Международный экологический совет и при нем - Межгосударственный эколо­гический фонд для выполнения согласованных межгосудар­ственных экологических программ, в первую очередь - для ликвидации последствий экологических катастрофа.

Глобальные экологические проблемы приобретают стратегический характер, перемещаясь в центр глобальной политики, что стимулирует интерес к изучению проблем за­щиты окружающей среды и способствует усилению внимания к экологической обстановке в мире и перестройке глобальной экономики на экологически ориентированную модель разви­тия. Положительной тенденцией является растущее взаимо­действие между различными организациями в области изуче­ния возможностей экологически ориентированного развития.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика