Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Императивные нормы международного права в условиях формирования нового мирового порядка. Вопросы интерпретации и практика реализации
Научные статьи
16.03.16 15:55

Императивные нормы международного права в условиях формирования нового мирового порядка. Вопросы интерпретации и практика реализации


МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Чебаненко А.В.
12 91 2015
В статье рассматривается проблема интерпретации традиционных императивных норм международного права в условиях формирования новой модели международных отношений.
В данном процессе особую роль играют принципы jus cogens «право наций на самоопределение» и «невмешательство в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств».

После крушения Ялтинско-Потсдамской системы между­народных отношений, Френсис Фукуяма пришел к выводу, что в Мире окончательно установилась либеральная система цен­ностей и единственным гегемоном в новом мировом порядке стали США1. Начиная со второй половины 90-х гг. XX века Со­единенные Штаты совместно со своими союзниками проводят политику по «распространению» демократических ценностей на всем земном шаре. Часто это происходит в обход существу­ющих механизмов сотрудничества и норм международного права. Подтверждением этому стали бомбардировка военно­воздушными силами блока НАТО Югославии в 1999 году и во­енная операция США и стран-союзников против Ирака в 2003 году без резолюции Совета Безопасности ООН.

Сегодня формируется новый мировой порядок, в кото­ром Соединенные Штаты Америки постепенно теряют свои лидирующие позиции. Однако нарушение государствами норм международного права продолжает оставаться актуаль­ной проблемой. В результате этого возникло мнения, что ос­нованная на силе политика стала доминировать над междуна­родным правом, а закрепленное в международных правовых документах главенство международного права над политикой стало носить декларативный характер.


 

Подобные утверждения следует считать ошибочными, по той причине, что международное право продолжает оставать­ся фундаментом, на котором стоит весь наш цивилизованный мир. Международное право - это продукт межгосударствен­ного общения, и, одновременно, инструмент, с помощью ко­торого различные народы и государства продолжают сотруд­ничать в разных сферах по настоящее время.

Чтобы подчеркнуть важность международного права до­статочно привести его главные функции:

1)     координирующая функция - в нормах международно­го права закреплены общеприемлемые для государств стандарты поведения при решении тех или иных вопросов в раз­личных областях;

2)     регулирующая функция - она выражается в опреде­лении четких правил поведения в соответствующих областях взаимодействия государств;

3)     обеспечительная функция - международное право создает механизмы, которые призваны побуждать субъектов международного права (в особенности государства) соблюдать достигнутые международные обязательства.

Приведенные функции позволяют нам сказать, что меж­дународное право - это крайне необходимый компонент су­ществующей системы межгосударственной общения. Особо следует подчеркнуть его универсальность, так как оно регули­рует отношения не только между государствами, но и между международными организациями, между государством и международной организацией, а также между государством и лицом, юридическим и физическим.

Следует отметить, что международное право - это не про­сто сумма международно-правовых норм. Международное право является системой, в основе которой находятся между­народно-правовые институты. Последние представляют собой определенные группы международных норм по регулирова­нию различных вопросов. Например, к международно-право­вому институту относят институт признания государств, ин­ститут континентального шельфа и др..

Другой важной особенностью международного права является то, что его нормы не обладают равной юридической силой. Здесь проявляется диспозитивный и императивный характер норм международного права. В ст. 53 Венской кон­венции о праве международных договоров 1969 г. под импе­ративной нормой международного права (лат. jus cogens) понимается норма, «которая принимается и признаётся меж­дународным сообществом государств в целом как норма, от­клонение от которой недопустимо и которая может быть из­менена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». Таким образом, импера­тивные нормы международного права - это нормы, которые являются общепризнанными, а также нарушение или отсту­пление от них недопустимо ни при каких обстоятельствах.

Императивные нормы международного права возникли вследствие событий первой половины XX века, а своим пер­вым документальным оформлением обязаны Уставу ООН. Они не кодифицированы по настоящее время, но по общему согласию всех субъектов международного права императив­ный характер носят принципы международного права. Здесь следует сказать, что принципы международного права много­гранны, поэтому они детализируются рядом документов, а именно: Уставом ООН, Декларацией о принципах междуна­родного права 1970 г., Заключительным актом СБСЕ 1975 г., Парижской хартией для новой Европы 1990 г. и др..

В международном праве выделяется десять универ­сальных принципов, которые, согласно общим положени­ям Декларации о принципах международного права 1970 г. «являются взаимосвязанными, и каждый принцип должен рассматриваться в свете других принципов». К ним относятся:

     Принцип неприменения силы и угрозы силой;

    Принцип разрешения международных споров мирны­ми средствами;

    Принцип невмешательства в дела, входящие во вну­треннюю компетенцию государств;

    Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;

     Принцип равноправия и самоопределения народов;

     Принцип суверенного равенства государств;

    Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;

     Принцип нерушимости государственных границ;

     Принцип территориальной целостности государств;

     Принцип уважения прав человека и основных свобод.

Данные принципы призывают государства к равноправ­ному сотрудничеству, и, несмотря на кажущуюся двусмыс­ленность, они универсальны. Однако эта универсальность не самодостаточна. Она предполагает повсеместный арбитраж со стороны ООН соответствия тех или иных событий нормам международного права.

Практика последних лет свидетельствует о том, что в меж­дународных отношениях все большое значение стали играть принцип невмешательства в дела, входящих во внутреннюю компетенцию государств, принцип территориальной целост­ности государств, а также принцип равноправия и самоопре­деления народов. Последний принцип особенно часто стал ис­пользоваться для оправдания внутренней и внешней сецессии (лат. secessio — уход; от secedo — ухожу; — выход из состава государства) при решении территориальных споров. Однако в момент его принятия он распространялся лишь на народы, которые находились в колониальной зависимости от своих ме- трополий.

Первым подобным прецедентом стала Республика Косо­во, которая провозгласила о своей независимости в феврале 2008 года. Последовавшее за этим признание ее независимо­сти многими развитыми и развивающимися странами стало новой точкой в новейшей истории международных отноше­ний. Не смотря на конструктивную позицию Белграда и его готовность предоставить Приштине широкую автономию (даже в вопросах обеспечения собственной безопасности), се­годня суверенитет Косово признали более ста стран.

Сложившуюся ситуацию усложнило консультативное заключение Международного Суда ООН от 22.07.2010 года, в котором факт провозглашение независимости Косово был признан не противоречащим нормам международного права. Суд также не отметил противоречия провозглашения независимости Косово и с Резолюцией Совета Безопасности ООН №1244, в которой четко было прописано, что решение данной проблемы должно проходить с учетом суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии. Другими словами Международный Суд ООН оказал международному правосудию своеобразную «медвежью услу­гу», легализовав прецедент сецессии в новой системе между­народных отношений. Реакция мирового сообщества не заста­вила себя долго ждать и уже летом 2008 года Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии.

Еще одним примером различного толкования импера­тивных норм международного права являются события, свя­занные с Автономной Республикой Крым. Признание ее неза­висимости Россией с последующим включением в свой состав 18.03.2014 года было обосновано Россией принципом равно­правия и самоопределения народов.

В результате этого Западные страны ввели в отношении России экономические санкции, считая результаты проведен­ного в марте 2014 года референдума недействительными. За­нятая Россией позиция, как и в случае с Косово, достаточно зыбкая по причине того, что право народов на самоопределе­ние распространяется на народы, которые находились или на­ходятся в колониальной зависимости. Дополнительные труд­ности в признании итогов данного референдума вызывал факт ввода вооруженных сил РФ на территорию Крыма, о чем не­давно признался В.В.Путин в документальном фильме «Крым: путь домой».

    Вместе с тем претензии Запада также поддаются критике по той причине, что они ссылаются на отсутствие разрешения Украины на проведение референдума, а также на то, что реше­ние о выходе из состава страны может быть принято согласно Конституции Украины только исключительно на всеукраинском референдуме. Однако лидеры западных стран пред­почитают не упоминать тот факт, что настоящее украинское руководство пришло к власти в результате государственного переворота. Данное обстоятельство следует считать результа­том поддержки США и ряда стран Европейского Союза госу­дарственного переворота на Украине в феврале 2014 года. Бо­лее того, существуют серьезные подозрения того, что именно США и некоторые страны ЕС стоят за организацией февраль­ского переворота на Украине. Если это будет документально подтверждено, то Россия получит еще один аргумент для ле­гализации Крыма в качестве своего нового субъекта.

Приведенные примеры позволяют нам говорить о том, что в условиях формирования новой модели международных отношений, императивные нормы международного права часто становятся инструментом реализации национальных интересов конкурирующих друг с другом стран. В следствие этого произошло нарастание напряженности во многих реги­онах земного шара, например, в Юго-Восточной Азии, Ближ­нем Востоке, постсоветском пространстве и др. Важно и то, что ООН не способно снизить градус напряженности в междуна­родных отношениях.

При системном кризисе механизма контроля за соот­ветствием принимаемых решений нормам международного права (в данном случае системном кризисе ООН) в между­народной практике возникли прецеденты, которые исказили значение современных императивных норм права. Примеры Косово, Абхазии и Южной Осетии, Республики Крым свиде­тельствуют о том, что сейчас императивные нормы междуна­родного права используются для аргументации своих геопо­литических достижений теми или иными сторонами.

Мы можем сказать, что изменение модели международ­ных отношений оказало существенное воздействие на импе­ративные нормы международного права. Результатом этого воздействия стала международная напряженность, которая возникла на почве двойных стандартов в трактовке императив­ных норм международного права, начиная от права народов на самоопределение, заканчивая принципами невмешатель­ства во внутренние дела и территориальной целостности го­сударств.

Выход из этой ситуации видится лишь в том, чтобы меж­дународное сообщество вернулось к традиционной трактовке императивных норм международного права и не использова­ло их для реализации своих национальных интересов и геопо­литических амбиций, так как от борьбы в международно-пра­вовой полемике до реальной конфронтации всего один шаг.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ

РЕЦЕНЗИЯ НА КНИГУ: ФАРХУТДИНОВ И.З. АМЕРИКАНСКАЯ ДОКТРИНА О ПРЕВЕНТИВНОМ ВОЕННОМ УДАРЕ ОТ МОНРО ДО ТРАМПА: МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ. М., 2017. 338 С.

МОСКОВСКИЙ ЖУРНАЛ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
Выпуск 4 - 2007

Владимир Васильевич АЛЕШИН,

заместитель начальника Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ, начальник отдела административного, уголовного и процессуального права, доктор юридических наук, профессор

Рубен Амаякович КАЛАМКАРЯН,
ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН, доктор юридический наук, профессор, профессор Юридического института им. М.М. Сперанского Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н.Г. Столетовых

Вячеслав Николаевич КУЛЕБЯКИН,
профессор кафедры международного права Московского государственного института международных отношений (Университета) МИД России, кандидат юридических наук, чрезвычайный и полномочный посланник МИД России

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика