Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое регулирование деятельности рабоче-крестьянской инспекции в годы гражданской войны (1918-1920 годы)
Научные статьи
23.03.16 11:47

Правовое регулирование деятельности рабоче-крестьянской инспекции в годы гражданской войны (1918-1920 годы)


ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Татаринцев М.Н.
12 91 2015
В статье раскрываются основные направления деятельности Рабоче-крестьянской инспекции в годы гражданкой войны, а также анализируется ее правовое регулирование. Автор приходит к выводам о том, что органы Народного комиссариата государственного контроля и Рабоче-крестьянской инспекции стали главной структурой по надзору за соблюдением действующего законодательства на местах, своеобразным координирующим центром в деятельности всех правоохранительных органов, что во многом создало необходимые предпосылки для сохранения советской власти.


Как известно, после Октябрьской революции в России стала создаваться новая государственность на социалистиче­ских принципах, в связи с чем важной задачей пришедшей к власти большевистской партии стала организация на долж­ном уровне учета и контроля. Один из идеологов большевиз­ма В. И. Ленин огромное внимание уделял так называемому «рабочему контролю», отмечая среди его целей проведение нормировки и распределения предметов потребления.

Первоначально этими вопросами руководили комите­ты рабочего контроля, созданные при губисполкомах. Затем эти функции перешли к совнархозам, как губернским, так и к уездным, в составе которых были образованы отделы рабочего контроля. К середине марта 1918 г. во всех губерниях были из­браны Советы рабочего контроля.

В октябре 1917 г. создается Коллегия государственного контроля, впоследствии преобразованная в Народный комис­сариат государственного контроля. 5 декабря 1917 г. были изданы еще два декрета Всероссийского центрального испол­нительного комитета (далее - ВЦИК): «Об образовании Кол­легии государственного контроля» и «О правах Народного Контроля по государственному контролю в Совете народных комиссаров». После выхода 23 января 1918 г. декрета Совета народных комиссаров (далее - СНК) «О центральной кон­трольной коллегии и местных учетно-контрольных коллегиях и комиссиях» органы государственного контроля стали созда­ваться и в губерниях.


 

11     мая 1918 г. постановлением ВЦИК Госконтроль был преобразован в Народный комиссариат государственного кон­троля (далее - НК ГК). Был учрежден пост Народного комис­сара и коллегия. В Конституции РСФСР, принятой V Всерос­сийским съездом Советов в 1918 г., в ст. 47 было записано, что НК ГК вместе с 17 другими наркоматами всецело ответственен в своей деятельности перед ВЦИК и СНК.

К ноябрю 1918 г. стало ясно, что центральные и местные государственно-контрольные органы необходимо реформиро­вать. Г. А. Дорохова считает, что наличие огромного количе­ства контрольно-проверяющих структур (отделы НК ГК, кон­трольные комиссии местных Советов, контрольные структуры предприятий и учреждений, органы партийного контроля) вредило их деятельности, создавало излишнюю неразбериху и параллелизм в работе.

26 ноября 1918 г. был принят декрет СНК «О проведении Государственным контролем ревизии». Принятыми решени­ями был четко прописан механизм проведения фактических ревизий, а также установлены правила осуществления так на­зываемого «летучего контроля».

Работа по совершенствованию деятельности контрольных органов в РСФСР продолжилась и в 1919 г. Согласно положе­ниям декрета ВЦИК от 9 апреля 1919 г. повсеместно вводились так называемые «демократические принципы» организации государственного контроля: демократизация, опора на ши­рокие народные массы, превращение контрольных органов в подлинно надзорные структуры, борьба с бюрократизмом в деятельности государственных органов.

На местные органы НК ГК впервые были возложены зада­чи по быстрому, неуклонному и целесообразному контролю за осуществлением декретов и постановлений центрального советского руководства. Впервые органам НК ГК было предо­ставлено право наблюдения за деятельностью всех органов со­ветской власти.

Определенные изменения в деятельность органов госу­дарственного контроля были внесены в начале 1920 г. после реорганизации НК ГК в Народный комиссариат рабоче-кре­стьянской инспекции (далее - НК РКИ). 7 февраля 1920 г. в свя­зи с реорганизацией НК РКИ было принято новое Положение о НК РКИ, в котором местным реорганизованным отделам НК РКИ было предписано вовлекать трудящихся в управле­ние государством, обучать их государственной работе. Новы­ми требованиями, красной линией проходившими через весь документ, были предписания по усилению контроля за сбере­жением государственной собственности, а также участию в со­вершенствовании государственного аппарата.

В этом же положении было определено превратить орга­ны НК РКИ в «школы обучения трудящихся государственному управлению». Сильной стороной принятого решения можно считать то, что были созданы финансово-экономические воз­можности для привлечения к государственно-контрольной де­ятельности широких народных масс.

Еще большие льготы для рабочих, привлеченных в кон­трольно-ревизионные структуры НК РКИ на местах, были предоставлены Инструкцией НК РКИ от 11 мая 1920 г. Рабо­чим, которые проявили себя в ходе организации контрольно­ревизионной деятельности, было предоставлено право перей­ти на постоянную работу в органы РКИ в качестве инспекторов и ревизоров, сделать там быструю карьеру. Изначально к при­влеченным в качестве инспекторов-ревизоров и понятых рабо­чим в течение месяца присматривались опытные сотрудники органов НК РКИ, а зарплата им в течение месяца выплачи­валась на предприятии, где они работали ранее. После этого часть рабочих откомандировывались обратно, а те, кто про­явил должную настойчивость, рвение и способности, перехо­дили уже в штат временных сотрудников НК РКИ, где за ними наблюдали еще 3 месяца, однако зарплата им уже выплачи­валась из средств НК РКИ. Тех, кто выдерживал 4-месячную проверку, окончательно переводили на штатные должности в местные учреждения НК РКИ.

В ходе проведенного исследования Г. А. Дороховой была выявлена одна интересная деталь. Инструкция НК РКИ от 11 мая 1920 г. требовала привлекать трудящихся для контроль­но-проверочной работы преимущественно из жителей горо­дов, так как в селах «<...> много кулаков и других враждеб­ных элементов». В результате такой «социальной селекции» кадровый состав НК РКИ был больше «рабочим», нежели «крестьянским».

Особое внимание местные органы НК РКИ уделяли рабо­те с жалобами населения. Они руководствовались постановле­ниями НК ГК «О центральном бюро жалоб и заявлений при НК ГК». 4 мая 1919 г. при НК ГК было создано бюро жалоб и заявлений. Немаловажным являлось однозначное закрепле­ние положения о том, что «<...> заявителям, коих жалобы и заявления не будут носить злостного и заведомо ложного кле­ветнического характера, гарантируется полная безопасность и при желании соблюдение в тайне их имени».

К работникам местных органов НК РКИ предъявлялись жесткие требования. Начиная с 1921 г. объектом ревизий гу­бернского отдела НК РКИ стала деятельность подконтроль­ных уездных отделений НК РКИ, подвергавшихся внутриси­стемной проверке и чистке. В случаях, если каким-то образом задевалась личная репутация работников НК РКИ, сразу же назначалось внутреннее расследование, все сотрудники, дис­кредитировавшие себя своими действиями, увольнялись.

Все работники государственных контрольных органов, согласно положению от 7 февраля 1920 г., подразделялись на постоянных членов (инспектора и контролеры), временных членов (практиканты) и членов ячеек содействия (делегиро­ванные). Работа делегированных направлялась соответствую­щим отделом. Существовали различные курсы по повышению квалификации, инспекторские школы. Всего по стране было создано свыше 16 курсов, с продолжительностью обучения до нескольких месяцев с 40-50 обучающимися.

В соответствии с требованиями декрета от 18 января 1918 г., который сохранил свою силу и в нэповский период, главной формой проведения ревизий были фактические ревизии. По­том все эти положения были расширены и конкретизированы в декрете СНК РСФСР от 26 ноября 1918 г.14 Основными ви­дами фактических ревизий были следующие: а) обследование отдельных учреждений, предприятий, организаций, а иногда и отраслей; б) проверка выполнения работ и использование материальных ценностей; в) участие в приемках, освидетель­ствовании, выпуске и учете товаров; г) «летучие ревизии»; д) массовые обследования.

Среди обязанностей, которые возлагались на контроле­ров РКИ, выделялись такие, как выявление и исправление упу­щений, пресечение злоупотреблений путем составления соот­ветствующих справок и актов. Инспекторам предоставлялись права проверки всех производственных расходов, а в случае необходимости - проведения предварительного расследова­ния, обращения в правоохранительные органы с просьбой об аресте виновных в злоупотреблениях и последующем привле­чении их к судебной ответственности.

Основными способами проведения предварительной ревизии были следующие: а) участие инспекторов в работе комиссий и совещаний, посвященных тем или иным актуаль­ным проблемам; б) рассмотрение интересующих вопросов в порядке письменных сношений и составление по ним отзывов; в) сбор сведений и всевозможных справок по тем хозяйствен­ным предприятиям, для проведения которых испрашивалась помощь у НК РКИ16. В тех случаях, когда мнение подавляюще­го большинства участников совещания не совпадало с мнени­ем приглашенного инспектора РКИ, он имел право потребо­вать отсрочки в принятии решения в целях его более глубокой проработки и экспертизы17.

Ревизия финансовых расходов проводилась, во-первых, в отношении расходов, которые еще можно предотвратить, и, во-вторых, в отношении расходов, которые предотвратить ни­как невозможно. По итогам проведения финансовой ревизии инспектора РКИ накладывали четыре вида резолюций: а) ут­вердить платеж; б) оставить вопрос «открытым»; в) оставить платеж без утверждения; г) запретить перечисление денег. Если инспектор НК РКИ приходил к выводу о том, что расход финансовых средств является нецелесообразным, в вышестоя­щие инстанции направлялся доклад с мотивировкой приня­того решения.

Выявление подлинного места Народного комиссариата РКИ и его органов на местах в системе сложившейся на той пе­риод власти является важнейшей задачей исследования. Вне всякого сомнения, имеют смысл утверждения некоторых со­временных ученых-обществоведов о том, что необходимо при­влекать в контрольную деятельность современных российских органов государственного контроля наряду со специалистами- контролерами широкие слои граждан. Можно также согла­ситься с частью утверждений О. Ф. Шаброва, где он говорит о том, что в 1920 г. перестройка НК ГК в НК РКИ произошла как раз потому, что руководство страны задумало привлечь в бо­лее широком объеме к государственно-контрольной деятель­ности широкие народные массы.

Интересны взгляды С. Н. Иконникова, который считает, что ЦКК - РКИ и их местные структуры были органом про­ведения партийной политики, а главная причина создания связки НК РКИ - ЦКК - «вмонтирование партии в государ­ственные структуры». Однако данный исследователь утверж­дает, что после 1923 года органы ЦКК - РКИ «занимались больше партийными проблемами».

Таким образом, в годы гражданской войны органы НК ГК и Рабоче-крестьянской ин-спекции стали главной надзорной структурой за соблюдением действующего законодательства на местах, своеобразным координирующим центром в дея­тельности всех правоохранительных органов. Это во многом создало необходимые предпосылки для сохранения Совет­ской власти. Для последующего периода интересным пред­ставляется изучение деятельности советов раз-личного уровня - в том числе и в контексте взаимодействия с органами народ­ного контроля и инспекции.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика