Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Бирский учительский институт в годы Великой отечественной войны:историко-правовой аспект
Научные статьи
23.03.16 11:51

Бирский учительский институт в годы Великой отечественной войны:историко-правовой аспект


Хадимуллин Р.Р.

Ахмадуллин М.Л.

Хадимуллина Э.Д.

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Хадимуллин Р.Р.,Ахмадуллин М.Л.,Хадимуллина Э.Д.
12 91 2015
В предвоенные годы большую роль в подготовке учителей играли учительские институты Башкирии. В начале войны многие из них оказались на грани закрытия или расформирования, в их числе и Бирский учительский институт. В этой статье речь идет о его деятельности. Несмотря на все трудности военного времени, институт продолжил свою работу. Сумев пережить все тяготы войны, в послевоенные годы получил статус высшего учебного заведения.


В годы Великой Отечественной войны перед советскими вузами была поставлена большая и ответственная задача - не прекращать подготовку новых кадров, развивать науку в со­ответствии с требованиями военного времени. Эту установку выполняла вся страна, в том числе и Башкирия. Так, к началу войны в республике функционировали семь вузов: сельскохо­зяйственный, медицинский и пять институтов, готовивших специалистов для просвещения: Башкирский государствен­ный педагогический институт, Уфимский учительский инсти­тут иностранных языков, а также учительские институты* в Уфе, Стерлитамаке, Бирске. Трагические события, связанные с началом Великой Отечественной войны, естественным обра­зом отразились на деятельности всех высших учебных заведе­ний Башкирской АССР.

В годы войны ЦК ВКП(б) и СНК СССР определяли пути перестройки высшей школы на военный лад и непрерывной подготовки кадров для всех отраслей, развертывания активных научных исследований. В директиве партийным и советским организациям при фронтовых областях была поставлена за­дача - сплотить весь народ вокруг Коммунистической партии и Советского правительства для самоотверженной под­держки Красной Армии для победы. Конкретизация указаний высшей школе получила отражение в ряде других постановлений мест­ных партийных и советских органов.



 

В связи с временной ок­купацией немецко-фашист­скими войсками части со­ветской территории многие высшие учебные заведения и научные учреждения были эвакуированы в восточные районы страны. Эвакуации подвергались не только выс­шие школы из регионов, ко­торым угрожала оккупация, но порой эвакуировали науч­ные учреждения в связи с не­обходимостью размещения в занимаемых ими зданиях важных оборонных объектов.

Так, в начале войны на Урале были размещены 46 вузов. Событием для Башкирии ста­ла эвакуация Академии наук и некоторые оказались на грани закрытия. Так, с первых дней во­йны учебное здание Бирского учительского института было пе­редано военному ведомству, после чего он располагался в одной из городских школ В сентябре 1941 г. в Бирск был эвакуирован Орловский педагогический институт. А в декабре 1941 г. на базе Бирского учительского института и Орловского пединститута был открыт Бирский государственный педагогический институт (БирГПИ) с сохранением в его составе учительского института. Директором был назначен А. А. Овчинников. В связи с реорга­низацией института учебные занятия начались с опозданием почти на два месяца. Теперь в составе педагогического инсти­тута функционировали три факультета: физико-математиче­ский, естествознания, географический. В структуре учительского института при БирГПИ были организованы: физико-математи­ческое, историческое, филологическое, естественно-географиче­ское отделения. Срок обучения в пединституте составлял четыре года, в учительском - два года.

Наряду с эвакуацией вузов и научных учреждений в новые места дислокации выехала часть интеллектуальной элиты стра­ны. Эвакуированные организации оказали влияние на развитие высшей школы Башкирии. Несмотря на тот факт, что некоторые преподаватели ушли на фронт, сокращения профессорско-пре­подавательского состава не произошло. Наоборот, вузы республи­ки пополнились высококвалифицированными специалистами. Так, в Бирском педагогическом институте работали эвакуирован­ные преподаватели: А. Б. Рабинович (доктор исторических наук, профессор института истории Академии наук г. Москвы), В. А. Яшнов (доктор наук, профессор Московского государственного университета), Д. П. Мильман (АК УССР), П. Г. Иванов (кандидат филологических наук, Московский педагогический институт), М. Н. Митропольская (Московский кредитно-экономический инсти­тут), С. Л. Марголин (кандидат исторических наук, Московский об­ластной педагогический институт), О. С. Воинова (Орловское ре­месленное железнодорожное училище), А. А. Лебедев (Рязанский государственный педагогический институт), Е. Л. Васильева (Штаб Северного фронта), С. И. Жидовецкий (Московское военно-техни­ческое училище войск НКВД) и многие другие.

Основной структурной единицей БирГПИ были декана­ты. Количество кафедр увеличилось до восьми. Отдельными структурными подразделениями стали курсы иностранных языков и военно-физкультурной подготовки.

В 1944-1945 учебном году БирГПИ имел четыре здания, из которых два находились по улицам Уфимской, 31/66 и Лени­на, 43. Они были заняты под учебные аудитории, кабинеты и библиотеку. Этого было достаточно для организации учебных занятий, но помещения нуждались в ремонте. Остальные два здания по улицам Советской, 19/71 и Фрунзе, 36 были выде­лены под общежитие студентов, квартиры преподавателей и обслуживающего персонала.

В республике началась реэвакуация, отрицательные по­следствия которой сильнее всего отразились на БирГПИ. В ок­тябре 1943 г. Орловский пединститут был возвращен в г. Елец, поэтому Бирский институт лишился 98 % преподавателей со степенями и званиями. Такие дисциплины, как педагогика, психология, современный татарский язык, физика и математи­ка, остались без преподавателей. В составе вуза остались шесть кафедр: марксизма-ленинизма, истории, физики и математи­ки, педагогики, русского языка и литературы, естествознания. Преподавательский состав БирГПИ не смог выполнить про­грамму пединститута по причине слабой материальной базы и малочисленности остепененных специалистов. Новый дирек­тор Г. И. Гужвенко был вынужден ходатайствовать о возвраще­нии вузу статуса учительского института. В январе 1945 г. вместо БирГПИ был вновь восстановлен Бирский учительский инсти­тут (БУИ) с четырьмя отделениями: историческим, физико-ма­тематическим, русского языка и литературы, естественно-гео­графическим. Деканаты были ликвидированы. Только в конце 50-х годов БУИ получил статус педагогического института и мог готовить специалистов с высшим образованием.

Таким образом, Великая Отечественная война явилась тя­желым испытанием для всей страны, в том числе и для учеб­ных заведений. Бирскому учительскому институту удалось сохранить образовательный процесс, что способствовало под­готовке учителей для республиканских школ.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика