Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Пути повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов
Научные статьи
05.04.16 15:25

вернуться

Пути повышение эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов


ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Гитинова К. Г.
12 91 2015
В статье рассматриваются проблемы соблюдения налоговой дисциплины путем повышения эффективности взаимодействия налоговых и правоохранительных органов. Уход от налогообложения препятствует полноценному решению социально-экономических задач, которыми определяется будущее государства. Перспективы взаимодействия налоговых, таможенных и правоохранительных органов автор видит в совершенствовании методов выявления налоговых преступлений, а также детальной регламентации проведения вспомогательных форм налогового контроля при осуществлении совместных контрольных мероприятий.

 

В Российской Федерации происходят глубокие полити­ческие и экономические преобразования, затрагивающие все сферы экономической жизни общества, в том числе и систему налогообложения, которая обеспечивает поступление налого­вых платежей в бюджеты всех уровней. В связи с этим охрана общественных отношений в сфере налогообложения играет существенную роль в обеспечении нормального функциони­рования системы жизнеобеспечения страны, экономической безопасности и суверенитета любого современного государ­ства. Во многих странах налоговые преступления относятся к категории тяжких, и борьба с ними - задача национального масштаба.

Осуществление контрольной деятельности государства за налоговой сферой предполагает взаимодействие специальных контрольных и правоохранительных органов, в компетенцию которых входят различные контрольные полномочия. От того, насколько четко налажено взаимодействие этих органов, во многом зависит эффективность своевременной уплаты нало­гов и сборов, а также обеспечение обязанностей по их уплате.

Наиболее криминогенными секторами экономики и предпринимательской деятельности сегодня являются бан­ковская деятельность, валютные операции, операции с налич­ными денежными средствами, страховая деятельность, экс­порт нефти, операции с нефтью и нефтепродуктами, туризм, оффшоры, строительный бизнес.


 

Недопоступление в бюджетную систему Российской Фе­дерации запланированных доходов препятствует полноцен­ному решению социально-экономических задач, которыми определяется будущее государства. Однако зачастую опасен не столько сам факт недопоступления денег в казну, сколько их использование на «нужды» теневого и криминального биз­неса.

В связи с этим увеличивается потребность в повышении эффективности и качества совместной работы налоговых орга­нов и органов внутренних дел. С 30 июня 2009 г. такое взаимо­действие осуществляется в соответствии с Приказом МВД Рос­сии и ФНС России «Об утверждении порядка взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреж­дению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» № 495/ММ-7-2-347. Этот приказ определяет принципы, направления, порядок и формы взаимодействия для обеспечения экономической безопасности.

В результате анализа материалов не всегда соблюдаются требования к оформлению материалов, направляемых нало­говыми органами в органы внутренних дел для решения во­проса о возбуждении уголовного дела. Имеют место факты направления налоговыми органами неполного объема необхо­димых документов по материалам выездных налоговых прове­рок для принятия решения в порядке статей 144, 145 УПК. По таким материалам принять обоснованное решение в течение ограниченного времени (10 суток) проблематично.

Основной проблемой является отсутствие единой инфор­мационной базы данных для ФНС и правоохранительных ор­ганов. В перспективе у Федеральной налоговой службы и пра­воохранительных органов должна быть единая база данных, в которой будет содержаться информация, позволяющая про­верить, насколько компания добросовестно исполняет свои как налоговые, так и таможенные обязательства, что позволит наладить работу института управления рисками. Тогда тамо­женники смогут уйти от тотального контроля за всеми участ­никами ВЭД, проводя проверки только тех компаний, которые действительно могут быть нарушителями, а правоохранитель­ные органы будут подключаться к контрольным мероприяти­ям в процессе совершения налогового преступления.

Усовершенствование обмена информацией позволит бо­лее качественно готовить и проводить совместные проверки.

Повышение эффективности такого вида контроля со стороны государства позволит сократить количество нарушений тамо­женного законодательства и законодательства о налогах и сбо­рах и помочь законопослушным участникам ВЭД работать в свободной от недобросовестной конкуренции среде.

Наряду с разработкой и внедрением информационного обеспечения взаимодействия требуется совместная подготов­ка кадров трех ведомств, отвечающая современным требова­ниям. Совершенствование подготовки кадров, занятых в дея­тельности по выявлению налоговых преступлений, возможно при создании адаптивной образовательной среды, многоуров­невой системы подготовки, модульной программы обучения.

При осуществлении мероприятий налогового контроля налоговые, таможенные и правоохранительные органы ис­пользуют разные методы выявления и пресечения налоговых преступлений. Наибольший эффект возможен при сочетании методов, используемых данными ведомствами. Перспективы взаимодействия налоговых, таможенных и правоохранитель­ных органов мы видим в совершенствовании методов выявле­ния налоговых преступлений, а также детальной регламента­ции проведения вспомогательных форм налогового контроля при осуществлении совместных контрольных мероприятий.

Использование новых прогрессивных принципов ана­литической работы и принятие решений с использованием информационных технологий позволит координировать де­ятельность налоговых и правоохранительных органов, выде­лять приоритеты в организации контрольной деятельности. Взаимодействие ФНС и правоохранительных органов пред­ставляется одним из наиболее действенных инструментов нейтрализации негативных для современной национальной экономики явлений. Совершенствование взаимодействия на­логовых и правоохранительных органов позволяет более эф­фективно выполнять функции по обеспечению соблюдения законодательства и экономической безопасности Российской Федерации.

Кроме того, трудности доказывания по налоговым пре­ступлениям в немалой степени обусловлены недостаточно­стью теоретической разработанности вопросов уголовно-пра­вовой характеристики налоговых преступлений.

Для повышения уровня и результатов взаимодействия мы считаем необходимым рекомендовать налоговым органам и органам внутренних дел РФ осуществление ряда мероприя­тий.

Во-первых, принять меры по расширению практики про­ведения совместных мероприятий в отношении налогопла­тельщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не предоставляющих отчетность в налоговые органы или пре­доставляющих «нулевые» балансы при наличии информации о ведении ими хозяйственной деятельности; крупнейших на­логоплательщиков; организаций, предъявляющих к возмеще­нию суммы налога на добавленную стоимость по экспорту и операциям на внутреннем рынке; организаций, получающих дополнительные льготы по налогам и сборам в зонах эконо­мического благоприятствования; организаций, функциони­рующих в сфере производства и оборота алкогольной про­дукции; иных категорий налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений.

Во-вторых, следует реализовывать согласование про­грамм выездных налоговых проверок с четким разграничени­ем функций между проверяющими. В ходе проведения со­вместных проверок органам внутренних дел нужно оказывать активное содействие и принимать непосредственное участие в применении методов контроля, предусмотренных статьями 90-98 Налогового кодекса РФ (участие свидетеля, осмотр, ис­требование документов, выемка документов, экспертиза, уча­стие понятых и др.).

В-третьих, требуется обеспечить обоюдное рассмотрение жалоб и разногласий по результатам совместных проверок, оказывать взаимную правовую помощь при подготовке мате­риалов для рассмотрения в арбитражном суде по актам про­верок, совместно участвовать в судебных процессах и т. д.

Следовательно, контроль налоговых поступлений - это одна из главных задач государства, которая помогает эффек­тивно осуществлять налоговую политику, увеличивать уро­вень сбора налогов в бюджет страны, обеспечивает раскрытие налоговых нарушений. Успешность реализации налогового надзора отражает степень финансовой безопасности государ­ства, потому что достаточность финансов в бюджетной систе­ме позволяет исполнительным органам принимать меры для устранения рисков в области экономической безопасности.

 



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика