Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


К вопросу обеспечения антитеррористической безопасности государства
Научные статьи
14.04.16 11:15

К вопросу обеспечения антитеррористической безопасности государства


БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВО
Мигда Н. С.
12 91 2015
В данной статье автор рассматривает актуальные вопросы обеспечения антитеррористической безопасности государства, в частности на транспорте. Рассмотрено современное национальное законодательство, а также проведен анализ нормативно-правовых документов, регулирующих соответствующие вопросы за рубежом.

Национальная и государственная стабильность зависит от обеспечения безопасности государства, стабильности его суверенитета, как внутреннего, так и внешнего. Стабильность внутреннего суверенитета зависит от осуществления закон­ности и правопорядка в государстве, а внешний суверенитет обеспечивается защитой государства от внешних факторов, воздействующих на безопасность государства. Основным ком­понентом государства, участвующим в реализации его поли­тики и функций, является транспорт. Так как транспортная сфера на современном этапе развития Российской Федерации характеризуется все возрастающей ролью, то от обеспечения ее безопасности прямо зависит национальная, экономическая, политическая и государственная безопасность России. Боль­шое значение для обеспечения национальной и государствен­ной безопасности страны имеют некоторые шаги в решении вопроса террористической деятельности в Российской Феде­рации, в частности, в транспортной отрасли. Для решения данного вопроса были предприняты попытки унификации со­временного законодательства Российской Федерации, а также принят Федеральный закон «О транспортной безопасности». Но данные попытки породили множество вопросов и потре­бовали уточнения применения норм данного Закона. Фактора­ми, влияющими на обеспечение транспортной безопасности, являются: пиратство, диверсии на транспорте, активизация национальных и транснациональных форм организованной преступности, рост актов вмешательства в функционирование транспортной отрасли, например, блокировка транспортных путей, хулиганство и хищение на транспорте.

 


Говоря об унификации законодательства, следует ска­зать, что принятие Закона повлекло за собой необходимость принятия, уточнения и переработки множества администра­тивно-распорядительных актов. Принятие данного норматив­но-правового акта породило много обсуждений и полемики в отношении применения данного Закона, а также применения административных актов, в частности, в сфере морского флота и инфраструктуры порта. Более того, морской транспорт является наиболее распространенным способом осуществле­ния перевозки груза и пассажиров в мире. Также при обеспе­чении антитеррористической безопасности встает еще один вопрос, который необходимо рассмотреть в данной статье. Он заключается в том, что структура государственных органов, способствующих обеспечению безопасности путем контроля и надзора в сфере транспортной безопасности, находится на стадии реформирования, так как не соответствует требовани­ям современного мира, например, если морское судно заходит в речной и устьевый пор, то Положение о федеральной систе­ме защиты судоходства от незаконных актов не распростра­няется, также служащие «Службы морской безопасности» не наделены полномочиями в составлении протоколов об адми­нистративном правонарушении.

Стоит отметить, что Президент Российской Федерации в своем Послании Федеральному Собранию говорит о важности вопроса обеспечения антитеррористической безопасности: «Россия уже давно на переднем рубеже борьбы с террором. Это борьба за свободу, правду и справедливость, за жизнь лю­дей и будущее всей цивилизации». Таким образов В. В. Путин подчеркивает, что терроризм не только вопрос безопасности России, но и всех государств, то есть только сообща государ­ства достигнут успеха в решении вопроса терроризма.

Первое закрепление понятия «терроризм», «террористи­ческий акт», «террористическая деятельность» было предпри­нято в 1998 г. в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом», который на данный момент утратил юридическую силу в свя­зи с принятием Федерального закона «О противодействии терроризму». Необходимо отметить, что вопросами антитеррористической деятельности занимаются все органы, всех сфер жизни государства и общества, например, кроме ис­полнительных, законодательных, а также правоохранитель­ных органов, вопросами обеспечения антитеррористической безопасности занимаются и средства массовой информации. Первые изменения в антитеррористическом законодательстве были внесены в связи с первыми террористическими актами на Буденовке. Государственной думой были внесены поправки в Закон «О средствах массовой информации» о запрете ис­пользования средств массовой информации в целях распро­странения сведений о технологии производства взрывчатых веществ, орудий и различных боеприпасов. В ноябре 2004 г. в Государственную думу был внесен законопроект, который в дальнейшем был принят как Федеральный закон «О противо­действии терроризму». Кроме данного Федерального закона определение террористическому акту дает и ст. 205 Уголов­ного кодекса Российской Федерации: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и соз­дающих опасность гибели человека, причинения значитель­ного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указан­ных действий в тех же целях». Данное определение не имеет отличий и с понятием, которое дает Федеральный закон.

Многие действия могут трактоваться как террористи­ческие с подачи средств массовой информации. Зачастую к террористическим актам СМИ относит и экономическую кон­куренцию, и иррациональное поведение психически больных лиц. Существует проблема понятийного аппарата в опреде­лении термина «терроризм». Возникают коллизии понима­ния терроризма на международном уровне.

В поддержку нормативно-правового регулирования антитеррористической деятельности принято множество за­конов и подзаконных актов. Например, Приказ Минрегиона «СП 132.13330.2011. Свод правил. Обеспечение антитеррори­стической защищенности зданий и сооружений. Общие тре­бования проектирования», Методические рекомендации по исполнению и соблюдению требований антитеррористиче­ской защищенности. Основой противодействия терроризму является защита объектов инфраструктуры и жизнеобеспече­ния граждан государства, а также мест массового пребывания людей. Взрывы в Волгограде на вокзале в 2013 г., а также не­давние события, связанные с взрывом самолета, диктуют уже­сточение таможенного контроля, а также необходимость соз­дания системы безопасности на транспорте и в транспортных организациях. Развитие компонентов транспортной инфра­структуры требует значительных материальных и интеллек­туальных затрат. Как уже говорилось в начале статьи, необ­ходимо обратить внимание на административно-правовые процессы и процедуры, регулирующие и обеспечивающие транспортную безопасность как самих транспортных средств, так и транспортной инфраструктуры в целом, так как объек­ты транспортной инфраструктуры занимают значительные территории, что затрудняет процесс обеспечения антитерро­ристической безопасности. Основным компонентом, который влияет на формирование антитеррористической защищенно­сти, является техническое оснащение объекта.

Но возникает вопрос, как определить террориста? Внеш­них признаков, которые помогли бы определить и задержать террориста, тем самым предотвратить террористический акт, нет. Если говорить о пропускной способности субъекта транс­портной инфраструктуры, возникает вопрос, связанный с до­смотром. Некоторые собственники объектов инфраструктуры в данном случае достаточно халатно относятся к обеспечению безопасности, боясь потратить больше времени на данную процедуру, тем самым понеся убытки. Если же тратить мини­мум времени, но увеличить количество кадров, то тоже вопрос встает о финансовом обеспечении таких затрат, так как за фи­нансовое обеспечение объекта транспортной инфраструктуры отвечает собственник данного объекта, то есть финансовые тя­готы и выплаты ложатся на него.

Для предотвращения и обеспечения защищенности объ­ектов инфраструктуры от каких-либо посягательств предпри­нимают различные методы и мероприятия. Одним из таких мероприятий может быть мониторинг инженерных систем для объектов транспортной инфраструктуры. Данный мони­торинг, так же как и финансовое обеспечение субъекта, явля­ется обязанностью собственника данного субъекта.

Анализируя предписания Ространснадзора об устране­нии недостатков по обеспечению транспортной безопасности, субъекты транспортной инфраструктуры предпринимают ряд мероприятий по устранению недостатков системы, кото­рые предусмотрены Федеральным законом «О транспортной безопасности». Например:

1.     Анализ оценки уязвимости объектов транспортной ин­фраструктуры и самих транспортных средств. Согласно пп. 5 п. 1,4 ст. 1 Закона объектами транспортной инфраструктуры могут выступать: технологический комплекс, включающий в себя: железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; морские терминалы, акватории морских портов; порты, ко­торые расположены на внутренних водных путях и в которых осуществляются посадка (высадка) пассажиров и (или) пере­валка грузов повышенной опасности на основании специаль­ных разрешений, выдаваемых в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляю­щего функции по выработке государственной политики и нор­мативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной вла­сти в области обеспечения безопасности Российской Федера­ции, федеральным органом исполнительной власти, осущест­вляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, судоходные гидротехнические сооружения; расположен­ные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, уста­новки, сооружения; аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; участки внутренних водных путей, вертодромы, по­садочные площадки, а также иные обеспечивающие функци­онирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование, определяемые Правительством Российской Федерации.

2.     Разработка планов обеспечения транспортной безопас­ности объектов транспортной инфраструктуры и транспорт­ных средств.

За проведение всех мероприятий, обеспечивающих транспортную безопасность на объекте транспортной ин­фраструктуры, ответственен собственник. Такими меропри­ятиями являются: предоставление информации об объекте в компетентный орган, анализ оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, подготовка плана обеспече­ния транспортной безопасности на транспортном объекте ин­фраструктуры, реализация плана обеспечения безопасности объекта транспортной инфраструктуры.

Основными вопросами в обеспечении антитеррори­стической деятельности государства выступают следующие: изучение структуры органов государственной власти, осу­ществляющих деятельность в сфере транспортной отрасли, их взаимодействие друг с другом, реализация обеспечения транспортной безопасности на объекте транспортной инфра­структуры ненадлежащим образом, в частности, в отношении кадрового, финансового обеспечения, а также в вопросах до­смотра и реализации конституционных прав и свобод чело­века и гражданина. Данные вопросы требуют досконального изучения как в отношении теоретического исследования, так и практического.

Безопасность и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика