Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Идеология в контексте политической культуры
Научные статьи
20.04.16 12:09

вернуться

Идеология в контексте политической культуры


Горелова Т. А.

Костина А. В.

Хорина Г. П.

ПОЛИТИКА И ПРАВО
Горелова Т. А., Костина А. В., Хорина Г. П.
12 91 2015
В статье обращено внимание на влияние идеологии на политическую культуру. При этом идеология, являясь продуктом культурно-творческой деятельности людей, испытывает на себе влияние структурных элементов культуры. Авторы рассмотрели политическую практику государственного строительства в Российской Федерации на протяжении последнего столетия.
Доказано, что связь идеологии и культуры может носить как позитивный, так и негативный характер, более того, как идеология может влиять на культуру в позитивном и негативном смысле, так и культура может влиять на идеологию аналогичным образом.

Идеология, являясь продуктом культурно-творческой деятельности людей, испытывает на себе влияние струк­турных элементов культуры. Одновременно она оказывает мощное воздействие на политическую культуру в целом и одну из ее составляющих — искусство, которое те, кто на­ходится у политической власти, могут использовать в своих интересах.

Рассмотрим идеологию в контексте эволюции политиче­ской культуры и ее проекцию на искусство.

Как показывает общественно-политический опыт, влияние идеологии на искусство может давать ему новый импульс, способствовать возникновению новых стилей и направлений. На эту связь указывал Д. С. Лихачев. Осно­вательно исследовал взаимосвязь идеологии и искусства на примере музыки Т. Адорно. Он первым обратил внимание на то, что между классами и музыкой существует связь. Му­зыка, по мнению Адорно, предлагает определенные ценно­сти, на которые должны ориентироваться слушатели как на образцы, достойные подражания. Музыка также формиру­ет определенный тип мировосприятия, который оказывает влияние на политическую социализацию подрастающего поколения.


 

Адорно справедливо утверждал, что западное искус­ство пронизано идеологией. Благодаря идеологам человек живет в иллюзорном мире, который в корне отличается от того мира, который существует в действительности. Ба­зисом его мировоззрения является множество идеологем. Идеологичным Адорно считал не только искусство массо­вой культуры, но и классическое, ибо и то, и другое уводит от острых социальных проблем. Назначение нового искус­ства — показывать в художественной форме те антагонисти­ческие противоречия, которые присущи буржуазному об­ществу. Поэтому трудно согласиться с утверждением, что в современном западном об­ществе искусство не испы­тывает влияния идеологии.

За таким утверждением может стоять идея о том, что в этом обществе, по су­ществу, нет идеологии, что совершенно не соответству­ет действительности. За­метим, что А. А. Зиновьев решительно опровергает мнение, что такое общество совсем или почти не деиде- ологизировано.

Из стран, причисля­ющих себя к либеральной модели развития, наиболее идеологизированной явля­ется Америка. Наш тезис подтверждают более 92 % респондентов, отобранных в качестве экспертов из числа современных культурологов.

По жестокости цензуры, по возвеличиванию идеально- Хорина Г. П. го, положительного героя Америка сегодня занимает лидиру­ющее место. Жесткими цензурными методами страна борется с безнравственностью. Многие американские фильмы, сделан­ные для стран третьего мира, никогда не показываются у себя дома. Американцы используют эти фильмы в целях пропаган­ды своего образа жизни, своей идеологии, своих представле­ний о добре и зле, своей религии и таким образом зомбируют весь мир.

В условиях господства рыночных отношений «кино и ра­дио уже более не требуется выдавать себя за искусство, та исти­на, что они являются не чем иным, как бизнесом, используется ими в качестве идеологии, долженствующей легимитировать тот хлам, который они умышленно производят».

Проводником либеральной идеологии как духовной ос­новы ряда стран Запада является массовая культура, которая способствует формированию особого, некритичного видения мира, унификации человеческой субъективности, созданию иллюзии нивелированности различий между людьми и уни­версальности всех проблем, окружающих человека. Через сериалы (так называемые «мыльные оперы»), вестерны, трил­леры, детективы их зрителям навязывается определенная си­стема ценностей. Массовая культура уводит человека в мир грез и иллюзий, и он становится не способным размышлять, анализировать все происходящее вокруг. Идеологическую роль выполняет и реклама, которая также как и массовая куль­тура навязывает свои ценности.

С конца 90-х годов XX в. в России начинает формировать­ся либеральная идеология (точнее она была заимствована на Западе, прежде всего США), которая после развала СССР за­менила собой социалистическую. В сознание людей стали внедряться либеральные ценности. Этому способствует появ­ление различной литературы — как иностранной, так и отече­ственной, кинофильмов — их сериалов, архитектуры, изобра­зительного искусства.

Происходит ослабление значимости литературы, литера­туроцентризма. Проблемный роман все более и более уступает место массово-развлекательному, формульному роману. По­явился новый герой: олигарх, киллер, «вор в законе», банкир и т. д. На экранах и в литературе почти исчезли представите­ли рабочих профессий. В современных кинофильмах (многие из них создаются по американским образцам, как, например, «Бедная Настя») в основном присутствуют мелодраматиче­ские и детективные сюжеты. Во многих из них культивируются жестокость, цинизм, жажда наживы любой ценой, богатство как признак преуспевания либо в бизнесе, либо в коррупции, либо в криминале. Место советской массовой культуры заня­ла массовая культура западного образца, основанная на иных ценностных представлениях.

Утрата прежних ценностных ориентаций в период пере­стройки и реформ, отсутствие ясности в том, какое общество и на базе каких ценностей должно создаваться, идеологиче­ски дезориентировали, обезоружили многих представителей культуры. Как мы полагаем, главным образом по этой при­чине в последние полтора десятилетия не было создано прак­тически ни одного произведения литературы, музыки, кино, которое можно было бы назвать выдающимся.

Таким образом, либеральная идеология и искусство тес­но взаимосвязаны, влияют друг на друга и на формирование определенных ценностных ориентаций и идеалов.

Остановимся на том, какова связь между социалистиче­ской идеологией и искусством. Проследим ее в основном на примере российского советского искусства.

В Х!Х в. в Россию проникают социалистические идеи, включая марксистское их содержание. Они занимают все большее место в культуре общества, оказывают влияние на его духовную жизнь. В художественных и публицистических про­изведениях А. И. Герцена («Былое и думы» и др.), Н. Г. Чер­нышевского («Что делать?» и др.), в литературно-критических статьях В. Г. Белинского и др. с достаточной ясностью прояви­лись социалистические взгляды их авторов, хотя во многом они носили утопический характер (подробнее об этом ниже).

Все возрастающим влиянием пользовалась социал-демо­кратическая партия (большевиков) и ее руководитель В. И. Ле­нин, являвшийся горячим сторонником марксистской социа­листической идеи. В этой связи интересно проследить влияние этой идеологии на российскую художественную культуру.

В. И. Ленин был озабочен распространением социалисти­ческой идеи, привлечением массы на сторону партии и был убежден в необходимости использования для этой цели, в частности, литературы и искусства. В период первой русской революции в 1905 г. в газете он опубликовал статью «Партий­ная организация и партийная литература», в которой большое внимание уделялось выпуску партийной литературы. В. И. Ленин считал, что литература и искусство должны стать важ­ной составляющей организационной, планомерной, объеди­ненной социал-демократической партийной работы, частью общепролетарского дела, что литературная часть партийного дела «не может быть шаблонно отождествляема с другими частями партийного дела пролетариата». В то же время он подчеркивал, что литературное творчество требует «большого простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию», оно «все­го менее поддается механическому равнению, нивелирова­нию, господству большинства над меньшинством».

Столь высокая оценка В. И. Лениным значения литерату­ры и искусства в партийном деле неслучайна. В наиболее вы­дающихся произведениях в образной, художественной форме содержится глубокое отражение реальной жизни людей и ее возможных перспектив, а их понимание доступнее произве­дений теоретического характера. С этой точки зрения В. И. Ленин высоко ценил Л. Н. Толстого, называя его творчество «зеркалом русской революции».

Литература предреволюционных лет, особенно послед­них месяцев 1917 г., остро чувствовала приближающиеся со­бытия. И если проанализировать поэзию лишь наиболее яр­ких представителей Серебряного века, можно сделать вывод, что именно они, независимо от того, к какому художествен­ному направлению принадлежали, идеологически обеспе­чивали революцию. К идеологам революции можно отнести футуриста В. Маяковского, символиста В. Брюсова и др. Р. Иванов-Разумник в то время писал: «Да, на Руси крутит огнен­ный вихрь. Вихрь несет весенние семена. Вихрь на Запад летит. Перевернется весь мир». Можно привести много других при­меров восхваления русской революции и большевиков. Мно­гие писатели видели в революции очищающее начало, некий мессианский дух.

Выдвигая принцип партийности, В. И. Ленин уже после революции резко выступал против пролеткультовцев с их идеологией отрицания старой культуры. «Не выдумка новой пролеткультуры, — писал он, — а развитие лучших образцов, традиций, результатов существующей культуры с точки зре­ния миросозерцания марксизма и условий жизни и борьбы пролетариата в эпоху его диктатуры».

Влияние идеологии на культуру в советский период было неравномерным. В первые годы после революции оно (влия­ние) было двояким. С одной стороны, в издаваемых декретах, постановлениях, резолюциях партия и государство стреми­лись материально поддержать культуру и тех ее представи­телей, кто сотрудничал или лояльно относился к политике, проводимой большевиками, с другой стороны - стремились контролировать и управлять культурным процессом, так как прекрасно понимали, что культура - это то звено, уцепившись за которое можно вытянуть всю цепь, та основа, на которой бу­дет возводиться здание нового социалистического дома. Пер­востепенное значение в своей работе они уделяли повышению общеобразовательного уровня рабочих и крестьян, преодоле­нию наследства, оставленного старой властью.

В странах, где в определенные периоды были установле­ны тоталитарные режимы, включая СССР, влияние идеологии на культуру было максимальным и проявлялось особенно в общественной науке, образовании, литературе, кинематогра­фе и т. д.

Являясь главным финансистом культуры, советское го­сударство в определенной мере ограничивало свободу и са­мостоятельность деятелей искусства. А. В. Луначарский не­однократно подчеркивал, что «государство оставляет за собой право контроля за художественной стороной дела, ибо только высокохудожественная постановка последнего сможет оправ­дать те громадные затраты, которые государство несет в отно­шении государственных театров»; и далее: «.. .государство обя­зано влиять на искусство и оно может определенным образом руководить искусством». Однако это руководство имеет свои пределы, ибо «.подлинное искусство, то, которое носит на себе печать гения или таланта, в клетке петь не может. При­способленный к клетке талант превращается из соловья в чи­жика, из орла в курицу».

Первостепенное внимание со стороны государства уде­лялось литературе, которая в России играла важную роль, заменяя порой философскую мысль, отражая в своих произ­ведениях различные идейные течения и стараясь оказать вли­яние на формирование мировоззрения. Н. Бердяев, говоря о важных чертах русской литературы, отмечал, что она самая профетическая в мире полна предчувствий и предсказаний, ей свойственна тревога о надвигавшейся катастрофе.

Провозглашенный В. И. Лениным принцип партийности, который мог быть распространен не только на литературу и искусство, но и на культуру в целом, был оценен многими де­ятелями культуры как ограничение свободомыслия, свободы слова. В своей публикации «Свобода слова» Валерий Брюсов выступил с резким осуждением покушения на свободу слова. «В нашем представлении свобода слова неразрывно связана со свободой суждения и с уважением к чужому убеждению. Для нас дороже всего свобода исканий, хотя бы она и приве­ла нас к крушению всех наших верований и идеалов. Где нет уважения к мнению другого, где ему только надменно предо­ставляют право "врать", не желая слушать, там "свобода-фик­ция"». Именно поэтому Брюсов заявил: «Мы покидаем ваши знамена». В бердяевском «Самопознании» мы также ощуща­ем тревогу автора, связанную уже с приходом большевиков к власти и запрещением, по его мнению, свободы мысли. Он писал: «Предчувствия возможности большевизма у меня были очень рано, еще когда я вращался в марксистской среде. Тог­да я уже боролся с тоталитаризмом во имя свободы мысли и творчества».

Тем не менее социалистическая идеология оказывала все возрастающее влияние на различные формы культуры, осо­бенно художественной, а ее деятели становились все более идеологизированными. После Великой Октябрьской социа­листической революции создавались различные творческие объединения. В Декларации объединения «Октябрь», в част­ности, отмечалось: «Сознательно участвуя в идеологической классовой борьбе пролетариата против враждебных ему сил и за сближение крестьянства и национальной интеллигенции с пролетариатом, пространственные искусства должны обслу­живать идущие за ним массы трудящихся в двух нераздельно связанных между собою областях:

    в области идеологической пропаганды (через картины, фрески, полиграфию, скульптуру, фото, кино и т. д.);

    в области производства и непосредственной организа­ции коллективного быта (через архитектуру, индустриальные искусства, оформление массовых празднеств и т. д.).

Советская культура всеми своими средствами пытались показать всему миру, что сделано за годы правления новой власти. Ее деятели принимали участие в различных выставках - в Венеции (1924 г.), в Париже (1925 г.), во Всемирной выстав­ке (1937 г.) в Париже, где скульптор Мухина получила «Гран- при». В выставках принимали участие не только российские деятели культуры, но и представители других национальных республик.

Несмотря на некоторые послабления в отдельные пе­риоды российской (советской) истории, коммунистическая партия постоянно осуществляла идеологическое влияние на культуру. Это выразилось, в частности, в принятии в 1946-1948 гг. постановлениях ЦК КПСС о журналах «Знамя» и «Ленин­град», об опере Мурадели «Великая дружба», о второй серии кинофильма «Большая жизнь» и др. Эти произведения ана­лизировались и оценивались, прежде всего, с идеологических позиций.

После смерти И. Сталина произошли некоторые изме­нения в идеологическом влиянии на культуру. Чтобы глуб­же понять их, следует иметь в виду, что, как уже было выше отмечено, советская (т. е. государственная и партийная) политика более или менее целенаправленно разрабатыва­лась уже с начала 20-х годов. Следует различать «основную культурно-политическую концепцию», которая задавала лишь общие контуры и нуждалась в дополнительной ин­терпретации, и «поверхностные культурные феномены», означавшие реакцию на актуальные проблемы своего вре­мени. Начинается ослабление «основной» концепции, не­задолго до того конкретизированной в партийных поста­новлениях 1946 и 1948 гг. Культурно-политическая жизнь между 1953 и 1957 гг. стала недостаточно сконцентриро­ванной и ослабленной. Именно этим можно объяснить создание комиссии ЦК по вопросам идеологии, культуры и международным партийным связям (1958 г.), а также ос­нование Союза писателей РСФСР (1957-1958 гг.). Однако в культурной политике сколько-нибудь существенных им­пульсов сверху не было, речь шла о реакции на импульсы снизу, на возникающие от случая к случаю актуальные про­блемы. В этом смысле партия выполняла скорее функцию контроля за происходящими в культуре процессами, чем интеллектуального центра.

Основные принципы концепции культурной политики, которая после Сталина не была поставлена под вопрос, можно свести к следующему:

     руководящая роль ЦК партии в области культуры;

    руководство с помощью постановлений, резолюций, инструкций, причем для их претворения в жизнь широко ис­пользовались все средства идеологического воздействия;

— анализ партийными инстанциями возникающих куль­турно-политических ситуаций, как и осуществленные их руко­водством мероприятия в области культуры; они были идеоло­гически мотивированы.

Поскольку актуальным в течение некоторого времени стал вопрос о власти, руководящая роль партии в области культуры несколько ослабла, осторожно расширялась свобода деятельности и принятия решений практически во всех об­ластях. В этой связи можно указать на ослабление аппарата управления издательств, журналов и кино, заметное увели­чение переводов не только восточноевропейской, но также и западноевропейской, африканской, азиатской, постепенно и латиноамериканской литературы, более сокращенными стали формы контроля и управления журналами, издательствами, репертуаром театров и кино, литературной и художественной критикой и т. д.

По мере того, как возрастала роль коммунистической партии в обществе, она (партия) все более вмешивалась в де­ятельность государственных органов, брала на себя часть ее функций. Иными словами, происходил процесс огосударст­вления партии, что проявилось и в ее влиянии на развитие культуры (на это в литературе обычно не обращается внима­ние). Свидетельством тому является деятельность идеологи­ческой комиссии при ЦК КПСС. Хотя ее решения не носили юридического характера, были лишь рекомендациями для ЦК КПСС, его секретариата и Политбюро, на их основании при­нимались решения, обязывающие не только и не столько пар­тийные организации министерств и ведомств и их парткомы, как это должно было быть, а непосредственно государствен­ные инстанции. Подменялся таким образом Совет министров СССР. Такой метод руководства культурой осуществлялся по существу на всех «этапах» управления (в республиках, краях и областях и т. д.).

Однако активное идеологическое влияние коммунистиче­ской партии, а в определенной мере и советского государства на искусство, духовную культуру в целом не может оценивать­ся однозначно отрицательно. Субъективно это было стремле­ние создать, сохранить и укрепить идеологическое и мораль­но-политическое единство советского общества в условиях острой классовой борьбы внутри страны (до определенного времени) и на международной арене, формирования пред­посылок Второй мировой войны с непременным втягиванием в нее Советского Союза. Такое единство необходимо было в годы Великой Отечественной войны, и оно явилось одним из важнейших источников нашей победы. Оно необходимо было и после войны, когда началась так называемая холодная война (а готовилась и горячая с использованием атомного оружия) и было развернуто мощное идеологическое и психологическое наступление на первую страну социализма, которая своим су­ществованием, социальными преобразованиями и победой в войне оказала огромное влияние на ход мировой истории не в пользу капитализма. Вместе с тем идеологический контроль, руководство культурой субъективно рассматривались как за­бота о ее развитии. Стоит напомнить, как резко выступал про­тив российского бескультурья В. И. Ленин, какие меры осу­ществлялись в сфере культуры уже в первые годы советской власти.

    Отношение деятелей культуры к сложившейся в совет­ское время ситуации было и остается противоречивым. Часть из наиболее талантливых деятелей литературы и искусства чувствовали себя свободными в своем творчестве. Другие не могли реализовать свой творческий потенциал.

     Анализ взаимосвязи идеологии и искусства или шире - культуры приводит нас к выводу, что широко представленные в научной и научно-публицистической литературе точки зре­ния о ней как связи в основном отрицательной является недо­статочно корректной. Связь идеологии и культуры может но­сить как позитивный, так и негативный характер, более того, как идеология может влиять на культуру в позитивном и не­гативном смысле, так и культура может влиять на идеологию аналогичным образом. Идеология влияет на различные фор­мы искусства. Вся история развития культуры и искусства со времени возникновения идеологии показывает, что отбор тех или иных литературных, художественных, музыкальных про­изведений проводился в зависимости от тех идеологических приоритетов, которые доминировали в той или иной обще­ственной системе. Искусство не развивается только по своим собственным законам, оно изменяется под влиянием идеоло­гии.

Право и политика



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика