Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Перспективы участия России в международном сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды в рамках развития евразийской экономической интеграции
Научные статьи
10.05.16 15:43

вернуться

Перспективы участия России в международном сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды в рамках развития евразийской экономической интеграции


Алимов А.А.

Ермолина М.А.

ПРАВО СТРАН СНГ
Алимов А.А.,Ермолина М.А.
1 92 2016
В статье говорится о правовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза.
Опираясь на основные положения концепции устойчивого развития, на практику сотрудничества в области окружающей среды и развития, авторы раскрывают собственное видение основных направлений интеграции.

До недавнего времени начало XXI века связывалось с пер­спективой формирования глобальных институтов управле­ния. Важную роль в связи с этим сыграла Организация Объ­единенных Наций, деятельность которой в последние годы была направлена на решение комплекса проблем, с которыми человечество столкнулось на пороге тысячелетия.

Особое внимание ООН уделяла решению проблем, кото­рые требуют широкого международного сотрудничества. Но истоки таких проблем, включая экологическую, связаны с их локальными и региональными проявлениями. Вместе с тем процесс глобализации показал, что динамика их развития чрезвычайно высока, а усилия, предпринимаемые мировым научным и политическим сообществом, на сегодняшний день значительно отстают от возможности их разрешения.

Прошедшие под эгидой ООН международные конферен­ции не привели к заметным изменениям на этом фронте. Но, тем не менее, поступило несколько обращений практически ко всем странам мира, в рамках которых были сформулированы предло­жения по совместному решению экологической проблемы.

В связи с этим специально следует выделить 1992 год и ре­шения, принятые Конференцией ООН по окружающей среде и развитию. Это был уже второй глобальный форум по про­блемам окружающей среды и развития. Назовем основные до­кументы, принятые в Рио-де-Жанейро, и отметим их влияние на мировое сообщества в канун XXI века.


 

Это рамочные конвенции по климатическим изменени­ям и биоразнообразию, которые определили основные на­правления развития международного природопользования. Несомненно, особое значение имела Декларация Рио, но как документ общего характера он действительно носил деклара­тивный характер, призывающий к усилению и расширению международного сотрудничества в этом направлении. Значи­тельно большее значение имеет «Повестка Дня на XXI век», ибо в ней был предложен, правда, не конкретный, но все же план реализации Концепции устойчивого развития.

Как показали прове­денные ООН последующие конференции по пробле­мам окружающей среды и развития, в их решениях и документах в основном гово­рилось «о принятых мерах и результатах» в контексте «Рио+10» и «Рио+20». Однако можно считать, что до настоящего времени не удалось достичь замет­ных положительных успехов. Более того, решения Конферен­ций ООН не способствуют важным и существенным сдвигам в решении накопившихся социальных, экономических и эко­логических проблем «в глобальном масштабе». Все-таки оста­ются серьезные противоречия в русле «экономического роста, социального процветания и экологического благополучия, которые не разрешаются ввиду отсутствия реально работаю­щих механизмов на международном и национальном уровнях.

В связи с этим политики и ученые разных стран все чаще высказывают обоснованные сомнения относительно эффек­тивности «совместных усилий» мирового сообщества и отда­ют предпочтение принципам регионального сотрудничества. Такое сотрудничество носит, как правило, трансграничный характер и связано с членством в региональных организаци­ях и обусловлено подписанием многочисленных соглашений, чаще всего с экономическим подтекстом. Вопросы регионали­зации весьма актуальны для установления деловых отношений и контактов между странами и предупреждения внешних кон­фликтов в будущем. Как отмечается в статье Н.А. Добронравина, только до XX века регион рассматривался «как составная часть» какого-то образования. В настоящее время это понятие рассматривается в более широком контексте, о чем свидетель­ствуют современные исследования ученых. Тем не менее, как отмечает И.З. Фархутдинов, государственный суверенитет как был, так и остается «фундаментом в регулировании междуна­родных отношений и создании международных организаций и межгосударственных объединений».

Региональные экологические проблемы традиционно рассматривались в определенных географических рамках. На­пример, - это Евросоюз, АСЕАН, НАфТА, в которых имеет место достаточная схожесть эколого-географических харак­теристик. Как отмечается исследователями, «нарастающая тенденция регионализации способствует, с одной стороны, усилению процессов глобализации, с другой — обособлению интеграционных группировок от мирового рынка и усиле­нию их независимости от внешнего спроса, позволяя стра- нам-участницам противостоять возникающим кризисам и экономическим шокам посредством создания своеобразной подушки безопасности между региональным объединением и остальным экономическим сообществом.

Отметим, что достаточно успешно на протяжении ряда десятилетий выглядела интеграционная политика стран- участниц Европейского Союза, деятельность которого изна­чально была ориентирована на «Общий рынок». Однако в по­следнее время и эта система показала хрупкость, поскольку не все государства, входящие в состав ЕС, в силу экономических условий оказались способными поддерживать «надлежащие параметры своего членства».

Вместе с тем политика ЕС в сфере охраны окружающей среды стала эталоном природоохранной деятельности в ре­гиональном масштабе. Ее основные положения могут быть использованы и в других регионах планеты. В данном случае для Российской Федерации изучение практики регионального экологического сотрудничества приобретает особую значи­мость. Поэтому именно опыт европейской интеграции может и должен быть использован Россией в развитии политики до­брососедства, наполняя новым смыслом и содержанием воз­можность создания новых региональных и межрегиональных союзов.

Начало процессу сотрудничества бывших стран СССР было положено еще в 1992 году учреждением Содружества Независимых Государств (далее - СНГ). Основные цели раз­вития этой организации были закреплены в ст. 2 ее Устава. В числе важнейших направлений сотрудничества были названы совместные усилия в политической, экономической, экологи­ческой, гуманитарной, культурной и иных областях. При этом провозглашен принцип всестороннего и сбалансированного экономического и социального развития государств-членов в рамках общего экономического пространства, что предпо­лагает межгосударственную кооперацию, интеграцию и ряд других процессов.

В рамках СНГ были приняты различные документы, ка­сающиеся вопросов в сфере охраны окружающей среды в кон­тексте экономической интеграции. Вместе с тем уже изначаль­но региональному сотрудничеству был задан экономический вектор развития. Так, в одном из материалов СНГ подчеркну­то буквально следующее: «В документах СНГ экономическим аспектам природоохранной деятельности уделяется самое се­рьезное внимание. ... Группа проводит мониторинг Дорожной карты по ключевым экологическим вопросам объединения электроэнергетических рынков».

В 2007 году странами СНГ был разработан Модельный экологический кодекс для государств-участников Содруже­ства, который остался нереализованным. Однако в дальней­шем произошли изменения, результат которых сказался в снижении уровня значимости экологического сотрудничества в рамках СНГ.

Одна из целей Евразийского экономического союза, ре­альная деятельность которого началась 1 января 2015 года14, за­ключается помимо прочего, в «сближении и гармонизации национальных законодательств». Однако, как и при создании Евросоюза, стержневая идея этого образования нацелена, прежде всего, на экономические аспекты взаимодействия. Практически 15 лет назад был организован в то время новый коллективный актор процесса - Евразийское экономическое сообщество (далее - ЕврАзЭС), который недавно прекратил существование. Можно сказать, что создание ЕврАзЭС был первым шагом на пути к формированию Евразийского эко­номического союза.

В Договоре об учреждении ЕврАзЭС принятом 10 октя­бря 2000 года специально оговаривалось, что подписывающие его страны «стремятся обеспечить согласование проводи­мых социально-экономических преобразований в различных областях». При этом основной акцент сотрудничества стран-участниц заключался в «координации подходов при интегра­ции в мировую экономику и международную торговую систе­му».

Несомненно, важным направлением политики ЕврАзЭС в сфере природопользования и охраны окружающей среды ста­ло создание Таможенного союза. С 1 января 2010 года положе­но начало процессу формирования Единого экономического пространства, а с 1 января 2012 года началась активная работа Евразийской экономической комиссии. При этом в последние годы в число перспективных направлений политики стран- участниц этих организаций было включено сотрудничество в области охраны окружающей среды и устойчивого развития. 28 января 2011 году при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС был создан Совет в области охраны окружающей среды, в со­став которого вошли руководители природоохранных органов стран-участниц Сообщества.

Поскольку Российская Федерация граничит непосред­ственно с Белоруссией и Казахстаном, важным аспектом формирования основ региональной экологической политики в контексте евразийской интеграции стала разработка доку­ментов и двусторонних соглашений между этими странами: Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о сотрудничестве в области охраны окружающей среды (рамочное соглашение) от 05.07.1994 г.; Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 27.08.1992 г. (прекрати­ло свое действие 07.09.2010); в области охраны окружающей среды от 22.12.2004 г., о совместном использовании и охране трансграничных водных объектов от 07.09.2010 г., и, наконец, о создании трансграничного резервата «Алтай» от 15.09.2010 г.

В условиях экономического кризиса для государств евра­зийского пространства чрезвычайно важной является решение продовольственной и иных экономических проблем. В связи с этим весьма значимым является Соглашение о единых прин­ципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года, в котором закреплены нормы об охране здоровья человека и окружающей среды.

В 2014 году странами-участницами СНГ приняты мо­дельные законы «О рациональном использовании и охране трансграничных вод (трансграничных водных объектов)», «Об экологическом страховании» и «Об экологическом агропро­изводстве», а также проекты «Соглашения о сотрудничестве государств-членов ЕврАзЭС в области охраны окружающей среды» и «Плана мероприятий по реализации Основных на­правлений сотрудничества государств-членов ЕврАзЭС в обла­сти охраны окружающей среды на 2014-2015 и последующие годы».

Таким образом, за последние годы странами-участни- цами международных организаций в рамках евразийской интеграции предприняты определенные усилия в целях раз­работки современной и эффективной нормативной базы по вопросам охраны окружающей среды, рационального ис­пользования природных ресурсов и обеспечения экологиче­ской безопасности. Всеми государствами разработаны законы об охране окружающей среды либо внесены в них изменения, способствующие внедрению более эффективных механизмов управления природопользованием и качеством окружающей среды. Однако, как подчеркивалось представителями стран- участниц ЕврАзЭС на одном из его заседаний, доля инвести­ций, направляемых на указанные мероприятия, по отноше­нию к ВВП стран ЕврАзЭС все еще остается незначительной.

Решение о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) придало новый импульс и все возрастающую дина­мику экономическим отношениям между входящими в него странами. Естественно, что данная организация преследует чисто экономические цели, по крайней мере, на ближайшее десятилетие. Однако в дальнейшем целесообразным является также сотрудничество в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования, что опять же подтверж­дает опыт Евросоюза.

Необходимость совместной политики в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования обусловлена тем, что территории бывших союзных респу­блик, ставших последовательно участниками СНГ, ЕврАзЭС и ЕАЭС, занимают огромную площадь со значительными водными, лесными, и земельными ресурсами, запасами по­лезных ископаемых. Большинство водоемов, расположенных на территории региона, имеют межгосударственный и транс­граничный характер. В результате воздушных перемещений возможно трансграничное и даже трансрегиональное загряз­нение, что потребует принятия своевременных предупредительных мер. Здесь следует подчеркнуть, что страны-участ­ники ЕАЭС расположены в разных эколого-географических зонах. Это придает необходимость проведения специальных исследований в области охраны окружающей среды и приро­допользования. Значительно в экологическом плане разняться между собой страны-участники ЕАЭС, следовательно, необхо­дим учет такого рода различий, поскольку единого решения в экологической сфере достичь будет очень сложно.

Действительно, для успешного социально-экологическо­го развития всех стран-участниц ЕАЭС, как и каждой из них, важнейшим направлением будет создание и внедрение новых, экологически ориентированных подходов, включая инноваци­онную составляющую. Но практика глобального природо­пользования показала, что любое инновационное начинание должно обязательно проходить «обследование» на уровень экологического риска. Примером здесь может служить все более и более широкая практика по получению сланцевой нефти и газа. По крайней мере, даже в США, являющихся пи­онером «сланцевой революции» все-таки появляется инфор­мация от экологов, что долгосрочное продолжение получения нефти и газа из сланца надо серьезно изучить и, по крайней мере, ввести нужные ограничения в этот процесс.

Судя по развитию идей касательно экономического раз­вития ЕАЭС, экологическая часть будущего сотрудничества осталась вне «сцены» экономического развития. Сегодня не­обходимо говорить о трех важнейших составляющих устой­чивого развития, в число которых включены экономическая, социальная и экологическая сферы. Такое положение было высказано не только в известном докладе Международной ко­миссии ООН по окружающей среде и развитию 1987 г., но и в работах российских экономистов. В частности, П.Г. Олдак отмечал, что «двусторонний» подход - только экономика и социальная сфера - уже неприемлем для сохранения эколо­гического равновесия. При определении понятия «устойчи­вое развитие» авторы вышеуказанного Доклада подчеркивали значимость трех его составляющих. Приведем конкретные по­ложения, характерные именно для объяснения того, что такое устойчивое развитие. Правда, здесь следует отметить, что одна из причин критики этой концепции в России связана с непра­вильным толкованием понятия «sustainable development», ко­торое необходимо переводить как «поддерживаемое и управ­ляемое развитие».

Согласно содержанию упомянутого выше документа, устойчивое развитие - это такое развитие, которое удовлетво­ряет потребности настоящего времени, но не ставит под угро­зу способность будущих поколений удовлетворять свои соб­ственные потребности. Оно включает два ключевых понятия:

-     понятие потребностей, в частности потребностей, необ­ходимых для существования беднейших слоев населения, ко­торые должны быть предметом первостепенного приоритета;

-     понятие ограничений, обусловленных состоянием тех­нологии и организацией общества, накладываемых на способ­ность окружающей среды удовлетворять нынешние и буду­щие потребности.

Мы уже отмечали, что детальное рассмотрение этого положения не входит в наши планы в рамках данной статьи. Однако именно здесь следует, по нашему мнению, отметить, что второе понятие - понятие ограничений, обусловленных определенными объективными факторами, означает не что иное, как несущую (хозяйственную) емкость биосферы. И это действительно надо обязательно учитывать при разработке стратегических планов сотрудничества. Антропогенно-техногенное давление общества на природную среду уже в настоя­щее время достаточно высокое. В связи с развитием сотрудни­чества в рамках ЕАЭС это давление, несомненно, увеличится. Поэтому нужно было бы определить такие составляющие, как демографический рост, потребление ресурсов и негативное воздействие на окружающую природную среду в виде много­численных загрязнений. Поэтому в данном случае мы говорим об устойчивости биосферы как громадной открытой экосисте­ме.

Известно, что биосфера не имеет каких-либо рамок и гра­ниц. Поэтому региональная интеграция не может быть огра­ничена только местным воздействием - переносы загрязнений любого вида и степени опасности могут достигать нескольких тысяч километров, затрагивая разные страны и регионы.

Уже давно получилось так, что на постсоветском про­странстве имели место различные экономико-экологические проблемы, часть которых осталась от Советского Союза. По­этому во внутренних стратегиях государств, входящих в состав ЕАЭС, на первое место выдвигаются экологические приори­теты, связанные с обеспечением права человека на благопри­ятную окружающую среду и рациональным использованием природных ресурсов23, а в евразийской политике - экономиче­ские и отчасти технологические механизмы.

Это показала и I Международная конференция «Перспек­тивы развития Евразийского экономического союза», прове­денная в Санкт-Петербурге 4-5 декабря 2014 года. По крайней мере, среди всех докладов, сообщений и дискуссий всего одно (!) было посвящено экологической составляющей. В данном случае именно один из авторов статьи выступал по «экологиче­скому сюжету», да и то в рамках круглого стола, посвященного безопасности в развитии ЕАЭС. Правда, удалось доказать, что экологическая безопасность является одним из составляющих мягкой безопасности в целом. Но при принятии решений по вопросам общего развития этого нового коллективного актора глобальной экономики было отмечено, что в настоящее время имеются только разработки модельных законов в области обе­спечения социально-эколого-экономического развития. Но здесь же нужно уделить специальное внимание вопросам эко­логического права и экономико-правовых механизмов, за счет которых можно будет регулировать процесс природопользо­вания Евразийского экономического союза.

В 2015 году Договор о Евразийском экономическом союзе подписали Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Кирги­зия. Желание присоединиться к экономическому сотрудниче­ству в рамках евразийской интеграции в последние годы изъ­явили Китай, Индия, Иран, Вьетнам, Южная Корея и другие страны. Немаловажно, что многие из этих стран уже являются партнерами по ряду соглашений в сфере природопользова­ния и охраны окружающей среды.

Так, например, между Россией и Китаем были заключе­ны соглашения о сотрудничестве в области охраны окружа­ющей среды (1994 г.), о заповеднике «Озеро Ханка» (1996 г.), об охране тигра (1997 г.), о рациональном использовании и охране трансграничных вод (2008 г.); между Россией и Ко­реей - соглашения о сотрудничестве в области охраны окру­жающей среды (1994), об охране перелетных птиц (1994 г.), в области предупреждения незаконного, несообщаемого и не­контролируемого промысла живых морских ресурсов (2009 г.); между Россией и Индией - о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и природных ресурсов (1994 г.). Очевидно, что у России имеются реальные перспективы за­ключить соглашения по вопросам охраны окружающей сре­ды и рационального природопользования со всеми странами, с которыми достигнуты или будут достигнуты в ближайшее время соглашения по экономическим вопросам. По мне­нию ученых, многочисленные данные свидетельствуют также «о перспективности российско-казахстанского сотрудничества и его синергетическом воздействии на развитие ЕАЭС, а так­же исторической предопределенности этого регионального объединения, имеющего перспективы стать одним из самых мощных экономических союзов в многополярной системе со­временного мироустройства».

В рамках развития евразийской экономической интегра­ции еще в 2012 году были намечены долгосрочные цели, на­правленные на охрану окружающей среды, в частности:

-      создание конкурентоспособной высокотехнологичной продукции на основе внедрения современных ресурсосберега­ющих и экологически безопасных технологий;

-      развитие производств и технологий, которые обеспечи­вают экологизацию всех сфер жизнедеятельности человека;

-      снижение вредного воздействия транспорта на окружа­ющую среду на основе увеличения доли применения эконо­мичных и экологичных автомобилей и воздушных судов, пере­ход в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты Евро-5 и Евро-6 и перевод транспорта на новые виды топлива;

-      внедрение современных экологически безопасных тех­нологий; совершенствование экологической политики;

-      охрана и рациональное использование природно-ре­сурсного потенциала;

-      безопасность применения биотехнологий и биологиче­ская безопасность;

-      повышение безопасности использования токсичных хи­мических веществ;

-      использование и обезвреживание отходов производства и потребления; защита населения и территорий от чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера;

-      экологическая безопасность функционирования обо­ронных объектов; развитие проблемных регионов;

-      согласование национального природоохранного зако­нодательства с международными правовыми актами.

Каждая из этих целей заслуживает серьезного внимания и требует незамедлительного решения в рамках ЕАЭС. Мож­но констатировать, что на сегодняшний день созданы право­вые основы для стратегического партнерства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования стран-участниц ЕАЭС. В дальнейшем этот список необходимо дополнить нормами об экологическом образовании и просве­щении, тем более что вопросы образования на региональном уровне в рамках международных организаций активно под­держиваются азиатскими странами.

Принципиально важно, что в Договоре о Евразийском экономическом союзе уже закреплены такие принципы как «экологическая политика», «гармонизация регулирования экологических аспектов», «снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека» и др. Очевидно, что странам, входящим в ЕАЭС, многое еще пред­стоит сделать в целях унификации и гармонизации формиру­ющегося права ЕАЭС с международно-правовыми нормами, а также разработка механизмов реализации этих норм на на­циональном уровне.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика