Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Государственная миграционная политика и возвращение мигрантов –граждан республики Таджикистан
Научные статьи
18.05.16 12:04

вернуться

Государственная миграционная политика и возвращение мигрантов –граждан республики Таджикистан


ПРАВО СТРАН СНГ
Бабаев А.А.
1 92 2016
В статье проведен анализ миграционного законодательства Республики Таджикистан по вопросу возвращения трудовых мигрантов в страну происхождения и их реинтеграции в общество, о проблемах и выхода из создавшейся ситуации с учетом применения международной практики.

На стыке двух тысячелетий, большинство стран мира ока­зались вовлеченными в мировую экономическую миграцию. В большей мере этот процесс коснулся государства с переход­ной экономикой, поскольку этот период ознаменовался круп­ными политическими и экономическими изменениями в Вос­точной Европе и бывшем СССР.

Республика Таджикистан во времена Союза ССР для мно­гих государств мира считалась привлекательной и принима­ющей страной, где постоянно проживали как единая семья более ста наций и народностей, в том числе русских - 388 481 человек, узбеков - 1 977841, киргизов - 63 832, казахов - 11 376, белорусов - 7247, армян - 5 651, азербайджанцев - 3 556 и дру­гих.

 

Однако, с периода приобретения государственной неза­висимости в 1991 году, в Республике Таджикистан начали про­исходить бурные миграционные процессы, и обусловлены они рядом причин: социально-экономических, политико-право­вых, социально-психологических, исторических, демографи­ческих, экологических и т.д. Неоднократные исследования го­сударственных, общественных, международных организаций, а также научных институтов показали, что причины и след­ствия миграции населения сложны и многообразны.

Нынешнюю социально-экономическую ситуацию стра­ны невозможно представить без трудовой миграции за рубеж, ибо это является фактором, оказывающим значительное вли­яние на жизнедеятельность большинства семей в Республике Таджикистан.

Осознавая важность решения проблем в области трудо­вой миграции, Правительство Республики Таджикистан нача­ло активно реализовывать меры по регулированию процессов трудовой миграции за рубеж. Начиная со второй половины 90-х годов прошлого столетия и далее после 2000 года, разра­ботаны ряд нормативно - правовых актов в сфере трудовой миграции.

Правительство страны еще в 1998 году приняло Концеп­цию государственной миграционной политики, учитывая на тот период масштабы миграции населения и разнообразие происходящих миграционных процессов. Концепция явля­ется основополагающим документом для управления мигра­ционными процессами, защиты законных прав и интересов граждан страны.

Вопросы совершенствования и развития законодательной базы, прогнозирования миграционных процессов, разработка и реализация соответствующих государственных и иных про­грамм в этой области, а также обеспечение участия междуна­родных и неправительственных организаций в разработке и осуществлении конкретных программ в сфере миграции счи­таются одними из основных задач и приоритетов настоящей Концепции. В связи с этим, фактор возвращения большого количества трудовых мигрантов в места постоянного прожи­вания и проблемы их адаптации и реинтеграции в общество, на сегодняшний день могут быть характеризованы, как новый вызов для Правительства Республики Таджикистан, с которым необходимо считаться и предпринимать своевременные меры.

В 2001 году была принята Концепция внешней трудовой миграции граждан Республики Таджикистан, в 2002 году вне­сены изменения и дополнения в Закон Республики Таджики­стан «О миграции» в части регулирования вопросов трудовой миграции за рубеж.

В целях урегулирования миграционных процессов и обеспечения социально-правовой защиты трудовых мигран­тов, как за рубежом, так и внутри страны, Правительство Ре­спублики Таджикистан 31 января 2006 года за № 61 приняло «Программу внешней трудовой миграции граждан Республи­ки Таджикистан на 2006 - 2010 годы», в реализации которой принимало участие более двадцати министерств и ведомств страны.

    Наряду с проблемами внешней трудовой миграции, в плане мероприятий данной Программы были также отраже­ны вопросы взаимодействия с таджикскими диаспорами, при­влечения зарубежных инвестиций и трудоустройства граждан Республики Таджикистан на территории страны происхожде­ния, и один из пунктов с ниже следующей редакцией: «- при­влечение и создание условий внутри страны для таджикских зарубежных общин с целью внедрения инвестиций для стро­ительства организаций, предприятий и создания новых рабочих мест», является подтверждением того, что государство еще в тот период ставило задачу о возвращении и реинтегра­ции мигрантов. Однако, реализация выше указанного пункта, учитывая объективные и субъективные причины, осталась невыполнимой. По настоящее время вопросы привлечения таджикских диаспор в развитии страны остаются на уровне «призывов», и в этом плане уполномоченным органам госу­дарственной власти необходимо предпринимать более реши­тельные и современные методы работы.

В 2011 г. Правительство Республики Таджикистан утвер­дило Концепцию о привлечении зарубежных соотечественни­ков в качестве партнеров развития отечества. Согласно данной Концепции, участие диаспор, национальных общин, соот­ечественников за рубежом и трудовых мигрантов в социаль­но-экономическом развитии государства, является одним из приоритетных направлений политики занятости населения.5 Именно эта сфера в настоящий период является наиболее уязвимой в обществе, ибо та часть мигрантов, которая воз­вратилась домой и желают найти достойную работу у себя на родине, по причине слаборазвитой инфраструктуры и не­решенных проблем в сфере внутреннего рынка труда, не мо­жет быть востребованной. К сожалению, реализация данной Концепции оставляет желать лучшего, и соответствующим органы государственной власти Таджикистана необходимо во­время осознать значимость данного вопроса. Несмотря на то, что в 2015 году был разработан новый план мероприятий по реализации названной Концепции, без использования между­народной практики с учетом применения прозрачной и дове­рительной методики взаимодействий с диаспорами, добиться желаемых результатов невозможно. Именно поэтому, Таджи­кистан уже второе десятилетие не может добиться определен­ных результатов в столь значимой для общества сфере.

Далее, Правительство Республики Таджикистан 4 октября 2011 года Постановлением № 460 утвердило Национальную Стратегию трудовой миграции граждан Республики Таджи­кистан за границу на период 2011 - 2015 годы, где также отра­жены вопросы реинтеграции, и ниже приведенные меропри­ятия являются тому подтверждением: «...создание механизма реинтеграции возвратившихся мигрантов в экономику стра­ны, повышение экономической активности членов семей тру­дящихся мигрантов через профессиональное обучение, бизнес обучение, микрокредитование и привлечение к легальной са­мозанятости, разработка и реализация социальных проектов в целях повышения уровня жизни и снижения уровня бедности трудовых мигрантов, разработка пакета социальных проектов для привлечения доноров».

То есть, отчетливо видно, что принимая соответствующий нормативный документ, Правительство ставит определенные задачи по реализации утвержденных планов мероприятий. Но, почему-то решение принятых перед обществом задач, в большей степени откладывается на более поздние сроки, и объясняется это тем, что в Республике Таджикистан систе­ма менеджмента и координация деятельности между мини­стерствами и ведомствами находится не на высоком уровне. В большей степени взаимоотношения строятся не на професси­ональном уровне, а исходят из межведомственных интересов, что препятствует государственному видению и подходу к реа­лизации задач в области миграции.

    Учитывая все проблемы современного финансово-эконо­мического кризиса, соответствующим органам государствен­ной власти Таджикистана надо понять и поддержать ту сферу, которая вносит неоценимый вклад в социальную, экономиче­скую и политическую стабильность республики. Иначе, как можно оценивать тот факт, что на решение проблем в области миграции, из бюджета государства выделяется мизерная сум­ма, с которой невозможно реализовать миграционную поли­тику и максимально обеспечить социально-правовую защиту трудящихся мигрантов. И, это при том, что сумма денежных переводов граждан страны за последние годы составляет 40­50% ВВП республики, и по этому показателю Таджикистан является самым зависимым государством в мире.

Всемирным Банком в 2010 году было проведено исследо­вание относительно вопросов финансирования миграционных служб и реализации задач в сфере трудовой миграции среди выборочных стран ближнего и дальнего зарубежья. Данное ис­следование показало, что в Российской Федерации смета фи­нансовых расходов миграционного органа в млрд. долларах США составляет 0,8% от годового бюджета страны, в Кыргыз­стане - 0,023%, в Армении - 0,001%, в Таджикистане - 0,0005%. Бюджет миграционного органа Таджикистана является самым низким среди всех государств ближнего зарубежья, и с таким бюджетом невозможно решать серьезные задачи, среди кото­рых вопросы реинтеграции возвратившихся трудящихся ми­грантов в настоящее время являются наиболее важными для государства. Поэтому Таджикистану нужно применять совре­менные подходы по решению проблем в области миграции населения, учитывая положительную международную прак­тику и реальную ситуацию в стране.

На основании данных Миграционной службы Республи­ки Таджикистан, по состоянию на январь месяц 2016 года бо­лее 333 тысячи граждан Таджикистана в связи с нарушением миграционного законодательства России, внесены в список «запретников», и они после возвращения на родину, не имеют право от 3-х до 5-ти лет въезжать на территорию Российской Федерации.

Учитывая создавшуюся ситуацию, а также сложное со­циально-экономическое положение в России, по итогам 2014 года наблюдался количественный спад внешней трудовой ми­грации граждан Республики Таджикистан в Российскую Феде­рацию почти на 129 тысяч человек (спад на 20%) по сравнению с 2013 годом. По данным Миграционной службы Таджикиста­на в 2013 году за рубеж выехало 799698 человек, а в 2014 году 670806 человек, что подтверждает примерную численность граждан страны не имеющих возможность выехать в Россий­скую Федерацию в связи с «запретом», и нуждающихся в реин­теграции и адаптации на территории страны происхождения.

Правительство Республики Таджикистан в целях пред­упреждения рисков массового возвращения трудящихся ми­грантов из Российской Федерации и возможных негативных последствий на социально-экономическую и политическую ситуацию в стране, во второй половине 2014 года создало меж­ведомственную экспертную группу при Министерстве эконо­мики и развития Республики Таджикистан, где был разрабо­тан проект соответствующего антикризисного документа.

Исходя из этого, Правительством страны 5 февраля 2015 года за №50 было принято постановление «О плане меропри­ятий по предотвращению воздействия возможных рисков на национальную экономику». В данном плане мероприятий предусмотрены вопросы о принятии мер по трудоустройству возвратившихся из-за рубежа трудящихся мигрантов, обеспе­чение их социальной защиты, обучению нужным профессиям и сертификации профессиональным навыкам, совершенство­вание законодательства по урегулированию трудовой мигра­ции граждан Республики Таджикистан,{9}, и т. д.

Данное постановление Правительства является средне­срочным и выполнение пунктов плана мероприятий рассчи­тано до 2018 года. Одновременно, дано поручение министер­ствам, государственным комитетам, другим соответствующим ведомствам республики, исполнительным органам государ­ственной власти Горно-Бадахшанской автономной области, областей, города Душанбе, городов и районов Республики Таджикистан обеспечить выполнение плана мероприятий в установленные сроки и ежеквартально представлять в Пра­вительство Республики Таджикистан информацию о ходе его выполнения.

В настоящее время Миграционная служба Таджикистана и ФМС России отмечают увеличение численности возвращаю­щихся мигрантов и сокращение количества таджикистанских мигрантов в Российской Федерации примерно на 15%. Возвра­щающихся мигрантов из Российской Федерации в Таджики­стан можно разделить на несколько групп в зависимости от их нетрадиционных причин возвращения.

Обычно, традиционные причины возвращения сезонных мигрантов не связаны с какими либо структурными измене­ниями в миграционной политике, как в стране отправления мигрантов, так и в принимающей стране. Соответственно в количестве мигрантов возвращающихся по традиционным причинам отсутствуют существенные отклонения количества возвратившихся мигрантов. В данную категорию можно вклю­чить тех мигрантов, которые за время пребывания в России успели адаптироваться и у них сложились устойчивые связи с работодателями и другими заинтересованными сторонами в сфере миграции.

Причины, определяющие возвращение мигрантов в 2015 году, обусловлены структурными изменениями в миграцион­ной политике Российской Федерации, и ее экономическим кризисом. В основном к этой категории мигрантов относятся лица, введенные в банк данных «запретников», не сумевших адаптироваться в местах пребывания и в целом не имеющих достаточную подготовку для осуществления трудовой дея­тельности на территории России.

В дополнении к традиционным причинам возвращения, группу возвращающихся мигрантов в 2015 году можно рас­пределить на три подгруппы.

    Первая подгруппа - это группа возвращающихся ми­грантов из числа граждан Республики Таджикистан, которым стало экономически не выгодно работать на территории Рос­сийской Федерации в связи с уменьшением и сокращением размера реальной заработной платы. Данная ситуация явля­ется следствием замедления экономического роста в России и сокращения девальвации российского рубля на 50%, что по­влекло за собой увеличение издержек по формальному тру­доустройству, т. е. резкого повышения стоимости патентов, прохождения тестов, приобретения страхового полиса и ме­дицинской справки, а также обязательное получение загран­паспорта (въезд в Российскую Федерацию с 1 января 2015 года осуществляется только на основе загранпаспортов).

Вторая подгруппа возвращающихся мигрантов - это граждане Республики Таджикистан, которые имеют запрет на въезд в Российскую Федерацию в связи с нарушением ими миграционного законодательства этой страны, правил и сро­ков пребывания, несвоевременный выезд за пределы Россий­ской Федерации по истечению срока временного пребывания, наличие двух и более административных правонарушений, уклонение от налогов либо оплаты административных штра­фов, и др.

В официальном списке «запретников» по состоянию на январь месяц 2016 года, как было ранее отмечено, таких граж­дан Таджикистана числится более 333 тысяч человек. Запрет на въезд устанавливается сроком до 3-х, 5-ти, 10 лет в зависимо­сти от характера нарушений. Отмена запрета на въезд возмож­на либо в административном порядке, или решением суда.

Проблема нелегальной миграции среди иностранных граждан и в том числе граждан Таджикистана усложняет­ся еще и тем, что мигрантам в большей степени неизвестно, каким именно органом государственной власти России нало­жен запрет на въезд в Российскую Федерацию, так как в со­ответствии постановления ее Правительства от 7 апреля 2003 года 11 министерств и ведомств России имеют право прини­мать решения о нежелательности пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства на территории России (Министерство внутренних дел, Федеральная служба безопас­ности, Министерство обороны, Служба внешней разведки, Федеральная миграционная служба, Министерство юстиции, Министерство иностранных дел, Росфинмониторинг, Роспо­требнадзор, ФСКН, ФМБА).

Третья подгруппа возвращающихся мигрантов, это в ос­новном молодые люди, закончившие школы после 90-х годов прошлого столетия, т.е. после развала Союза ССР и недоста­точно владеющие русским языком. В связи с этим, этой катего­рии лиц тяжело адаптироваться в среде россиян и невозмож­но получить патент, а также сертификат на знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ. Поэтому, возвращение на родину является наилучшим способом для этих молодых людей. Всего в банке данных «группы риска» Российской Федерации с учетом списка «запретников», состо­ят более 433 тысяч граждан Республики Таджикистан. В насто­ящее время в Таджикистане функционирует 17 русских школ, а в других школах, хотя и проводятся уроки и курсы обучения русскому языку, но качество обучения и наличие квалифици­рованных преподавателей данного предмета, желает лучшего.

За последние годы Российская Федерация в целях урегу­лирования миграционных процессов и предотвращения фак­тов незаконной миграции на территории страны, разработала и приняла ряд нормативных актов. Принятый 24 ноября 2014 года Федеральный закон №357-Ф3 коренным образом изменил порядок трудоустройств иностранных граждан, имеющих без­визовый режим с Российской Федерацией. Данным законом Правительством Российской Федерации вместо разрешений на работу и установленных ранее квот для трудоустройства иностранных трудовых мигрантов, введена единая система патентов не только для физических, но и для юридических лиц. С этим нововведением, также была увеличена многократ­но стоимость патента, к примеру: в Москве, Московской об­ласти и Тюменской области - в 3,3 раза, в Приморском крае - в 2,6 раза, в Республике Саха -Якутия - в 5,8 раза, в Санкт- Петербурге - в 2,5 раза.

    Для получения патента, мигрантам необходимо предста­вить в территориальный орган ФМС России 8 наименований ниже следующих документов: заявление о выдаче патента; заграничный паспорт; миграционная карта с указанием цели визита - РАБОТА и с отметкой органа пограничного контроля о въезде в РФ или с отметкой территориального органа ФМС России о выдаче указанной миграционной карты; договор (по­лис) добровольного медицинского страхования; квитанция подтверждающая уплату штрафа от 10 до 15 тыс. рублей ( в случае подачи заявления после 30 дней с момента въезда в Рос­сийскую Федерацию); врачебные заключения об отсутствии заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификат об отсутствии заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ - инфекции); сер­тификат, подтверждающий знание русского языка, истории России и основ законодательства РФ; документ о постановке на миграционный учет по месту пребывания.

Некоторая часть мигрантов по разным причинам нахо­дится в информационном вакууме, и различные меры воз­действия привели к тому, что они за последний год были вынуждены покинуть Россию и возвратиться на родину. Эта тенденция в ближайшее время будет продолжаться и Таджи­кистану необходимо предпринимать действенные меры от­носительно трудоустройства своих граждан, с проведением гибкой политики занятости и реинтеграции возвратившихся мигрантов.

В данном случае приемлем положительный междуна­родный опыт по привлечению средств трудящихся мигран­тов и зарубежных соотечественников в развитии общества и создания дополнительных рабочих мест. Государства мира и международные эксперты в области трудовой миграции высо­ко оценивают практику работы таких стран, как Филиппины и Индия в вопросах привлечения и разумного использования денежных переводов трудящихся мигрантов в развитии эко­номики государства и создания новых рабочих мест для своих граждан внутри страны.

В качестве примера можно привести тот факт, что в Фи­липпинах, приняв соответствующие меры по улучшению качества трудовых ресурсов, созданию микроклимата в ми­грационном пространстве, и установив профессиональное межведомственное сотрудничество, из года в год добиваются положительных результатов. Государство, используя разные методы стимулирования, уделяет особое внимание вопросам привлечения денежных переводов трудящихся мигрантов в развитии экономики страны и создания дополнительных ра­бочих мест для безработных граждан. Таким образом, ежегод­ный уровень безработицы в Филиппинах сокращается на 1%, что является хорошим достижением для государств - доноров трудящихся мигрантов.

Другой положительный пример по привлечению де­нежных переводов трудящихся мигрантов и зарубежных со­отечественников в целях рационального их использования в развитии экономики государства, можно отметить по опыту Индии. Здесь при министерстве, занимающимся вопросами трудовой миграции, создан Центр по содействию индусам за рубежом, который уполномочен осуществлять общую по­литику государства в привлечении и целевом использовании инвестиций и денежных переводов трудящихся мигрантов и зарубежных соотечественников в социально-экономическом развитии страны.

В данном Центре создан Координационный совет, в со­став которого входят первые руководители из числа: названно­го Центра, 4-5 ключевых министерств и 4-5 наиболее автори­тетных и благополучных индусов, проживающих за рубежом. Координационный совет посредством деятельности высоко­квалифицированных специалистов и экспертов с повышенной заработной платой обеспечивает прозрачность привлечения и использования денежных средств трудящихся мигрантов и зарубежных соотечественников, и гарантирует полноценную реализацию всех проектов до его логического завершения.

Учитывая многолетнее деловое сотрудничество, постоян­но проживающие индусы за рубежом и трудящиеся мигранты доверяют законной деятельности выше названного Центра, в связи с чем ежегодно увеличивается сумма инвестиций и пере­числяемых средств из-за рубежа. Если за период 2009 года в Индию на эти цели поступило 49 млрд. долларов США, то за период 2012 года эта цифра составила уже 68 млрд. долларов США, что является самым высоким показателем среди всех го­сударств мира и подтверждает высокое уважение и почтение находящихся за рубежом индусов к своей родине и уполномо­ченным структурам государственной власти.

    Оценивая настоящую миграционную ситуацию в стране, и изучая международную практику в решении вопросов адаптации и реинтеграции своих граждан, можно сделать вывод, что основные усилия Правительства Республики Таджикистан и всех социальных партнеров должны быть направлены к созданию новых рабочих мест с достойной заработной платой за счет улучшения деловой среды и инвестиционного климата, развития условий для свободной конкуренции во всех секторах экономики, повышение доверия к банковской системе и денежно-кредитной политике государства. Это поможет смягчить негативные социально­экономические последствия от снижения объемов трудовой миграции и создаст условия для долгосрочного и устойчивого экономического роста в Таджикистане.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика