Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Роль информационной безопасности политической коммуникации в обеспечении безопасности (опыт Таджикистана)
Научные статьи
18.05.16 12:17

вернуться

Роль информационной безопасности политической коммуникации в обеспечении безопасности (опыт Таджикистана)

ПРАВО СТРАН СНГ
Махмадов П.А.
1 92 2016
Политическая коммуникация в современном мире приобретает особые черты, связанные с влиянием на коммуникативный процесс множества факторов. Сам коммуникативный процесс связан с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. Статья посвящена роли информационной безопасности политической коммуникации в обеспечении безопасности. На опыте Таджикистана автор стремится показать спектр проблем, связанных с обеспечением

Политическая жизнь Таджикистана на современном эта­пе является результатом процесса политической трансформа­ции, затронувшего все сферы жизнедеятельности общества, в том числе и ее информационно-коммуникационную: рас­пад советской политической системы повлек за собой разрыв старых взаимосвязей и появление новых. С изменением по­литических процессов и совершенствованием политических институтов в политико-коммуникационной сфере начинают развиваться новые отношения, отражающие характер проте­кающих в общественно-политической жизни граждан преоб­разований. От того, какими будут эти отношения, во многом зависит стабильность политической и социальной систем.

Следовательно, информационная безопасность поли­тической коммуникации - одно из условий и, одновременно, результат трансформации политической системы Республики Таджикистан, где формированию современных, объективных демократических принципов способствуют информационно­коммуникационные процессы, расширяющие и углубляю­щие политическое коммуникативное пространство.


 

Как известно, сегодня независимо от реальных и возмож­ных внутренних и внешних опасностей и угроз, обществен­но-политическое и социально-экономическое положение в Республике Таджикистан оценивается как стабильное и кон­тролируемое.

Между тем, в действительности имели место некоторые негативные и нежелательные проявления в общественной жизни, которые беспокоили руководство государства и отри­цательно влияли на обеспечение национальной безопасности. К подобным проявлениям, связанным с безопасностью, мож­но отнести следующее:

-      незаконная деятельность террористических и экстре­мистских политических и религиозных партий и движений, которые представляют реальную угрозу миру, стабильности и конституционному строю Республики Таджикистан;

-      усложнение и сохраняющаяся нестабильность в Ислам­ском государстве Афганистан, особенно в областях Бадахшан, Тахор, Кундуз и Балх, которые имеют общие границы с Ре­спубликой Таджикистан. Также вывод международных коа­лиционных сил из территории Афганистана и активизация террористических, экстремистских партий, движений и орга­низаций;

-      новые современные угрозы информационной безопас­ности и информационной коммуникационной технологии, в особенности кибертерроризм;

-      увеличение контрабанды наркотических средств и объ­емов незаконного его оборота;

-      усиление корыстных действий антиправительственных кругов и организация оппозиционных движений и сил за пре­делами страны.

Безусловно, основным фактором, реально угрожающим безопасности страны, на наш взгляд, является терроризм, религиозный и политический экстремизм, которые путем усиления сотрудничества с центрами террористических ор­ганизаций и специальными службами отдельных государств превратились в крупнейшую общественную политическую и проблему человечества.

Сегодня радикальная идеология активна, чем когда - либо, и создает серьезную угрозу конституционному строю государства. До сих пор в республике тайно ведут пропаган­дистскую подрывную деятельность организации и движения религиозного экстремистского толка, и они признаются как основная угроза миру и стабильности в Республике Таджики­стан. В последние годы увеличиваются число фактов внедре­ния в ряды экстремистских реакционных организаций и дви­жений несовершеннолетних и молодежи.

Неофициальное обучение таджикских студентов в ре­лигиозных учреждениях исламских стран и участие граждан Таджикистана в рядах международных террористических ор­ганизациях способствует распространению экстремистской идеологии. Анализ ситуации показывает, что основная часть этих студентов не имеют светского образования, а их мировоз­зрение формировано в рамках «фанатических» идей.

     Следовательно, повышение роли информационной безо­пасности политической коммуникации в процессе системных преобразований актуализировало ее изучение в зарубежных и отечественных научных кругах и, вместе с тем, значительно расширило осмысление этой проблемы. В таких условиях ис­пользуется всё разнообразие подходов к изучению предмета политической коммуникации и политического коммуника­ционного пространства. Таким образом, информационная безопасность политической коммуникации выступает как смысловой аспект взаимодействия субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осу­ществление. Она связана с целенаправленной передачей и из­бирательным приемом информации, без которой невозмож­но движение политического процесса.

Посредством информационной безопасности при поли­тической коммуникации передается три основных типа по­литических сообщений: побудительные (приказ, убеждение); собственно информативные (реальные или вымышленные све­дения); фактические (сведения, связанные с установлением и поддержанием контакта между субъектами политики). При этом политическая коммуникация выступает как специфиче­ский вид политических отношений, посредством которого до­минирующие в политике субъекты регулируют производство, и распространение общественно-политических идей своего времени.

В последнее время информационная безопасность поли­тической коммуникации рассматривается как функциональ­ный элемент политической системы общества, обеспечиваю­щий взаимосвязь между другими ее компонентами. Но в то же время она выступает и как процесс, как непосредственная деятельность политических факторов по производству и рас­пространению политически значимой информации, направ­ленная на формирование (стабилизацию или изменение) об­раза мыслей и действий других социальных субъектов.

Следовательно, информационная безопасность полити­ческой коммуникации, охватывая все многообразие социаль­но-политических связей - межличностных, массовых и специ­альных, отражает и выражает культурные ценности субъектов политики; несет в себе политическую информацию как содер­жание, включая процессы обмена этим содержанием, а также семиотические и технические средства, используемые в этих обменах и технические каналы этих обменов1.

Государственная система защиты информации в Респу­блике Таджикистан была организована в 1973 г. с учетом поли­тической обстановки Советского Союза, которая действовала, в основном, в интересах Министерства обороны и военно-про­мышленного комплекса. Защита информации реализовалась по принципу «секретности». После распада СССР и обрете­ния суверенитета Республики Таджикистан в сфере защиты информационной безопасности многое изменилось, однако при этом само информационное поле осталось незащищен­ным.

Государственная политика в сфере обеспечения инфор­мационной безопасности основывается на соблюдении Кон­ституции и законодательства РТ, в частности, на законы: «Об информации», «О гарантиях и свободе доступа к информа­ции», «О связи», «Об авторском праве и смежных правах», «О защите государственных секретов Республики Таджикистан», «О средствах массовой информации» и т. д.

     В настоящее время разрабатывается вариант проекта Концепции информационной безопасности РТ. Кроме того, правительство РТ предпринимает шаги по реализации ком­плексных мер по совершенствованию обеспечения инфор­мационной безопасности. В частности, формируется база правового обеспечения информационной безопасности и механизмы ее реализации, ведется работа по подготовке за­конопроектов, регламентирующих общественные отношения в информационной сфере с учетом требований современных реалий.

Вместе с тем, анализ состояния информационной без­опасности показывает, что существующая законодательная база является недостаточной, так как многие вопросы не име­ют соответствующего законодательного регулирования, не затрагивается вопрос о создании национального информаци­онного пространства, когда с применением новейших техно­логий на него проводятся скрытые атаки со стороны «внешних игроков». Недостаточно отрегулированы правовые основы обеспечения информационной безопасности РТ, относящиеся к совершенствованию нормативно-правовых актов, регламен­тирующих отношения различных министерств и ведомств в информационной сфере.

Сегодня Республика Таджикистан сталкивается с ин­формационной агрессией со стороны государств Ближнего и Дальнего зарубежья, которые в целях продвижения своих ин­тересов используют сложившуюся социально-политическую ситуацию в стране с участием самих же таджикистанцев. Про­изошедшие и происходящие в стране общественно-политиче­ские события свидетельствуют об использовании иностранны­ми субъектами «внешних» (международных) и «внутренних» (подконтрольных) средств массовой информации и коммуни­кации для изменения состояния информационного простран­ства в целях оказания влияния на ход событий. В частности, освещение в зарубежных СМИ различных событий в респу­блике показывает, что Таджикистан становится жертвой спла­нированного информационно-психологического воздействия, наносящего ему политический и экономический ущерб.

Открытость национального информационного про­странства порождает реальную угрозу негативного информа­ционного влияния на общественное сознание населения, что представляет для нашего общества особую социальную опас­ность. Обосновано, что «Информационное пространство - эта сфера деятельности, связанная с формированием, созданием, преобразованием, передачей, использованием, хранением информации, оказывающая воздействие, в том числе на ин­дивидуальное и общественное сознание, информационную инфраструктуру и собственно информацию».

    Развитие в последние годы электронных масс-медиа, в частности социальных сетей, и их бесконтрольность оказывает негативное влияние на пользователей, которыми, в основном, являются молодежь и образованные люди с активной жизнен­ной позицией. При этом вызывает беспокойство то, что со­циальные сети в Таджикистане, как и в других государствах, используются в качестве площадки для вербовки в религи­озно-экстремистские организации и проведения антиобще­ственных акций. Об этом свидетельствуют происходящие в нашей стране и арабских странах Ближнего Востока (Сирии, Ирака, Ливии) события, когда наши сограждане принима­ют непосредственное участие в боевых действиях на стороне Исламского Государства. В этой связи стратегической целью РТ в области телекоммуникационных технологий должна стать разработка и развитие национальной информационной структуры и обеспечение ее активного участия в процессах использования глобальных информационных сетей и систем вхождения в мировое информационное пространство в усло­виях обострения международной конкуренции за обладание технологическими и информационными ресурсами.

Несмотря на предпринимаемые властными структурами страны меры по совершенствованию информационно-комму­никационных технологий, происходящие внутренние соци­ально-политические события в республике показывают, что у правительства РТ пока ещё нет четкой государственной поли­тики в области формирования национального информацион­ного пространства, развития системы массовой информации и коммуникации, организации международного информаци­онного обмена.

В системе обеспечения информационной безопасности наиболее уязвимым звеном остаются общество, информаци­онные и телекоммуникационные системы. Сегодня приходит­ся констатировать, что вследствие сужения информационного поля жители страны, особенно сельской местности, становят­ся жертвами негативного информационно-психологического воздействия. В условиях однобокой информации, несбалан­сированной информационно-коммуникационной государ­ственной политики жители сельской местности зачастую под­вергаются влиянию идеологии религиозно-экстремистских и террористических организаций, что имеет тенденцию к нарас­танию.

Например, в настоящее время из религиозных учрежде­ний исламских стран на Родину возращено большое число студентов, занимающихся незаконным религиозным обучени­ем. Однако часть из них до сих пор обучаются в религиозных учреждениях некоторых исламских государств.

Как известно, степень развитости информационного общества непосредственно влияет на процесс функциониро­вания государственных институтов, экономику и обороноспо­собность страны. К сожалению, на законодательном уровне у Таджикистана пока ещё не существует достаточных гарантий защиты населения от негативного информационного воздей­ствия, результатом которого может стать разрушение единого информационного и духовного пространства.

В этой связи возникает необходимость формирования на­циональной государственной политики в информационной сфере, в которую должны быть включены: разработка и реали­зация комплексных мероприятий по предотвращению, ней­трализации и опережению негативного информационного воздействия на общество и государство; подготовка общества к активному информационному противодействию; вхождение национального информационного поля в мировое информа­ционное пространство; совершенствование системы массовой информации и коммуникации; формирование системы под­готовки кадров для информационного противодействия.

Не секрет, что существующие в республике вузы по под­готовке специалистов в сфере информационно-коммуника­ционных технологий не обладают необходимой материаль­но-технической базой и профессиональными кадрами, что не позволяет обеспечить поддержание состояния информа­ционной защищенности страны. Данная ситуация свидетель­ствует о необходимости создания единого учебного заведения для подготовки специалистов по стратегическому анализу, информационному воздействию и противодействию. Фактор недооценки в сфере кадровой политики приведет к усугубле­нию информационной опасности, которая уже является объ­ективной реальностью. Также необходимо обратить внимание на интеграцию национальных информационных ресурсов в единое информационное пространство как часть системы обе­спечения стратегической стабильности и безопасности.

Даже поверхностный взгляд на «продукцию» современ­ных средств массовой информации показывает, что боль­шинство из них работает в условиях необходимости учета многочисленных, подчас весьма противоречивых требований, исходящим не только от их фактической или потенциальной аудитории. В свое время Дж. Гербнер подчеркивал, что такая работа осуществляется под постоянным воздействием внеш­них «могущественных факторов», к которым относятся клиен­тура (например, рекламодатели), конкуренты (другие СМИ) и, конечно же, органы государственной власти.

Как справедливо отмечает А. И. Соловьев, «при выделе­нии актеров, продуцирующих коммуникативные процессы, требуется более дифференцированный подход как к поли­тическим (в первую очередь, государственным) институтам, так и к структурам общества, далеко не одинаковым образом, включенным в дискурс власти», и полагает, что «в этом смысле правомерно говорить о следующих агентах информационного поля политики:

-      информационные структуры государства (отделы и службы связей с общественностью различных ведомств, пресс­секретариаты и т. п.);

-      многообразные корпоративные структуры (информа­ционные отделы партий, общественно-политических движе­ний, оформленных групп интересов);

-      специализированные информационные структуры (консалтинговые и рекламные агентства);

-      СМИ в их политическом назначении (независимо от того, являются ли они самостоятельными участниками рынка информации или же выражают интересы иных факторов);

-      террористические и другие организации, занимающие в информационном пространстве не признанные легально по­зиции;

-      спонсоры, медиамагнаты и рекламодатели, имеющие специфические установки и соответствующие выходы на ин­формационный рынок;

-      различные (с точки зрения участия в политическом дис­курсе) сегменты социума: "публика" или корпус политически активных граждан, постоянно находящихся в информаци­онном контакте с властью; "общественность", вступающая в контакты с последней лишь в периоды острого развития по­литического процесса и "общество", т.е. совокупность граж­дан, практически не вступающих в политические контакты с властью».

Следовательно, информационная безопасность полити­ческой коммуникации является как совокупностью разноо­бразных средств, способствующих, формированию открытых, устойчивых отношений в политической системе. Она выступа­ет как смысловой аспект взаимодействия субъектов политики путем обмена информацией в процессе борьбы за власть или ее осуществление.

      В Республике Таджикистан в информационном про­странстве ведущее положение занимают представители го­сподствующего социального слоя. Они, направляя деятель­ность государственных институтов, стремятся контролировать основные средства коммуникации. Ежедневно информацион­ное пространство страны наполнено сообщениями о экономическом, социальном и политическом успехах страны. Однако не все эти сообщения соответствуют действительности.

Другой угрозой для национальной безопасности страны является подбор кадров на важнейшие государственные посты. В течение более двадцати лет многие руководители районов, министерств и государственных комитетов не справляются со своими обязанностями. Однако вместо того, чтобы избавить­ся от них, они пересаживаются на новые кресла. Однако, чем демократичнее общество, тем большее значение приобретает горизонтальный уровень обмена потоками политической ин­формации, сопряжение господствующего коммуникационно­го потока, инициируемого государством, с информационны­ми потребностями и приоритетами гражданского общества, формирующимися на более широкой ценностной основе.

После заключения документа о национальном переми­рии между Правительством страны и Объединенной таджик­ской оппозиции 27 июня 1997 году в стране не проводятся по­литические дебаты, круглые столы, на которых обсуждались бы насущные экономические, политические, социальные и другие проблемы как одной из важнейших форм политиче­ской коммуникации с приглашением и участием представи­телей официально зарегистрированных партий.

Парадоксом является и то, что в ходе парламентских и президентских избирательных кампаний не наблюдается по­литическая коммуникация между кандидатами от различных политических партий в Маджлиси Намояндагон и на пост президента страны. За 24 года в стране не создан независимый телеканал, на котором бы лидеры политических партий и общественных движений, просто рядовые граждане имели бы возможность изложить свое видение решения социально-эко­номических проблем, налаживания партнерских отношений всех слоев таджикского общества по защите национальных ин­тересов, упреждение негативного влияния различных экстре­мистских движений религиозного направления на молодежи страны.

Кроме того, следует учитывать и влияние новых элек­тронных средств связи, которые способствуют своим пользова­телям более свободно отправлять и принимать информацию как личного, так и общественного характера. Здесь также на­блюдаются негативные тенденции, когда чиновники без вся­кого предварительного уведомления самовольно блокируют сайты. Блокировка сайтов не только противоречит закону, но она также подрывает информационную безопасность страны.

Периодическая блокировка сайтов без всякого уведом­ления, внятного объяснения причин и юридического обосно­вания свидетельствует об игнорировании и систематическом нарушении Службой связи норм и законов Республики Тад­жикистан.

По оценкам экспертов в области ИКТ, действия Службы связи интернет-провайдеров по блокировке доступа таджик­ских пользователей к ряду сайтов противоречат также Кон­цепции информационной безопасности и Концепции ин­формационной политики РТ и подрывают информационную безопасность страны.

В Республике Таджикистан относительно самостоятель­ным изданием считается газета «Азия Плюс», на страницах которой иногда поднимаются наиболее острые вопросы соци­ального, экономического и политического характера. Послед­ние годы сайт «АП» систематически блокируют. Если вначале Служба связи рассылала провайдерам письма с предписани­ем блокировки сайта, то потом это уже делалось посредством отправки sms или устно по телефону.

В интервью СМИ руководители службы связи объясняют блокировку необходимостью проведения профилактических работ или техническими причинами. Заметим, что хостинг сайта «АП» находится за пределами Таджикистана, и Служба связи при всем своем желании неспособна проводить «про­филактические работы» там. Любой пользователь Интернета, представляющий, что это такое и как это работает, также зна­ет, что технические причины сами по себе не появляются у от­дельно взятого сайта, они преднамеренно создаются. В данном случае - по инициативе регулятора, а именно Службы связи.

Таким образом, в обеспечении информационной без­опасности политической коммуникации должны быть полнее задействованы ресурсы гражданского общества. Очевидно, что государство в одиночку не способно справиться в полном объе­ме с задачей обеспечения информационной безопасности всех субъектов информационных отношений. Если сегодня в соот­ветствии с законом оно полностью отвечает лишь за вопросы защиты государственной тайны, то в большинстве остальных случаев при неопределенности доли государственного участия бремя обеспечения информационной безопасности ложится на плечи граждан и общества. Это отвечает конституционно­му принципу самозащиты своих интересов всеми способами, не запрещенными законом. Органы государственной власти должны четко определить свои полномочия, исходя из реаль­ных возможностей и заявленных приоритетов в обеспечении информационной безопасности политической коммуника­ции.

     Более того, одной из целей государственной политики обеспечения информационной безопасности политической коммуникации должно стать создание условий для макси­мально быстрого роста негосударственного компонента си­стемы обеспечения информационной безопасности на основе объединения усилий отдельных негосударственных субъектов и установления диалога и эффективного взаимодействия с ними со стороны государства. Только при условии понимания государством своих интересов, формулирования, заявления и реализации единой государственной информационной по­литики, обеспечения понимания этой политики в обществе и организации взаимодействия со всеми структурами граждан­ского общества, а также действенного контроля с их стороны возможно дальнейшее становление в Таджикистане информа­ционного общества и правового государства.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика