Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Системное согласование федерального и регионального законодательства как параметр совершенствования российской правовой системы
Научные статьи
19.05.16 14:53
вернуться

Системное согласование федерального и регионального законодательства как параметр совершенствования российской правовой системы


ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Байниязова З. С.
1 92 2016
В статье исследуется проблема системного согласования федерального и регионального законодательства. Обосновывается положение о том, что системное согласование российского законодательства является одним из основных условий совершенствования отечественной правовой системы, фактором, обеспечивающим эффективность правового регулирования.


Развитие современного Российского государства труд­но себе представить без прочной, устойчивой основы в виде правовой системы, которая может оказывать эффективное воздействие на общественные отношения, если характеризу­ется определенными качественными параметрами. Одним из таких основных параметров совершенствования российской правовой системы является системное согласование федераль­ного и регионального законодательства.

Системное согласование предполагает координацию, упорядоченность системных связей федерального и регио­нального законодательства. Достижение процесса согласова­ния российского законодательства влияет на решение многих задах, прежде всего на обеспечение единства российской пра­вовой системы, на укрепление правового пространства страны.

Системное согласование следует рассматривать, с одной стороны, как важный принцип действия российского законо­дательства, а с другой, оно представляет собой одно из основ­ных приоритетных направлений отечественной законотвор­ческой, в целом правотворческой политики. В данном случае учитывая то, что, как отмечается в литературе, «правовая по­литика носит направленный характер, преследует достижение поставленных целей и получение социально значимых резуль­татов правового характера», законотворческая политика Рос­сийского государства должна быть направлена на то, чтобы действие принимаемых законов было бы согласованным.


 

    Существующая в настоящее время проблема неравно­мерного соотношения между количеством принятых законов и недостаточно эффективной их реализацией во многом объ­ясняется несбалансированным, неустойчивым законодатель­ным регулированием общественных отношений, что создает определенные препятствия для оптимального осуществления приоритетов общественного, правового и государственного развития, не позволяет обеспечить полноценное развитие фе­деративных отношений, о котором, в частности, говорится в Государственной программе Российской Федерации «Регио­нальное развитие и федеративные отношения». Не случайно на это обращается внимание в ряде концепций, в частности в Концепции долгосрочного социально-экономического раз­вития Российской Федерации на период до 2020 года от 17 но­ября 2008 г. закрепляется положение о необходимости повы­шения качества самих законодательных норм и обеспечения максимального их исполнения. В этой связи чрезвычайно важно, чтобы законотворческая деятельность носила обосно­ванный, прогнозируемый характер, отражала сбалансирован­ные федеральные и региональные правовые интересы.

   Реализация конституционных принципов федеративно­го устройства происходит значительно лучше, эффективнее, когда между Российской Федерацией и ее субъектами выстро­ена единая система нормативно-правового регулирования, что имеет большое значение для укрепления федерализма. Упрочение экономических, социальных, правовых основ фе­дерализма во многом зависит от состояния законотворчества, законотворческой политики. Поэтому верно подчеркивается в литературе, что законодательство должно развиваться не толь­ко и не столько экстенсивным путем, то есть за счет принятия законов, сколько за счет повышения эффективности уже действующих. «Основная задача систематизации законодатель­ства заключается в его упорядочении, структурном обнов­лении, определении приоритетных направлений развития, совершенствовании процесса подготовки и принятия законов, механизма их исполнения». Очень важно обеспечить согласование законодательных усилий на этапе планирования зако­нопроектной деятельности, которая должна осуществляться по принципу двусторонней связи между законодательными органами в России, что является необходимым условием по­вышения эффективности законотворчества. В соответствии с Указом Президента РФ от 3 июня 1996 г. № 803 «Об Основных положениях региональной политики в Российской Федера­ции» «следует совершенствовать законодательный процесс та­ким образом, чтобы мнение субъектов Российской Федерации учитывалось на этапе разработки концепций законопроектов. Законотворческий процесс в сфере региональной политики должен быть направлен на гармонизацию отношений между федеральным центром и субъектами Российской Федерации».

Важно понять, что Российская Федерация, несмотря на ее региональную специфику, - это единое государство, кото­рое предполагает проведение целостной законотворческой политики, основанной на скоординированных действиях за­конодательных органов. С учетом федеративного устройства Российского государства законотворческая политика должна осуществляться совместными усилиями законодательных ор­ганов федерального и регионального уровней с помощью раз­работки на нормативном уровне координирующих правовых механизмов, обеспечивающих процесс ее системного осущест­вления. Единство российской правовой системы во многом зависит от степени координации, согласования механизмов реализации федеральной и региональной законотворческой политики.

На наш взгляд, необходимо формирование единого си­стемного правового пространства, включающего в себя сба­лансированное соотношение федерального и регионального законодательства, в целом федерального и регионального уровней законотворческой политики. Важную роль в обеспе­чении системного, сбалансированного российского законода­тельства, как фактора, оптимизирующего состояние правовой системы, призвана выполнять законотворческая политика го­сударства. Начала единства, координации являются определя­ющими в основе соотношения федеральной и региональной законотворческой политики. Системное согласование феде­рального и регионального законодательства выступает факто­ром, обеспечивающим эффективное правовое регулирование, что, в свою очередь, является необходимым условием устой­чивого экономического, социального, правового развития го­сударства. Учитывая при этом, как отмечается в литературе, что важная составляющая правовой политики выражается в том, что «нормотворчество направлено на систематизацию российского законодательства, ликвидацию пробелов в праве, налаживание координационных связей между правовыми ак­тами, соблюдение иерархии актов и, в конечном итоге, на пре­образование существующих правовых актов в единое целое — однородную непротиворечивую систему». В этой связи ак­туальным является оптимизация соотношения федерального и регионального уровней законотворческой политики. Нару­шение между ними связей снижает эффективность правово­го регулирования. Обеспечение такого соответствия является одной из приоритетных задач развития современного Россий­ского государства. Те вызовы, которые сегодня существуют в экономической, социальной, правовой и других сферах жизни общества, требуют достижения такого соответствия.

   Очевидно, что улучшение законодательства - это ком­плексная задача, успешное выполнение которой требует обе­спечения скоординированных действий законодательных органов. В литературе при этом верно утверждается, что «зако­нодательство не может быть отождествлено с суммой законодательных актов. Оно должно представлять собой структурно организованную совокупность законов в целях их объективно­го обзора и информации, учета и систематизации, динамич­ного законотворчества и должного правоприменения». Зако­нотворческая политика Российского государства должна быть предметно направлена на совершенствование законодатель­ной деятельности, придание ей устойчивого характера, исхо­дя из таких ее основных ценностных ориентиров, как права и свободы личности, верховенство закона, экономическое, со­циальное, культурное, правовое развитие государства. Только при таком условии возможно обеспечить прочные правовые основы укрепления российского федерализма. Четко выра­женная законотворческая, в целом правотворческая, позиция государства является залогом его эффективного развития как федеративного государства. Оптимизация законодательства, сбалансированная законотворческая, в целом правотворческая деятельность государства являются одними из основных фак­торов, которые необходимы для совершенствования правовой системы, обеспечения устойчивого правового развития Рос­сии. Правовое развитие государства несовместимо с несбалан­сированной, с неустойчивой системой законодательства. Толь­ко сбалансированное состояние системы законодательства, правовой системы является во многом залогом эффективных правовых преобразований в жизни общества и государства.

Вопросы совершенствования законодательной деятель­ности непосредственным образом влияют на состояние право­вого регулирования, в целом правовой системы. С учетом фе­деративного устройства Российского государства актуальным является обеспечение слаженного механизма законотворче­ской деятельности на федеральном и региональном уровнях. Важно найти и обеспечить баланс нормотворческой деятель­ности на федеральном и региональном уровнях.

Законотворческая, в целом правотворческая деятельность в Российском государстве должна осуществляться в русле об­щих целей, задач, ориентиров, принципов, приоритетов, что характеризует процесс ее оптимального развития, улучшение качества принимаемых нормативно-правовых актов, их согла­сованность между собой как на федеральном, так и на реги­ональном уровнях. Качество нормативно-правовых актов во многом определяет состояние правовой системы. В литерату­ре по этому поводу верно отмечается: «Вопрос эффективности действующей в стране системы нормативных правовых актов неразрывно связан с проблемой контроля за их качеством и дальнейшим совершенствованием. Посредством оценки эф­фективности нормативного правового акта определяется сте­пень урегулированности соответствующих общественных от­ношений, выявляются пробелы, устраняются противоречия как между нормативными правовыми актами одинаковой юридической силы, так и между федеральным и региональ­ным законодательством, что способствует разработке пред­ложений по совершенствованию законодательства, его об­новлению и, в конечном счете, обеспечивает согласованность правовой системы в целом».

На наш взгляд, актуальной является дальнейшая разра­ботка определенных концептуальных положений, закрепля­ющих основы оптимального соотношения федерального и регионального законодательства, что во многом будет способ­ствовать решению вопроса о формировании эффективного, системного российского законодательства как одного из важ­нейших направлений правовой политики Российского госу­дарства. Это позволит во многом разрешить проблему проти­воречивости регионального и федерального законодательства, что приводит к снижению эффективности, дисбалансирован­ному состоянию правовой системы России. Следует подчер­кнуть, что в основном по состоянию уровней российского за­конодательства можно говорить о состоянии отечественной правовой системы, о федерализме в целом. Без преодоления противоречий между федеральным и региональным законо­дательством затруднительно установить устойчивую право­вую основу развития государства, учитывая то, что как подчер­кивается в литературе, законодательство субъектов РФ имеет большое значение в системе российского законодательства, «законодательство субъектов Российской Федерации - это не­отъемлемая часть правовой системы Российской Федерации. Именно поэтому законодательство субъектов РФ вместе с фе­деральным законодательством образуют единое целое - зако­нодательство Российской Федерации».

Проблемы правовой неурегулированности в рамках правовой системы во многом вызваны отсутствием единства законодательства. Нельзя от дисбалансированной системы законодательства ожидать эффективного воздействия на об­щественные отношения. Нестабильность законодательства негативным образом отражается на состоянии правового регулирования, приводит к снижению его эффективности.

Достижение гармоничного соотношения федерального и регионального законодательства влияет на должное обеспече­ние взаимодействия федеральной и региональной правовой политики. Региональная правовая политика при всей ее спец­ифике должна соответствовать нормативным установкам, за­крепленным в федеральном законодательстве, соответственно принципам федеральной правовой политики.

Органы законодательной власти в России должны осу­ществлять согласованную законотворческую политику в рам­ках определения общих ценностных ориентиров. Для этого важно разработать соответствующие правовые механизмы их системного взаимодействия, обеспечивающие основания для эффективной реализации законодательными органами пра­вовой политики.

    Таким образом, можно сделать вывод о том, что системное согласование федерального и регионального законодательства является одним из основных условий совершенствования рос­сийской правовой системы, обеспечивающим ее устойчивое развитие. Повышение эффективности законодательства долж­но быть одним из основных приоритетов государственной по­литики, на осуществление которого должна быть направлена деятельность Российского государства.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика