Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Совершенствование кооперативного законодательства России:международный и российский правовой опыт
Научные статьи
20.05.16 15:56

Совершенствование кооперативного законодательства России:международный и российский правовой опыт

       

Быстров Г. Е.

Тычинин С. В.

КООПЕРАТИВНОЕ ПРАВО
Быстров Г. Е., Тычинин С. В.
1 92 2016
В статье на основе изучения и обобщения опыта правового регулирования кооперативов в различных социально-экономических областях, проведено исследование Концепции общего для кооперации закона. Унификация правового обеспечения организации и деятельности кооперативов позволит консолидировать всех, кто привержен "принципам Международного кооперативного альянса" (МКА), вне зависимости от того где они функционируют – в городе или на селе, чем занимаются-производством, переработкой или реализацией произведенной продукции, а также представляет собой форму финансовой и кредитной взаимопомощи.
Разработка и принятие Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации» позволили бы создать условия для стабильного функционирования и развития социального сектора экономики в части искоренения нищеты, создания полной и производительной занятости населения,

Консолидация общества, столь необходимая в настоя­щее время в условиях внешних санкций, попыток изолиро­вать страну и превратить ее во второстепенное государство, не может осуществляться без применения и фактической реа­лизации кооперативных принципов. В этом должны быть за­интересованы не только нынешние кооператоры на селе и в городе, не только федеральные, но и региональные органы го­сударственной власти. Совершенствование кооперативного за­конодательства в большинстве индустриально развитых стран направлено на создание условий для стабильного функциони­рования и развития социального сектора экономики.

Россия достигла значительных результатов закрепления политических прав и свобод человека. Разработаны квали­фицированные юридические конструкции, обеспечивающие деятельность коммерческих организаций. В то же время оста­ются незащищенными и уязвимыми многие социально-эконо­мические права граждан. Будучи одной из важнейших форм малого и среднего предпринимательства, которому предстоит вывести страну на новый качественный уровень, кооперация нуждается в едином общем законе, который должен консо­лидировать всех, кто привержен принципам взаимопомощи, самопомощи и демократии, вне зависимости от того где они функционируют-в городе или на селе, чем занимаются-про- изводством, переработкой или реализацией произведенной продукции, а также представляет собой форму финансовой и кредитной взаимопомощи.

Новый импульс развитию кооперативного движения, которое может и должно стать основой стабильности и со­циального развития общества, формирования малых форм предпринимательства, придала реформа гражданского зако­нодательства о юридических лицах, в том числе и о коопера­тивах, которая сохранила двухуровневую гражданско-право­вую регламентацию правового положения юридических лиц, включающую ГК РФ и специальные законы; ввела понятие «корпоративных прав», охватывающих как права участия в юридическом лице, так и обязательственные права; сохранило деление юридических лиц на коммерческие и некоммерче­ские; закрепило деление юридических лиц на корпорации и некорпоративные (юридические) лица. Необходимо любое производство, так вот, пластиковые пакеты с логотипом и другие изображения не стираются с них даже при активном использовании, поэтому ваша реклама будет выглядеть солидно. В нашей типографии вы закажете пакеты с шелкографией, цена которых приемлемая, а качество высокое.


 

Однако и после реформы гражданского законодательства о юридических лицах в российском законодательстве сохра­няется ряд значительных проблем правового характера, кото­рые тормозят развитие кооперативного сектора экономики и требуют своего разрешения. Действующие законы в области кооперации не согласуются с ГК РФ и между собой. Нет четких критериев определения юридической личности кооператива, не определен правовой режим имущества потребительских кооперативов. Существуют проблемы, связанные с выяснени­ем сущности организационно-уставных отношений.

ГК РФ (ст. 50) (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г, который вступил в силу с 1 сентября 2014) не проводит четкой дифференциации между кооперативами и коммерческими организациями, относит производственные кооперативы к коммерческим организациям наряду хозяйственными това­риществами и обществами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, хозяйственными партнерствами, государствен­ными и муниципальными унитарными предприятиями. По этой причине в общественном мнении утрачивается пони­мание сущности кооперативов, как социального явления, и предпочтение отдается таким формам коммерческой деятель­ности, как общества и общества с ограниченной ответствен­ностью. ГК РФ не только ограничивает возможность выбора сельскохозяйственными кооперативами этими двумя видами кооперативами (производственный и потребительский), но и относит к производственным и потребительским кооперати­вам несвойственные им и противоречащие мировой практике виды и принципы организации их деятельности.

Действующим законодательством предопределено, что кооперация в России развивается по направлениям деятель­ности, отражая их функциональную специфику (производ­ственная, потребительская) и отраслевую принадлежность (сельскохозяйственная, садово-огородническая, строительная, жилищная и др.).

Такая ориентация в обеспечении правового регулирова­ния кооперации не позволяет закрепить правовое устройство кооперативной системы как третьего самостоятельного секто­ра экономики, затрудняет создание вертикальной многоуров­невой системы ее координации и саморегулирования, при­водит к неравенству в условиях работы кооперативов и иных хозяйствующих субъектов, и, в конечном счете, сдерживает развитие кооперации в России.

В современной отечественной теории нет единого взгля­да на правовую сущность кооперации, вследствие этого зако­нодательные акты по разному толкуют понятие кооперации. Такой плюрализм мнений о сущности кооперации дезориен­тирует законодателей, население и самих участников коопера­ции, наносит вред правовому регулированию кооперации, а соответственно и развитию кооперативного движения хозяй­ственной демократии и инициативы.

В области кооперации действует множество федеральных законов, регулирующих правовой статус кооперативов, со­держание которых отличает несогласованность ряда исходных положений, сохраняется законодательная путаница в отнесе­нии кооперативов к производственным или потребительским; имеет место дублирование законодательных норм (например, в законах о производственных и потребительских кооперати­вах).

Международный кооперативный альянс (МКА) рассма­тривает в качестве кооператива любое общество, создающее какое-либо промышленное либо торговое предприятие, це­лью которого является улучшение экономического и социаль­ного положения своих членов, которые в своей деятельности соблюдают принципы, установленные решениями Конгресса. Такое определение цели производственного кооператива, как извлечение прибыли, в ГК РФ 1994 г. и в Федеральном законе от 5 мая 2014 г., противоречит понятию кооператива как бес­прибыльной организации, для которой «извлечение прибыли не является основной целью кооперативов независимо от их вида (производственный, потребительский)». Россия - член МКА и не может игнорировать принципы кооперации, про­возглашенные МКА, так как кооперация всегда возникала и развивалась в качестве объединения совместной хозяйствен­ной деятельности людей, связанных одной общей целью-удов- летворение материальных и культурных потребностей свои членов.

Принятые законы о кооперативах не содержат единой или хотя бы взаимосвязанной концепции развития коопера­ции. Между тем в МКА представлены все виды кооперативов, и на основе многолетнего опыта для них выработаны общие критерии развития, единое понятие кооперативных прин­ципов и ценностей. На XXXI конгрессе МКА, состоявшемся в г. Манчестере (Великобритания) в 1995 г., была принята Декларация о кооперативной идентичности, которая является основой для построения правовых начал кооперации во многих государствах. В настоящее время действуют семь универсальных кооперативных принципов, принятых XXXI Конгрессом МКА в 1995 г, которые представляют собой страте­гию и тактику кооперативов, их союзов и хозяйственных пред­приятий, источник их жизнеспособности и уникальности как социально ориентированных экономических организаций. Эти принципы являются гибкими, применимыми на различ­ных уровнях, в различных типах кооперативов и при различ­ных социально-экономических условиях.

В июне 2002 г. в Женеве на 90-й сессии Международной конференции труда принята новая Рекомендация МОТ 2002 г. «О содействии развитию кооперации», которая приведена в соответствие с Декларацией о кооперативной идентичности. В ней «признается, что кооперативы действуют во всех секто­рах экономики» и что «Настоящая Рекомендация относится ко всем видам кооперативов». Рекомендация призывает к устранению каких-либо ограничений сфер деятельности ко­оперативов, подчеркивает их универсальность. Отнесение же Рекомендации ко всем видам и формам кооперативов под­тверждает их идентичность.

«Руководящие принципы в отношении создания благо­приятных условий для развития кооперативов» Генеральной ассамблеи ООН рекомендуют государствам-членам ООН при­нимать общие (единые) законы о кооперативах, которые могут быть дополнены специальными законами об отдельных видах кооперативов.

В юридической литературе при разработке концепции совершенствования кооперативного законодательства вполне обоснованно обращается внимание на зарубежный опыт пра­вового регулирования деятельности кооперативов.

Международная организация труда (МОТ) разделяет все страны на две группы в зависимости от того, в какой момент кооперативное движение стало регулироваться в них отдель­ным кооперативным законодательством:

-     страны, в которых кооперативное движение возникло до принятия специальных законов о кооперативах;

-     страны, находившиеся в тех же условиях, в которых не была проведена кодификация кооперативного законода­тельства, однако были приняты законодательные акты об от­дельных видах кооперативов, либо законодательные акты о кооперативах в отдельных субъектах федерации либо конфе­дерации.

В большинстве европейских стран (Франции, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии, Италии, Швейцарии и др. го­сударств), начиная с 60-х гг. XIX в., правовое положение коопе­ративов регулировалось единым законом. Все большее число стран принимает общее кооперативное законодательство, рас­пространяющееся на все виды кооперативов, за исключением кредитных кооперативов, для которых принято особе зако­нодательство. По данным опроса, проведенного МКА, 60% из числа опрошенных стран-участников МКА имеют свое отдель­ное кооперативное законодательство.

Действующее кооперативное законодательство России не учитывает дореволюционный исторический и современ­ный зарубежный опыт развития кооперации, основанный на принципах идентичности кооперативов, сформулированных МКА. Главная причина болезненного и кризисного положе­ния кооперативов связана с тем, что обилие существующих законов, их отраслевая принадлежность, подготовка новых за­конодательных актов не способствует их сбалансированному функционированию, порождает бессистемность и внутрен­нюю противоречивость, выражающуюся в различных трактов­ках организации и деятельности кооперативов одного и того же типа. С одной стороны, это отрицательно сказывается на деятельности кооперативных организаций, с другой, настоя­тельно требует систематизации законодательства.

В 2002-2003 годах на Парламентских слушаниях и конфе­ренциях, проводимых под эгидой Совета федерации, была обоснована необходимость принятия «общего» для коопера­ции закона, который должен устранить неоправданное раз­личие в законодательном регулировании создания и деятель­ности кооперативов, усилить роль государства в создании необходимых условий и гарантии и развития кооперации в стране. Комитетом Совета Федерации по аграрно-продоволь­ственной политике и рыбохозяйственному комплексу был раз­работан проект ФЗ «О кооперации в Российской Федерации». В октябре 2007 г. Совет по вопросам АПК России при Предсе­дателе Совета Федерации одобрил проект ФЗ «О кооперации в Российской Федерации». Он получил одобрение верхней па­латы и в соответствии с Регламентом Совета Федерации был внесен в Государственную Думу РФ4, которая необоснованно отклонила данный законопроект.

Данный проект федерального закона вполне соответству­ет современному мировому опыту кооперативного движения, учитывает исторический опыт становления и развития коопе­ративного законодательства и может быть принят за основу для унификации правового обеспечения организации и де­ятельности кооперативов, которая позволяет установить об­щие начала, присущие всем видам и формам кооперативов, устранить неоправданные различия в законодательном регу­лировании их деятельности, усилить роль государства в созда­нии необходимых условий и гарантий развития кооперации в стране.

В правовой доктрине обоснована необходимость законо­дательной поддержки кооперативного движения, возрожде­ния российских кооперативных традиций, усиление вклада кооперативного сектора в решение социально-экономических проблем (борьбы с бедностью, занятости населения, повыше­ния производительности труда), усиления взаимодействия кооперативов различных видов в целях повышения благосо­стояния населения, сформулирован правильный вывод о том, что принятие единого федерального закона о кооперации «продиктовано необходимостью объединить ранее действо­вавшие акты в отношении кооперативов и установить новые нормы общего характера. В общей части необходимо закре­пить международные кооперативные принципы, развить по­ложения, закрепленные в ГК. Особенная часть Кооперативно­го кодекса должна содержать положения об отдельных видах кооперативов».

Рабочая группа ведущих юристов и экономистов - специ­алистов по российскому и зарубежному гражданскому, коопе­ративному, аграрному, земельному, налоговому, финансовому праву (Г .Е. Быстров - руководитель, О. У.Авис, Н. И.Шагайда, Н. Н. Мельников, А. В. Ткач, С. В. Тычинин, О. А. Родионова, Р. Г. Янбых, А. П.Сергеев, Н. И.Калинин, В. П. Камышанский, В. В. Устюкова) изучила и обобщила опыт правового регули­рования кооперативов в различных социально-экономических областях, в том числе и в сельском хозяйстве, исторический и зарубежный опыт становления и развития кооперативного за­конодательства и разработала Концепцию проекта единого общего Федерального Закона «О кооперации в Российской Федерации».

В России созданы предпосылки для формирования еди­ной законодательной базы в виде федерального закона для всех видов, типов и форм кооперативов. В проекте федераль­ного закона четко определена концепция единого подхода к определению сущности кооперативов как демократической формы самоорганизации населения страны для удовлетворе­ния материальных, социальных и иных потребностей граждан.

Единый общий Федеральный закон «О кооперации в Российской Федерации» должен быть направлен на решение таких задач как: уменьшение числа принимаемых законода­тельных актов посредством их укрупнения; обеспечение еди­ного правового регулирования всех отношений в сфере коо­перации; унификации правового режима при регулировании однородных отношений; сознательная нейтрализация воз­можных неблагоприятных случайностей в правовом обеспече­нии кооперативов; достижение задачи систематического кон­струирования кооперативного законодательства; вытеснение правового усмотрения в деятельности кооперативов. Кроме того, принятие единого закона будет способствовать: обеспе­чению автономии кооперативов; уменьшению бюрократии в сфере кооперации; обеспечению единства кооперативного движения; обеспечению повышенных гарантий кредиторов кооперативов.

В самом общем виде структура закона о кооперации должна включать в себя общие положения, относящиеся ко всем видам кооперативов, и специальные нормы, посвящен­ные особенностям отдельных видов кооперативов. Четкая дифференциация должна быть проведена между производ­ственными и потребительскими кооперативами, так как с этим делением связано налоговое регулирование, социальны­ми и хозяйственными кооперативами.

Предметом правового регулирования законопроекта яв­ляются организационно-правовые, социально-экономические отношения, возникающие в процессе создания, функциони­рования, прекращения действия кооперативов и их объединений, а также отношения с другими хозяйствующими субъек­тами и государством.

Исходя из общего понятия кооператива, Концепция проекта не делит кооперативы на коммерческие и некоммер­ческие организации. В Гражданском кодексе Российской Фе­дерации производственные кооперативы-коммерческие орга­низации, потребительские - некоммерческие. Такое деление не соответствует сущности кооператива. Об этом давно пишут в юридической литературе и обсуждают на конференциях и иных форумах.

Основой унификации правового обеспечения органи­зации и деятельности кооперативов является общее поня­тие кооператива, правовые признаки кооператива как осо­бой организационно-правовой формы, которые позволяют отличать кооператив от иных видов юридических лиц. В проекте закона содержится отсутствующее в нашем зако­нодательстве общее и единое для всех видов кооперативов (производственных, потребительских) понятие кооператива и поддерживается взгляд на кооператив как на бесприбыль­ную организацию. Тем самым подчеркивается, что коопера­тив представляет собой, прежде всего, объединение людей, а не капиталов и прибыль это не самоцель, а средство для наиболее полного удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива, в первую очередь в обе­спечении рабочими местами и соответствующим возна­граждением за труд.

В проект закона в соответствии с решениями МКА могут быть интегрированы важные для эффективной кооператив­ной практики такие принципы как добровольность членства; демократический характер управления; распределение при­были и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной дея­тельности кооператива; ограничение дивидендов по дополни­тельным паям членов кооператива и паям ассоциированных членов кооператива; образование, повышение квалификации и информация; сотрудничество между кооперативами; забота об обществе. Кооперативы основаны на следующих ценностях: взаимопомощь, взаимная ответственность, демократия, равен­ство, справедливость и солидарность.

В Общей части проекта закона могут быть выделены главы, содержащие общие положения о кооперации, видах кооперативов, о порядке создания и прекращения деятель­ности кооперативов, членстве в кооперативах, трудовой де­ятельности в кооперативах, об органах управления и кон­троля в кооперативах, праве собственности и иных вещных правах кооператива, особенностях формирования капита­ла, ведения бухгалтерского учета и порядка распределения прибыли.

Особенная часть проекта закона может содержать нор­мы об отдельных видах кооперативов и их объединений и разделена на главы о социальных кооперативах; хозяйствен­ных кооперативах; смешанных кооперативах; кооперативных союзах.

В Главу «Социальные кооперативы» можно включить нормы об отдельных видах кооперативов с приоритетным уча­стием в них граждан или других видов кооперативов. В Главу «Хозяйственные кооперативы» можно включить нормы о при­оритетном участием в их деятельности предпринимателей. В Главе «Смешанные кооперативы» можно определить право­вой статус кооперативов, которые имеют многофункциональ­ное назначение.

Важным блоком в содержании Общей части закона должна быть Глава «Кооперативные союзы», в которой долж­ны быть определены основные формы объединений коопера­тивов и порядок объединений различных видов кооперативов. Закон о кооперации послужит правовой основой для созда­ния не только традиционных союзов и ассоциаций, но и коо­перативов последующих уровней.

Формы взаимодействия государства и кооперативов, спо­собы и методы поддержки государством различных видов ко­оперативов могут быть определены в Главе «Кооперация и го­сударство». Новый закон должен обеспечить государственные гарантии кооперативного движения, равноправие всех видов кооперативов, их самостоятельность в решении внутренних кооперативных вопросов, невмешательства государственных органов во внутрикооперативную деятельность, защиту кон­ституционного права на объединение в кооперативы.

Крайне необходима также координация деятельности кооперации в рамках Российской Федерации в целом. Кон­цепция проекта закона исходит из возможности создания при федеральных органах исполнительной власти, органах испол­нительной власти субъектов Российской Федерации, муници­пальных органах координационных или совещательных орга­нов в области развития кооперации, к компетенции которых будет отнесено обеспечение развития кооперации, координа­ция деятельности кооперативов.

Кооперативы вправе на договорной основе объединять­ся в союзы (ассоциации), некоммерческие партнерства и иные объединения. Такие объединения могут создаваться по территориальному, отраслевому (по видам деятельно­сти), территориально-отраслевому и иным признакам в це­лях достижения общих не противоречащих закону целей, в частности для координации деятельности кооперативов, представления кооперативов и защиты их интересов, ока­зания информационных, правовых и других услуг, повы­шения квалификации членов кооператива и их работников, проведения маркетинговых и иных исследований, а также для иной предусмотренной уставами союза (ассоциации) кооперативов, некоммерческого партнерства и иных объ­единений кооперативов деятельности.

Для того чтобы обеспечить единство правового регули­рования кооперации и обеспечить гарантии защиты прав и законных интересов кооперативов, необходимо в ГК РФ за­крепить трехчленную классификацию юридических лиц: ком­мерческие, некоммерческие и кооперативные организации. В ГК РФ должно быть закреплено единое понятие кооператива как объединения совместной хозяйственной деятельности лю­дей, связанных одной общей целью - удовлетворение матери­альных и культурных потребностей его членов кооперативов. Необходимо приблизить правовое определение кооперати­ва, изложение его целей и принципов, основы образования и функционирования к общепризнанным международным нормам, приведенным в Декларации МКА «О кооперативной идентичности», Рекомендации МОТ 2002 г. «О содействии раз­витию кооперации», Резолюции ХХХХХУ1 сессии Генераль­ной ассамблеи ООН «Кооперативы в процессе социального развития».

Это потребует внести изменения и дополнения в главу IV ГК РФ, в котором может быть выделен параграф под на­званием «Кооперативы и иные социальные организации». Под иными социальными организациями следует понимать некоммерческие организации, перечисленные в п.3 ст.50 ГК (кроме потребительских кооперативов).

    Принимая во внимание важность сохранения коопера­тивной и отраслевой идентичности кооперативного движения в сельском хозяйстве, новый Закон «О сельскохозяйственной кооперации» должен закрепить меры по созданию благопри­ятной законодательной среды для развития кооперативного предпринимательства. До сих пор в органах исполнительной власти, в Парламенте, в научном и деловом мире идут дискус­сии о том, будет ли развиваться сельское хозяйство по пути «холдингизации» или кооперации. Уже не раз обращалось внимание на то, что акционерный, крупномасштабный капи­тал в форме агрохолдингов и агрофирм, имеющих вертикаль «сверху вниз», является собственником крупных землевладе­ний до 600 тыс. га и предъявляет претензии на обладание зем­лями, принадлежащими на праве общей собственности до 1 млн. га.

Законодатель должен в связи с этим подтвердить, что государство поддерживает кооперативы, акционерные общества, крупные фермерские хозяйства, но противодей­ствует попыткам агрохолдингов согнать крестьян с земель, которые принадлежат сегодня на праве собственности фер­мерам, праве общей собственности членам сельскохозяй­ственных кооперативов, праве собственности корпоратив­ным коммерческим организациям. В этой связи требуются срочные меры государственной поддержки сельскохозяй­ственных производственных кооперативов, связанные с законодательным признанием особой роли и места сель­скохозяйственных производственных кооперативов в эко­номике и социальной сфере села, приоритетным выделе­нием долгосрочных субсидированных кредитов на выкуп арендуемой земли и земельных долей в собственность сель­скохозяйственного производственного кооператива. Закон должен не только провозгласить, но и гарантировать, что все сельскохозяйственные товаропроизводители, в том числе и сельскохозяйственные кооперативы, имеют зако­нодательно закрепленные равные права и равные условия хозяйствования.

Учитывая историю развития, современное состояние и тесную связь с функциями государства потребительской коо­перации Центросоюза, рациональным в современных услови­ях видится сохранение действующего в этой сфере федераль­ного закона. В то же время, в едином законе о кооперации необходимо четко определить статус этого вида кооперации, увязав его с возможностью участия в осуществлении государ­ственных задач, при этом предусмотреть меры по обеспече­нию участия потребительской кооперации Центросоюза в товарно-денежных отношениях на равных началах с иными видами коопераций. Сохранение федерального закона о по­требительской кооперации Центросоюза не исключает воз­можность выделения норм в закон о кооперации, определя­ющих правовой статус ПО и их объединений, не входящих в «систему» потребительской кооперации Центросоюза.

Вопросы, связанные с удовлетворением права граждан на жилище в жилищных кооперативах, должны получить за­крепление в ЖК. Нормы, регулирующие корпоративные от­ношения в жилищных кооперативах, как, собственно, и в иных видах социальных кооперативов, необходимо закрепить в за­коне о кооперации.

Принятие единого общего закона о кооперации по­требует его гармонизации с налоговым, трудовым, уго­ловным, уголовно- процессуальным, административным законодательством, законодательством о государственной регистрации юридических лиц, о федеральной контракт­ной системе, о закупках и поставках сельскохозяйствен­ной продукции для государственных нужд, о федеральной контрактной системе, о несостоятельности (банкротстве), о финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаро­производителей, государственном регулировании торго­вой деятельности.

Одновременно должны быть приняты меры по усилению судебной защиты земельных и имущественных прав сельско­хозяйственных кооперативов, усилению судебного контроля за законностью действий государственных и муниципальных ор­ганов при совершении гражданско-правовых сделок с земель­ными участками из земель сельскохозяйственного назначения, восстановлению нарушенных прав и законных интересов сель­скохозяйственных кооперативов и других сельскохозяйствен­ных товаропроизводителей.

Разработка и принятие единого Федерального закона «О кооперации в Российской Федерации» направлены на созда­ние условий для стабильного функционирования и развитие социального сектора экономики, обеспечение продоволь­ственной безопасности страны, для защиты прав граждан на полноценное питание, для увеличения вклада кооперативов в социальное развитие Российского государства в части искоре­нения нищеты, создания полной и производительной занято­сти населения.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика