Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Организационно-правовые основы создания, реорганизации и ликвидации сельскохозяйственного производственного кооператива
Научные статьи
26.05.16 13:12

Организационно-правовые основы создания, реорганизации и ликвидации сельскохозяйственного производственного кооператива

       
 
КООПЕРАТИВНОЕ ПРАВО
Леонтьева Е. В.
1 92 2016
В статье рассматриваются особенности нормативно-явочного (регистрационного) порядка создания, слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования, оснований и порядка ликвидации сельскохозяйственного производственного кооператива как юридического лица.

Сельскохозяйственные производственные кооперативы (далее - СХПК) обладают всеми признаками юридического лица. Легальная дефиниция юридического лица дана в ст. 48 ГК РФ 1994 г. В правовой доктрине выделяются следующие признаки юридического лица: 1) организационное единство; 2) имущественная обособленность; 3) самостоятельная иму­щественная ответственность; 4) самостоятельное выступление в гражданском обороте от собственного имени. Юридическое Лицо - «это признанная государством в качестве субъекта права организация, которая обладает обособленным имуще­ством, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.

Вполне оправданной является новая конструкция корпо­ративных юридических лиц, к которым п. 1 ст. 65.1 ГК РФ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г.) относятся производственные и потре­бительские кооперативы.

Под созданием СХПК как субъекта права следует пони­мать совершение юридическим значимых действий и приня­тие соответствующих актов, направленных на создание юри­дического лица.

В теории и правоприменительной практике в зависимо­сти от характера участия государственных органов в регистра­ции юридического лица выделяют четыре основных способа образования юридического лица: распорядительный, явоч­ный, разрешительный и нормативно-явочный.



Первый характеризуется тем, что юридическое лицо соз­дается на основе распоряжения собственника имущества или уполномоченного им органа. В современных условиях распо­рядительный порядок образования юридического лица, при котором государство реализует волю на создание юридиче­ского лица и создает условия для его создания в едином акте, утратил значение.

Явочный порядок создания юридического лица харак­теризуется тем, что наделение определенного объединения (имущества) правами юридического лица допускается при условии прямого указания в законе на возможность создания в таком порядке юридического лица и соответствующего про­явления воли лица (либо группы лиц) на создание субъекта права.

При разрешительном порядке для создания юридическо­го лица требуется предварительное согласие компетентного органа государства либо общественного объединения. Раз­решительный порядок предполагает создание юридического лица по воле учредителей. Компетентный государственный орган или другое юридическое лицо проверяет законность об­разования и дает разрешение. В СССР в таком порядке созда­валось большинство кооперативных и общественных органи­заций.

Нормативно-явочный порядок не требует получения разрешения для образования юридического лица, поскольку создание юридического лица данного вида разрешено законо­дательством. Граждане или организации вправе свободно по своему усмотрению образовать юридическое лицо. Функция государства в данном случае ограничивается лишь проверкой законности образования юридического лица, а также его уч­редительных документов через органы, осуществляющие госу­дарственную регистрацию.

Известно, что Положение о кооперативных товарище­ствах и их союзах от 20 марта 1917 г. отменило разрешитель­ный (концессионный) порядок учреждения кооперативных товариществ и установило явочную систему регистрации ко­оперативов через суд. Выработанный инициаторами коопе­ративного товарищества устав предъявлялся суду. Закон не требовал для регистрации кооперативного товарищества раз­решения правительственной власти. При этом кооперативное товарищество признавалось юридическим лицом, которое имело право совершать любые действия с момента внесения его в Реестр кооперативных товариществ.

В советский период явочная система порядка создания кооперативов была упразднена. Хотя формально законода­тельством «устанавливался нормативно-явочный порядок соз­дания кооперативов, на практике существовал разрешитель­ный порядок создания кооперативов».

Деятельность по организации колхозов в тот период ре­гламентировалась лишь на первоначальном этапе - в период проведения коллективизации. В дальнейшем в Примерных уставах нормы о порядке создания колхозов отсутствовали. Созданное в эти годы законодательство регулировало лишь порядок и условия функционирования колхозов, их производ­ственно-финансовой и хозяйственной деятельности, членских и других, в основном внутриколхозных отношений. В аграр­но-правовой науке доминировало мнение о том, что «колхоз образуется в явочно-нормативном порядке... Тем самым в уставном порядке впервые было закреплено, что колхоз явля­ется сельскохозяйственным предприятием и обладает права­ми юридического лица».

Принципиально важно и то, что «согласно части 1 п. 13 Примерного устава колхоза, право распоряжения имуще­ством и денежными средствами колхоза принадлежит самому колхозу в лице его компетентных органов управления. Колхоз является не только хозяйствующим субъектом, равно как и го­сударственное предприятие, но и, что особенно важно, субъек­том социалистической колхозной собственности».

С принятием Закона «О кооперации в СССР» была вос­становлена кооперативная природа создания и функциониро­вания кооперативов различных видов, в том числе и сельскохо­зяйственных. Одна из важнейших норм закона заключалась в том, что кооператив любого вида образуется в регистрацион­ном порядке по желанию граждан исключительно на добро­вольных началах. Главный недостаток закона состоял в том, что в нем были достаточно рельефно отражены администри­рование, форсирование сверху нового витка коллективизации сельского хозяйства, жесткое централизованное регулирова­ние реформирования сельского хозяйства, связанное с нару­шением принципа свободы создания кооперативов.

В настоящее время основным способом образования юридических лиц, в том числе сельскохозяйственных произ­водственных кооперативов, является нормативно-явочный (регистрационный) порядок. Сельскохозяйственные коопера­тивы, в т.ч. и производственные, считаются созданными и при­обретают статус юридического лица со дня их государствен­ной регистрации. Порядок создания СХПК регламентируется общими нормами гражданского законодательства о создании юридических лиц и о государственной регистрации субъектов хозяйствования, и применительно к сельскохозяйственным производственным кооперативам нормами ст.ст. 8-10 Феде­рального закона от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации» (далее - ЗоСК).

Создание любого кооператива, в том числе и сельскохо­зяйственного производственного, предполагает ряд последо­вательных и связанных между собой юридических действий организационного комитета и общего организационного со­брания членов кооператива. Для его создания требуется слож­ный юридический состав, составными элементами которого являются общее организационное собрание и протокол, в котором зафиксировано решение о приеме в члены коопера­тива, об утверждении устава кооператива, избрании органов управления кооперативов (правления кооператива и наблю­дательного совета кооператива в случаях, установленных Феде­ральным законом о сельскохозяйственной кооперации), госу­дарственная регистрация кооператива.

В главе 11 ЗоСК выделено пять этапов создания СХПК:

1-     й этап - организационная деятельность граждан, жела­ющих создать кооператив (формирование организационного комитета, подготовка учредительных документов);

2-     й этап - подготовка технико-экономического обоснова­ния проекта производственно-экономической деятельности, включающего размер паевого фонда кооператива и источни­ки его образования;

3-     й этап - подготовка проекта устава кооператива; при­ем заявлений о вступлении в члены кооператива, в которых должно быть отражено согласие участвовать в производствен­но-хозяйственной деятельности кооператива и соблюдать тре­бования устава кооператива;

4-     этап - проведение общего собрания членов (учреди­телей) с целью принятия решения о приеме в члены коопе­ратива, утверждения устава кооператива, избрания органов управления кооперативом (правления кооператива) и в слу­чаях, установленных федеральным законом наблюдательно­го совета кооператива. Перечень вопросов, который должно решить согласно п. 3 ст. 8 ЗоСК общее организационное со­брание необходимо дополнить еще одним. Общее собрание членов кооператива должно также принять решение о созда­нии кооператива, так как в дальнейшем для государственной регистрации необходимо будет предоставить протокол обще­го организационного собрания членов, содержащий такое ре­шение.

Наиболее урегулированным является пятый этап, свя­занный с государственной регистрацией кооператива, кото­рая призвана обеспечить свободную реализацию гражданами права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, провозглашенного ст. 8 и 34 Конституции РФ.

На первом этапе создания СХПК необходимо сформи­ровать организационный комитет, который готовит проект производственно-экономической деятельности кооператива, осуществляет мероприятия, связанные с проведением орга­низационного собрания членов кооператива. Инициатива в создании организационного комитета может исходить от граждан, желающих создать СХПК, а также в процессе пре­образования аграрных хозяйственных товариществ, аграрных хозяйственных обществ, аграрных государственных (муни­ципальных) унитарных предприятий в СХПК. В последнем случае инициаторами создания сельскохозяйственного про­изводственного кооператива, как правило, руководители и специалисты реорганизуемого хозяйства.

Законодательство стимулирует и поддерживает создание СХПК, вовлечение в кооперативы крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств граждан. Неотъемлемым правом кооператива является формирование различных фондов из имущества кооператива. Вполне правомерным потому яв­ляется обращение организационного комитета СХПК к вла­дельцам земельных долей и имущественных паев, к аграрным хозяйственным товариществам, аграрным хозяйственным обществам, аграрным государственным (муниципальным) унитарным предприятиям, органам исполнительной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления с предложе­нием арендовать или выкупить земельные участки сельскохо­зяйственного назначения и другие средства производства для ведения аграрного предпринимательства.

На втором этапе создания СХПК организационный ко­митет готовит технико-экономическое обоснование проекта производственно-экономической деятельности кооператива. На основании технико-экономического обоснования коопера­тива устанавливается размер паевого фонда кооператива и ис­точники его образования.

На третьем этапе осуществляется организационная дея­тельность граждан по созданию кооператива, предшествую­щая государственной регистрации кооператива. На органи­зационный комитет возлагаются обязанности по подготовке проекта устава кооператива, приему заявлений о вступлении в члены кооператива, подготовке и проведению общего органи­зационного собрания членов кооператива. В заявлении о всту­плении в члены кооператива должно быть отражено согласие участвовать в производственной либо иной хозяйственной де­ятельности кооператива. Главным стимулом для вступления трудоспособных граждан в члены СХПК является желание по­лучить работу, объединить свои небольшие капиталы, земель­ные участки (доли) и рабочую силу.

Существуют серьезные препятствия для того, чтобы жиз­неспособный кооператив был создан бедными крестьянами, которые информированы о процедурах создания кооператива и должны внести обязательный паевой взнос при вступлении в производственный кооператив. Закон предъявляет опре­деленные требования и к размерам вступительных членских взносов, которые вправе установить организационный коми­тет для покрытия организационных расходов по образованию кооперативов с отчетом об их использовании на общем собра­нии членов кооператива. Размер обязательного паевого взно­са определяется уставом кооператива. При этом доминирует мнение о том, что «если размер установлен достаточно высо­ким, то начинающие работники (переселенцы, молодежь), не имеющие имущественных паев в реорганизуемом хозяйстве, не получившие в наследство, в дар и не имеющие денег для внесения обязательного паевого взноса не могут стать членами кооператива».

Важность четвертого этапа создания кооператива во многом обусловлена тем, что именно на этом этапе осущест­вляется подготовка учредительных документов. В связи с этим возникает вопрос о содержании учредительных документов сельскохозяйственного производственного кооператива.

В соответствии с законодательством единственным уч­редительным документом сельскохозяйственного производ­ственного кооператива является его устав. Значение устава за­ключается в том, что он в дальнейшем обязателен не только для самого кооператива, но и для всех третьих лиц, вступаю­щих с ним в гражданско-правовые и иные отношения.

К содержанию устава законодательством предъявляются определенные требования. В частности, для всех юридических лиц обязательным является указание в уставе наименования кооператива, места его нахождения, срока деятельности кооператива, предмета и цели деятельности кооператива. В соот­ветствии с ГК наименование сельскохозяйственного производ­ственного кооператива должно содержать в себе фирменное наименование и указание на организационно-правовую фор­му, то есть слова сельскохозяйственная артель (колхоз), рыбо­ловецкая артель (колхоз), кооперативное хозяйство (коопхоз).

Указание в уставе предмета и цели деятельности коо­ператива обязательно только для некоммерческих органи­заций, т.е. для потребительских кооперативов. Производ­ственные кооперативы, как справедливо отмечают профессор Е.А.Галиновская и профессор Е.Л.Минина «вправе занимать­ся любой деятельностью и могут по этому поводу ничего не указывать».

На уровне устава кооператива решаются вопросы о по­рядке и условиях вступления в кооператив, основаниях и по­рядке прекращения членства в кооперативе, о размере паевых взносов, составе и порядке внесения паевых взносов, размерах и условиях образования неделимых и иных фондов коопера­тива, о порядке распределения прибыли и убытков коопера­тивов, субсидиарной ответственности членов кооператива, системе управления кооперативами, уставных правах и обя­занностях, членов кооператива и ассоциированных членов ко­оператива.

К обязательным сведениям, которые должен содержать устав СХПК, относятся также сведения о характере и порядке трудового участия его членов в деятельности кооператива и их ответственности за нарушение обязательства по личному тру­довому участию; времени начала и конце финансового года; порядке оценки земельных участков, земельных долей и иного имущества, вносимого в счет паевого взноса; порядке публика­ций сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации кооператива; порядке публикации сведений о государственной регистрации, ликвидации и реорганизации кооператива в официальном органе; порядке и условиях реор­ганизации и ликвидации кооператива.

Перечень сведений, обязательных для устава кооперати­ва, не является исчерпывающим для сельскохозяйственных производственных кооперативов. Устав кооператива может закрепить и иные дополнительные требования по сравнению с нормами, содержащимися в ст. 11 ЗоСК. Такие сведения не могут, однако противоречить Федеральному закону «О сель­скохозяйственной кооперации.

Пятый завершающий этап создания СХПК связан с го­сударственной регистрацией кооператива. Регистрационные отношения возникают в момент обращения заявителя в упол­номоченный федеральный орган исполнительной власти (Фе­деральную налоговую службу), которая вносит в государствен­ный реестр сведения о создании, реорганизации и ликвидации СХПК как юридического лица. Порядок государственной ре­гистрации СХПК регулируется ГК РФ, Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», который закрепил систему единой государственной регистра­ции юридических лиц, установил единую процедуру реги­страции, удобную для заявителя, утвердил единый образец регистрационного документа (свидетельства о государствен­ной регистрации), создания единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) и единый государственный ре­естр индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП), закрепил принцип открытости и доступности этих государственных реестров для каждого[10]. Важнейшим источником правового регулирования государственной регистрации кооперативов является ст.ст. 51-52 ГК РФ, ст. 9 ФЗ от 8 декабря 1995 г. № 193- ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Полномочиями по государственной регистрации юридических лиц, крестьян­ских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринима­телей наделена Федеральная налоговая служба (ФНС России).

Для государственной регистрации СХПК как юридиче­ского лица согласно ст. 9 ЗоСК необходимо представить за­явление о государственной регистрации, протокол общего организационного собрания о создании кооператива, об ут­верждении его устава и составе правления кооператива, под­писанный председателем и секретарем данного собрания; устав кооператива, подписанный членами-участниками обще­го организационного собрания.

Регистрационные отношения возникают в момент обра­щения заявителя в уполномоченный федеральный орган ис­полнительной власти (Федеральную налоговую службу), ко­торая вносит в государственный реестр сведения о создании, реорганизации и ликвидации СХПК как юридического лица.

Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юри­дического лица без доверенности. Регистрация сельскохозяй­ственного производственного кооператива осуществляется по месту нахождения правления или председателя кооператива.

В соответствии со ст. 23 Закона о регистрации отказ в государственной регистрации допускается в случае: непред­ставления документов, определенных Законом о регистрации; представления документов в ненадлежащий регистрирую­щий орган. Решение об отказе в государственной регистрации согласно Федеральному закону от 23 июня 2003 г. допускается по таким основаниям: если производится государственная ре­гистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица; если производится государственная реги­страция юридических лиц, учредителем которых выступает ликвидируемое юридическое лицо; если производится госу­дарственная регистрация юридических лиц, которые возника­ют в результате реорганизации ликвидируемого юридическо­го лица.

Федеральным законом от 11 июня 2003 г. № 73-ФЗ нормы, содержащиеся в п. 1,2,3 ст. 10 ЗоСК, регулировавшие особен­ности образования кооператив при реорганизации сельскохо­зяйственных организаций, отменены, поскольку они устарели. В главе II «Образование кооператива» ЗоСК был закреплен комплекс мер, направленных на преобразование колхозов и совхозов в другие организационно-правовые формы, в том чис­ле кооперативы и иные коммерческие сельскохозяйственные организации. ЗоСК восполнял пробелы действовавшего в то время законодательства и устанавливал правовой режим объ­ектов производственной инфраструктуры, услугами которой пользовались члены (участники) реорганизуемой сельскохо­зяйственной организации, правовой режим паевого фонда ко­оперативов. В законе ставилась также задача защитить права сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермер­ских) хозяйств, которые не желали вступать в ассоциированные члены кооператива, и предусматривалась передача в довери­тельное управление неделимых объектов производственной инфраструктуры производственному кооперативу. Порядок образования производственных кооперативов просуществовал до 11 июня 2003 г. Федеральным законом № 73-ФЗ нормы, содержащиеся в п. п. 1-3 ст. 10 ЗоСК, были отменены как уста­ревшие.

Однако и сохранившие в настоящее время юридическую силу нормы, содержащиеся в п.п. 4 и 5 ст. 10 ЗоСК, вызывают справедливую критику в юридической литературе по двум мотивам. Во-первых, потому, что сфера их действия выходит «за пределы сферы регулирования ЗоСК, поскольку касаются общих вопросов, возникающих в случае реорганизации сель­скохозяйственной организации». Во-вторых, потому что «не совсем ясно, для чего нормы этих пунктов оставлены в данном Законе. Тем более что в принципе процесс реорганизации колхозов и совхозов, проводимый в ходе аграрной реформы, завершен».

Несмотря на то, что в п. 4 ст. 10 ЗоСК используется понятие «неделимого фонда и неделимых объектов производственной инфраструктуры» содержание данного термина в нем так и не раскрыто. Устраняет этот пробел ст. 1 ЗоСК, которая определя­ет неделимый фонд как часть имущества кооператива, не под­лежащего в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива или ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе и используемую на цели, определенные уставом кооператива.

Норма о том, что в случае, если ни одна из сельскохозяй­ственных организаций или ни одно из крестьянских (фермер­ских) хозяйств, образовавшихся в результате реорганизации сельскохозяйственной организации, не имеют 51% от всей суммы имущественных паевых взносов, приходящихся на не­делимые объекты производственной инфраструктуры, либо в случае, если производственный кооператив, имеющий право включить неделимые объекты производственной инфраструк­туры в свой неделимый фонд, отказывается сделать это, для использования указанных объектов образуется один или не­сколько потребительских кооперативов, на практике не ра­ботает. Действующее законодательство закрепляет принцип свободы формирования в сельскохозяйственном кооперативе неделимого фонда.

Вполне обоснованными в соответствии с этими принци­пом являются предложения закрепить законодательно обя­занности сельскохозяйственных организаций, «которые полу­чили неделимые объекты производственной инфраструктуры реорганизованного хозяйства, обеспечить возможность поль­зования ими другим организациям и крестьянским хозяй­ствам, образовавшимся в ходе этой реорганизации». Эту обя­занность можно включить «либо в закон о развитии сельского хозяйства, «либо в будущие нормативные акты о других видах сельскохозяйственных организациях (например, в Закон об ак­ционерных обществах в сельском хозяйстве».

С введением в действие части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г.) как базовом законе общего характера, определившем правовой статус производственных кооперативов как коммер­ческих организаций, и потребительских кооперативов, как не­коммерческих организаций, и Федерального закона от 8 дека­бря 1995 г. №193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ЗоСК), определившим правовое положение сельскохозяй­ственных производственных и потребительских кооперативов, законодательство о реорганизации и ликвидации сельскохо­зяйственных кооперативов претерпело существенные измене­ния.

Вне зависимости от организационно-правовой формы юридического лица законодательством определен единый перечень способов реорганизации кооперативов: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. В зависимости от способа реорганизации юридического лица происходит либо смена организационно-правовой формы су­ществующей организации (преобразование), либо устранение (слияние, присоединение) или появление новых юридических лиц (разделение, выделение), зачастую сопровождающееся сменой организационно-правовой формы. В результате одни юридические лица прекращают свою деятельность, другие расширяют ее и создаются новые юридические лица.

При этом отличительной особенностью реорганизации юридических лиц является наличие правопреемства (ст. 58 Гражданского кодекса РФ в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г.). Действу­ющее законодательство подчеркивает универсальность по­нятия правопреемства в части перехода прав, обязанностей и имущества как единого целого. Судебная практика исполь­зует также понятие «универсальное правопреемство». «Суды отмечают, что: а) такое правопреемство охватывает не только обязательства, но и иные имущественные и неимуществен­ные права реорганизуемого юридического лица; б) переходят также и те права и обязанности, которые не признаются или оспариваются сторонами и те, которые на момент реорганиза­ции не выявлены, т.е. независимо от указания в передаточном акте (разделительном балансе)».

Реорганизация кооператива это «преобразование коопе­ратива в иную форму, предусмотренную ГК РФ, а также преоб­разование производственного кооператива в потребительский или наоборот»18. Реорганизация кооператива в соответствии с п.1 ст. 41 ЗоСК происходит добровольно на основании ре­шения общего собрания членов кооператива. Процедура реорганизации кооператива предусматривает обязанность правления кооператива направить в порядке и в сроки, уста­новленные ЗоСК и уставом кооператива, в письменной форме уведомление членам кооператива и ассоциированным членам кооператива о созыве общего собрания членов кооператива с информацией о реорганизации кооператива.

Закон предусматривает перечень необходимых докумен­тов, которые должны быть приложены к уведомлению о созы­ве общего собрания членов кооператива. Значительное число норм п. 1 ст. 41 ЗоСК посвящено характеру и порядку участия и членов кооператива и ассоциированных членов кооператива в деятельности организации или организаций, создаваемых в результате реорганизации. К письменному уведомлению прилагаются также проект решения общего собрания членов кооператива, которым определяются категории, номинальная стоимость и количество акций, размер долей участников орга­низации или организаций, создаваемых в результате реорга­низации. К проекту решения общего собрания членов коопе­ратива прилагается заключение ревизионного союза, членом которого является кооператив, по обоснованию целесообраз­ности реорганизации и самому проекту в целях защиты прав членов (ассоциированных) членов кооператива.

Сельскохозяйственные кооперативы, как производствен­ные, так и потребительские, могут быть преобразованы как в коммерческие, так и в некоммерческие организации. Особенность реорганизации кооператива состоит в том, что преоб­разование кооперативов в коммерческие и некоммерческие организации возможно при одном условии, если можно опре­делить долю участия членов реорганизуемого кооператива и ассоциированных членов в образовании имущества организа­ции, которая создается в результате реорганизации.

Сложность проблемы, заключается в том, что п. 7 ст. 41 ЗоСК признает членов кооператива членами вновь образуе­мых кооперативов, однако нормы, содержащиеся в п. 8 ст. 41 ЗоСК, предписывают, что производственный кооператив мо­жет преобразовываться хозяйственное товарищество или хо­зяйственное общество.

При реорганизации кооператива в иные кооперативы, как справедливо полагает А.А. Байтенова, «члены реорганизу­емого кооператива не теряют и не уменьшают свои права: они становятся членами (не ассоциированными членами) вновь образуемых кооперативов».

В ст. 41 ЗоСК выделены пять способов реорганизации ко­оператива:

1.     слияние, при котором два или несколько кооперативов образуются в единое юридическое лицо;

2.     присоединение, при котором к продолжающему суще­ствовать кооперативу «присоединяется другое юридическое лицо, прекращающее в связи с этим свое существование»;

3.     разделение, влекущее за собой образование на базе еди­ного, двух или нескольких юридических лиц;

4.     выделение, при котором образуется новый кооператив за счет части одного из существующих, который не ликвиди­руется, но сохраняется как субъект гражданского права с из­вестным сокращением его функций и объема;

5.     преобразование кооператива означает «изменение ор­ганизационной формы кооператива, в результате которого возникает юридическое лицо другого вида, предусмотренное законодательством».

При слиянии кооператива с другим кооперативом все имущественные права и обязанности переходят к юридиче­скому лицу, возникшему в результате слияния. При присо­единении кооператива к другому юридическому лицу к по­следнему переходят все имущественные права и обязанности присоединенного кооператива. При разделении кооператива к созданным в результате этого новым юридическим лицам переходят по разделительному балансу все имущественные права и обязанности реорганизуемого кооператива.

При выделении кооператива на основе части имущества прежнего кооператива образуется новое юридическое лицо. Права и обязанности в данном случае переходят юридическим лицам в соответствии с передаточным актом (ст. 58 ГК РФ).

При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида, связанном с изменением организационно-правовой формы могут быть образованы со­гласно п. 8 ст. 41 ЗоСК коммерческие организации: аграрные хозяйственные товарищества (полные товарищества, комман­дитные товарищества или товарищества на вере), аграрные хо­зяйственные общества (общества с ограниченной ответствен­ностью и акционерные общества).

Реорганизация производственных кооперативов хозяй­ственное товарищество или хозяйственное общество осу­ществляется по воле членов кооператива. Основанием для реорганизации является решение общего собрания членов ко­оператива, которое должно быть принято единогласно.

При реорганизации кооператива согласно ст.ст. 58 и 59 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г.) его права обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом, который содержит положения о право­преемстве по всем обязательствам реорганизованного юриди­ческого лица в отношении всех его кредиторов и должников. При присоединении, слиянии и преобразовании кооперати­вов права и обязанности согласно ст. 41 ЗоСК переходят на ос­новании передаточного акта, при выделении и разделении на основании разделительного баланса.

Ст. 58 ГК РФ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г.) предусматривает составление передаточного акта при разделении юридическо­го лица и выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц. Положения ст. 41 ЗоСК о том, что при реорганизации кооператива его права и обязанности переходят к правопреемникам в соответствии с передаточным актом и разделительным балансом должны быть приведены в соответствие с нормами ст.58 ГК РФ (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 г.), который не предусматривает составления разделительного баланса при реорганизации юридических лиц.

В случаях, предусмотренных законом, реорганизация ко­оператива в форме его разделения или выделения из его соста­ва одного или нескольких юридических лиц может осущест­вляться на основании решения суда (п. 2 ст. 41 ЗоСК). Такая реорганизация осуществляется в соответствии с требованиями п. 2 ст.57 ГК РФ, которая допускает реорганизацию юридиче­ских лиц в форме разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц по решению упол­номоченных государственных органов или по решению суда.

Закон о сельскохозяйственной кооперации не предусма­тривает реорганизации кооперативов по решению уполно­моченных государственных органов. Применение процедур реорганизации кооперативов допускается только по решению общего собрания членов кооператива и по решению суда. Вполне обоснованным потому являлся вывод профессора Е.А.Галиновской и профессора Е.Л.Мининой о том, что «реор­ганизация кооператива на основании решения государствен­ного органа не представляется возможной»22. Надо учитывать при этом, что образование и реорганизация кооператива не должны нарушать антимонопольного законодательства, ко­торое предусматривает принудительное разделение или вы­деление коммерческих организаций, в том числе и сельско­хозяйственных производственных кооперативов по решению уполномоченных государственных органов.

Применительно к сельскохозяйственным производствен­ным кооперативам решение о реорганизации, как уже отмеча­лось, согласно п. 1 ст. 41 ЗоСК принимается общим собранием членов кооператива. Кроме того вопросы, связанные с реорга­низацией и ликвидацией кооперативов, отнесены ст. 20 ЗоСК к исключительной компетенции общего собрания и не могут быть переданы на рассмотрение иных органов управления.

Реорганизация кооператива может носить не только до­бровольный, но и принудительный характер. В случаях, уста­новленных законом, реорганизация юридического лица со­гласно п. 2 ст. 57 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г.) в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Образование и реорганизация кооператива не должно нарушать антимонопольного законодательства. Ст.ст. 34 и 38 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 17 июля 2009 г. с изм. от 18 июля 2009 г.) предусматривает принудительное разделение или выде­ление, коммерческих организации, а также некоммерческих организаций «осуществляющих деятельность, приносящих им доход, в случае осуществления ими монополистической деятельности».

Суд по иску монопольного органа вправе принять реше­ние «о принудительном разделении коммерческой органи­зации или некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, приносящую ей доход, либо о выделении из их состава одной или нескольких организаций в случае система­тического осуществления ими монополистической деятельно­сти» .

ЗоСК (п. 8.1 ст. 41) признает за членами производствен­ного кооператива и ассоциированными членами, которые не удовлетворены условиями преобразования кооператива, пра­во выйти из производственного кооператива с выплатой пая в трехмесячный срок.

Особо в ст. 60 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г.) оговорены гарантии прав кредиторов юридического лица при его реорганизации. Положения ст. 60 ГК РФ о праве кредитора реорганизуемого юридического лица потребовать прекращения или досрочного исполнения обязательств или возмещения убытков перенесены в п. 8.2 ст. 42 ЗоСК. При этом сохраняет силу положения ст. 60 ГК РФ, ст. 13.1 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной ре­гистрации юридических лиц и индивидуальных предприни­мателей» (в ред. от 19 июля 2009 г.) о порядке уведомления кредиторов о реорганизации и правомочиях кредиторов в от­ношении реорганизуемого должника. Орган, принявший ре­шение о реорганизации кооператива, должен письменно опо­вестить всех кредиторов о реорганизации кооператива. Исходя из содержания норм, закрепленных п.8.1 и п. 8.2 ст. 41 ЗоСК, можно заключить, что кредитор, которому не направлено уве­домление о реорганизации кооператива, вправе обратиться в суд с иском о признании реорганизации, а также регистрации вновь возникших юридических лиц недействительными.

Действующее законодательство не содержит специаль­ных требований государственной регистрации реорганизо­ванных кооперативов, которые считаются реорганизованны­ми с момента государственной регистрации юридических лиц. Здесь действуют правила о том, что «реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государ­ственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а реорганизованные лица считаются прекратившими свое существование».

При реорганизации кооператива в форме присоедине­ния к нему другого юридического лица кооператив признает­ся реорганизованным с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

«Реорганизация в форме разделения считается завершен­ной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц, а реорганизованное юри­дическое лицо считается прекратившим свою деятельность. Реорганизация в форме выделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц».

Ликвидация кооперативов. Ликвидация кооперативов в отличие от реорганизации влечет их прекращение без пере­хода прав и обязанностей кооперативов в порядке универсаль­ного правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК РФ в ред. Федерального закона от 5 мая 2014 г., п. 1 ст. 42 Федерального закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»).

Основанием для ликвидации юридического лица высту­пает принятие соответствующего решения о ликвидации. В зависимости от органа, принявшего такое решение, ликвида­ция может носить добровольный или принудительный харак­тер. Юридическое лицо может быть добровольно прекращено в форме ликвидации на основании решения его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченно­го на то учредительными документами. В качестве основания для принятия такого решения п. 2 ст. 61 ГК РФ (в ред. Феде­рального закона от 5 мая 2014 г.) указывает на истечение срока, на который создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно создано.

Такое же правило ликвидации кооператива закреплено п. 2 ст. 42 ЗоСК, который признает одним из возможных осно­ваний добровольной ликвидации кооператива решение обще­го собрания о его ликвидации в связи с истечением срока, на который создан кооператив, с достижением цели, ради кото­рой он создан.

Уставом кооператива могут быть предусмотрены и другие правовые основания для принятия общим собранием членов кооператива решения о ликвидации кооператива. «Коопера­тив, созданный без указания срока деятельности, может быть ликвидирован в добровольном порядке, например, в связи с тем, что его деятельность стала неэффективной в изменивших­ся экономических условиях или в связи с выходом значитель­ного числа его членов из его состава».

Согласно п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица является решение суда по иску государ­ственного органа или органа местного самоуправления, ко­торым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом. Ликвидация юридического лица может осуществляться по решению суда в случае признания государственной регистрации юридическо­го лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти на­рушения носят неустранимый характер.

К неустранимым нарушениям при создании юридиче­ского лица относится «отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в ре­зультате фальсификации документов о его учреждении».

Ликвидация юридического лица осуществляется по ре­шению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом в случае осуществления юридическим лицом дея­тельности без надлежащего разрешения (лицензии). Основа­нием для принудительной ликвидации юридического лица может быть решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления в случае осуществления юридическим лицом при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданному саморегулируемой организацией (подп. 2 п. 3 ст. 61 ГК РФ ).

Основанием для ликвидации юридического лица являет­ся решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, уполномоченного на предъявление требований о ликвидации юридического лица, в случае осу­ществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с други­ми неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов (подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ).

Требование о ликвидации юридического лица по основа­ниям, указанным в подп. 5 п. 3 ст. 61 ГК РФ, может быть предъ­явлено в суд учредителем (участником) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельно­сти юридического лица становится невозможным или суще­ственно затрудняется.

Кооператив может быть ликвидирован в случае призна­ния судом кооператива банкротом либо в случае объявления им о своем банкротстве. Ликвидация кооператива по решению суда возможна в иных случаях, предусмотренных законом.

Требование о ликвидации юридического лица по основа­ниям, указанным в п. 3 ст. 61 ГК РФ, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного само­управления, «которому право на предъявление такого требо­вания предоставлено законом». Правовым основанием для ликвидации юридического лица может быть решение суда по иску антимонопольного органа (федеральная антимонополь­ная служба), который вправе обращаться в арбитражный суд с иском о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмо­тренных антимонопольным законодательством. Юридическое лицо может быть ликвидировано, если его создание «привело или может привести к ограничению конкуренции, в том чис­ле в результате возникновения или усиления доминирующего положения».

Правовые основания ликвидации кооператива по реше­нию суда не отличаются от правовых оснований ликвидации юридического лица, закрепленных ст.61 ГК РФ (в ред. Феде­рального закона от 5 мая 2014 г.). Любой кооператив может быть согласно п.2 ст.42 ЗоСК ликвидирован по решению суда в связи грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществлением деятельности без надлежащего разрешения (лицензии); осуществлением де­ятельности, запрещенной законом; осуществлением деятель­ности, связанной с иными неоднократными или грубыми на­рушениями законов или иных нормативных правовых актов.

С принятием Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором в главе К «Особенности банкротства отдельных категорий должников - юридических лиц» выделен параграф 3 «Бан­кротство сельскохозяйственных организаций» (ст.ст.177-179), кардинально изменился подход законодателя к определению критериев несостоятельности (банкротства).

Несостоятельность (банкротство) в ст. 2 закона опреде­ляется, как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования креди­торов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязан­ность по уплате обязательных платежей.

Закон определяет особенности банкротства сельскохо­зяйственных организаций, в том числе и сельскохозяйствен­ных производственных кооперативов, и закрепляет легаль­ное понятие «сельскохозяйственного товаропроизводителя», основанного на широком понимании сельскохозяйственной деятельности. Закон о банкротстве признает сельскохозяйствен­ными организациями юридические лица, которые в качестве основного вида деятельности осуществляют производство, или производство и переработку сельскохозяйственной продукции. Причем выручка от реализации выращенной (произведенной, произведенной и переработанной) ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 50% общей суммы выручки.

Следует отметить, что нормы ЗоСК (ст. 42-44), регули­рующие ликвидацию кооператива-банкрота, воспроизводят нормы ГК РФ (п. 6 ст.61), Закона о банкротстве (ст.ст.177-179) о признании судом юридического лица банкротом, поэтому в данном исследовании рассматриваются нормы Закона о ко­операции об особенностях правового регулирования несосто­ятельности (банкротства) кооперативов.

Закон о сельскохозяйственной кооперации предусма­тривает, что в случае возникновения установленных законо­дательством признаков несостоятельности (банкротства) коо­ператива, правление кооператива обязано направить запрос кооператива о проведении ревизии хозяйственно-финансовой деятельности кооператива в ревизионный союз, членом кото­рого является кооператив; ознакомить наблюдательный совета кооператива с заключением ревизионного союза о результатах ревизии хозяйственно-финансовой деятельности кооператива; составить план мероприятий по предупреждению несостоя­тельности (банкротства) кооператива. В плане мероприятий содержатся перечень, экономические обоснования и сроки ис­полнения мероприятий, направленных на улучшение финан­сового состояния и предотвращение банкротства кооператива.

В рамках процедуры банкротства правление кооператива и наблюдательный совет согласно п. 5 ст. 42 ЗоСК принима­ют решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника о признании кооператива банкротом. Большинство дел в арбитражных судах о признании кооператива банкро­том возбуждается по заявлениям конкурсного кредитора или уполномоченных органов, налоговых органов, органов проку­ратуры. Согласно ст. 31 Федерального закона «О сельскохозяй­ственной кооперации» кооператив подлежит ликвидации по решению суда по требованию Минсельхоза России, ФНС Рос­сии, если кооператив не является членом ревизионного союза.

На правление кооператива или наблюдательный совет п. 6 ст. 42 ЗоСК возлагает обязанность созвать общее собрание членов кооператива и ознакомить членов кооператива и име­ющих право голоса ассоциированных членов кооператива с заключением ревизионного союза о результатах ревизии хо­зяйственно-финансовой деятельности кооператива и о при­чинах, которые привели кооператив к банкротству; избрать представителя членов кооператива при проведении процеду­ры банкротства; принять план мероприятий по защите закон­ных интересов членов кооператива, ассоциированных членов кооператива и работников кооператива.

Невыполнение правлением и наблюдательным советом кооператива обязанностей, возложенных на них нормами п. п. 5-6 ст. 42 ЗоСК, не препятствует «обращению кооператива с заявлением должника в арбитражный суд о признании коопе­ратива несостоятельным».

В статье рассматриваются особенности финансового оздо­ровления сельскохозяйственных производственных кооперати­вов, которое вводится на срок до окончания соответствующего периода сельскохозяйственных работ с учетом времени, необходимого для реализации произведенной или произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции. Срок финансового оздоровления может быть продлен на год при условии изменения графика погашения задолженности, если в ходе финансового оздоровления имели место спад и ухудшение финансового состояния сельскохозяйственной организации в связи со стихийными бедствиями, с эпизоотиями или другими обстоятельствами, носящими чрезвычайный характер.

При осуществлении процедуры банкротства в период на­блюдения, финансового оздоровления и внешнего управления сельскохозяйственной организацией ограничиваются права сель­скохозяйственной организации на отчуждение земельных участ­ков. Такие ограничения вводятся и для кооперативов, признанных банкротами. Переход прав на земельный участок другому лицу, Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или му­ниципальному образованию производится по правилам, установ­ленным ст. 27 ЗК РФ и Федеральным законом от 24 июня 2002 г. № 1-1-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.

Закон о банкротстве содержит ряд положений об особенно­стях продажи имущества и имущественных прав сельскохозяй­ственных организаций. При продаже имущества должника - сель­скохозяйственной организации Федеральным законом 28 декабря 2013 г. № 419 - ФЗ (п. 1 ст.179) предоставлено право арбитражному управляющему выставлять на продажу предприятие должника - сельскохозяйственной организации путем проведения торгов. Под предприятием должника как объектом права Закон о банкротстве (п. 1 ст. 110) признает имущественный комплекс, предназначен­ный для осуществления предпринимательской деятельности.

В случае, если предприятие должника - сельскохозяй­ственной организации не было продано на торгах, арби­тражный управляющий выставляет на торги единым лотом имущество должника - сельскохозяйственной организации, которое используется в целях производства сельскохозяй­ственной продукции, ее хранения, переработки, реализации. В законодательстве имущество должника - сельскохозяйствен­ной организации обозначается термином «производственно­технический комплекс должника».

Продажа предприятия должника - сельскохозяйственной организации и выставленного на торги единым лотом произ­водственно-технического комплекса должника осуществляет­ся в порядке, установленном п.п. 4-9 ст. 110 Закона о банкрот­стве, регулирующем продажу предприятия должника.

Вполне обоснованными являются выводы профессора Е.А.Галиновской и профессора Е.Л.Мининой о том, что «арби­тражный управляющий при продаже указанного в п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве имущества, а также имущественных прав и обязанностей обязан провести независимую оценку стоимо­сти имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в п. 2 ст. 179 Закона о банкротстве, приобрести иму­щество и имущественные права по оценочной стоимости».

Еще одной мерой, направленной на восстановление пла­тежеспособности должника в рамках внешнего управления является возможность продажи имущества должника по ча­стям, в случае если предприятие должника не продано в по­рядке, установленном п. п. 4-9 ст. 110 Закона о банкротстве. Особенности продажи части имущества должника по частям устанавливаются ст. 111 Закона о банкротстве, который пред­усматривает, что в случаях, предусмотренных планом внеш­него управления, после проведения инвентаризации, а также оценки имущества должника, если такая оценка проводилась по требованию конкурсного кредитора или уполномоченного органа, внешний управляющий вправе приступить к продаже части имущества должника.

Важной особенностью продажи имущества и имуще­ственных прав сельскохозяйственных организаций является преимущественное право приобретения имущества должни­ка, продажа которого осуществляется в порядке, установлен­ном п. 1 ст. 179 Закона о банкротстве.

Преимущественное право имеют лица, которые занима­ются производством или производством и переработкой сель­скохозяйственной продукции и владеют земельными участ­ками, непосредственно прилегающими к земельному участку должника. При отсутствии таких лиц преимущественное пра­во приобретения имущества должника, которое используется в целях сельскохозяйственного производства и принадлежит сельскохозяйственной организации, признанной банкротом. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. вполне обоснованно установил, что при прочих равных условиях преимуществен­ное право принадлежит сельскохозяйственным организаци­ям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, расположенным в той же местности, где расположена указанная сельскохозяй­ственная организация. Такое преимущественное право предо­ставлено также соответствующему субъекту Российской Феде­рации или соответствующему муниципальному образованию.

Процесс ликвидации кооператива в зависимости от по­следовательности действий органов управления кооператива можно разделить на ряд стадий.

Во-первых, правление кооператива обязано информиро­вать по поручению общего собрания членов кооператива или органа, принявшего решение о ликвидации кооператива об этом государственный регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ сведений о том, что данный кооператив находится в процессе ликвидации.

Во-вторых, общее собрание членов кооператива или ор­ган, принявший решение о ликвидации кооператива, назна­чает ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавли­вают порядок и сроки ликвидации кооператива. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами данного коо­ператива. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) от имени ликвидируемого кооператива выступает в суде.

В-третьих, по окончании срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия (ликвидатор) составляет промежуточный ликвидационный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвидации кооператива, по согласованию с ревизион­ным союзом. Утвержденный промежуточный ликвидационный баланс является основанием для внесения членами кооператива до­полнительных паевых взносов в размерах, предусмотренных уста­вом кооператива. Если имеющихся у ликвидируемого кооператива денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) осуществляет продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

В-четвертых, ликвидационная комиссия производит вы­плату денежных сумм кредиторам ликвидируемого коопе­ратива в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, которая предусматривает четыре очереди удовлетворения требований кредиторов.

В-пятых, после завершения расчетов с кредиторами лик­видационная комиссия (ликвидатор) составляет ликвидацион­ный баланс, который утверждается общим собранием членов кооператива или органом, принявшими решение о ликвида­ции кооператива, по согласованию с ревизионным союзом, в который входит ликвидируемый кооператив.

В-шестых, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество ликвидируемого кооператива передается членам кооператива и распределяется между ними. При этом в первую очередь выплачивается стоимость паевых взносов ассоции­рованных членов. Во вторую очередь - членам ликвидируемого ко­оператива выплачивается стоимость дополнительных взносов, вне­сенных ими в порядке субсидиарной ответственности, и стоимость дополнительных взносов членов кооператива. Оставшиеся денеж­ные средства или иное имущество кооператива распределяются между членами ликвидируемого кооператива пропорционально их паям, если иное не предусмотрено уставом данного кооператива.

Ликвидация кооператива считается завершенной, а коо­ператив - ликвидированным после внесения записи о ликви­дации данного кооператива в единый государственный реестр юридических лиц, о чем орган, осуществляющий государ­ственную регистрацию, публикует соответствующие сведения в официальном печатном органе.

как ликвидировать ооо



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика