Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международно-правовые основы устойчивого лесопользования: постановка вопроса
Научные статьи
27.06.16 11:45

Международно-правовые основы устойчивого лесопользования: постановка вопроса



МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Пок М.В.
2 93 2016
В статье раскрываются вопросы рационального и устойчивого лесопользования в условиях глобализации и либерально-демократических реформ. Обосновывается ведущая роль ООН в этом процессе и предлагаются способы ее усовершенствования.


Леса, именуемые часто «легкими» Земли, в современных условиях жизнедеятельности мирового сообщества приобре­тают все более важное значение в связи с урбанизацией и ин­дустриализацией. Процессы глобализации международных отношений в условиях либеральных реформ, стимулируемые растущей взаимозависимостью государств в сфере потребле­ния природных ресурсов, увеличением инновационных и технологических потребностей человечества в древесине, ока­зывают негативное воздействие на развитие международного сотрудничества (политического, экономического, социально­го, культурного взаимопонимания в сфере рационального ле­сопользования и международной торговли), выдвигая новые требования не только к необходимости усиления роли меж­дународного права в решении задач сохранения лесов, но и к совершенствованию организационно-правовых механизмов международного права в целом в сфере устойчивого развития мирового сообщества и рационального использования при­родных ресурсов. В этой связи нельзя не вспомнить замечание профессора А. Я. Капустина о том, что «продажи многонаци­ональных фирм превысили мировой экспорт по прибыли, а сделки между аффилированными корпорациями являются быстро растущим сегментом мировой торговли. Валютные по­токи достигли уровня более 1,5 триллиона долларов ежеднев­но. Недавнее транснациональное слияние телекоммуникаци­онных компаний привело к появлению фирмы, чья рыночная цена превышает ВВП почти половины всех членов ООН, хотя она ранжируется только как четвертая в мире из самых доро­гих по стоимости».


 

Одним из важнейших последствий процесса глобализа­ции, на наш взгляд, является усиление влияния международ­ного экологического права на гармонизацию экологического законодательства различных государств, одной из основных задач которой является обеспечение международной экологи­ческой безопасности, исключительно важным звеном которой является рациональное лесопользование в интересах челове­чества. При этом особое место среди этих проблем междуна­родного права занимают вопросы охраны леса как глобально­го фактора мировой культуры, политики, экономики, права и обеспечения устойчивого развития всего человечества.

Леса всегда играли важную роль в истории человечества, однако при этом рост населения и либеральное развитие тех­носферы время от времени сопровождались обезлесением территорий государств во всем мире. Из исторического опыта известно, что существует тесная связь между использованием лесов (в том числе вплоть до их полного исчезновения) и соци­ально-экономическим развитием, равно как и между уничто­жением лесов (при нанесении непоправимого вреда окружаю­щей среде) и экономическим спадом. Лицам, формирующим международную и национальную политику лесопользования, приходится сталкиваться с парадоксом, который состоит в том, что хотя леса, лесная продукция и экосистемные услуги лесов имеют чрезвычайно большое значение для населения, в некоторых случаях даже в мирное время возникает иная более срочная необходимость в землях лесного фонда. В во­оруженных конфликтах опасность нанесения экологического ущерба лесам и землям лесного фонда многократно возрас­тает, когда решение боевых задач превышает даже чувство самосохранения. Историческая перспектива новой волны тех­нократических теорий в мировой экономике свидетельствует как о большом значении и сложности устойчивого управле­ния лесопользованием, так и о необходимости сохранения компромисса между охраной и использованием лесов, чтобы обеспечить весь диапазон их биологических, экономических, социальных и экологических функций.

Так, в Итоговом документе 60-й юбилейной сессии Ге­неральной Ассамблеи ООН 2005 г. главы государств и прави­тельств заявили о консолидированной решимости «усилить меры по сохранению, рациональному использованию и ос­воению всех видов лесов на благо современного и будущих поколений». Прошедшая в декабре 2006 г. сессия Генеральной Ассамблеи ООН в резолюции 61/193 от 20 декабря 2006 г. про­возгласила 2011 год Международным годом лесов и поручила секретариату Форума ООН по лесам координировать его про­ведение. Эта работа должна носить систематический харак­тер. Конференция по проблемам правового регулирования использования и охраны лесов, организованная Институтом законодательства, Московским государственным университе­том леса и Федеральным агентством лесного хозяйства, а так­же активная научная дискуссия юридической общественности в России в 2011 г. показали огромный интерес к проблемам лесного законодательства.

Международное сотрудничество государств в области управления и рационального лесопользования играет все бо­лее важную роль в сохранении лесов в условиях глобализации и обострения международной борьбы за природные ресурсы. Начало такого сотрудничества было положено Конференци­ей ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Первоначально на Конференции предлагалось при­нять Всемирную конвенцию по лесам. В этом плане наиболее интересным был проект Продовольственной и сельскохозяй­ственной организации ООН (ФАО) «Основные возможные элементы для документа по сохранению и развитию мировых лесов». Однако по итогам Конференции, в результате проти­воречий, возникших между развитыми и развивающимися странами, был принят документ т.н. мягкого права, который, в принципе, явился первым международным документом в сфере сотрудничества государств в мировом масштабе по устойчивому лесопользованию под названием «Не имеющее обязательной силы заявление с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального исполь­зования, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов» (Принципы лесоводства). На указанном международном фо­руме также был принят важный документ в области окружаю­щей среды и развития - «Повестка дня на XXI век».

После Конференции в Рио-де-Жанейро сотрудничество государств по выработке международной лесной политики поддерживалось на уровне усилий, предпринимаемых глав­ными органами ООН, и прежде всего ЭКОСОС. В 1995 г. ЭКО- СОС учредил при Комиссии ООН по устойчивому развитию Межправительственную группу открытого состава по лесам для достижения консенсуса и формирования согласованных предложений в отношении мер, направленных на эксплуата­цию, охрану и рациональное использование всех видов лесов (с мандатом на два года). Перед Межправительственной груп­пой открытого состава по лесам были поставлены ключевые цели международного переговорного процесса в области ле­сопользования, включая рассмотрение наиболее актуальных вопросов состояния, сохранения и развития лесного сектора, торговли лесной продукцией, а также важнейших смежных аспектов:

- исследования лесов и оценка состояния лесных ресур­сов;

-       оценка методологий достижения устойчивого развития лесов;

-        критерии и индикаторы устойчивого управления леса­ми;

-      потенциальная конкуренция различных видов лесной продукции;

-        проблема малоиспользуемых видов деревьев;

-        сертификация и знаки соответствия лесной продукции на происхождение из устойчиво управляемых лесов;

-      включение затрат на сохранение лесных экосистем в стоимость всех видов лесной продукции (древесной и недре­весной);

-      прозрачность международных рынков лесной продук­ции.

В 1997 г. ЭКОСОС решил учредить специальный Меж­правительственный форум открытого состава по лесам (МФЛ) для продолжения межгосударственного диалога по централь­ным проблемам лесопользования и реализации предложе­ний Межправительственной группы открытого состава по лесам, поскольку двухлетний мандат Межправительственной группы открытого состава по лесам закончился. Полномочия МФЛ включали в себя:

содействие и облегчение выполнения предложений Меж­правительственной группы открытого состава по лесам в от­ношении всех видов лесов;

обзор, мониторинг и отчетность по совершенствованию управления, сохранения и устойчивого развития всех видов лесов;

разработку вопросов, ведущих к расширению и уточне­нию предложений, заложенных в программных элементах итоговых документов Межправительственной группы откры­того состава по лесам для всех видов лесов, в частности, во­просов торговли и окружающей природной среды в их инте­грации с товарами и услугами, связанными с лесами, а также рассмотрение аспектов передачи технологий и потребности в финансовых ресурсах.

В целом за период с 1995 по 2000 гг. в рамках Межправи­тельственной группы открытого состава по лесам и МФЛ было принято около 300 документов в сфере устойчивого лесополь­зования. Необходимо отметить, что в 1995 г. по инициативе МФЛ была учреждена Межведомственная оперативная группа по лесам в целях координации действий международных орга­нов и организаций (ПРООН, Всемирный банк, ЮНЕП и др.) в области лесопользования[5] [6]. Деятельность данной группы была продолжена т.н. Совместным партнерством по лесам. Сейчас это Партнерство объединяет 14 международных организаций. В данный момент вопрос межгосударственного сотрудниче­ства в сфере устойчивого лесопользования зафиксирован в по­вестке дня различных международных форумов, включая Ми­нистерскую конференцию по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе стран Европы и Северной Азии (ФЛЕГ-ЕСА), Комитет по лесоматериалам Европейской эко­номической комиссии ООН (ЕЭК ООН), Европейскую лесную комиссию ФАО, Международную организацию по тропиче­ской древесине. Следует подчеркнуть, что в деле защиты лесов важное значение имеют такие действующие международные соглашения, как: Конвенция по биологическому разнообра­зию 1992 г., Рамочная конвенция ООН по изменению климата 1992 г., Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием в странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, 1994 г. и Международное соглашение по тропической древе­сине 2006 г. Последнее Соглашение в преамбуле содержит от­сылку к Принципам лесоводства 1992 г. Цели Соглашения 2006 г. заключаются в поощрении расширения и диверсификации международной торговли тропической древесиной из лесов, которые управляются на устойчивой основе и в которых лесо­заготовки ведутся легитимным образом, а также в поощрении устойчивого управления тропическими лесами, используемы­ми для производства древесины.

Движение FLEG, изначально инициированное Евросою­зом, имело несколько региональных ветвей - FLEG стран Юго­Восточной Азии, FLEG стран Африки и FLEG стран самого Европейского союза. В мае 2004 г. на 4-й сессии Форума ООН по лесам, признавая собственную глобальную ответственность за сохранение ценностей лесов, Российская Федерация заяви­ла о своей заинтересованности инициировать межправитель­ственный процесс в Европе и Северной Азии. Так и появи­лась ФЛЕГ-ЕСА - Министерская конференция по проблемам правоприменения и управления в лесном секторе Европы и Северной Азии. К странам - членам ФЛЕГ-ЕСА относятся: Ав­стрия, Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Испания, Италия, Казахстан, Канада, Кыргызстан, Китай, Латвия, Литва, Македония, Молдова, Мон­голия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россий­ская Федерация, Румыния, Сербия и Черногория, Словакия, Словения, США, Таджикистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Хорватия, Швейцария, Швеция, Эстония и Япо­ния. Тропическая древесина - древесина тропических лесов, которая предназначена для промышленного использования и произрастает (или производится) в странах, расположенных между тропиком Рака и тропиком Козерога. Этот термин ох­ватывает бревна, пиломатериалы, шпон и клееную фанеру (ст. 2 Соглашения).

Проблема осложняется неравномерностью распределе­ния между государствами мировых запасов леса и противосто­янием экономических интересов основных игроков на миро­вом рынке леса - России, Бразилии, Канады и США7. Согласно статистике ФАО, каждый год исчезают 14,6 млн га лесов, и лишь 5,2 млн га ежегодно восстанавливаются за счет посадок и естественного расширения лесных насаждений.

При этом происходит массовое возрастание негативных факторов антропогенного воздействия на окружающую среду в условиях «провалов рынка», которые наиболее ярко прояв­ляются в превышении возможности естественной регенера­ции лесов на нашей планете по сравнению с технологическими возможностями недобросовестных потребителей древесины. Положение обостряется многообразием культурных особен­ностей лесопользователей на государственном и частном уров­нях современного экономического и общественного развития.

В свете изложенного возрастают взаимные претензии и обостряются экономические войны между промышленными группами различных государств, что является одной из при­чин современной международной нестабильности и крайне негативно влияет на сохранение лесных богатств нашей пла­неты. Леса представляют собой сосредоточение противопо­ложных экономических, политических и иных интересов ми­рового сообщества, которые становится все труднее разрешать мирным путем с учетом неукоснительного соблюдения прин­ципов справедливости, прав человека и сохранения живой природы. В значительной степени это определяет широкий спектр разброса понятий принципов лесопользования: обще­го лесопользования, «социального лесопользования», «лесо­пользования рекреационного». С. А. Боголюбов справедливо отмечает опасную тенденцию усиления прав частного сектора экономики в РФ и за рубежом, приводящую к тому, что «в по­следнее десятилетие наблюдается рост культурных и связан­ных с ними рекреационных потребностей граждан и одно­временно неоднократные попытки посягательства на общее лесопользование как со стороны законодателя, так и практи­ки, что обуславливает более подробное научное обоснование существования и реализации указанного основополагающего принципа лесного права».

Это определяет необходимость объективного анализа и разработки в отношении лесов интеграционных правовых механизмов устойчивого лесопользования в условиях глоба­лизации на основе комплексного подхода, учитывающего са­моценность лесных экосистем и сохранение лесной среды на международном и региональном уровнях, что приобретает особый смысл в свете «провалов рынка», кризиса либеральных эколого-политических реформ, политической нестабильно­сти в ряде регионов Азии, Африки и Европы конца ХХ - на­чала XXI вв. Необходимо подготовить предложения по раз­работке на международном уровне единых критериев оценки эффективности государственных решений по защите лесов. В пользу этого среди прочего говорит и тот факт, что даже в рам­ках развивающихся в настоящее время двух процессов - Мон­реальского и Хельсинского - критерии оценки эффективности государственной лесной политики существенно различаются.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика