Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые вопросы правового регулирования транспортировки газа в США
Научные статьи
27.06.16 12:44

Некоторые вопросы правового регулирования
транспортировки газа в США

     
  
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Кутафин Д.О.
2 93 2016
В статье анализируются некоторые проблемы, связанные с правовым регулированием транспортировки газа в США. Автор статьи отмечает, что укрупнение компаний в газовой отрасли было связано с развитием технологий в этой области. Однако этот процесс сопровождался определенными трудностями правового характера. В статье рассматриваются нормативные акты, разработанные в начале ХХ в. в Конгрессе США, направленные на создание механизма правового регулирования единой сети трубопроводов для транспортировки газа.

     

Существуют определенные различия в режимах правово­го регулирования транспортировки газа и транспортировки нефти в США. Исключительные полномочия в вопросах вы­бора и утверждения места прокладки газопроводов, проходя­щих по территориям различных штатов, правительство США реализует в рамках деятельности Федеральной комиссии по регулированию в области энергетики (FERC).

Однако практически все вопросы, связанные с выбором и утверждением места прокладки нефтепроводов, проходящих по территориям разных штатов, а также вопросы, связанные с их эксплуатацией, находятся в ведении органов управления штатов. Различия в режимах правового регулирования транс­портировки газа и нефти связаны с тем, что системы регули­рования создавались в различные исторические временные отрезки, отличающиеся неоднородным экономическим и по­литическим развитием.

Различия в режимах правового регулирования транс­портировки газа и транспортировки нефти объясняются так­же тем, что в процессе разработки правовых режимов, регу­лирующих системы эксплуатации трубопроводов, за основу брались разные концепции о наличии и дефиците ресурсов, о регулирующей роли администрации на уровне штата и на фе­деральном уровне, а также о том, что существовали различные точки зрения на монополию в данной области энергетики.


 

Также необходимо учитывать разный уровень компетен­ций разработчиков месторождений и различия в критериях оценки ресурсов. Эти факторы повлияли на выбор режима транспортировки нефти и газа. Природный газ транспор­тируется практически всегда по трубопроводам. Для транс­портировки же нефти как внутри страны, так и за рубеж, ис­пользуют автомобильный транспорт, суда, железнодорожный транспорт, а также трубопроводы.

Началом развития газовой промышленности США стало создание предприятий, обслуживающих нужды коммуналь­ного хозяйства. За короткий период времени такие компании превратились в крупные предприятия, это было связано с раз­витием технологий, которые позволяли строить трубопрово­ды между муниципалитетами, а затем и выводить свои газо­проводы за границы штатов.

Процесс развития крупных компаний сопровождался определенными трудностями, связанными с необходимостью контролировать состояние трубопроводов, проходящих по территориям разных штатов, это были трубопроводы, при­надлежавшие компаниям, расположенным на территории конкретного штата или муниципалитета.

В начале ХХ в. в Конгрессе США разрабатывались норма­тивные акты, целью которых было предоставление федераль­ным органам особых полномочий в вопросах регулирования функционирования систем газопроводов, проходящих по территориям различных штатов. Задачей являлось создание единой сети трубопроводов для транспортировки газа в мас­штабах всей страны, как это происходило в ситуации с нефте­проводами.

Однако идея создания свода правил для газопроводов, проходящих по территориям разных штатов, не увенчалась успехом, и регулирование деятельности таких газопроводов осталось вне компетенции Комиссии по регулированию по­ставок и торговле между штатами, а газотранспортные ком­пании сохранили статус частных транспортеров газа, деятель­ность которых не была регламентирована. Вместе с тем эти компании оставались вертикально интегрированными с про­изводителями газа и/или местными газораспределительными компаниями.

Очередная попытка регулирования деятельности трубо­проводов, проложенных по территориям разных штатов, име­ла место в 1935 г. после того, как Федеральная торговая комис­сия выяснила, что одиннадцать вертикально интегрированных холдингов контролировали большую часть транспортировки и производства газа посредством эксплуатации трубопрово­дов, проложенных по территориям разных штатов.

Акт о деятельности предприятий коммунального обслу­живания, который был принят Конгрессом, дал Комиссии по ценным бумагам и биржам полномочия по разделению ком­паний, занимающихся поставками газа, и компаний, владею­щих газопроводами.

Федеральная комиссия по энергетике (FPC), созданная в 1930 г., регулировала деятельность газопроводов, проходящих по территориям разных штатов, рассматривая их в качестве объектов коммунального хозяйства, основанием чему послу­жил Закон о поставках природного газа, вступивший в силу в 1938 г. Федеральная комиссия по энергетике также регули­ровала ставки и тарифы, связанные с эксплуатацией газопро­водов с целью защиты интересов потребителей. Кроме того, Комиссия выдавала лицензии новым трубопроводным компа­ниям и следила за соблюдением антимонопольного законода­тельства.

Федеральная комиссия по регулированию в области энер­гетики (FERC) работает с комиссиями штатов, ее функционал не является всеобъемлющим, комиссии штатов принимают на себя компетенции на том уровне, на котором заканчиваются компетенции федерального агентства. Федеральные органы и органы штатов должны обеспечивать правовое регулирование в рамках комплексной нормативной системы, однако на прак­тике возникают затруднения в разграничении компетенций федерального органа и органа штата. Каждая комиссия пы­тается реализовать на практике свои регуляторные функции, комиссии по регулированию в области энергетики на уровне штата и на федеральном уровне находятся в состоянии кон­фликта, так как каждая из них пытается расширить или сохра­нить сферу своей юридической компетенции.

Судебное решение Хоупа 1944 г. и Закон об администра­тивных процедурах 1946 г. законодательно закрепили регули­рование системы газопроводов. Указанное судебное решение защищает интересы владельцев трубопроводов, в соответствии с данным судебным постановлением регулятивные решения, такие, как использование низких тарифов, были признаны не­разумными, поскольку в таком случае инвестиции владельцев трубопроводов могли не принести им прибыль.

Закон об административных процедурах 1946 г. конкре­тизирует процедуру установления тарифов. Закон создает своего рода треугольник, который состоит из поставщиков газа, регулирующего органа и трубопроводных компаний. Создание такого механизма правового регулирования приве­ло к созданию условий для стабилизации рынка услуг газос­набжения.

В период 1940-х гг. ситуация была иной, особенно в от­ношении сделок в сфере энергоресурсов. Во-первых, была высокой вероятность того, что производители будут прода­вать свою продукцию дочерним трубопроводным компаниям по высоким ценам. Вторая проблема заключалась в том, что производители обладали монополией на рынке в результате истощения месторождений газа в районах, где ранее произво­дилась их добыча.

В результате правового регулирования сложилась прак­тика, когда трубопроводные компании продавали газ газора­спределительным компаниям, а это приводило к тому, что расходы на закупку газа переносились на потребителей. Такая ситуация складывалась из-за низкой эффективности трубо­проводных компаний при закупке газа, когда они действовали от имени газораспределительных компаний. В 1954 г. Верхов­ный суд США принял постановление по делу компании Фил­липс Петролиум против штата Висконсин: газопроизводите­ли должны были продавать газ трубопроводным компаниям по ценам, установленным Федеральной комиссией по энерге­тике.

Федеральная комиссия по энергетике стремилась урегу­лировать цены на газ из скважин, расположенных на участках, являющихся частной собственностью, однако реализовать это не удалось11. В 1960 г. Комиссией было определено, что на уста­новление справедливых тарифов для 3 тысяч действующих производителей потребуется очень большое количество вре­мени. Было принято решение разделить США на 23 района, предполагалось, что процесс тарификации можно было бы упростить исходя из установления тарифов для каждого от­дельного района.

Однако по истечении нескольких лет стало ясно, что и данная инициатива оказалась безуспешной, так как комис­сия слишком медленно реагировала на изменение рыночных условий. Впоследствии Федеральная комиссия по энергетике решила установить единый тариф для всех производителей.

Меняющиеся условия на рынках оказали влияние на та­рифную политику Федеральной комиссии по энергетике. Из- за сложной ситуации с нефтеобеспечением резко увеличился спрос на газ. Это привело к увеличению стоимости газа на рынке энергоресурсов, объединявшем несколько штатов. Фе­деральная комиссия по энергетике не отслеживала ситуацию на рынке, вместо этого продолжалось использование прежней практики применения единых тарифов. В итоге газопроиз­водители стали продавать свою продукцию на общих рынках энергоресурсов, объединяющих несколько штатов. Данная си­туация в свою очередь вызвала дефицит газа в тех штатах, в которых отсутствовала его добыча, это также привело к сокра­щению поиска и разработки новых месторождений, которые могли бы дать газ сверх того уровня, который покрывал бы по­требности рынков энергоресурсов, объединявших нескольких штатов.

К 1978 г. сложилась сложная ситуация, причиной кото­рой послужил дефицит энергоресурсов и трудности в вопро­се регулирования цен на газ, а также отсутствие стимула для поиска и разработки новых газовых месторождений. Конгресс был вынужден принять Закон о газовой политике (NGPA), который устранил практику двойных стандартов на рынках природного газа. Закон обеспечил возможность отказа от регулирования цен на газ и наделил Федеральную комиссию по регулированию в области энергетики (FERC), которая была создана вместо Федеральной комиссии по энергетике (FPC), полномочиями осуществлять регулирование цен на газ из скважин, находящихся на территории одного штата, и цен на газ, добываемых на территориях нескольких штатов. Таким образом, была проведена либерализация цен на рынке газа, что привело к устранению нехватки газа и решило проблему нецелесообразности поиска новых газовых месторождений.

Однако либерализация рынка выявила определенную проблему. В период с 1974 до 1978 г., когда ощущался дефи­цит газа на рынках, компании, владевшие трубопроводами, проходящими по территориям нескольких штатов, заключи­ли договоры на принципах «take or pay» («бери или плати», предусматривается полная оплата при отказе от поставок). Таким образом, для реализации указанной инициативы Фе­деральной комиссии по регулированию в области энергетики требовалось значительное количество времени.

Газопроводные компании заключали контракты, ожидая, что спрос на газ и цены на газ будут расти. И действительно, в 1980 г. цена на газ резко возросла. Компании, владеющие трубопроводами, проходящими по территориям нескольких штатов, получили большие объемы газа, но не могли его про­дать, потому что их потребители из сферы промышленности, такие, как электроэнергетические компании, стали переклю­чаться на другие, более дешевые виды топлива. Компании, владеющие трубопроводами, проходящими по территориям нескольких штатов, могли отказаться от транспортировки газа от месторождений, находящихся на их территории, до точек сбыта, но и в этом случае они были бы вынуждены платить. Таким образом, компания рисковала стать банкротом.

Пытаясь спасти компании, имеющие трубопроводы, про­ходящие по территориям нескольких штатов, Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики разреши­ла потребителям из сферы промышленности покупать газ у производителей. Трубопроводные компании должны были только доставлять газ к потребителям. Такой подход был дис­криминационным, поскольку доступ на рынок для местных га­зораспределительных компаний был закрыт. Апелляционный суд США по округу Колумбия отменил данную юридическую практику в 1985 г. по причине ее дискриминационного харак­тера.

Постановление Федеральной комиссии по регулирова­нию в области энергетики № 380, которое было разработано и вступило в силу в 1984 г., устранило дискриминационные условия для местных газораспределительных компаний. В 1985 г. Комиссией было принято постановление № 436. Дан­ное постановление открывало свободный доступ на рынок для компаний, владеющих газопроводами, проходящими по тер­ритории нескольких штатов. Это также позволило местным газораспределительным компаниям и более крупным конеч­ным потребителям закупать газ у производителей. Более того, постановление позволило трубопроводным компаниям выби­рать один из двух вариантов: либо соглашаться на статус ком­пании, деятельность которой регулируется, либо выполнять роль исключительно транспортировщика газа.

   Постановление № 436 привело к увеличению числа фили­алов, деятельность которых не регулировалась на рынке газа, и которые продавали газ на спот-рынке. В результате увели­чения числа данных компаний неконкурентоспособные тор­говые трубопроводные компании были вытеснены с рынка. Федеральной комиссией по регулированию в области энерге­тики было принято постановление № 497. Согласно данному постановлению, необходимо было провести разделение тор­говых предприятий и трубопроводов. Постановление № 500, изданное Федеральной комиссией по регулированию в об­ласти энергетики, обязывало разделить финансовое бремя с конечными потребителями. Принятие Закона о либерализа­ции цен на этапе газодобычи из скважин привело к либера­лизации оптовой цены на газ на всех рынках, где осуществля­ли свои транзакции компании, владеющие трубопроводами, проходящими по территориям нескольких штатов.

При осуществлении добровольных поставок газа для нужд коммунального хозяйства возникали проблемы, поскольку та­ким компаниям приходилось полагаться на компании, вла­деющие трубопроводами, проходящими по территориям нескольких штатов. Однако эти компании были недоступны, поскольку были связаны долгосрочными обязательствами по так называемым договорам «take or pay». Независимые по­ставщики газа были вынуждены заключать прерываемые со­глашения по транспортировке газа. Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики (FERC) издала постанов­ление № 636, чтобы решить эту проблему. Постановление тре­бовало от трубопроводных компаний разграничить торговые филиалы и предприятия, занимающиеся транспортировкой газа. Другие постановления, такие как постановление № 637, были приняты в целях увеличения гибкости и прозрачности финансовых операций на рынке. Постановление изменило правила транспортировки, которые теперь включали предо­ставление информации и обслуживания. Судебное решение Хэкберри, принятое в 2002 г., запретило использование откры­тых терминалов сжиженного газа и, таким образом, создало условия для конкуренции между местными газотранспортны­ми компаниями и компаниями, импортирующими газ.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика