Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Механизмы урегулирования споров в сфере разработки и эксплуатации трансграничных месторождений в рамках соглашения между Великобританией и Норвегией
Научные статьи
28.06.16 10:23

Механизмы урегулирования споров в сфере разработки и эксплуатации трансграничных месторождений в рамках соглашения между Великобританией и Норвегией

     
  
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Гулиев И.А., Литвинюк И.И., Маркин А.С.
2 93 2016
Статья посвящена анализу существующих механизмов урегулирования споров в рамках Соглашения между Великобританией и Королевством Норвегия о трансграничном сотрудничестве в сфере добычи нефти 2005 г.


В условиях постоянно возрастающего потребления угле­водородных источников энергии вопрос разработки трансгра­ничных месторождений является актуальным и крайне важ­ным. Большинство трансграничных месторождений являются морскими и труднодоступными. Выработка техники и техно­логии позволяет эффективно разрабатывать такие месторож­дения. Отношения по совместной разработке трансграничных месторождений регулируются международным договором.

При отсутствии единого международно-правового регу­лирования необходимо изучать существующую практику го­сударств в данной сфере для совершенствования механизмов сотрудничества государств в сфере разработки и эксплуата­ции трансграничных месторождений.

Одним из наиболее важных механизмов сотрудничества является договорной механизм разрешения споров в рамках отношений по разработке и эксплуатации трансграничных месторождений.


 

Рамочное соглашение между Великобританией и Коро­левством Норвегия о трансграничном сотрудничестве в сфере добычи нефти 2005 г. имеет особое значение в рамках рассма­триваемой темы. Во-первых, на настоящий период данное соглашение является наиболее предметно разработанным на международном уровне. Во-вторых, договорная основа ос­воения и использования трансграничных ресурсов является тщательно сбалансированной по интересам государств-участников. В третьих, данное соглашение формирует систему до­говорных отношений между Норвегией и Великобританией в сфере освоения трансграничных месторождений в Северном море.

Соглашение содержит механизм для урегулирования всех споров, касающихся Соглашения. Данному механизму посвящена глава 5 Соглашения «Урегулирование споров».

Согласно положени­ям главы, если сторонам не удается достичь соглашения по поводу толкования или применения данного Со­глашения, включая любой вопрос, который должен быть решен в соответствии с Соглашением, применяется общая процедура урегули­рования спора путем рас­смотрения данного спора Согласительной комиссией. Вышеуказанный спор по­падает под регулирование Согласительной комиссии, в случае если он не попада­ет под регулирование ст. 3.4 (споры, связанные с определением и пропорциональным разделением ресурсов) или если государства договорились решить спор иначе. Также су­ществует отдельный порядок урегулирования споров, связан­ных с доступом к трансграничной трубопроводной системе.

Согласительная комиссия. Состав. Порядок назначения Согласно положениям главы 5 Соглашения стороны мо­гут передать спор на рассмотрение Согласительной комиссии. Комиссия состоит из 5 членов. Правительство каждой сторо­ны назначает по два члена комиссии. Четыре члена комиссии, назначенные правительствами сторон, выбирают пятого, который не должен быть гражданином (в обоих случаях под­данным) или резидентом Великобритании или Королевства Норвегии. Пятый член выступает в качестве Председателя Со­гласительной комиссии. Если правительства Сторон не могут назначить членов Комиссии в течение месяца, то любое прави­тельство сторон может отправить запрос председателю Меж­дународного суда ООН о назначении требуемого количества представителей. Та же процедура применяется при схожей ситуации с назначением Председателя Комиссии.

Права и обязанности Комиссии

1)     Комиссия имеет право на получение всей необходимой информации по делу;

2)     Комиссия должна выносить решение в течение разум­ного периода времени (учитывая необходимость в скором раз­решении спора).

Решение Комиссии

Комиссия принимает решение простым большинством. Решение обязательно для обеих сторон.

Стороны могут договориться о применении иных правил.

Урегулирование споров, связанных с доступом к трансгранич­ной трубопроводной системе

Статья 2.7 «Система доступа: урегулирование споров» по­священа урегулированию споров, связанных с доступом к тру­бопроводной системе.

Статья применяется к следующим видам споров:

1)     споры между владельцем или оператором «Южного Лангледа» и грузоотправителем, транспортирующим с кон­тинентального шельфа Великобритании, по поводу выполне­ния владельцем/оператором трубопровода условий по досту­пу;

2)     споры между владельцем/оператором трубопровода Великобритании, к которому будет подключен соединитель­ный газопровод, и грузоотправителем, осуществляющим транспортировку с Норвежского континентального шельфа по поводу тарифов;

3)     споры касательно доступа к любому трансграничному трубопроводу.

Споры передаются на рассмотрение правительствам Сторон, которые совместно решают спор в разумный период времени, на основании принципов, указанных в Соглашении. Споры категории 2 разрешаются исключительно правитель­ством Великобритании после проведения полной консульта­ции с правительством Норвегии.

Споры, связанные с определением и пропорциональным рас­пределением ресурсов

Данным спорам посвящена ст. 3.4 Соглашения. Согласно положениям статьи, если правительство одной из сторон не соглашается на условия определения и пропорционального разделения ресурсов месторождения, то правительство долж­но уведомить правительство другой стороны и оператора ме­сторождения в течение 60 дней с момента получения соглаше­ния держателей лицензий. Стороны должны прилагать все усилия для разрешения проблемы. Держатель лицензии мо­жет передать предложения для реализации этой цели. Если в течение 60 дней с момента получения уведомления или иного оговоренного сторонами срока стороны не смогли урегулиро­вать спор, то такой спор передается эксперту.

Эксперт назначается в соответствии с приложением Д Со­глашения.

Согласно приложению, условия привлечения эксперта устанавливаются сторонами. Эксперт выбирается из числа специалистов в соответствующей сфере. Эксперт должен обе­спечить отсутствие личной заинтересованности в деле, кото­рая закрепляется в форме, прикрепленной к приложению. Если стороны в течение 6 недель с момента инициирования процесса не смогли договориться о назначении эксперта, его полномочиях и условиях привлечения, стороны должны об­ратиться к председателю Французского института нефти или к иной организации. В данном случае каждая Сторона предо­ставляет кандидата и лицо, к которому было направлено об­ращение, выбирает одного из двух.

Эксперт имеет право на предоставление всей необходи­мой информации. Эксперт может проводить встречи с пред­ставителями одной стороны только совместно с представите­лями другой. Все переговоры между экспертом и стороной за пределами таких встреч должны быть переданы в письменной форме другой стороне.

По истечении 12 недель с момента назначения эксперт должен предоставить предварительное решение обеим сто­ронам с полным объяснением причин принятия такого реше­ния. Далее в течение 8 недель решение направляется обеим сторонам. В рамках данного периода стороны могут передать эксперту письменные замечания. Через 4 недели по оконча­нии этого срока эксперт выносит окончательное и обязатель­ное для обеих сторон решение. Правительства сторон обеспе­чивают имплементацию и соблюдение исполнения решения.

Расходы на эксперта разделяются между Сторонами на основании заключения эксперта. Стороны могут потребовать возмещение любой суммы, выплачиваемой согласно данному параграфу, с оператора.

Разрешение споров в рамках договорных отношений по разработке трансграничных месторождений является важным и необходимым элементом международного сотрудничества. Проработанность данных механизмов обеспечивает эффек­тивность сотрудничества государств.

Соглашение между Великобританией и Норвегией явля­ется хорошим примером развитых механизмов разрешения споров. Данное соглашение выделяет несколько способов раз­решения споров, устанавливая процедуру и порядок реализа­ции способов. Также в соглашении указано, что каждый спор должен рассматриваться в течение разумного периода време­ни, чтобы не приостанавливать разработку месторождений на длительный период и тем самым наносить ущерб операторам месторождений.

Разработка трансграничных месторождений - актуальная тема международного сотрудничества. Международное право не содержит специальных универсальных международных ак­тов. Однако существует практика сотрудничества государств, которая закреплена в двусторонних и трехсторонних соглаше­ниях. Соответственно, необходимо детально изучать существу­ющую практику для совершенствования действующих согла­шений и создания более качественных новых международных соглашений. Пример практики Норвегии и Великобритании - это в настоящий период наиболее предметно разработанная договорная основа сотрудничества в сфере разработки транс­граничных месторождений. С этой точки зрения Соглашение между Великобританией и Норвегией может стать основой к разработке проекта типового (модельного) международного соглашения о сотрудничестве в сфере разработки трансгра­ничных месторождений.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика