Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Проблемы взаимодействия жандармских управлений с другими правоохранительными органами во второй половине XIX–XX вв.
Научные статьи
05.07.16 12:50

Проблемы взаимодействия жандармских управлений с другими правоохранительными органами во второй половине XIX–XX вв.


ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

Вагапов Т.Х.
2 93 2016
В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия работников прокуратуры с сотрудниками подразделений политической полиции.

Направления деятельности губернских жандармских управлений (ГЖУ) были весьма многогранны, поэтому они не могли не сотрудничать с другими правоохранительными ор­ганами. Во-первых, это упрощало работу жандармерии, так как жандармы просто физически не могли находиться во всех уголках Российской империи. Во-вторых, это было нужно для того, чтобы чины отдельного корпуса жандармов не злоупо­требляли своим служебным положением и занимались дей­ствительно политическими преступниками; и, в-третьих, для того, чтобы жандармы не вершили самосуд и не могли оказы­вать давления на подозреваемого.

Наиболее тесно жандармы сотрудничали с департамен­том полиции и прокурорским надзором, так как их функции переплетались между собой, и все они занимались сыском и охраной правопорядка.

Жандармское полицейское управление железных до­рог полностью заменяло общую полицию. В его обязанности входило исследование и расследование преступлений и про­ступков: «Чины Жандармских Полицейских Управлений же­лезных дорог по отношению к исследованию преступлений и проступков, совершающихся в районе их действий, вполне заменяют общую полицию; посему им предоставляются все права и возлагаются на них все обязанности. При применении к ним общих по сему предмету постановлений сего Устава».


 

Но в «Высочайше утвержденных правилах о порядке действий чинов корпуса жандармов...» упомянуто, что в экс­тренных случаях полиция может заменять чинов железнодо­рожной жандармской полиции, но это происходило только тогда, когда жандармы не находились на месте преступления. И полиция, в этом случае, должна пользоваться всеми права­ми по производству дознания и не терпящих отлагательства следственных действий, которые предоставлены им Уставом Уголовного Судопроизводства Александра II.

Согласно «Высочайше утвержденным правилам о поряд­ке действий чинов корпуса жандармов.» лица прокурорско­го надзора связываются с чинами жандармскими полицейски­ми частями на железных дорогах непосредственно, без особого разрешения начальника жандармов.

Из этого можно сделать вывод, что жандармерия занима­лась не только политическим сыском, но и общеуголовными делами и взаимодействовала с органами полиции.

Все служебное сотрудничество жандармских чинов с про­курорским надзором и департаментом полиции ограничива­ется тем, что жандармские чины обязаны, в указанных Уста­вом уголовного судопроизводства случаях, сообщать лицам прокурорского надзора и полиции о всяком совершающемся или совершившемся противозаконном деянии, совершать до­знание по предложениям прокурора или мировых судей и оконченные дознания передавать тому лицу, от которого по­следовало предложение.

Уставом уголовного судопроизводства закреплено, что прокурорам и их товарищам предоставляется право возлагать на чинов дополнительного штата губернских жандармских управлений и чинов уездных жандармских управлений про­изводство дознания о преступлениях в тех случаях, когда про­курорский надзор сочтет необходимым.

Прокурор обязан обратиться с этим требованием к на­чальнику губернских жандармских управлений или его по­мощнику. Требование может быть устным или письменным: «Предложения лиц прокурорскаго надзора о производстве дознания обращаются к Начальникам Губернских Жандарм­ских Управлений и Помощникам их и могут быть словесныя или письменныя».

Начальник губернских жандармских управлений может отказать в содействии прокурору при невозможности вы­полнить требование лица прокурорского надзора по случаю болезни, командировки, перевода или же другого поручения своего начальства. Начальник губернского управления или его помощник должны немедленно уведомить о том прокурора, от которого поступил запрос, в письменной форме и в обя­зательном порядке доложить своему непосредственному на­чальству с объяснением причин невозможности исполнения требования прокурора: «При совершенной невозможности выполнить требование лица прокурорскаго надзора о произ­водстве дознания по случаю болезни, командировки, перевода или другаго поручения своего начальства, Начальник Губерн- скаго Жандармскаго Управления или его Помощник немед­ленно уведомляет, письменно о том лицо, от коего поступило требование, о чем в то же время доносить своему начальству, с объяснением причин неисполнения».

«Высочайше утвержденные правила о порядке дей­ствий чинов корпуса жандармов...» гласят, что при производ­стве дознания жандармские чины должны руководствоваться правилами о производстве дознания: «При производстве до­знаний, жандармские чины руководствуются правилом, из­ложенным в статье 254 Устава Уголовнаго Судопроизводства».

Если при производстве дознания у жандармов возникают какие-либо вопросы или недоумения, то они обязаны уточнить это у того прокурора, который им поручил провести данное дознание: «В случае недоумения по исполнению поручения, даннаго лицом прокурорскаго надзора, чины Жандармскаго Корпуса испрашивают от него непосредственно разрешения».

Жандармы, руководствуясь Уставом уголовного судопро­изводства, должны помнить, что они не имеют права кроме своего начальства принимать поручений у лиц прокурорского надзора о производстве дознания, но если они все же получи­ли приказание от начальника, то обязаны все же провести до­знание по делу.

«При производстве дознаний, жандармские чины руко­водствуются правилом, изложенным в статье 254 Устава Уго­ловного Судопроизводства».

Как только жандарм получает от своего начальника разре­шение на производство дознания, он обязан немедленно при­ступить к выполнению поручения, прежде всего к осторож­ному опросу свидетелей. И после этого он должен доложить устно тому лицу, которому приказал доложить его начальник. Это может быть прокурор, либо товарищ прокурора. Причем он должен говорить так: «Из расспросов такого-то видно то- то», а если при этом находились свидетели, то указывать, при ком именно получил данные сведения.

Но какие же в самом деле на практике установились отно­шения при производстве дознаний по государственным пре­ступлениям между прокурорским надзором и жандармскими офицерами, производящими дознания?

Более или менее общего типа отношений между жан­дармским офицером и прокурорским надзором при произ­водстве дознаний нет и быть не может - излагал свое мнение начальник Оренбургского ГЖУ В. А. Дувинг, все зависит от личных качеств, воспитанности того и другого и степени зна­ния жандармским офицером своих обязанностей и порядка производства дознаний, но тем не менее в общем на каждом шагу видится, что прокуроры признают себя хозяевами до­знаний, не допускают даже возражений им, поэтому офицер, не знающий своих прав и обязанностей, ленивый, в особен­ности при неудобной деревенской обстановке, превращается в прокурорского писаря; а если офицер свои обязанности и права знает, к обнаружению желаемого идет твердо, энергич­но и честно, тогда всегда возникают отношения с прокурором самые натянутые и тяжелые, если же при этом случится, что прокурор по годам моложе офицера, простого происхож­дения или социалист в душе, то раздор доходит до полной враждебности. Из массы лиц прокурорского надзора, с кото­рыми мне приходилось производить дознание, ни в одном из них я не заметил той патриотической энергии, которая ука­зывала бы на желание беспристрастно выяснить суть дела. Участие прокуроров в дознаниях, производимых совместно с жандармскими офицерами, в огромном большинстве случаев сопровождается такими подробностями: как только товарищ прокурора узнает, что ему придется присутствовать на дозна­нии, то прежде всего он старается узнать, далеко ли ехать, а потом в чем заключается дело и, невзирая на важность и се­рьезность его, тут же по этому делу начинает рассчитывать, как наблюдение соединить с другим своим делом и как этот выезд повыгоднее совместить с поездкой на сессию Окружного Суда, на съезд мировых судей, на проверку судебных следова­телей и т.п. и сообразно с таким расчетом или сам назначает, или просит офицера назначить производство на выгодное для него время, нимало не стесняясь продолжительностью делае­мой им отсрочки; у меня были случаи, что прокуроры отказы­вались выезжать на производство дознаний или присутство­вать при обысках, так, при производстве в Николаевском уезде Самарской губернии пяти дознаний в 1882-1883 гг. я составил пять постановлений о неприбытии товарища прокурора В. Р. Завадского и о производстве этих дознаний без него; в селе Елань Нижегородской губернии, по делу Лашникова, произ­водил обыск один, составив постановление об отказе проку­рора присутствовать при нем и, наконец, в городе Петровск Саратовской губернии, задержанный товарищем прокурора Львовым в своем выезде, я хотя и выехал один, но не успел ни обыскать, ни арестовать некоего Ширяева, он скрылся из своей деревни перед моим приездом. Составленный акт был пред­ставлен Начальнику управления. При самом производстве дознаний товарищ прокурора нередко вели себя довольно странно. В постановке допрашиваемому вопроса его реакция имеет огромное значение, в том смысле, чтоб в нем не было ничего подсказывающего для ответа и ничего указывающего, какой вопрос может последовать затем. Бывало и так, что по­сле моего вопроса вроде «Знаете ли Вы такого-то», или «Были ли Вы там» товарищи прокурора, не дождавшись ответа, предупредительно переспрашивали «Вы конечно не знаете и там не были», вследствие чего, прервав допрос и удалив до­прашиваемого, товарищам министра Львову и Жиромскому я категорически объявлял, что если они будут так явно подска­зывать допрашиваемому ответы, то я составлю постановление об удалении от дознания их самих и буду продолжать один. При обысках иногда умышленно спрашивал совета у товари­ща прокурора, не надо ли отобрать показываемую ему книгу, тетрадь и т.п. и всегда получал отрицательный ответ, несмо­тря на явно уличающие качества предмета. При выборе меры пресечения иногда были домогательства товарища прокурора к ее ослаблению, несмотря на очевидность всех вошедших в дело данных. Изложенное приводит к тому заключению, что наблюдение прокурорского надзора за дознаниями сводится к игнорированию интересов производимого дознания и к неза­конному охранению интересов обвиняемого.

Таким образом, мы видим, что единственной пользой прокурорского наблюдения было лишь то, что постановлени­ями и протоколами, подписанными прокурорами, жандарм­ский офицер мог оправдываться и защищаться во всех прома­хах и упущениях своего дознания.

Чины общей полиции, за исключением редких случаев, никакого участия в производстве дознаний о государственных преступлениях не принимали.

 


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика