Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Профессиональные риски: совершенствование механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (перспективы развития законодательства)
Научные статьи
06.07.16 09:51

вернуться


Профессиональные риски: совершенствование механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (перспективы развития законодательства)

ТРУДОВОЕ ПРАВО
Чикирева И.П.
2 93 2016
В статье раскрываются проблемы и перспективы правового регулирования профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, а также профессиональных рисков в перспективе проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и профессиональной заболеваемости)» и новой редакции раздела «Охрана труда» Трудового кодекса Российской Федерации. Согласно законопроекту выявление профессиональных рисков должно быть обеспечено не только для работников с вредными и опасными условиями труда, но и для других категорий работников с учетом опасностей, способных создать угрозу жизни и здоровью работников. Отмечены пробелы правового регулирования.


  

30 декабря 2015 г. в Общественную палату Российской Федерации был представлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос­сийской Федерации (в части совершенствования механизмов профилактики производственного травматизма и професси­ональной заболеваемости)», подготовленный Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, содер­жащий новую редакцию раздела «Охрана труда» Трудового кодекса РФ.

Законопроект прошел «нулевое чтение» в Общественной палате. Действие законопроекта затрагивает права, обязанно­сти и интересы работодателей, работников, федеральных ор­ганов исполнительной власти в сфере трудовых отношений.

    Важнейшим направлением охраны труда в сфере про­филактики производственного травматизма и профессио­нальной заболеваемости является выявление, оценка и управ­ление профессиональными рисками и снижение их уровня. Эти отношения регулируются трудовым правом, правом социального обеспечения, административным, финансовым и налоговым правом и осуществляются на международном, фе­деральном, региональном, отраслевом и локальном уровнях правового регулирования.


 

Профилактика производственного травматизма и про­фессиональной заболеваемости в части выявления профес­сиональных рисков и управления ими является предметом комплексных междисциплинарных медицинских, экономи­ческих, и правовых исследований, в которых отмечается, что не только вредные и опасные условия труда, но и повышение требований к его эффективности и интенсивности оказывает негативное влияние на состояние здоровья работников.

Степень оптимальности регулирования правоотношений в сфере охраны труда в предлагаемом законопроекте обуслов­лена множеством факторов, в том числе системностью право­вого регулирования, наличием комплекса понятий и терми­нов, в том числе новых, скоординированностью норм права, в которые вносятся поправки, с нормами права, регулирую­щими смежные отношения, полнотой механизмов правового регулирования, то есть взаимообусловленностью прав, обязан­ностей субъектов правоотношения, наличием ответственности за нарушение предписаний вводимых норм права, наличие (отсутствие) пробелов в праве в сфере профилактики произ­водственного травматизма и профессиональной заболеваемо­сти.

Законопроектом вносятся изменения в Закон Россий­ской Федерации от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатриче­ской помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38-ФЗ «О пред­упреждении распространения в Российской Федерации за­болевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от не­счастных случаев на производстве и профессиональных забо­леваний», Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 77-ФЗ «О предупреж­дении распространения туберкулеза в Российской Федера­ции», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Трудовой кодекс Российской Федерации, то есть предпринята попытка системного регулирования об­щественных отношений.

Тем не менее следует отметить несоответствие норм указанного законопроекта Налоговому кодексу в части обя­занности работника оплачивать оформление медицинских книжек, и в большей степени - Трудовому кодексу: содержа­щийся в законопроекте термин «трудовые (профессиональ­ные) обязанности» не скоординирован со статьями 2, 5, 14, 19, 20, 21, 22 Трудового кодекса, согласно которым работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанно­сти, возложенные на него трудовым договором, отношения между работником и работодателем называются трудовыми отношениями, а не трудовыми (профессиональными) отно­шениями.

Статья 215 законопроекта «Политика работодателя в об­ласти охраны труда» регулирует правило о том, что на основе результатов проведенной оценки и анализа состояния усло­вий и охраны труда работодателем разрабатывается и при­нимается политика в области охраны труда, оформляемая в виде отдельного локального акта, определяющая основные на­правления деятельности и принимаемые работодателем обя­зательства по обеспечению охраны труда работников, с указа­нием средств и способов обеспечения таких обязательств. Это не соответствует содержанию ст. 22 ТК, на основании которой работодатель имеет право принимать локальные норматив­ные акты. Локальный нормативный акт о политике в области охраны труда вменяется работодателю в обязанность. Поря­док его принятия не соответствует статьям 8 и 372 ТК - он дол­жен приниматься с учетом мнения представительного органа работников.

Следует отметить, что в законопроекте введены новые термины: «наилучшие доступные технологии» (проект статей 2, 182 ,212 ТК РФ), «особый характер работы» (статьи 1, 2 и 5 законопроекта), «профессиональные обязанности» (статьи 3 и 7 законопроекта), «профессионально обусловленное заболева­ние» (проект ст. 182.1 ТК РФ), «недопустимый профессиональ­ный риск» (ст. 4 законопроекта), «органы общественного кон­троля» (проект абз. 20 ст. 216 ТК), но отсутствуют их понятия.

Дополнение ст. 72.1 ТК РФ новой частью 2 «Основанием для обязательного перевода работника на другую работу с оп­тимальными или допустимыми условиями труда в порядке, установленном настоящей статьей Кодекса, является истече­ние срока трудового договора, заключенного с работником на определенный срок в связи с работой во вредных и (или) опас­ных условия труда» не регулирует правовые последствия при отсутствии у работодателя возможности перевода работника на другую работу с оптимальными или допустимыми услови­ями труда.

Негативные правовые последствия порождает отсутствие в законопроекте статьи «Обязанности работодателя при по­вреждении здоровья работников, связанных с исполнением трудовых (профессиональных) обязанностей». В Трудовом ко­дексе РФ эти отношения регулируются ст. 228 «Обязанности работодателя при несчастном случае».

В анализируемом законопроекте дано новое определение профессионального риска - вероятность причинения вреда здоровью работника под воздействием условий труда в ходе осуществления им производственной деятельности по трудо­вому договору или в иных случаях, установленных Трудовым кодексом, другими федеральными законами, в совокупности с тяжестью такого вреда. Порядок оценки уровня профессио­нального риска устанавливается федеральным органом испол­нительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регули­рованию в сфере труда с учетом мнения Российской трехсто­ронней комиссии по регулированию социально-трудовых от­ношений. Таким образом, профессиональные риски должны быть определены не только для работников с вредными или опасными условиями труда. К числу факторов, создающих угрозу профессионального риска, могут относиться любые проявления производственной среды, которые могут пред­ставлять опасность для работника в процессе трудовой дея­тельности. Опасности подлежат нахождению, распознаванию и описанию в ходе проводимого работодателем непрерывного контроля за состоянием условий и охраны труда и соблюдени­ем требований безопасности в своих структурных подразделе­ниях и на своих рабочих местах.

Зарубежные исследователи уделяют особое внимание этому вопросу, отмечая, что в профессиональных рисках следует учитывать не только внешние физические риски, но и психосоциологические риски. Российские ученые в сфере здравоохранения во главе с В. О. Красовским утверждают, что «любая трудовая деятельность не может обеспечить полную уверенность в отсутствии вреда здоровью, увеличивается коли­чество профессионально обусловленных болезней, у которых производственные причины являются только сопутствующи­ми, специфические меры профилактики таких болезней не разработаны, давно назрела необходимость оценивать мнооо- бразие воздействия условий труда».

Для достижения полноты (оптимальности) правового регулирования трудовых отношений в сфере профилактики производственного травматизма и профессиональной забо­леваемости целесообразно связать данные отношения с соци­альным партнерством в сфере труда на региональном уровне. В научных исследованиях выработаны рекомендации по соз­данию отраслевых центров по управлению рисками на основе региональной системы социального партнерства.

Помимо этого, в статьи 41 и 46 Трудового кодекса, регули­рующие содержание коллективных соглашений и договоров, целесообразно добавить условия профилактики производ­ственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

В законопроекте не реализованы отдельные мероприятия Программы действий по улучшению условий и охраны труда на 2008-2010 годы, в частности:

проведение комплекса организационно-правовых, фи­нансово-экономических, производственно-технологических, социальных, медицинских и санитарно-гигиенических меро­приятий, направленных на минимизацию воздействия небла­гоприятных производственных факторов на здоровье работ­ников, а именно:

совершенствование социально-трудовых отношений и развитие механизмов социального партнерства для разделе­ния и закрепления ответственности государства, работодателя и работника за сохранение здоровья работников и поддержа­ние трудовых ресурсов в работоспособном состоянии;

совершенствование социального, медицинского и пенси­онного страхования с целью повышения экономической и фи­нансовой заинтересованности сторон социального партнер­ства в сохранении здоровья работников и работоспособности трудовых ресурсов;

построение эффективной сети информирования, кон­сультирования и обучения различных групп работающего на­селения по вопросам охраны труда и здоровья на основе созда­ния системы управления профессиональными рисками;

апробация новых методических разработок, создание простых и доступных типовых образцов и моделей управле­ния профессиональными рисками с целью их распростране­ния по Российской Федерации;

усовершенствование системы финансирования предупре­дительных мер по сокращению производственного травматиз­ма.

     Таким образом, в части регулирования профилактики производственного травматизма и профессиональной заболе­ваемости в сфере профессиональных рисков, не относящихся к вредным или опасным условиями труда, и управления ими в законодательстве Российской Федерации имеется пробел в праве, начало преодоления которого предпринято в рассма­триваемом законопроекте, несмотря на то, что отдельные его положения требуют доработки.


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика