Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Применение научно-технических средств и методов при реализации правоохранительных функций уголовно-исполнительными инспекциями: вопросы правового регулирования
Научные статьи
18.07.16 11:30


Применение научно-технических средств и методов при реализации правоохранительных функций уголовно-исполнительными инспекциями: вопросы правового регулирования

     
УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО
Епифанов С. С.
2 93 2016
В статье раскрываются формы и направления использования технических средств в деятельности уголовно-исполнительных инспекций в соответствии с законодательством. Вносятся некоторые предложения по совершенствованию норм Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, регламентирующих применение технических средств надзора и контроля в отношении осужденных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы.

В настоящее время проблема совершенствования функ­ционирования уголовно-исполнительных инспекций нераз­рывно связана с внедрением научно-технических средств и методов. В немалой степени этому способствуют нормы уго­ловно-процессуального и уголовно-исполнительного законо­дательства.

На основании ст. 107 Уголовно-процессуального кодек­са Российской Федерации (УПК РФ) в целях осуществления контроля нахождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, в месте исполнения такой меры пресечения, как домашний арест, соблюдения данными ли­цами запретов, ограничений, наложенных судом, могут при­меняться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля. УПК РФ данную функцию возложил на Федеральную службу исполнения наказаний (ФСИН России). Фактически ее осуществляют уголовно-исполнительные ин­спекции.


В соответствии со ст. 60 Уголовно-исполнительного ко­декса (УИК РФ) уголовно-исполнительные инспекции ис­пользуют аудиовизуальные, электронные и иные техниче­ские средства надзора и контроля для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необ­ходимой информации о поведении осужденных, отбываю­щих наказание в виде ограничения свободы.

В научных исследованиях, выполненных за последние годы по данной проблеме, справедливо предлагаются органи­зационно-правовые меры совершенствования практики при­менения систем электронного мониторинга за поведением осужденных.

Следует отметить, что деятельность уголовно-исполни­тельной инспекции, как правоохранительного органа, связа­на с обеспечением законности, прав и интересов осужденных и иных лиц, состоящих на персональном учете в данных уч­реждениях уголовно-исполнительной системы, соблюдением установленного порядка:

-      при исполнении альтернативных лишению свободы на­казаний в виде: лишения права занимать определенные долж­ности или заниматься определенной деятельностью, обяза­тельных работ, исправительных работ, ограничения свободы;

-      при осуществлении контроля: за условно осужденны­ми, а также в отношении которых отсрочено отбывание на­казание; за применением принудительных мер медицинского характера; за нахождением лиц, подозреваемых или обвиня­емых в совершении преступления, в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, соблюдением ими за­претов и ограничений, наложенных судом. С осужденными к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоля­ции от общества проводится воспитательная и психологиче­ская работа.

Однако правоохранительный характер деятельности уго­ловно-исполнительных инспекций во многом определяется осуществляемыми ими функциями, связанными с:

-      реализацией юрисдикционных правомочий по при­менению мер взыскания к осужденным (направление в суд представления о замене обязательных работ другим видом наказания; письменное предупреждение осужденного о за­мене исправительных работ другим видом наказания, пред­ставление в суд о замене исправительных работ другим видом наказания, вынесение предупреждение осужденному за нару­шения порядка и условий отбывания ограничения свободы), официальное предостережение о недопустимости нарушения установленных судом ограничений, представление в суд;

-      осуществлением надзора за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы; использованием на­учно-технических средств, в том числе системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, в процессе осуществления надзора за осужденными к ограничению свободы, а также кон­троля нахождения подозреваемых и обвиняемых по месту ис­полнения меры пресечения в виде домашнего ареста;

-      формированием криминалистических учетов путем дактилоскопической регистрации и фотографирования осуж­денных к ограничению свободы;

-      обеспечением доставки силами и средствами уголовно­исполнительных инспекций подозреваемых и обвиняемых к следователю или на судебное заседание;

-      предупреждением преступлений и иных правонаруше­ний среди лиц, состоящих на учете в инспекциях, в том числе посредством использования технических средств надзора и контроля;

-      взаимодействием уголовно-исполнительных инспекций с органами внутренних дел, предприятиями, организациями, в которых работают осужденные, и иными структурами по профилактике повторных преступлений среди осужденных к наказаниям без изоляции от общества;

-      проведением первоначальных розыскных мероприятий лиц, уклоняющихся от отбывания наказания в виде обяза­тельных работ, исправительных работ, ограничения свободы, а также условно осужденных, осужденных с отсрочкой отбы­вания наказания, уклоняющихся от контроля уголовно-ис­полнительных инспекций; организацией взаимодействия с оперативными подразделениями уголовно-исполнительной системы и полицией при розыске указанной категории осуж­денных.

Исследование практики организации и применения уго­ловно-исполнительными инспекциями технических средств и методов в процессе осуществления своих функций позволяет говорить о том, что научно-техническое обеспечение деятель­ности по исполнению альтернативных лишению свободы на­казаний и мер уголовно-правового характера направлено на:

-      дальнейшее развитие практики применения системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ), техническое совершенствование данной системы, внедрение устройств локального позиционирования, позволяющих осу­ществлять электронный мониторинг нахождения подкон­трольного лица (осужденного, подозреваемого, обвиняемого) на ограниченной (локальной) территории (внутри квартиры или иного помещения, здания, больничной палаты, произ­водственного и иных объектах);

-обеспечение функционирования центра анализа и мониторинга федерального уровня (ФСИН России), позво­ляющего осуществлять удаленный доступ в целях контроля работоспособности технического оборудования СЭМПЛ (в отдельной инспекции, в регионе, в целом по стране), правиль­ности использования оборудования, учета необходимой ста­тистической информации, аналитической обработки данных, моделирования проблемных ситуаций и вариантов их решения.

-      применение аудиовизуальных технических средств над­зора и контроля за осужденными при исполнении наказаний, не связанных с лишением свободы, контроля лиц (подозревае­мых и обвиняемых в совершении преступления), находящихся под домашним арестом, в том числе видеорегистрацию хода взаимодействия сотрудников инспекций с осужденными, до­кументирование посредством видеозаписи противоправных действий;

-      расширение программно-технических возможностей персонального автоматизированного учета лиц, находящих­ся под надзором и контролем уголовно-исполнительных ин­спекций, связанных реализацией возможностей удаленной электронной регистрации осужденных к ограничению свобо­ды с применением электронных браслетов, а также удален­ной регистрации условно осужденных на основе контрольных устройств с применением видеорегистрации, что способствует снижению количества правонарушений, связанных с невыпол­нением осужденными своих обязанностей по своевременной личной регистрации в уголовно-исполнительных инспекциях;

-      законодательное закрепление и последующую реали­зацию правомерности периодической дистанционной реги­страции (с использованием программно-технических средств) осужденных к ограничению свободы и условно осужденных.

Важность научно-технического обеспечения, его роль в переходе на качественный уровень правоохранительной дея­тельности в уголовно-исполнительной системе отмечается и практическими работниками. Более того, практиками под­тверждается тезис о том, что использование в деятельности уголовно-исполнительной системы научно-технических до­стижений повышает не только престиж службы, но и статус самой системы исполнения наказаний в федеральной систе­ме правоохранительных органов. Практическое внедрение научно-технических средств и методов в деятельность уго­ловно-исполнительной системы, в частности - уголовно-ис­полнительных инспекций, позволяет уменьшить рецидив правонарушений среди осужденных, стимулирует их к право­послушному поведению ввиду современного выявления пра­вонарушения с помощью техники. И здесь видна область науч­ного исследования не только для уголовно-исполнительного права и правоохранительной деятельности, но и для кримина­листики, изучающей специальные средства и методы предот­вращения преступлений.

Вместе с тем анализ содержания ч. 1 ст. 60 УИК РФ позво­ляет говорить о том, что законодатель конструировал норму, регулирующую использование технических средств уголов­но-исполнительными инспекциями во многом по аналогии со ст. 83 УИК РФ «Технические средства надзора и контроля», регламентирующей использование данных средств админи­страциями исправительных учреждений. Получилось так, что фактически ряд неточностей и недостатков, содержащихся в действующей редакции ст. 83 УИК РФ, автоматически отрази­лись на формулировке норм ч. 1 ст. 60 УИК РФ, регулирующих использование технических средств. К ним можно отнести не­удачную классификацию технических средств (имеется в виду выражение «аудиовизуальные, электронные и иные техниче­ские средства надзора и контроля»), поскольку аудиовизуаль­ные средства (например, средства видеозаписи) по своей сути являются электронными.

Законодатель проигнорировал вопрос закрепления тре­бования безопасности для жизни и здоровья используемых в ходе надзора технических средств. По нашему мнению, в ст. 60 УИК РФ необходимо учесть требование о том, что техни­ческие средства не должны причинять вреда здоровью осуж­денных. На практике применение электронных браслетов в некоторых случаях вызывает потертости и отеки ног у осуж­денных. Кроме того, по своему принципу функционирования - это радиоэлектронное устройство с определенным уровнем электромагнитного излучения, которое должно быть безопас­но для осужденного при постоянном ношении, а также для окружающих лиц и которое не должно становиться активной радиопомехой для единой сети электросвязи. Следовательно, на наш взгляд, требует законодательного закрепления поло­жение о том, что применение технических средств надзора, в том числе средств электронного мониторинга, должно быть безопасным для осужденных, персонала и иных лиц, с кем контактирует осужденный, находящийся под электронным наблюдением, а также для окружающей среды.

Уголовное право, уголовно-исполнительное право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика