Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое обеспечение оружием как гарантия независимости и безопасности судей в Российской Федерации
Научные статьи
21.07.16 11:20

Правовое обеспечение оружием как гарантия независимости и безопасности судей в Российской Федерации

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВО
Музафин Р. Р.
2 93 2016
В статье рассматривается обеспечение безопасности судей, порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации служебного оружия судьям как применение мер государственной защиты.

Независимость судей является важнейшим конститу­ционным принципом функционирования судебной власти в Российской Федерации. Данное начало раскрывается как в законодательных актах, регламентирующих осуществление судопроизводства (конституционного, уголовного, граждан­ского, арбитражного), так и в законах, регулирующих вопро­сы статуса судей. Важнейшей гарантией независимости судьи, прямо предусмотренной Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федера­ции» (далее - Закон о статусе судей), является особая защита судьи, членов его семьи и имущества со стороны государства.

Понятие служебного оружия и основные правила его оборота регулируются Законом «Об оружии» от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ. Согласно ст. 4 данного Закона к виду служеб­ного относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работни­ками юридических лиц с особыми уставными задачами в це­лях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей. Как следует из приве­денного положения, судьи не указаны среди лиц, наделенных правом хранения и ношения служебного оружия. Этот За­кон не содержит также нормы, регламентирующей порядок наделения судей служебным оружием. Статья 19 Закона «Об оружии» предусматривает возможность временной выдачи государственными военизированными организациями ору­жия должностным лицам государственных органов, которым законом разрешено хранение и ношение оружия, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с оформлением соответствующих разрешений.


 

Между тем именно на основании данных положений Правительством Российской Федерации установлен порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации слу­жебного оружия судьям. Вопрос о применимости приведен­ных норм Закона «Об оружии» к обеспечению служебным оружием судей являлся предметом рассмотрения Верховного Суда Российской Федерации. Как отметил Верховный Суд в своем решении, несмотря на то, что в ч. 2 ст. 19 Закона «Об оружии» указаны должностные лица государственных орга­нов, она применима и в отношении судей, замещающих го­сударственные должности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, и имеющих по закону право на хране­ние и ношение служебного огнестрельного оружия.

К сфере обеспечения безопасности судей, связанной с ис­пользованием оружия, относится выдача оружия судье как мера безопасности, применяемая к лицам, подлежащим госу­дарственной защите.

Как показывает статистика, роль мер государственной за­щиты в обеспечении безопасности судей и иных лиц в соответ­ствии с Федеральным законом от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохра­нительных и контролирующих органов» (далее - Закон о госу­дарственной защите) в последнее время неуклонно возрастает.

Обеспечение безопасности судей является одной из самых актуальных проблем сегодняшнего дня, для решения которой особое значение имеет применение мер государственной за­щиты, в частности выдача оружия судьям.

Применение указанной меры безопасности регулирует­ся, помимо Закона о государственной защите, положениями Закона «Об оружии» и Постановления Правительства Россий­ской Федерации от 17 июля 1996 г. № 831 «О порядке выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите».

Как определено Законом о государственной защите, при­менение и осуществление мер безопасности в отношении су­дей возлагается на органы внутренних дел.

    Прежде всего устанавливаются причины выдачи оружия - это наличие угрозы жизни и здоровью охраняемых лиц при условии, что применения иных мер безопасности недостаточ­но. При этом боевое оружие может быть выдано защищаемым лицам лишь в исключительных случаях, когда обеспечиваю­щими их безопасность органами будет признано, что выдача такого оружия крайне необходима для обеспечения защиты жизни и здоровья указанных лиц. Оружие выдается защища­емым лицам во временное пользование только на период дей­ствия в отношении их реальной угрозы (п. 4 Порядка выдачи оружия лицам, подлежащим государственной защите).

Таким образом, в отличие от норм Закона о статусе су­дей, Закон о государственной защите признает выдачу оружия крайней мерой безопасности, применяемой в исключитель­ных случаях и при условии недостаточности иных мер госу­дарственной защиты.

Применение оружия защищаемыми лицами также осу­ществляется в порядке, предусмотренном ст. 24 Закона «Об оружии», т.е. для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимо­сти.

Во исполнение Закона о государственной защите для определения последовательности действий по применению мер защиты судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов МВД России разработан Админи­стративный регламент выполнения соответствующих админи­стративных процедур.

Согласно данному Административному регламенту, ос­нованием применения мер государственной защиты, в том числе выдачи оружия, является заявление лица, подлежащего защите, либо обращение председателя суда, либо получение органом внутренних дел оперативной информации о наличии угрозы безопасности. Заявление подается в орган внутренних дел без указания его территориальной принадлежности, ко­торый после проверки наличия угрозы жизни, здоровью и со­хранности имущества лиц обязан в течение трех суток принять решение о применении либо об отказе в применении мер без­опасности. О принятом решении выносится постановление, которое может быть обжаловано как в административном, так и в судебном порядке.

Следует отметить, что непосредственное применение мер государственной защиты, в том числе выдача оружия, произ­водится в течение суток после подтверждения информации об угрозе, а в случаях, не терпящих отлагательства, - незамедли­тельно, и оформляется соответствующим постановлением о применении мер безопасности, утверждаемым руководите­лем органа внутренних дел.

Вместе с тем выдача оружия как мера государственной защиты носит временный характер и применяется на период действия реальной угрозы жизни, здоровью и имуществу за­щищаемого лица. При устранении угрозы должностное лицо органа внутренних дел, осуществляющего меры безопасности, выносит постановление об отмене мер безопасности, которое в срок не более суток объявляется защищаемому лицу.

На основании проведенного исследования можно ут­верждать, что правовая база, регламентирующая выдачу ору­жия судьям в качестве меры обеспечения их независимости и безопасности, характеризуется неоднородностью и зачастую непроработанностью. Совместными усилиями органов зако­нодательной, исполнительной и судебной власти необходимо постоянно совершенствовать правовое регулирование дан­ной сферы, устраняя имеющиеся пробелы и противоречия. Конечным итогом данной работы должно стать выполнение государством своих конституционных обязанностей по обе­спечению полной безопасности представителей судейского корпуса, членов их семей и принадлежащего им имущества, что является гарантией независимости судей в Российской Фе­дерации.

Безопасность и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика