Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Национальная идея как социально-философская категория: мифы и реальность
Научные статьи
25.07.16 10:43

Национальная идея как социально-философская категория: мифы и реальность

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Сулейманов А. Р.
2 93 2016
На сегодняшний момент проблематика национальной идеи является одной из самых дискуссионных и обсуждаемых в научно-экспертном мире. В условиях глобализации и нарастания новых рисков идейная платформа наций-государств приобретает различные политико-философские оттенки, которые не всегда поддаются однозначной трактовке и интерпретации. Однако изобилие идей не всегда выступает консолидирующей силой для общества. Так, например, современная национальная (националистическая) идея на Украине привела к социально-политическому кризису и гражданской войне в стране. И такие процессы, как обретение национального облика, преследуют многие государства, находящиеся в поиске той самой заветной идеи, позволяющей людям жить в единстве многообразия. В этой связи видится перспективным изучение национальной идеи как субстрата социальной философии, ограниченной онтологическими и гносеологическими параметрами данной категории. Особый научный акцент в статье делается на взаимосвязи национальной идеи и нации, которая выступает основным творцом и проводником идеологических конструкций в человеческое сознание.

Национальная идея - есть результат исторического разви­тия общества, который не достигается элитами или научным- экспертным сообществом в процессе их профессиональной деятельности, а уходит корнями в традиционно-естественные дебри бытия. Это целый системный цикл преобразователь­ных процессов, питающихся историческими событиями и фактами, что придает национальной идее историческую об­условленность, убедительность и уникальность, формируя социальную повестку дня. Соприкасаясь с историей, человек формирует свое представление о сущем и должном, важном и второстепенном, заполняя жизнь категориями и консолиди­руя их в собственные идейные воззрения.

По мнению ученого М. Гроха, становление национальной идеи в человеческом сознании проходит несколько стадий:

1.     Научно-академическое и творческое олицетворение об­раза нации.

2.     Пассионарно-культурное восприятие выстроенных иде­ологических образов.

3.     Государственное закрепление идеологических кон­струкций о нации.


 

Таким образом, основными творцами национальной идеи выступает общество в целом, во всех своих проявлени­ях, начиная от искусных ученых, сумевших ухватиться за суть времени, заканчивая обычными зеваками и государственной машиной, популяризирующими и легитимизующими идео­логические парадигмы. И все они бессильны перед историей, которая задает тон человеческим мыслительным процессам, как и их душевно-эмоциональному состоянию. Без истории национальная идея находилась бы в вечном покое и стагна­ции, в конечном счее исчерпав себя до полного идейного ис­тощения.

Национальную идею нельзя искусственно навязать чело­веку или вовсе от нее отказаться. Это значило бы для челове­ка только одно - «отказаться от самого себя», а для общества - быть ущербнее всех и нутром это чувствовать. Поэтому на­циональная идея проявляется в действительности, в условиях диалектического развития общества, во всех проблемах и не­взгодах, с которыми сталкивается социум в бытие.

Именно исторический переход от одной эпохи к другой, особенно если он сопровождается громкими и структурны­ми преобразованиями в обществе, позволяет заложить зерна идейной панацеи для духовного олицетворения националь­ных образов и символов.

Если говорить языком социальной синергетики, то по­требность в национальной идее наиболее ярко проявляется в точках бифуркации и конкуренции человеческих идолов, выступая своеобразным аршином честности и социальной спра­ведливости.

Другими словами, общество прибегает к национальной идее в периоды нестабильности и экстренных ситуаций. По­добный социальный инцидент можно сегодня наблюдать на Украине, которая в отсутствие национальной идеи как таковой прибегла к националистическим лозунгам и действиям. Как писал еще Ф. М. Достоевский в своем бессмертном произве­дении «Преступление и наказание», «в страдании есть идея.

Данные суждения не лишены догматизма, но имеют пра­во на существование. Стоит, наверное, признать, что к нацио­нальной идее или иным идеологическим, религиозным кон­цептам человек прибегает в случаях безысходности, кризиса, полной социальной несправедливости. В более спокойное и безопасное время человек забывает об идее нации как тако­вой. И в этом нет ничего предрассудительного. Так уж устроен человек.

Можно не согласиться с подобными заявлениями и до­казывать обратное. В частности, утверждать, что националь­ная идея - это идея общественного единения и целостности. Но как показывает практика, а точнее история, национальная идея способна и разобщать социум, когда в борьбе за «опиум для народа» сталкиваются равносильные противоборствую­щие силы. Как, впрочем, это сегодня происходит на Украине, где национальная идея страны привела к дезинтеграции об­щества и гражданской войне.

На наш взгляд, национальная идея по своему внутренне­му содержанию диалектична и может расщепляться по двум своим основаниям: интеграционное (единение) и дезинтегра­ционное (манипуляция) начала. В этом и кроется весь фокус с национальной идеей современной Украины, в которой дезин­теграционное начало взяло вверх над человеческим рассудком и совестью.

Категория «национальная идея» органично сочетается с пониманием нации как ее носителе и творце. При этом на се­годняшний момент отсутствует универсальная интерпретация нации в научном мире. Все соображения по этому поводу вра­щаются вокруг двух подходов: примордиализма и конструк­тивизма.

И если систематизировать эти подходы, то они сводятся к следующему:

-      нация - это высшая стадия развития этнической груп­пы, которая обладает общностью территории, языка, культу­ры и объективно устоялась в своем историческом развитии (примордиализм);

-      нация - это субъективно-конструируемая общность, по­зволяющая на основе нее идентифицировать людей и не име­ющая никакого существенного отношения к ее историческим, культурным особенностям (конструктивизм).

Ученый Р. Р. Вахитов, демонстрируя несовершенство обо­значенных подходов, пишет в одной из своих статей, что кон­структивизм лишает науку ее предметного поля, а примор- диализм - натыкается на фактор изменчивости этнических общностей.

По нашему убеждению, оба подхода не лишены научных недостатков, которые прослеживаются даже невооруженным глазом. Если, согласно представлениям примордиалистов, на­ция является высшей стадией развития этнической общности, то что следует за ней? Конструктивисты вовсе отказываются от историко-культурной обусловленности наций, как будто связи никакой нет.

Тем не менее понятие «национальная идея» сегодня но­сит именно конструктивистский характер (нация-государство) и не имеет ничего общего с примордиализмом (этничностью). Синонимом понятия «национальная идея» выступает «обще­гражданская идея». И это вполне логично - единение обще­ства под государственным (а не этническим) флагом.

Но является ли национальная идея незыблемым элемен­том нации (нации-государства)?

Считаем, что национальная идея присуща нациям-го­сударствам, которые претендуют на свой собственный (уни­кальный) путь развития и хотят занять достойное место на «мировом Олимпе». Когда нация-государство отказывается от национальной идеи, то автоматически попадает под влияние государства с определенной идейной платформой в ценност­ном, культурном, финансовом плане. В этом случае нацио­нальная идея насаждается зависимым государствам извне.

Стоит особо подчеркнуть, что национальная идея не обя­зательно должна быть выражена в форме официальной кон­цепции. Зачастую национальная идея существует в бытие как система ценностных ориентиров, которая поддерживается большинством населения (элитами, обществом), но получает свое официальное закрепление только после своего возникно­вения. Так, например, «окно в Европу» Петра I было оценено по достоинству намного позже своего «прорубания».

Очевидно, что человечество еще не разработало универ­сальной формулы («рецепта») национальной идеи государств. Национальная идея может быть лаконичной и более развер­нутой. Так, Президент России В. В. Путин на одной из встреч с высшими экономическими элитами страны, которая состоя­лась 3 февраля 2016 г., назвал патриотизм «национальной иде­ей государства».

Проблемы и трудности реализации современной на­циональной идеи России, в соответствии со сложившимися особенностями менталитета россиян, лежат в области насто­ятельной необходимости совмещения государством баланса функции самосохранения и его адаптации к самобытным рос­сийским условиям.

Об этом свидетельствуют и последние события в мире. Присоединение Крыма к России и реакция на это так назы­ваемого «международного сообщества» продемонстрировали то, насколько западные политики опасаются усиления рос­сийского государства и восстановления единства пространства российской цивилизации. В условиях противоборства со сто­роны влиятельных международных сил процессу укрепления российской государственности встает вопрос о необходимости выбора такой модели развития, которая обеспечила бы по­ложительную динамику в социально-экономической сфере и одновременно способствовала раскрытию духовно-нравствен­ного потенциала многонационального российского народа.

Без обращения к патриотизму найти такую модель не представляется возможным. И этот патриотизм должен осно­вываться на двух принципах: стремление к идеалу и частичное достижение этого идеала.

По мнению ученого Н. А. Бердяева, «национальная идея вся на виду, но попытки ее рационального определения ве­дут к неудачам. Она таинственна, мистична, иррациональна, точно так же, как таинственно, мистично, иррационально лю­бое индивидуальное бытие... Она не откликается на вопросы "Кто?" или "Что?", а только 'Зачем?" и "Почему?"».

Национальная идея — социально-философская катего­рия, имеющая, в первую очередь, в своем основании духовные- нравственные ценности социума, позволяющие осознанно/не- осознанно оценивать свою жизнь и поступки, определять их соответствие высшим ценностям социальной справедливости и правды.

В социально-философском значении национальная идея, как правило, рассматривается в четырех метафизических пло­скостях: религиозно-божественной («Божественный дух»), ду­ховно-нравственной («народный дух»), ценностной (система ценностей), рационально-материальной (интересы нации-го­сударства).

По нашему мнению, национальная идея как многоуров­невая система не может быть ограничена вышеназванными подходами, она способна аккумулировать все имеющиеся материальные и духовные подсистемы социума для выполне­ния конкретных задач: единение общества, реализация нацио­нальных интересов страны, духовно-нравственное воспитание личности, формирование ценностных ориентиров общества и другие.

В своем практическом преломлении национальная идея воспринимается человеком как:

-      идея нации (национальное самоопределение людей - «Кто мы?»);

-      национальный идеал (образ идеального прошлого, на­стоящего и будущего - «К чему мы стремимся?»);

-      идея единения (интеграция социума - «Зачем мы вме­сте?»).

При этом необходимость существования в нации-госу­дарстве всех трех компонентов, объединяющих большинство, бесспорна. Отсутствие даже одного компонента чревата для нации серьезными конфликтами, извращением националь­ной идеи государства, искажением истории и ценностной де­градацией.

Особенно стоит подчеркнуть, что в основе национальной идеи должен лежать не только рациональный критерий, но также естественно-социальные идеалы, безграничные возмож­ности разума и просто иллюзии или фантазии. Поэтому, когда наступает время консолидации идеологем нации-государства в целостную систему, происходит творческий процесс отбора и адаптации всей ценностной массы через общечеловеческий фильтр. Изначально в работе этого фильтра лежит некий абстрактный регулятивный принцип, модель социального устройства. И предпочтения о реальности берутся не из воз­духа, а исходя из тех традиций, которые возникали в процессе творческого развития. Мир фантазий и творчества неотделим от теоретических и аксиологических интерпретаций бытия. И об этом никогда не стоит забывать. Национальная идея - это еще и наша бурная фантазия.

Психология и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика