Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Трансформация трудового законодательства о запрете детского труда государств-членов ЕАЭС в аспекте реализации концепции достойного труда МОТ
Научные статьи
26.07.16 10:43

Трансформация трудового законодательства о запрете детского труда государств-членов ЕАЭС в аспекте реализации концепции достойного труда МОТ

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Леньшин А. А.
3 94 2016
Статья посвящена актуальной проблеме трансформации трудового законодательства о запрете детского труда государств – членов ЕАЭС в аспекте реализации концепции достойного труда МОТ. На основании сравнительно-правового анализа трудового законодательства государств – членов ЕАЭС, действовавшего до и после принятия концепции достойного труда, а также рассмотрения документов сотрудничества стран ЕАЭС и МОТ, делается вывод о значительном воздействии концепции достойного труда на правовое регулирование запрета наихудших форм детского труда в странах ЕАЭС.


Действенное запрещение детского труда является осново­полагающим принципом Декларации Международной орга­низации труда (далее - МОТ) «Об основополагающих прин­ципах и правах в сфере труда» и механизма ее реализации (далее - Декларация МОТ 1998 г.). Использование детского труда в мире остается по-прежнему серьезной проблемой. МОТ играет ведущую роль в выстраивании сплоченной и по­следовательной во всем мире политики по борьбе с детским трудом. Термин «детский труд» часто определяется как рабо­та, которая лишает детей их детства, их потенциала и досто­инства, что особенно вредно для физического и психического развития. Такая работа психически, физически, социально и морально опасна и вредна для детей, и в том числе препят­ствует учебе детей в школе. Основополагающими конвенци­ями относительно запрещения детского труда являются: Кон­венция № 138 МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу» (Женева, 26 июня 1973 г.) и Конвенция № 182 МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наи­худших форм детского труда» (Женева, 17 июня 1999 г.). Ука­занные конвенции ратифицированы государствами - членами ЕАЭС.


 

Реализация принципа действенного запрещения детско­го труда предусматривалась программами сотрудничества и принятыми на себя обязательствами государствами-членами ЕАЭС в соответствии с ратифицированными конвенциями. Так, совершенствование правового регулирования вопросов трудовых отношений в соответствии с международными стан­дартами предусмотрено Страновой программой по достой­ному труду в Республике Казахстан. Также Республикой Ка­захстан была проведена ратификация Конвенции № 138 МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу» (ратифици­рована 18 мая 2001 г.) и Конвенции № 182 МОТ «О запреще­нии и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (ратифицирована 26 февраля 2003 г.). Разви­тие правового регулирования труда несовершеннолетних и в связи с этим действенного запрещения наихудших форм дет­ского труда было предусмотрено в ключе приоритета реали­зации основополагающих прав и принципов в сфере труда, закрепленных Программой сотрудничества между Республи­кой Беларусь и МОТ. Необходимо отметить, что Республикой Беларусь после принятия концепции достойного труда была ратифицирована Конвенция № 182 МОТ «О запрещении и не­медленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (ратифицирована 31 октября 2000 г.). Приоритетами Национальной программы по достойному труду в Республи­ки Армения не предусматривалось совершенствование пра­вового регулирования в сфере запрещения наихудших форм детского труда. Однако Республикой Армения проведена ра­тификация основополагающих конвенций: Конвенция № 138 МОТ «О минимальном возрасте для приема на работу» (рати­фицирована 27 января 2006 г.) и Конвенция № 182 МОТ «О за­прещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (ратифицирована 02 января 2006 г.). Страновой программой по достойному труду в Кыргызской Республике был предусмотрен процесс интеграции вопросов искоренения наихудших форм детского труда с другими ини­циативами в области развития достойного труда и разработки системы мониторинга детского труда, моделей реабилитации пострадавших детей и профилактики детского труда. Также Кыргызской Республикой была ратифицирована Конвенция № 182 МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоре­нению наихудших форм детского труда» (ратифицирована 10 мая 2004 г.). В контексте Программы сотрудничества между Российской Федерацией и МОТ среди приоритетов пред­усмотрено продвижение международных трудовых норм, в том числе по искоренению наихудших форм детского труда. Стоит отметить, что Российской Федерацией после принятия концепции достойного труда была проведена ратификация основополагающей Конвенция № 182 МОТ «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детско­го труда» (ратифицирована 25 марта 2003 г.).

Утративший силу Закон Республики Казахстан от 10 де­кабря 1999 г. № 493-I «О труде в Республике Казахстан» не содержал прямого запрета детского труда. Статья 11 предус­матривала возраст, с которого допускается прием на работу, а именно заключение индивидуального трудового договора до­пускается с лицами, достигшими шестнадцатилетнего возрас­та, а также исключения, при которых допускается заключение трудового договора с лицами, не достигшими шестнадцати­летнего возраста.

Кодекс законов о труде Республики Армения от 16 июня1972 г. не содержал положения о запрете наихудших форм детского труда. Норма, регламентирующая право ре­бенка на труд, содержится в Законе Республики Армения от 29 мая 1996 г. №3P-59 «О правах ребенка». Так, каждый ребе­нок имеет право на получение профессии, занятие не запре­щенной законом трудовой деятельностью в соответствии с его возрастными возможностями, состоянием здоровья и способ­ностями. Трудовой договор с ребенком может быть заключен по достижении им 16 лет, а в исключительных случаях- 15 лет. Ребенок имеет право на льготные условия труда, определяе­мые законодательством Республики Армения. Плюс ко всему, запрещается продажа ребенком алкогольных напитков и та­бака, вовлечение ребенка в их производство и употребление, а также выполнение такой работы, которая может повредить его здоровью, физическому и умственному развитию, препят­ствовать получению образования.

Аналогичным образом ситуация с запретом детского тру­да складывалась и в Республике Беларусь. Так, Кодекс законов о труде Республики Беларусь от 23 июня 1972 г. не предусма­тривал запрет детского труда.

Утративший силу Трудовой кодекс Кыргызской Респу­блики от 4 ноября1997 г. № 70 не содержал закрепления запрета наихудших форм детского труда, однако имелась отдельная глава, посвященная труду молодежи, в которой ука­зывался возраст, с которого допускалось заключение трудово­го договора. Не допускалось заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет. Также предусматривались исключи­тельные случаи заключения трудового договора с лицом, не достигшим 16 лет.

Кодекс законов о труде Российской Федерации не вы­делял прямого указания на запрет наихудших форм детского труда, однаковключал отдельную главу, регламентирующую труд молодежи. В указанной главе содержалась норма, запре­щающая применение труда лиц моложе восемнадцати лет на определенных видах работ. Так, запрещалось применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных ра­ботах, а также на работах, выполнение которых может причи­нить вред их нравственному развитию.

На основании проведенного анализа трудового законо­дательства государств - членов ЕАЭС, действующего до при­нятия концепции достойного труда, можно выделить общие и особенные черты правового регулирования запрета детско­го труда. Так, в трудовом законодательстве Республики Ка­захстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации не было прямого указания на запрещения наихудших форм детского труда, но достаточно широко регламентировался труд молодежи, с запрещением применением труда несо­вершеннолетних на определенных видах работ. В Республике Армения запрет детского труда в трудовом законодательстве не содержался, однако норма, регулирующая право ребенка на труд, содержится в Законе Республики Армения от 29 мая 1996 г. «О правах ребенка». В Республике Беларусь до приня­тия концепции достойного труда механизм правового регули­рования запрета детского труда был не развит.

Новый Трудовой кодекс Республики Казахстан от 23 ноя­бря 2015 г. № 414-V выделяет запрещение наихудших форм детского труда как принцип трудового законодательства Ре­спублики Казахстан.

В действующем Трудовом кодексе Республики Армения от 09 ноября 2004 г. № ЗР-124-Н (далее - ТК РА) соответству­ющих норм, запрещающих наихудшие формы детского труда, не содержится. Стоит отметить, что ст. 257 ТК РА содержит норму о работе лиц в возрасте до восемнадцати лет. Так, лица в возрасте до восемнадцати лет не могут привлекаться к вы­полнению тяжелых работ; работ на производствах с воздей­ствием токсичных, канцерогенных или опасных для здоровья факторов;работ, при выполнении которых возможно воздей­ствие ионизирующей радиации; работ, при выполнении кото­рых существует значительная вероятность несчастных случаев или заболевания профессиональными заболеваниями, а так­же работ, безопасное осуществление которых требует высокой бдительности или опыта.

Трудовой кодекс Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 296-3не предусматривает положения о прямом запре­те наихудших форм детского труда в виде принципа трудово­го законодательства. Тем не менее в действующем Трудовом кодексе Республики Беларусь есть отдельная глава, регламен­тирующая особенности регулирования труда молодежи. Так, заключение трудового договора допускается с лицами, до­стигшими шестнадцати лет. Также регламентируются и ис­ключительные случаи, при которых допускается заключение трудового договора с лицом, не достигшим шестнадцатилет­него возраста. Кроме этого, содержится положение о работах, на которых запрещается привлечение к труду лиц моложе восемнадцати лет и закрепляется запрет на привлечение ра­ботников моложе восемнадцати лет к ночным и сверхурочным работам, работам в государственные праздники, праздничные и выходные дни.

Действующий Трудовой кодекс Кыргызской Республики от 4 августа 2004 г. № 106 (далее - ТК КР 2004 г.) предусматри­вает запрет детского труда в наихудших формах как принцип правового регулирования трудовых и непосредственно связан­ных с ними отношений. Также дополнительно в ст. 10 ТК КР указывается, что использование детского труда в наихудших формах запрещается.

Действующий Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ также не содержит прямого указания на запрет наихудших форм детского труда. Тем не менее, есть специальная глава, устанавливающая особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет. Статья 265 регламентирует работы, на которых запреща­ется применение труда лиц в возрасте до восемнадцати лет: на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их нравственно­му развитию.

На основании анализа трудового законодательства госу­дарств-членов ЕАЭС, действовавшего до и после принятия концепции достойного труда, представляется возможным сде­лать вывод об эффективном влиянии концепции достойного труда на совершенствование и развитие механизмов правового регулирования действенного запрета наихудших форм детского труда. Так, общим изменением трудового законода­тельства государств - членов ЕАЭС стало появление отдельных норм и глав о регулировании труда несовершеннолетних. В Республике Казахстан и Кыргызской Республике запрет наи­худших форм детского труда закрепляется как принцип тру­дового законодательства, а также как принцип трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений. В Респу­блике Армения, Республике Беларусь и Российской Федера­ции значительно расширилось правовое регулирование труда несовершеннолетних.

Проблемам использования детского труда в наихудших его формах в государствах - членах ЕАЭС посвящены научные материалы многих исследователей. Так, Б.М. Сапарбаев от­мечает, что Казахстан ратифицировал Конвенцию № 182 (За­кон РК от 26 декабря 2002 г. № 367, «Казахстанская правда» от 31 декабря 2002 г., № 289-290) и, соответственно, запрет наи­худших форм детского труда возведен в принцип трудового законодательства РК. В Казахстане принимаются все меры, необходимые для обеспечения эффективного применения и соблюдения положений указанной Конвенции посредством введения и изменения соответствующих санкций.В докладе Уполномоченного по правам человека в Республике Казахстан «О соблюдении прав детей в Республике Казахстан» указыва­ется на необходимость приведения трудового законодатель­ства в соответствие с международными трудовыми стандар­тами, принятия новых подзаконных актов, целью которых является максимальное приближение норм казахстанского- законодательства к международным стандартам и положени­ям международных договоров. П.Е. Морозов отмечает, что тенденция модернизации нормативных актов о труде несо­вершеннолетних наглядно проявляется и в белорусском зако­нодательстве в аспекте влияния концепции достойного труда МОТ. А. Читемян указывает наширокое распространение бедности в Армении, при которой необходимо предложить альтернативные услуги для детей и их семей, прежде чем они будут рассматривать занятость ребенка как единственный спо­соб для выживания. Формулируется, что дальнейшее про­движение концепции достойного труда МОТ положит конец наихудшим формам детского труда и будет способствовать со­циально-экономическому развитию государства. М. Дэйоглу отмечает, что подавляющее большинство работающих детей в Кыргызстане классифицируются как нелегально работающие дети: такая классификация требует их немедленного отстра­нения от работы. При таких обстоятельствах необходимо по­вышение информированности родителей о возможных опас­ностях, с которыми сталкиваются дети на работе,с призывом защитить своих детей от этих рисков. Л. Чернышева указы­вает на необходимость разработки на федеральном уровне, а возможно, и на уровне субъекта РФ, программы, предусматри­вающей все проблемы труда несовершеннолетних с установле­нием жесточайшего контроля за соблюдением всех норматив­ных актов, касающихся этой проблемы.

     На основании вышеизложенного представляется возмож­ным сделать вывод о том, что принятие концепции достойно­го труда МОТ послужило импульсом для трансформации тру­дового законодательства о запрете детского труда государств - членов ЕАЭС.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика