Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Международно-правовая безопасность России в Арктике
Научные статьи
26.07.16 11:00

Международно-правовая безопасность России в Арктике

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Моисеев А. А.
3 94 2016
Работа посвящена актуальным проблемам обеспечения безопасности в условиях активности арктических государств по обеспечению своих национальных интересов на арктическом континентальном шельфе и в Северном Ледовитом океане. Большая часть исследования содержит анализ военно-политических усилий Организации Североатлантического договора (НАТО), государств-членов НАТО, рассмотрению российской военной стратегии в Арктике с точки зрения международного права. Автор приводит основные положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, другие международно-правовые и национальные нормы, которые влияют на позиции арктических государств. В материале приводятся основные противоречия, существующие между полярными, арктическими и неарктическими государствами. Обращается внимание на основные проблемные вопросы обеспечения российских интересов в Арктике в условиях возрастания привлекательности региона, в том числе с военной точки зрения.

Дискуссия, посвященная проблемам Арктики, развер­нувшаяся на страницах Евразийского юридического журна­ла, поднимает широкий круг правовых, политических, эко­номических проблем, проблем обеспечения безопасности в Арктическом регионе и вне его, которые невозможно упускать из виду для выработки взвешенного взаимоприемлемого ре­шения по разграничению в Северном Ледовитом океане. Не­обходимость достижения баланса интересов арктических государств, особенно в сфере международно-правовой безо­пасности, вынуждает их предпринимать различные правовые меры внутри своего государства и вовне, которые не всегда мо­гут быть расценены как безупречные по отношению к безопас­ности соседних государств. Именно этим вопросам посвящено представленное исследование.

  Арктический регион привлекает внимание гораздо боль­шего числа государств, чем примыкает к ее пределам. Широкое таяние арктического льда представляет возможности для открытия новых морских путей и разведки природных ресур­сов, развития энергетики и торговли, с опасным потенциалом для конфликта в Арктике. Международное сообщество уже оценило экономическую привлекательность арктических про­странств и государства начали вести споры о переделе границ. Арктические и неарктические государства все активней при­лагают усилия с целью пересмотра пределов полярных про­странств.


 

Усиление интереса международного сообщества к Ар­ктике было спровоцировано не только глобальным потепле­нием, делающим регион более доступным для освоения, но и действиями Российской Федерации, в частности, извест­ной беспрецедентной полярной экспедицией на Северный полюс, проведенной в августе 2007 года под руководством А.Н.Чилингарова. Результаты российской экспедиции, в рам­ках которой глубоководные обитаемые батискафы «Мир-1» и «Мир-2» опустились на дно Северного Ледовитого океана на глубину 4261 метра в географическую точку Северного полю­са, выполнили комплекс океанографических, гидрометеоро­логических и ледовых исследований и водрузили там россий­ский флаг, были негативно расценены в мире. Неоднозначны были оценки экспедиции 2007 года и в самой России.

Вслед за активизацией политики России в Арктике дру­гие государства также стали проявлять инициативу в разра­ботке правовых основ своей политики применительно к это­му региону. Арктика становится объектом территориальных, ресурсных и военно-стратегических интересов государств. За­висимость мировой экономики от энергоресурсов также под­талкивает военно-политическое руководство ряда зарубежных государств к необходимости активной разработки новых стра­тегий продвижения своих национальных интересов в зоне Ар­ктики. Эти стратегии охватывают все ключевые сферы внеш­неполитического регулирования - от научных исследований и мирного освоения арктических вод до планирования ши­рокомасштабных военных мероприятий в районах Северного Ледовитого океана. За последние годы морские экспедиции в Арктике проводили США, Норвегия, Канада, Дания, Ислан­дия, Швеция, Финляндия, Китай и др.

Как известно, Арктика занимает одну шестую часть по­верхности Земли, две трети ее приходится на Северный Ледо­витый океан и северные моря, большая часть которых несудо­ходны, поскольку покрыты льдом. В Арктике расположены исключительные экономические зоны восьми арктических государств: России, Дании, Исландии, Канады, Норвегии, США, Финляндии и Швеции, которые пересекаются с про­странством Арктики, ограниченным с юга Северным поляр­ным кругом (66°33' с.ш.). На недра Арктики за пределами 200 морских миль могут претендовать пять государств - Дания, Канада, Норвегия, Россия, США, что вызывает понятную оза­боченность не только у других арктических государств, но так­же и у неарктических государств, например, у Китая, Южной Кореи, Японии и др.

Основополагающим международным договором, кото­рый определяет порядок использования морских территорий в настоящий момент, включая аспекты добычи нефти, газа или других природных ресурсов является Конвенция ООН по мор­скому праву 1982 года (Конвенция). Конвенция, как известно, определяет такие важные вопросы, как правовой режим мор­ских вод и исключительных экономических зон вблизи нацио­нальных границ, юрисдикция в отношении континентального шельфа, статус архипелагов, порядок транзитного прохода, глубоководная разработка морского дна, защита окружающей среды, научно-исследовательское сотрудничество, а также уре­гулирование межгосударственных споров и др.

Согласно Конвенции, любое государство, при наличии соответствующего протяженного шельфа, может претендо­вать на расширение своих прав за пределы 200-мильной зоны. Все пять арктических государств имеют одинаковые между­народно-правовые возможности для отстаивания своих прав на расширение шельфовой зоны в Северном Ледовитом оке­ане. Для аргументации своих претензий в Комиссию ООН по границам континентального шельфа необходимо представить доказательства того, что «расширенный» шельф является про­должением их сухопутной платформы. Если говорить о Рос­сии, то имея самую протяженную границу в Арктике, ей нуж­но доказать, что хребты Ломоносова и Менделеева являются частью Восточно-Сибирской платформы.

Россия первой из арктических государств в 2001 году по­дала заявку в ООН на установление внешней границы конти­нентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Россия доказывает континентальную природу подводных хребтов Ло­моносова и Менделеева и их принадлежность к окраине Вос­точной Сибири, как продолжение Евразийского материка. По­зиция России основывается на ст.234 Конвенции «Покрытые льдом районы». Заявка России о расширении пределов при­легающего континентального шельфа в Баренцевом, Беринго­вом и Охотском морях свыше 200 морских миль от Сибири до Северного полюса исходит из того, что хребты Ломоносова и Менделеева представляют собой естественное продолжение Восточно-Сибирской континентальной платформы, а не океа­нические образования Северного Ледовитого океана.

К настоящему времени свои заявки в специальную Ко­миссию ООН по границам континентального шельфа кро­ме России подали Норвегия, Дания и Канада. США также готовится направить свою заявку сразу после ратификации Конвенции. В условиях разработки своих позиций по разделу Арктики, государства осознают, что территориальные претен­зии на расширение пределов своих континентальных шельфов есть практически у всех арктических государств ко всем.

Официальные претензии государств на арктические про­странства в целом могут быть согласованы друг с другом, но в отдельных подходах пересекаются. В стратегических докумен­тах каждого из арктических государств говорится о потенци­альных угрозах от соседних государств. Так, континентальный шельф от Восточно-Сибирской платформы России выходит в точку Северного полюса и пересекается там с континенталь­ным шельфом США со стороны Аляски, противопоставляют также континентальный шельф Дании со стороны Гренлан­дии и континентальный шельф Канады. Канада считает, что подводный хребет Ломоносова начинается с Американского материка, а Дания утверждает, что хребет Ломоносова, про­ходящий под Северным полюсом, является геологическим продолжением не Сибири, а Гренландии, которая с 30-х годов принадлежит ей. В самой Гренландии заметны политические силы, стремящиеся выйти из-под контроля Дании, чтобы по­том самостоятельно распорядиться правами на арктический шельф. Датчане давно ссорятся с канадцами относительно участков в Гренландии; канадцы - с США относительно больших участков моря Бофорта. США имеет неурегулирован­ность с Россией относительно окончательного раздела север­ной части Тихого океана по т.н. линии «Шеварднадзе-Бейкер».

О своих интересах в Арктике заявляют и те государства, которые не имеют прямого выхода к водам Северного Ледо­витого океана и не имеют официального статуса полярных государств, например, Финляндия, Швеция, Китай, Италия, Сингапур, Южная Корея, Япония и др. Они считают, что поли­тика арктических государств, стремящихся поделить Арктику между собой, является недальновидной и дестабилизирую­щей ситуацию в регионе. Освобождение Арктики ото льда увеличивает вероятность возникновения конфликтов не толь­ко между государствами, претендующими на ее природные ресурсы, но также с Организацией Североатлантического до­говора (НАТО), стремящейся усиливать свое влияние в север­ном географическом районе. Среди арктических государств членами военного альянса НАТО являются Дания, Исландия, Канада, Норвегия и США, а Финляндия и Швеция участвуют в программе сотрудничества с НАТО «Партнерство ради мира» с 9 мая 1994 г. и не исключают своего полноправного членства в альянсе.

Задачи НАТО, под лозунгом «обеспечения безопасно­сти и законных интересов», связаны с усилением своего военного присутствия и ограничением действий России по освоению Арктики, о чем прямо заявляет руководство альянса. Североатлантический альянс обозначил Арктику зоной своих долгосрочных военных планов и интересов, а действия государств-членов НАТО в арктическом регионе все больше приобретают системный, коалиционный характер. При со­действии НАТО планируется создать новую крупную объе­диненную военно-политическую силу после США, Канады и России - «Скандинавский блок».

Скандинавский оборонный союз призван объеди­нить «миротворческие» силы быстрого реагирования в арктическом регионе, в составе контингентов Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии и Исландии, чтобы рас­пространять влияние скандинавов. По отдельности эти пять государств не обладают значительной военной силой, но вместе могут составить внушительный союз, объеди­няющий около четверти миллиона человек и способный конкурировать с остальными арктическими державами в вопросах патрулирования морских границ, проведения спа­сательных операций и операций по обеспечению безопасно­сти в «горячих точках» и т.п. С точки зрения скандинавских государств, объединение позволит сделать более эффективной их действия с целью сдерживания России, США и Канады, в отношении роста влияния в регионе которых существуют обоснованные опасения. Усиливается военная активность и на Шпицбергене, где расположена телеметрическая станция, подключенная к системе альянса. В ближайших водах архи­пелага боевые самолеты НАТО отрабатывают боевые задачи в условиях крайнего Севера.

Присутствие военного фактора НАТО в Арктике в зоне мирного сотрудничества и экономической кооперации вызы­вает дополнительные вопросы. Альянс не проявляет готовно­сти учитывать интересы безопасности России; соизмерять свои намерения использовать силовой потенциал с основными принципами международного права; предсказуемо взаимодей­ствовать с ООН и другими международными организациями; соизмерять и согласовывать направления и масштабы рас­ширения сфер интересов НАТО за пределы традиционных зоны ответственности и безопасности, включая вопросы при­сутствия в Арктике, а также энергетическую безопасность, киберпреступность, продовольственную безопасность; пере­сматривать подходы к ст.5 Вашингтонского договора 1949 года о создании НАТО, связанной с «коллективной обороной» про­тив «советской угрозы» и др.

Озабоченность со стороны России, естественно, связана с усилением угроз по мере продвижения НАТО на восток к рос­сийским границам и с фактором неопределенности в условиях недостатка информации при решении проблем безопасности, затрагивающих интересы всех государств евроатлантического региона.

Государственная граница России проходит по Северному Ледовитому океану на протяжении почти 20 тыс.км. В резуль­тате таяния арктических льдов существует опасность, что рос­сийское арктическое побережье на огромных пространствах не будет защищено, ни войсками, ни льдами. С целью укре­пления государственной границы России в Арктике в августе 1994 года Указом Президента создана Арктическая группа По­граничных войск, которая с 2003 года была переформирована в Арктическое региональное пограничное управление ФСБ России, а с октября 2004 года - в Пограничное управление ФСБ России по Мурманской области. Основные задачи Управления связаны с обеспечением эффективной защиты и охраны го­сграницы, экономических и иных интересов Российской Феде­рации на границе и морских пространствах; противодействие международному терроризму и наркобизнесу, расхищению природных ресурсов, незаконной миграции и другим угрозам безопасности России. Развертывание своих спецподразделе­ний Россия оправдывает присутствием в Арктике большого количества натовских военных. В декабре 2013 года Министр обороны России С.Шойгу объявил о создании российских арктических войск. К 2014 году в российском Заполярье был усилен оперативный контроль за обстановкой, укреплены пограничные войска, береговая охрана и инфраструктура, расконсервированы аэродромы, проведены «субботники» по уборке мусора в Арктике. С 1 декабря 2014 г. в России нача­ла функционировать новая военная структура - объединенное стратегическое командование «Север» на базе Северного морско­го флота, в его подчинение попадут все подразделения морских, воз­душных и сухопутных вооружённых формирований России, кото­рые дислоцированы в Заполярье.

Традиционно российское присутствие в арктическом регионе является самым масштабным. Россия владеет един­ственным в мире атомным ледокольным флотом, контролиру­ет Северный морской путь, участвует во всех международных организациях и многосторонних форматах международного сотрудничества в Арктике и т.п. вместе с тем, военное при­сутствии России в Арктике связано скорее не с демонстраци­ей военной силы в регионе, а с задачами решения общегосу­дарственных задач освоения арктических территорий суши и шельфа, на интеграцию военной и гражданской деятельности в Арктике.

Президент В.В.Путин не видит ничего страшного в акциях по установке флагов государств на дне Северного Ледовитого океана. Принципиальная российская позиция заключается в том, что в Арктике нет проблем, требующих военного реше­ния. Россия не разделяет оценок Арктики как потенциального источника нестабильности, требующего присутствия здесь военно-политических блоков. В.В.Путин подчеркивает необхо­димость для всех государств «отстаивать интересы в Арктике в соответствии с нормами международного права, как это дела­ет Россия: «Мы действуем абсолютно легальными способами в Арктике и будем стремиться именно к этому». Министр ино­странных дел России С.В.Лавров заявил, что «Арктику нужно оставить за скобками военной риторики», и подчеркнул, что «мы не хотим, чтобы Арктика стала ареной противостояния».

США. Примечательно, что большинство обычных амери­канцев не осознают того, что США является арктическим госу­дарством. Соединенные Штаты определяют свой арктический сектор, прилегающий к Аляске, как пространства, располо­женные к северу и западу от границы, формируемой реками Поркьюпайн, Юкон и Кускокуим; в него же включаются цепь Алеутских островов, а также все смежные моря, включая аква­тории Северного Ледовитого океана, морей Бофорта, Берин­гова и Чукотского.

Согласно договору между Российской империей и США 1867 года, совместная граница на Севере проходит через точку в Беринговом проливе (65°30' с.ш.) в ее пересечении с мери­дианом, отделяющим на равном расстоянии острова Крузен­штерна (Игналук) от острова Ратманова (Нунарбук) и направ­ляться «по прямой линии безгранично к Северу, доколе она совсем не теряется в Ледовитом океане». В 1990 г. СССР и США подписали Соглашение о разграничении исключительных эко­номических зон и континентального шельфа в Чукотскоми Бе­ринговом морях. За основу разграничения была взята линия, определенная Договором 1867 года в связи с уступкой Россией Соединенным Штатам Аляски и Алеутских островов. Согла­шение было ратифицировано Конгрессом США 18 сентября 1990 г., однако не ратифицировано российским парламентом, но его положения соблюдаются обоими государствами на временной основе после обмена нотами между МИД СССР и Госдепартаментом США. Политико-экономические интересы США в Арктике состоят в расширении присутствия и активи­зации деятельности, чтобы обеспечить их морское могущество в Арктике, включая контроль над Северным морским путем.

12 января 2009 г. президент Б.Обама утвердил основопо­лагающий документ, регламентирующий деятельность по реализации национальных интересов в Арктике - Стратегию национальной безопасности США в Арктике для обеспечения «своего суверенитета на Аляске и вокруг нее» и «свободы мо­рей» для всего Северного Ледовитого океана «в условиях бес­прецедентного таяния арктических льдов».

В Стратегии подчеркивается, что США имеют широкие и фундаментальные интересы в Арктике в сфере национальной безопасности и готовы действовать независимо либо в союзе с другими государствами по их защите. Документ предусматри­вает три основных направления деятельности - «продвижение интересов национальной безопасности США», «ответственное управление ресурсами Арктического региона» и «укрепление международного сотрудничества в регионе».

Со времен «холодной войны», США рассматривают про­странства Арктики с точки зрения потенциальных возмож­ностей подступа к стратегическим активам России с моря и воздуха, контроля Северного флота России на Кольском полу­острове. Интересы национальной безопасности США включа­ют такие вопросы стратегического сдерживания, как противо­ракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и воздушных систем для морских перевозок и опера­ций по безопасности; а также обеспечение свободы морепла­вания, включая все права, свободы для использование морей и воздушного пространства, свободу навигации и перелетов во всем мире, включая проливы.

Что касается активности России в Арктике, то США счи­тают, что она действует «законно», пытаясь доказать право­мерность своих претензий на богатый арктический шельф, но предупреждают, что готовятся оспаривать российские пре­тензии, в том числе в рамках Комиссии ООН по границам кон­тинентального шельфа после ратификации Конвенции.

Канаду также как и Россию США рассматривают основ­ным конкурентом в борьбе за Арктику. США и Канада сильно расходятся во мнениях относительно статуса Северо-Западно­го прохода и Северного полюса в Арктике: Оттава считает их своими, а Вашингтон - международными. Несмотря на конку­ренцию и противоречия, США совместно с Канадой проводят ежегодные экспедиции с целью сбора доказательств своих прав на часть арктического шельфа, где находятся запасы неф­ти и газа до 5 млрд.т. Такие экспедиции проходят с привле­чением ледоколов береговой охраны как США (Healy), так и Канады (Louis S. St-Laurent), как правило, в части Северного Ледовитого океана, омывающей Канаду, в море Бофорта, от Аляски до хребта Менделеева, а также к востоку от Канадского архипелага.

Как известно, США подписали, но пока не ратифициро­вали Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года, на основе положений которой остальные арктические государства вы­страивают свои позиции по вопросу разграничения шельфа. Ссылаясь на это обстоятельство США, не принимают ни один из вариантов разграничения арктического шельфа, который сегодня предлагают другие приполярные государства и даже говорит о необходимости разработки нового международного договора, который бы «не ограничивал прав государства». До ратификации Конвенции, переговоры с США о разграниче­нии шельфа могут проводиться в соответствии с нормой п.1 ст.6 Женевской Конвенции о континентальном шельфе 1958 года, которая устанавливает, что «если один и тот же конти­нентальный шельф примыкает к территориям двух или более государств, берега которых расположены один против друго­го, граница континентального шельфа, принадлежащего каж­дому государству, определяется соглашением между ними.

Вашингтон не скрывает своих интересов, которые связаны не только с добычей полезных ископаемых, но и утверждени­ем своего военного присутствия в Арктике. Основным аргументом США в борьбе за регион является Аляска, которая по морю граничит с Россией и разделена с основной территорией США Канадой. Именно на Аляске был создан первый район противоракетной обороны в Северной Америке. В настоящее время на Аляске дислоцируются три базы армии сухопутных войск, три - военно-воздушных сил и 27000 военнослужащих. США регулярно поднимают в воздух полярную наблюдатель­ную авиацию, чтобы отслеживать новые «угрозы с Севера», обеспечивают работу национальной системы ПРО в Арктике.

США имеет самый мощный экономический потенциал среди арктических государств, но географически могут пре­тендовать только на самую меньшую площадь на арктическом шельфе, ограниченную Беринговым морем и морем Бофорта, если исходить из логики разграничения других арктических государств. Американские идеи свободного мореплавания по всей Арктике, в том числе по российскому Северному морско­му пути или канадскому Северо-Западному проходу, не под­держиваются и вызывают озабоченность других государств арктического сообщества.

Канада входит в «семерку» наиболее крупных и развитых государств мира, она определяет свою арктическую область как территорию, включающую водосборный бассейн террито­рии Юкон, все земли севернее 60 градусов северной широты и область прибрежных зон Гудзонова залива и залива Джеймса. Площадь полярных владений Канады составляет 1,430 млн. кв.км., здесь проживают всего 110 тыс. человек. Острова Канад­ского Арктического архипелага лежат в бассейне Северного Ледовитого океана, что географически обуславливает желание государства играть приоритетную роль на Севере в качестве «энергетической сверхдержавы».

Правительство Канады передало в Комиссию ООН по континентальному шельфу доклад о канадских правах на 1,2 млн.кв.км дна северной части Атлантики и готовит обоснова­ние претензий на часть Северного Ледовитого океана, вклю­чая Северный полюс. Премьер-министр Канады С.Харпер заявил, что Северный полюс находится на исконно канадской территории, потому что является естественным подводным продолжением северного канадского острова Элсмир. Право­притязания Канады в отношении Арктики обосновываются с помощью ряда теорий: арктических секторов, прилегания, отождествления льдов и земель, защиты интересов коренного населения и окружающей среды.

Финансирование военных учений и операций на терри­тории канадской Арктики постоянно растет и к 2025 году для укрепления присутствия в полярных районах планируется увеличение военного бюджета Канады вдвое.

Приоритетом национальной внешней политики в Аркти­ке является демонстрация канадского флага на Севере и защи­та государственной безопасности. Министр обороны Канады П.Маккей категорично заявил, что «Арктика - это важная составная часть нашего государства и что наше присутствие в Арктике будет постоянно наращиваться». Канадцы прово­дят военные учения в регионе, демонстрируя методы борьбы с подводными лодками, незаконно входящими в береговую зону, и готовят резервистов к проведению операций за поляр­ным кругом. Так, вооруженные силы Канады с 20 по 30 марта с.г. провели военные учения в самой северной провинции Ка­нады - Нунавут, у арктической границы страны, в арктической и субарктической климатических зонах.

У России и Канады нет острых противоречий по пробле­мам границ. Претензии обоих государств на хребет Ломоносо­ва для расширения арктического шельфа вполне могут быть разрешены путем установления компромиссной разделитель­ной линии. Наращивание военных возможностей в регионе как Канадой, так и Россией направлено не столько на дости­жение военного превосходства в Арктике, сколько на обеспе­чение надежного контроля над безлюдными пространствами на Крайнем Севере и охрану национальных экономических интересов в рамках международного права. Кроме этого, Ка­нада выступает против усиления активности НАТО в Арктике.

Норвегия не дает определения своих арктических тер­риторий во внутригосударственных правовых актах, однако в Руководстве по проведению морских работ по нефти и газу в Арктике 1997 года установила, что арктическую территорию Норвегии образуют районы Норвежского моря севернее 65 градусов северной широты. Норвегия установила 200-миль­ную экономическую зону вокруг Шпицбергена, которую СССР, а затем и Россия, не признает, отмечая, что море вокруг архипелага - территория такой же свободной экономической деятельности всех желающих государств, как и сам архипелаг.

В 2006 года Норвегия приняла стратегию развития север­ных регионов. Правительство Норвегии объявило Арктику и весь Крайний Север главными приоритетами в своей внутрен­ней и внешней политике.

Экономика Норвегии серьезно зависит от сырьевых ре­сурсов, добыча углеводородов и энергетика - ее основа. Чет­верть расходов государства идет на строительство буровых платформ. Треть доходов бюджета государства составляют доходы от экспорта добываемых природных ресурсов. В Нор­вегии имеются месторождения серебра, мрамора, свинца, никеля, цинка, меди, гранита, титана, железа. Кроме этого, рыболовство, морские биоресурсы, лесная промышленность, судостроение и судоходство, туризм также связаны с северным направлением, поэтому у Норвегии нет другой альтернативы, кроме как двигаться в Арктику и укреплять свои позиции там.

Норвегия также как и Россия придерживается конвенци­онного подхода и предлагает разделение Арктики по линии между государствами на равном удалении от берега. При та­ком разделе Норвегия сможет претендовать на богатый при­родными ископаемыми участок в Баренцевом море. Для до­стижения своих целей по большинству направлений северной и арктической политики Норвегия рассчитывает на сотрудни­чество с Россией, ее северными субъектами, коренными наро­дами Севера.

Государства урегулировали спор о морских границах в Баренцевом море, согласованно поделив зону, на которую претендовали оба государства, на основе принципов междуна­родного права. 15.09.2010 г. между Российской Федерацией Ко­ролевством Норвегия был подписан Договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Договор разрабатывался более 40 лет и был заключен в соответствии с Конвенцией. До заклю­чения Договора 2010 года Россия была одним из главных оппо­нентов Норвегия в борьбе за северные территории, но Договор доказал способность арктических государств решать споры путем переговоров на основе норм международного права, прежде всего, Конвенции 1982 года.

Норвегия, которая является основательницей НАТО, признает Россию важным геополитическим игроком, но рас­сматривает ее также как потенциальную угрозу в своих стра­тегических документах. Норвегия считает необходимым вклю­чение вопросов по Арктике в сферу интересов НАТО. Такой подход противоречит российскому подходу, который заклю­чается в отсутствии необходимости подключения междуна­родных организаций и военно-политических альянсов к реше­нию арктических дел.

Дания подала свою заявку в ООН для установления гра­ниц их континентального шельфа в Арктике 15 декабря 2014 г. Свои исследования Северной Атлантики Дания начала в 2004 году с целью получения доказательств принадлежности ей хребта Ломоносова, и в 2012 году датские ученые, пришли к выводу, что он является продолжением Гренландии.

Дания, также как Норвегия исходит из принципа гра­ниц, идущих по срединной линии, и предлагает разделение Арктики между государствами по линиям, которые должны быть установлены на равном удалении от побережий арктиче­ских государств. При таком разделе Дания получит Северный полюс и арктическое пространство, почти равное канадскому. Евросоюз поддерживает Данию, поскольку хочет с ее помо­щью заполучить для себя арктический участок.

Дания претендует на участок шельфа размером 895 тыс. кв. км, который захватывает Северный полюс и районы Се­верного Ледовитого океана, находящиеся в сфере притяза­ний России и Канады25. Согласно датской позиции, против которой возражает, например, Канада, хребет Ломоносова принадлежит Дании, поскольку является затонувшей частью Гренландии, которая в свою очередь является автономной тер­риторией датского королевства26. При этом внутриполитиче­ские силы Гренландии стремятся получить независимость и выйти из-под контроля Дании, чтобы самостоятельно распо­рядиться правами на арктический шельф.

С военной точки зрения датчане занимают весьма осто­рожную позицию и пока ограничились лишь формировани­ем спецподразделения в Гренландии.

Финляндия граничит с Россией, Норвегией и Швецией, но не имеет прямого выхода к Арктике. Государство имеет выход в Мировой океан через Балтийское море, Ботнический и Финский заливы, когда они свободны ото льда. В 2010 году была опубликована государственная «Стратегия Финляндии в Арктике». Согласно Стратегии, интересы Финляндии связаны с защитой коренных народов, безопасностью судоходства, ох­раной окружающей среды и т.д.

В июне 1991 года арктические государства приняли Декла­рацию об охране окружающей среды в Арктике, реализация которой привела в 1996 году к созданию Арктического совета представителями восьми арктических государств: Дании, Исландии, Канады, Норвегии, России, США, Финляндии и Шве­ции. Финляндия эффективно реализует свою арктическую по­литику посредством деятельности в Арктическом совете.

Свое будущее в Арктике Финляндия во многом связыва­ет со Швецией и Исландией, а также Данией и Норвегией в рамках совместного «Скандинавского блока». По оценкам экспертов, это будет достаточно мощный оборонный союз. Кроме этого, Финляндия и Швеция уже прорабатывают во­прос о своем членстве в НАТО, что не может не повлиять на ситуацию в арктическом регионе и представляет собой пря­мую военную угрозу России на ее границе, попытку взять ее в окружение.

Швеция граничит с Норвегией и Финляндией, ее бере­га омывают воды Балтийского моря и Ботнического залива. Исторически Королевство Швеции всегда имело доступ к Ар­ктике, распространяя свою власть на другие скандинавские го­сударства, в частности, Норвегию. В настоящее время Швеция не имеет прямого выхода к Северному Ледовитому океан и не предъявляет юридических территориальных претензий в Ар­ктике, но претендует на свое геополитическое влияние в бо­гатом природными ресурсами регионе, в частности, в рамках Арктического совета .

Швеция располагает наиболее мощным военным ресур­сом среди всех скандинавских государств, что может исполь­зоваться для укрепления ее политических позиций в Арктике.

Исландия - самое маленькое арктическое государство, она не имеет прямого выхода к Северному Ледовитому океану, но занимает активную позицию в регионе и регулярно прово­дит различные мероприятия и конференций по арктическим вопросам. На территории Исландии располагаются секрета­риаты двух рабочих групп Арктического совета - по охране арктической флоры и фауны и по охране морских экосистем Арктики.

Приоритеты Исландии связаны с защитой окружающей среды и северных морей, поддержкой приполярных научных исследований и международного сотрудничества. Исландия заявляет о своих правах на арктический шельф, так, в 2009 году, стремясь поправить свое финансово-экономическое по­ложение, Исландия заявила о своем намерении привлекать иностранных инвесторов для добычи нефти на арктическом шельфе.

В целом российско-исландские межгосударственные от­ношения развиваются позитивно и предоставление Исландии кредита в размере 500 млн. долл. со стороны России лишнее тому подтверждение. Для России важно иметь ввиду, что во­енная база НАТО, которая была законсервирована в Исландии в 2006 году, может быть востребована при реализации со­вместных проектов.

Китай, не являясь арктическим государством, не претен­дует на богатство арктического шельфа, но заинтересованно следит за тем, когда арктические государства наведут юриди­ческий порядок и установят прозрачные и понятные правила свободного прохода через арктические воды. КНР уже оцени­ла преимущества морских перевозок из Китая в Европу и на восток США по северным морским путям Канады и России, которые в условиях круглогодичной навигации сократятся на 6-7 тыс. км. в каждую сторону.

Китай усиливает свое присутствие в Арктике, финанси­рует исследовательскую деятельность, расширяет сотрудниче­ство, заключил договор по освоению арктической зоны с Нор­вегией, открыл исследовательскую станцию на Шпицбергене. С 2012 года Китай несколько раз отправлял в северные моря самый крупный в мире неатомный ледокол «Снежный дра­кон» («Сюэлун»).

Даже предварительный анализ показывает, что арктиче­ский регион имеет важное стратегическое значение для всех арктических и ряда неарктических государств, он остается под сильным политическим давлением и противоречиями, между стремлением к сотрудничеству и соперничеством. Арктика предоставляет широкие возможности для сотрудничества в военной сфере, создания коллективной системы безопасности и арктические государства уже накопили позитивный опыт сотрудничества по военным вопросам. Вероятно, следует ожи­дать усиления военного присутствия арктических государств в регионе и развития там военной инфраструктуры по мере развития хозяйственно-экономической деятельности и нефте­газовых ресурсов Арктики, однако, вряд ли это означает мили­таризацию Арктики.

Российская позиция исходит из понимания того, что в Арктике пересекаются серьезные экономические и геополи­тические интересы государств, которые можно и нужно согла­совывать «в духе партнерства, путем переговоров и на основе действующих международно-правовых норм». Конкуренция в Арктике не должна носить военный и конфронтационный характер. Вместе с тем, в случае необходимости, Россия гото­ва оказать достойный отпор, что еще раз доказали российские военные учения в Арктике в марте 2015 года.

России сложно рассчитывать на постоянных союзников в Арктике. Реальным путем защиты российских интересов в ар­ктическом регионе остаются геологические исследования и ра­бота по международно-правовому обеспечению российской позиции по разделу арктического пространства. Первостепен­ную значимость в деле обеспечения российских стратегиче­ских интересов в регионе имеют научное изучение Арктики, которое должно учитываться в принятии решений по аркти­ческой политике России по всем направлениям, включая меж­дународно-правовое сопровождение.

   Присутствие военных в Арктике для государств северного полушария обеспечивает гарантии безопасности, но у многих других вызывает политическую напряженность и повышает вероятность конфронтации в полярном регионе. Не редко, объяснением размещения вооруженных подразделений в Ар­ктике становится необходимость выполнения различных ло­гистических задач и оказания помощи судам в случае аварии или несчастного случая в условиях труднодоступной среды и низких температур Арктики.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика