Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Определение целей принятия европейских регламентов в области технического регулирования
Научные статьи
26.07.16 11:37

Определение целей принятия европейских регламентов в области технического регулирования

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Кропотова Т. А.
3 94 2016
Европейское техническое регулирование активно развивается вследствие многообразия экономических связей и вызовов. Для определения того, какие технические регламенты необходимо принимать, и для чего, требуется изучить цели и программные положения соответствующих документов. Анализ и классификация целей технических регламентов ЕС позволяют выявить основные блоки общественной жизни, на которые направлена правовая защита.

В соответствии со статьей 288 Договора о функциониро­вании Европейского союза, «Для осуществления компетенции Союза институты принимают регламенты, директивы, реше­ния, рекомендации и заключения».

Как отмечается в зарубежной литературе, указанные пра­вовые источники оптимизировали процесс европейского нор­мотворчества, заменив собой 22 законодательные процедуры права Европейского союза (ЕС).

В соответствии со статьей 249 Договора, «Регламент пред­назначен для общего пользования. Он является обязательным во всех своих частях и подлежит непосредственному примене­нию во всех государствах-членах».

Наряду с остальными источниками европейского права, регламенты ЕС формируют основу для последующих техни­ческих требований к продукции, при этом являясь кодексом норм т.н. «общего характера», обязательных для применения соответствующими адресатами. Европейские регламенты обладают прямым действием и не требуют ратификации го­сударствами-членами ЕС. Помимо этого, принцип прямого подхода означает, что регламенты могут напрямую приме­няться частными лицами и национальными администрация­ми, а также быть основой требований в национальных судах.


 

Регламенты принимаются совместно Европейским пар­ламентом и Советом ЕС по предложению Комиссии. Регла­менты Европейского союза не содержат столь подробных технических требований к продукции, как европейские стан­дарты. Тем не менее, сфера применения регламентов чрез­вычайно обширна. Только за последние 10 лет было принято большое количество регламентов, содержащих требования к различным видам продукции: химическим веществам, поли­мерам, древесине, электрическим и холодильным приборам, офисному оборудованию, световым приборам, кондиционе­рам, телевизорам, текстильной продукции и т.п.Требования практическим к любому типу продукции, которая обращает­ся на территории ЕС, можно определить исходя из европей­ских регламентов.

Из объемного правового массива можно выявить опре­деленные закономерности для лучшего понимания причин и перспектив европейского нормотворчества. Необходимо уяс­нить цели, во исполнение которых принимаются регламенты ЕС в области технического регулирования. Как свидетельству­ет российская правовая доктрина, телеологический метод является характерным для права ЕС и позволяет связать европейские правовые нормы «с целями интеграционного раз­вития Евросоюза».

Главным образом, цели европейских регламентов указаны в преамбуле к правовым документам. Согласно теории права, главное назначение преамбулы «состоит в закреплении официальных целей, принципов договора и мотивов его заключения».

Для выявления общности целей различных регламентов, были проанализированы некоторые технические регламенты Европейско­го парламента и Совета Европейского союза. Представляется воз­можным выделить 6 основных целей принятия европейских регла­ментов.

1.     Защита прав человека и охрана здоровья и безопасности лич­ности. В соответствии со статьей 2 Маастрихтского договора, Союз предоставляет своим гражданам пространство свободы, безопас- ности8.Данная цель представляется наиболее важной и свидетель­ствует о высокой значимости европейского технического регули­рования для улучшения жизни европейских граждан и соединения технического процесса и гуманитарных ценностей. Так, Регламент об отчетности, анализа и расследования происшествий в граждан­ской авиации своей целью указывает обеспечение высокого уровня безопасности и снижение фатальных ситуаций. Регламент в области пищевой продукции отмечает необходимость принятия документа в целях обеспечения здоровья и благополучия граждан, их социаль­ных и экономических интересов, провозглашает обязанностью Со­юза предоставить высокий уровень защиты человеческой жизни и здоровья. Регламент о применении горючего газообразного топлива устанавливает, что при его применении государства-члены должны в любом случае исходить из целей охраны здоровья и безопасности людей и неприемлемости соответствующих рисков.

2.     Охрана окружающей среды. Данная цель регламентов Европы исключительно важна, поскольку техническое регу­лирование призвано исключить негативное влияние челове­ческой деятельности на природу и позаботиться о недопуще­нии экологического ущерба. В соответствии с пунктом 2 ст.191 Договора о функционировании ЕС, «Политика Союза в сфере окружающей среды стремится к достижению высокого уров­ня ее охраны с учетом разнообразия ситуаций в различных регионах Союза». Согласно статьи 37 Хартии Европейского союза об основных правах, «Высокий уровень защиты и повышение качества окружающей среды должны стать частью политики Союза и обеспечиваться в соответствии с принципом устойчивого развития». Идентичная формулировка содержится в пунктах 1-3 Преамбулы Регламента ЕС об использовании биоцидных продуктов, который также утверждает, что целью данного Регламента является улучшение свободного обраще­ния биоцидных продуктов в Союзе при обеспечении высокого уровня защиты здоровья людей и животных, а также окружа­ющей среды.

3.     Устранение барьеров торговли между европейскими странами и создание рынка свободного обращения товаров. Среди экономической группы целей регламентов ЕС, данная цель является наиболее важной и исходит из принципиальных положений европейского права и целей создания Европейско­го союза. Значительное количество европейских регламентов объявляют своей целью недопущение создания технических барьеров в торговле между европейскими странами, техни­ческий ограничений для развития свободного рынка, неза­конных и невыгодных правовых препятствий, поскольку при отсутствии подобных регламентов государства-члены ЕС соз­дают технические нормы, препятствующие производителям продавать свою продукции на территории других государств-членов, что мешает эффективному развитию экономических связей.

4.     Усиление конкурентоспособности европейских товаров пу­тем внедрения инноваций. Европейские регламенты выполняют важную функцию по развитию отраслей экономики, поскольку на­правлены на создание более эффективной, качественной и конкурен­тоспособной продукции для внутреннего потребления и экспортной реализации. Такую цель заявляют, например, Регламенты о класси­фикации, маркировке и упаковке веществ и смесей, о Европейском морском и рыболовном фонде, о рынках сельскохозяйственной продукции.

5.     Защита прав потребителей и транспарентность про­изводства. Регламенты ЕС нацелены на защиту прав потреби­телей путем требований к маркировке товаров и информи­рованию покупателей о необходимых свойствах, составах и компонентов товаров. Например, Регламент о материалах и изделиях, предназначенных для контакта с пищевыми продук­тами, должен содействовать «безопасному и правильному ис­пользованию потребителями активных материалов и изделий в соответствии с пищевым законодательством, включая поло­жения об этикетировании пищевых продуктов» и не противо­действовать предоставлению информации, способной ввести потребителей в заблуждение.

6.     Унификация правового регулирования обеспечения качества продукции. Объем технических норм Союза чрезвы­чайно велик, в результате принятия технических правил на разных уровнях могут возникать коллизии. В данную группу входит пакет регламентов, вносящих поправки в действующие регламенты в целях упрощения регулирования и в интересах достижения правовой определенности, а также развиваю­щие и дополняющие регламенты для более совершенного применения.

    Указанный перечень целей, бесспорно, не является исчер­пывающим. В связи с обилием нормативных актов, отраслей продукции, технических проблем и экономических вызовов, цели принятия технических регламентов могут быть дополне­ны и расширены. При этом следует отметить, что европейские регламенты сочетают и комбинируют одновременно несколь­ко целей, программируя развитие технических норм сразу в нескольких направлениях. Европейское нормотворчество, в целом, демонстрирует крайне эффективное и совершенное регулирование в области качества и безопасности, следова­тельно, европейский опыт требует изучение и позволяет за­имствовать соответствующие приемы и методы юридической техники.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика