Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Н.Б. Пастухова:
ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ БУДУЩЕЕ!
Интервью с  Пастуховой Надеждой Борисовной, доктором юридических наук, профессором кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА), почетным работником высшего профессионального образования

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


15-летие Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений
Научные статьи
27.07.16 11:28

15-летие Международного института энергетической политики и дипломатии Московского государственного института международных отношений
     
  
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Гулиев И. А., Литвинюк И. И.
3 94 2016
Территориально-структурные сдвиги в глобальной нефтеперерабатывающей промышленности
Особенностью развития нефтеперерабатывающих производств является многообразие технологических параметров, которые оказывают влияние на величину капитальных вложений и эксплуатационных затрат. Кроме того, на целесообразность географического размещения центров нефтепереработки существенное влияние оказывают тенденции социально-экономического развития региона, которые обусловливают перспективный локальный уровень спроса на продукцию нефтеперерабатывающих заводов.
Развитие нефтеперерабатывающей промышленности является процессом, который представляется возможным спрогнозировать с использованием традиционных теорий развития предприятия и их прикладного аппарата. В то же время, в силу функционирования на рынке совокупности предприятий, которые образуют сложную систему экономических взаимоотношений, нефтеперерабатывающая промышленность характеризуется целым рядом особенностей, ограничивающих возможность количественного измерения показателей мировой нефтепереработки.
В статье рассматриваются современные тенденции изменения географической конфигурации размещения центров нефтепереработки.


Развитие мировой нефтеперерабатывающей промыш­ленности обусловлено тенденциями, характеризующими из­менения со стороны спроса на топлива, используемые в транс­портном секторе. В свою очередь, рост экономик ряда стран и регионов мира, наблюдаемый, преимущественно, в развиваю­щихся странах и происходящий на фоне роста численности на­селения и повышения уровня социально-экономического раз­вития населения с сопутствующим ему ростом покупательной способности, создает предпосылки к наращиванию парка транс­портных средств, использующих в качестве топлива продукты не­фтепереработки. Так, ключевыми факторами глобального роста спроса на нефтепродукты являются рост потребления светлых нефтепродуктов (автомобильного бензина, дизельного топлива), снижение уровня спроса на котельное топливо ввиду его замены более экологичными энергоносителями, возрастающая роль ди­зельного топлива за счет увеличения в мировом масштабе доли


Рисунок 1 - Общемировая структура выпуска продукции нефтеперерабатывающих заводов в период 2006-2014 гг., %


автомобилей, использующих его в качестве топлива, а также по­вышение объемов выпуска авиационного керосина (реактивного топлива) ввиду роста авиатранспортного потока.

Ожидается, что, по крайней мере, в период до 2025 г. рост спроса на нефтепродукты будет в совокупности составлять 1,2 %, при этом доля дизельного топлива в структуре потребления достигнет не менее чем 37 %. Развитые страны, расположен­ные на европейском и американском континентах, достигли «пика потребления» и в настоящее время характеризуются на­сыщением рынка автомобилей. В региональном разрезе клю­чевым фактором роста спроса на продукты нефтепереработки оставался и остается спрос со стороны потребителей в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), особенно в Китае и Индии. Ключевым фактором, обеспечивающим данное изме­нение, останутся именно развивающиеся страны региона АТР, а основным потребителем в масштабе общемировых измере­ний - транспортный сектор.

В то же время, проводя анализ нефтеперерабатывающего сектора, нельзя не учесть ряд особенностей его функциониро­вания, среди которых ключевыми являются следующие: про­дукцией нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) преимуще­ственно является не один продукт, а совокупность продуктов, являющихся предметом конкурентной борьбы между постав­щиками на соответствующих товарных рынках; минимальные технологически обусловленные устанавливаемые на современ­ных НПЗ мощности заметно превышают уровни реального рыночного спроса на нефтепродукты на региональных рынках, что зачастую предполагает осуществление инвестиций на вве­дение новых НПЗ в промышленную эксплуатацию с учетом вероятности возникновения невозвратных издержек (неокупа­емых капиталовложений); несмотря на то, что волатильность экономики оказывает влияние на всех участников экономиче­ских отношений, в некоторых складывающихся на энергетиче­ских рынках условиях ранее обоснованная экономическая це­лесообразность реализации ряда чрезвычайно капиталоемких проектов в сфере нефтепереработки может быть утрачена.

В данном контексте и с учетом продиктованных спец­ификой отрасли ограничений актуальной задачей отдельных государств становится снижение зависимости национальных потребителей от импортных поставок нефтепродуктов, связан­ное, в первую очередь, с повышением уровня энергетической безопасности страны, решение которой фактически сводится к необходимости локализации нефтепереработки на территории стран-потребителей. Кроме того, это обеспечивает снижение удельной стоимости конечной продукции нефтеперерабатыва­ющей промышленности как для оптовых, так и розничных по­купателей благодаря снижению логистических издержек за счет обеспечения прямых поставок и сокращению сроков поставки. Спрос на нефть, генерируемый, таким образом, субъектами не­фтеперерабатывающей промышленности, оказывает существен­ное воздействие на изменение транспортных потоков сырой неф­ти, которые, вследствие современных глобальных экономических преобразований, смещаются преимущественно в сторону АТР.

Глобальной тенденцией остается постепенное снижение доли бензинов и происходящий на этом фоне рост значения ди­зельного топлива в удовлетворении спроса на нефтепродукты со стороны конечных потребителей. Следует отметить, что данный переход потребует изменения конфигурации существующих НПЗ. Работа по техническому переустройству нефтеперераба­тывающих заводов ведется в направлении повышения выпуска продуктов средней дистилляции. Однако при этом представи­тели отрасли сталкиваются с жесткой конкуренцией за рынки сбыта бензина со стороны производителей нефтепродуктов из стран региона Южной Америки и Ближнего Востока. Проблема нехватки производственных мощностей по выпуску дизельного топлива для удовлетворения внутреннего спроса в Европе, усу­губляющаяся закрытием ряда НПЗ ввиду их низкой рентабель­ности или невозможности технического перевооружения на вы­пуск других видов топлива, отчасти решается за счет импорта, в том числе из России. В целом по миру структура выпуска не­фтепродуктов варьируется относительно слабо и зависит, пре­имущественно, от развития технологий, обеспечивающих опре­деленную глубину переработки нефти. В связи с этим вполне обоснованным является представление общемировой структуры выпуска продукции НПЗ следующим образом (Рисунок 1).

Из представленной информации очевидно, что доля ав­томобильного бензина, равно как и топочного мазута, в струк­туре выпуска постепенно снижается в течение рассматрива­емого периода, что происходит на фоне постепенного роста доли производства дизельного топлива.

Для США и Канады, занимающих, соответственно, третье и пятнадцатое места в мире по числу автомобилей на душу населения (797 и 607 транспортных средств на 1000 человек), характерно то, что их автопарк преимущественно оборудован бензиновыми двигателями. Однако на современном этапе на­блюдается изменение структуры потребления нефтепродук­тов ввиду роста количества грузового и пассажирского транс­порта, работающего на дизельном топливе. В связи со 100 %



С. Америка                                                Ю. и Ц. Америка               В. Европа и Евразия

З. Европа                                                  Б. Восток                                                                  Африка

АТР                                                   ^^^“Мир                                                                                        Линейная (Мир)

Рисунок 2


загрузкой собственных мощностей по переработке, внутрен­ний спрос на транспортные топлива частично удовлетворя­ется за счет импортных поставок в размере 25,7 и 10,2 млн т бензина. Так, крупнейшими экспортерами бензина в США являются канадские производители (5,3 млн т), Великобрита­ния (4,0 млн т), Индия (2,5 млн т) и Нидерланды (1,9 млн т); в Канаду - Нидерланды (1,5 млн т) и Великобритания (0,6 млн т).

Европейский рынок испытывает непростую ситуацию дисбаланса на рынке нефтепродуктов, что вызвано активно проводимой политикой ЕС по популяризации автомобилей, работающих на дизельном топливе. В настоящее время оно занимает значительную долю европейского рынка нефтепро­дуктов, продолжая более чем пятнадцатилетнюю тенденцию к росту. Так, если в 2000 г. спрос на него по отношению к бен­зину составлял коэффициент 1,20, то в 2005 г. это значение до­стигло отметки 1,25, а в 2010 г. - 1,26. В 2015 г. уровень данного показателя прогнозируется на уровне 1,31. В 2009 г. был реали­зован переход на моторные топлива высокого экологического класса, соответствующие стандарту Евро-5. На фоне проводи­мой ЕС политики существуют также программы по снижению среднего расхода топлива и повышения доли биотоплива.

В перспективе до 2025 г. ожидается рост влияния мировой нефтеперерабатывающей промышленности на развитие отрасли нефтехимии. Отмечается, что уже на современном этапе развития нефтеперерабатывающая промышленность выступает ключевым поставщиком сырья для нефтехимических производств, являю­щегося преимущественно побочной продукцией производствен­ных процессов на НПЗ. В то же время наблюдаются тенденции взаимной интеграции производств НПЗ и нефтехимии в единые производственные комплексы, причем глубина этой интеграции постепенно увеличивается, фактически представляя собой допол­нительный фактор изменения географической конфигурации и производственной структуры мировой нефтеперерабатывающей промышленности в целом, позволяющий осуществлять сокраще­ние транзакционных издержек для производителей.

В прогнозах развития энергетики отмечается, что в те­чение периода до 2025 г. будет увеличиваться коэффициент использования мощностей, поскольку рост спроса на нефте­продукты будет опережать рост их реального производства, причем данная тенденция будет особенно остро выражена в странах Западной Европы. В целом, ввиду вышеуказан­ной причины, в перспективе ожидается расширение общего структурного дефицита на рынках нефтепродуктов.

В то же время следует подчеркнуть, что существующие сово­купные мировые мощности по переработке нефти вполне доста­точны для покрытия мирового спроса на автомобильные топлива, однако эти мощности не всегда размещены там, где существует локальный спрос на продукты нефтепереработки (Рисунок 2).

Очевидным, исходя их представленного на Рисунке 2 гра­фика, является устойчивое наращивание мощностей нефте­переработки, однако в региональном разрезе его структура весьма неоднородна. При среднемировом росте мощностей на 15 % в период 2000-2013 гг. значительный прирост показы­вают АТР (43 %) и страны региона Ближнего Востока (27 %). Остальные рассматриваемые в рамках исследования регионы, нарастив производственные мощности НПЗ в период до 2005 г., в интервале 2005-2013 гг. преимущественно снизили темп прироста мощностей НПЗ или продемонстрировали сниже­ние в рассматриваемом периоде - как в случае с регионами За­падной и Восточной Европы, на 6 и 3 % соответственно.

В настоящее время основными рынками сбыта нефтепро­дуктов выступают рынки Китая, стран Северной Америки и стран Юго-Восточной Азии. Избыточные мощности при этом размещены в Японии и Западной Европе, однако последним характерен ряд технико-технологических особенностей, огра­ничивающих структуру выпускаемой ими продукции.

Данная проблематика приобретает особую актуаль­ность в контексте модернизации российских НПЗ, располо­женных в регионах бассейнов Балтийского и Черного морей и способных обеспечить устойчивые экспортные поставки высококачественных топлив на европейские рынки. Однако количественные оценки объемов экспортного потока по обо­им маршрутам поставок требуют детального исследования спроса на нефтепродукты в странах, в которые могут осущест­вляться поставки топлив морским транспортом из российских портов на принципах экономической целесообразности.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика