Правовой статус эксперта: сравнительный анализ по
уголовно- процессуальному кодексу РФ и Украины
СРАВНИТЕЛЬНОЕ
ПРАВО
Позий В.
С., Тихомирова Т. О., Гуменчук О. О.
2 93 2016
В статье
предпринята попытка провести сравнительный анализ правового положения судебного
эксперта в России и в Украине по Уголовно-процессуальному кодексу РФ и Украины
с целью обмена положительным опытом, внесения предложений об изменениях в законодательные
акты РФ.
Правовые системы Российской Федерации и Украины постоянно находятся
на этапе демократических преобразований. Данный процесс влечет за собой важные
и качественные изменения в основных отраслях процессуального права. Наиболее
глубоким изменениям подверглось уголовное процессуальное законодательство
Украины, прежде всего, в связи со вступлением в законную силу нового Уголовного
процессуального кодекса. Однако и в России законодатель обозначил
государственную политику, направленную на укрепление таких понятий, как
верховенство права, законности и правопорядка. Постоянное реформирование
призвано качественно совершенствовать уровень борьбы с преступностью. Особое
значение в свете реформ имеет повышение эффективности деятельности
правоохранительных органов и судов. В оптимизации этого процесса важную роль
играет полноценное применение современных достижений науки и техники. Реализация
данных процессов во многом зависит от эффективного использования специальных
знаний и научно-технических средств в доказывании по уголовному делу путем пытка провести сравнительный анализ правового положения
эксперта в России и в Украине с целью обмена положительным
опытом, возможного внесения изменений в законодательные акты РФ.
Этим определяется актуальность темы нашей статьи.
Использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве
происходит в тех случаях, когда субъекты правоприменительной практики не
обладают специальными знаниями, необходимыми для решения вопросов, возникающих
в процессе уголовного судопроизводства.

В качестве субъекта, обладающего специальными знаниями,
может выступать эксперт. Законодатель как в Уголовнопроцессуальном кодексе
Российской Федерации (далее - УПК РФ), так и в Уголовном процессуальном кодексе
Украины (далее - УПК Украины), относит
эксперта к иным участникам уголовного судопроизводства (глава 8, ст. 57 УПК РФ
и глава 3, § 5, ст. 69 УПК Украины). Эксперт в соответствии с ч. 1 ст. 57 УПК
РФ - это лицо, обладающее специальными знаниями и назначенное в порядке,
установленном УПК РФ, для производства судебной экспертизы и дачи заключения[1].
В УПК Украины приводится более широкое определение: эксперт - это лицо, которое
владеет научными, техническими или другими специальными знаниями, имеет право
в соответствии с Законом Украины «О судебной экспертизе» на проведение
экспертизы и которому поручено провести исследование объектов, явлений и
процессов, которые содержат сведения об обстоятельствах совершения уголовного
правонарушения, и дать вывод по вопросам, которые возникают во время уголовного
производства и касаются сферы его знаний.
Понятие «специальных знаний» у законодателей обеих стран совпадает и означает
профессиональные знания, полученные в результате обучения, а также навыки,
приобретенные осведомленным лицом в процессе практической деятельности в
различных областях науки, техники и других общественно полезных сферах
человеческой деятельности, используемые вместе с научнотехническими средствами
при проведении экспертизы.
Содержанием специальных знаний являются теоретически обоснованные и
проверенные практикой положения и правила, относящиеся к любой области науки,
техники, искусства и др.
Общим является и то,
что знания в области права не являются специальными, поскольку ими должно
обладать лицо, ведущее расследование. Поэтому экспертизы для решения правовых
вопросов не назначаются, что подтверждается п. 4 Постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной
экспертизе по уголовным делам», где закреплено, что «постановка перед экспертом
правовых вопросов, связанных с оценкой деяния, разрешение которых относится к
исключительной компетенции органа, осуществляющего расследование, прокурора,
суда (например, что имело место - убийство или самоубийство), как не входящих
в его компетенцию, не допускается».
Аналогичное решение было принято и закреплено в п. 2 Постановления Пленума
Верховного Суда Украины № 8 «О судебной экспертизе по уголовным и гражданским
делам» от 30 мая 1997 г., где говорится о недопустимости назначения экспертизы
в случаях, когда выяснение определенных обстоятельств не требует специальных
знаний, а также постановки перед экспертом правовых вопросов, решение которых
отнесено законом к компетенции суда (в частности, по вине, невменяемости или
недееспособности лица и т.п.). Таким образом, специальные знания в области
судебной экспертизы используются с целью выявления свойств объектов, для
установления фактических обстоятельств расследуемого уголовного правонарушения.
Основные требования к
лицу, которое может являться судебным экспертом, содержатся в Федеральном
законе от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации» и Законе Украины (ЗУ) № 4038а-12 от
25.02.94 г. «О судебной экспертизе», где определены правовые основы, принципы
организации и основные направления государственной судебно-экспертной
деятельности. К сожалению, деятельность экспертов, не входящих в число
государственных судебных экспертов РФ, в настоящее время не получила достойной
правовой регламентации, в связи с чем некоторыми учеными высказывается мнение о
«монополии государственных судебных учреждений» и намеренном устранении из
уголовного судопроизводства экспертов, не входящих в число государственных
судебных экспертов.
В соответствии со ст.
7 Закона Украины «О судебной экспертизе» судебно-экспертную деятельность
осуществляют государственные специализированные учреждения и ведомственные
службы, к которым относятся научно-исследовательские учреждения судебных
экспертиз Министерства юстиции Украины, Министерства здравоохранения Украины и
экспертные службы Министерства внутренних дел Украины, Министерства обороны
Украины, Службы безопасности Украины и другие учреждения судебных экспертиз, а
также в случаях и на условиях, определенных настоящим Законом, судебные
эксперты, не являющиеся работниками указанных учреждений. Для проведения
некоторых видов экспертиз, которые не осуществляются исключительно
государственными специализированными учреждениями по решению лица или органа,
назначивших судебную экспертизу, могут привлекаться (кроме судебных экспертов)
и другие специалисты из соответствующих областей знаний. Аттестованные
согласно ст. 9 ЗУ «О судебной экспертизе» судебные эксперты включаются в государственный
Реестр аттестованных судебных экспертов, ведение которого возложено на
Министерство юстиции Украины. Лицо или орган, которые назначили судебную
экспертизу, могут поручить ее проведение тем судебным экспертам, фамилии
которых внесены в государственный Реестр аттестованных судебных экспертов в
случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 7 ЗУ «О судебной экспертизе», а также другим
специалистам из соответствующих областей знания. Судебными экспертами
государственных специализированных учреждений в Украине могут быть специалисты,
имеющие соответствующее высшее образование, образовательно-квалификационный
уровень не ниже «специалиста», которые прошли соответствующую подготовку и
получили квалификацию судебного эксперта по определенной специальности. Также к
проведению судебных экспертиз, кроме проводимых исключительно государственными
специализированными учреждениями, могут привлекаться судебные эксперты,
которые не являются работниками этих учреждений, при условии, что они имеют
соответствующее высшее образование, образовательно-квалификационный уровень не
ниже «специалист», прошли соответствующую подготовку в государственных
специализированных учреждениях Министерства юстиции Украины, аттестованы и получили
квалификацию судебного эксперта по определенной специальности в порядке,
предусмотренном настоящим Законом.
Понятие
государственного судебного эксперта в РФ приводится в ст. 12 Федерального
закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской
Федерации», в соответствии с которым им является аттестованный работник
государственного судебно-экспертного учреждения, производящий судебную
экспертизу в порядке исполнения своих должностных обязанностей.
При этом в ст. 13 данного Федерального закона содержатся профессиональные и
квалификационные требования,
предъявляемые к эксперту, в соответствии с которыми должность эксперта в
государственных судебно-экспертных учреждениях может занимать гражданин
Российской Федерации, имеющий высшее образование и получивший дополнительное
профессиональное образование по конкретной экспертной специальности в порядке,
установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных
органов исполнительной власти. Должность эксперта в экспертных подразделениях
федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел может также
занимать гражданин Российской Федерации, имеющий среднее профессиональное
образование в области судебной экспертизы.
В части 2 ст. 195 УПК
РФ указано также, что судебная экспертиза может быть произведена иными
экспертами из числа лиц, обладающих специальными знаниями. В п. 2 Постановления
Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. № 28 мы
можем найти разъяснение, что «к иным экспертам из числа лиц, обладающих
специальными знаниями, относятся эксперты негосударственных судебно-экспертных
учреждений, а также лица, не работающие в судебно-экспертных учреждениях». При
этом под негосударственными судебно-экспертными учреждениями необходимо
понимать некоммерческие организации (некоммерческие партнерства, частные
учреждения или автономные некоммерческие организации), созданные в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом
«О некоммерческих организациях», осуществляющие судебно-экспертную
деятельность в соответствии с принятыми ими уставами. А вот профессиональные и
квалификационные требования к экспертам негосударственных судебно-экспертных
учреждений, а также к лицам, не работающим в судебно-экспертных учреждениях,
не распространяются. В связи с этим правоприменитель в лице следователя,
дознавателя или суда становится перед серьезным выбором: ведь заключение
эксперта, не соответствующего профессиональным и квалификационным требованиям,
может поставить под вопрос профессиональный уровень таких экспертов, а также достоверность,
обоснованность выводов, к которым пришел эксперт по результатам проведенного
исследования.
На наш взгляд, было
бы правильно, если бы в России был создан общий реестр судебных экспертов с
информацией об их квалификации, как это практикуется в Украине. На сайте
Министерства юстиции Украины имеется подобный реестр судебных экспертов, доступ
к которому является открытым.
В настоящее время
Некоммерческое партнерство «Национальная палата судебной экспертизы»
осуществляет сертификацию судебных экспертов и экспертных организаций в
системе добровольной сертификации. Данная «система добровольной сертификации
судебных экспертов, организаций и лабораторий, оказывающих услуги в области
судебной экспертизы» предназначена для подтверждения компетентности судебных
экспертов и проведения объективной оценки соответствия экспертной деятельности
хозяйствующего субъекта требованиям законодательства РФ, в том числе в области
судебно-экспертной деятельности. Квалифицированные судебные эксперты,
прошедшие добровольную сертификацию, могут осуществлять судебную экспертную
деятельность по специальности, по которой проведена процедура сертификации.
Стоит отметить, что на сегодняшний день сертификация такого рода осуществляется
по следующим экспертным специализациям: судебная строительно-техническая
экспертиза; судебная землеустроительная экспертиза; судебная оценочная
экспертиза; судебная финансово-экономическая и бухгалтерская экспертиза и
судебная пожарно-техническая экспертиза.
Данный перечень,
разумеется, не охватывает всего многообразия экспертных специализаций, по
которым может возникнуть необходимость в назначении судебной экспертизы.
В связи с этим можно
сделать вывод, что реестр подобного плана, но охватывающий больший перечень
экспертных специализаций и объединяющий в себе информацию обо всех экспертах,
как государственных, так и не являющихся государственными, был бы хорошим
подспорьем для правоприменителей РФ, ведь именно они являются пользователями
конечного продукта в виде заключения эксперта и для них, конечно же,
немаловажно, чтобы экспертиза была выполнена профессионально и позволяла
установить истину по делу. Также подобный реестр оказал бы существенное
содействие следователям, дознавателям и суду в отборе и подборе компетентных
судебных экспертов, что позволит им сделать выбор, не сомневаясь в
правильности, обоснованности и всесторонности проведенного исследования.
Только в этом случае заключение эксперта можно будет признать доказательством
по уголовному делу.
Согласно действующим
УПК РФ и УПК Украины эксперт является независимым и самостоятельным субъектом
уголовного судопроизводства, обладающим собственными процессуальными правами
и обязанностями, что обеспечивается и соответствующими законами РФ «О
государственной судебноэкспертной деятельности» и Украины «О судебной экспертизе».
Эксперт в РФ и в
Украине наделен правами, которые перечислены в ч. 3 ст. 57 УПК РФ, ст. 17 ФЗ
«О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и
частях 3, 7 ст. 69 УПК Украины, ст. 13 ЗУ «О судебной экспертизе»:
1)
знакомиться с
материалами уголовного дела, относящимися к предмету судебной экспертизы.
Исходя из этого, эксперт, в случае, если представленных сведений ему недостаточно,
вправе изучить и другие материалы уголовного дела, относящиеся к предмету
экспертизы. Данное право может быть реализовано экспертом на любой стадии
уголовного судопроизводства. Однако, как показывает практика, при выполнении
судебно-медицинских экспертиз экспертам приходится сталкиваться с такого рода
трудностями: в случаях, когда они запрашивают материалы уголовного дела,
следователи, как правило, направляют в их адрес не оригиналы документов,
находящихся в материалах дела, а их копии. Чаще всего в качестве запрашиваемых
документов выступают медицинские карты, объяснения участников судопроизводства
и др. При этом бланки многих документов заполняются рукописными записями, а
копирование документов с использованием офисной техники приводит к тому, что
необходимые записи плохо отображаются, что значительно усложняет их
использование экспертами в виду нечеткости изображений и низкого качества
предоставляемых копий. Вполне обоснованным в данном случае является составление
экспертами повторных запросов на предоставление оригиналов документов или же
более качественных копий. Как следствие, повторные запросы приводят к
затягиванию сроков расследования;
2)
ходатайствовать о
предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения,
либо привлечении к производству судебной экспертизы других экспертов.
Ходатайство эксперта о предоставлении ему дополнительных материалов может
касаться как дополнительных образцов для сравнительного исследования, так и
протоколов следственных действий, содержащих информацию, необходимую для экспертного
исследования. Важно отметить, что такого рода ходатайство должно быть
мотивированным и содержать выводы о невозможности дать заключение без
дополнительных материалов. В отношении привлечения других экспертов необходимо
подчеркнуть, что данное ходатайство не свидетельствует о праве эксперта предложить себе
замену или помощника в силу недостаточности собственных специальных познаний.
Ходатайство эксперта в таком случае может быть обусловлено необходимостью
проведения исследований больших объемов, а также может быть вызвано необходимостью
привлечения нескольких экспертов одной специальности или же привлечения к
исследованию экспертов иных смежных специальностей.
3)
участвовать с
разрешения дознавателя, следователя или суда в процессуальных действиях и
задавать вопросы, относящиеся к предмету судебной экспертизы. На наш взгляд,
во многих случаях реализация указанного права действительно необходима для
получения дополнительной информации, позволяющей экспертам более полно и
объективно отвечать на поставленные в постановлении (определении) о назначении
экспертизы вопросы. Кроме того, привлечение эксперта для проведения
определенных действий позволяет самим участникам более точно выяснить
обстоятельства уголовного правонарушения. Во многих случаях эксперту дается
право задавать вопросы, знакомиться с материалами уголовного дела;
4)
давать заключение в
пределах своей компетенции, в том числе по вопросам, хотя и не поставленным в
постановлении о назначении судебной экспертизы, но имеющим отношение к предмету
экспертного исследования. Таким образом, законодатель данной нормой допускает
инициативу эксперта в разрешении вопросов, не поставленных перед экспертом,
если они имеют отношение к предмету судебной экспертизы. Используя право на
экспертную инициативу, эксперт может сам сформулировать вопросы, которые не
были поставлены перед ним следователем, дознавателем или судом. Считаем, что к
этому праву экспертам надо относиться с осторожностью, т. к. не исключено, что
следователь или дознаватель специально не поставил некоторые вопросы, что
могло быть связано с недостаточностью исследуемых материалов (возможностью
изъятия их в дальнейшем), тактикой расследования, планированием назначения
дополнительной экспертизы. В качестве рекомендации мы бы советовали в таких
случаях согласовывать данные действия с лицами, назначившими экспертизу;
5)
приносить жалобы на
действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда,
ограничивающие его права;
6)
отказаться от дачи
заключения по вопросам, выходящим за пределы специальных знаний, а также в
случаях, если представленные ему материалы недостаточны для дачи заключения.
Отказ от дачи заключения должен быть заявлен экспертом в письменном виде с
изложением мотивов отказа. Отметим, что данное право экспертом может быть
реализовано путем отказа от дачи как заключения в целом, так и по отдельным
вопросам.
Законодатель РФ в ст.
16 ФЗ «О государственной судебноэкспертной деятельности) указывает, что
эксперт не вправе принимать поручения о производстве судебной экспертизы
непосредственно от каких-либо органов или лиц, за исключением руководителя
государственного судебно-экспертного учреждения. Что касается привлечения
эксперта по УПК Украины, то в ст. 242 сказано, что экспертиза может
проводиться экспертом по обращению стороны уголовного производства или по
поручению следственного судьи или суда. Так, согласно ст. 243 УПК Украины
привлечь эксперта могут: сторона обвинения, сторона защиты на договорных
условиях для проведения экспертизы, в том числе и обязательной; эксперт может
быть привлечен следственным судьей по ходатайству стороны защиты.
Общими для УПК РФ и
Украины являются права: получать вознаграждение за выполненную работу и
возмещение расходов, связанными с проведением экспертизы, в случае, если
проведение экспертизы не является служебной обязанностью лица, которое
привлечено в качестве эксперта (п. 6 ч. 3 ст. 69 УПК Украины; п. 4 ч. 2 ст. 131
УПК РФ).
Обращает на себя
внимание, что эксперт не вправе принимать и исследовать материалы, не
указанные в постановлении (определении) о назначении экспертизы, приступать к
производству экспертного исследования без постановления (определения) о
назначении экспертизы. Ему запрещается вести (помимо участия в судебном
заседании) переговоры с участниками уголовного процесса по обстоятельствам
производства; привлекать других лиц к производству порученной ему экспертизы;
хранить материалы уголовного дела, по которому проводится экспертиза, вне
служебного помещения. При нарушении указанных требований он может быть привлечен
к дисциплинарной ответственности.
Обязанности эксперта
раскрываются в ст. 16 Федерального закона «О государственной
судебно-экспертной деятельности», ч. 5 ст. 69 УПК Украины и состоят в
следующем:
лично провести полное
исследование и дать обоснованное и объективное письменное заключение на
поставленные ему вопросы, а в случае необходимости, - разъяснить его;
не разглашать
сведения, которые стали ему известны в связи с производством судебной
экспертизы, в том числе сведения, которые могут ограничить конституционные
права граждан, а также сведения, составляющие государственную, коммерческую или
иную охраняемую законом тайну;
обеспечить
сохранность представленных объектов исследований и материалов дела. В
отношении данной обязанности стоит отметить, что эксперт не вправе проводить
исследования, при которых возможно полное или частичное уничтожение объектов,
либо изменение их внешнего вида или основных свойств, поскольку они могут
потребоваться в дальнейшем (например, для производства дополнительной или
повторной экспертизы). Но некоторые исследования невозможно проводить без
частичного или полного уничтожения объектов, изменения их внешнего вида или
основных свойств. В данном случае, безусловно, требуется согласие и разрешение
лица, назначившего экспертизу;
заявлять самоотвод
при наличии обстоятельств, предусмотренных УПК РФ и Украины. В случае вызова к
следователю, прокурору или суду эксперт обязан явиться по этому вызову даже
тогда, когда у него есть предусмотренные законом основания для самоотвода.
Свой долг заявить самоотвод эксперт может реализовать, появившись на вызов и
сообщив следователю, прокурору или суду об обстоятельствах, исключающих его
участие в уголовном производстве.
Эксперт в РФ может
быть привлечен к уголовной ответственности за заведомо ложное заключение (ч. 4
ст. 57 УПК РФ, ст. 307 УК РФ).
В УПК Украины он
привлекается к уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения
или за отказ без уважительных причин от выполнения возложенных на эксперта
обязанностей. Об этом говорится в статьях 384 и 385 Уголовного кодекса Украины.
Заведомо ложный экспертный вывод заключается в осознании экспертом
несоответствия тех выводов, которые содержит составленный им документ, фактическим
обстоятельствам и желании вынесения такого вывода. Привлечь его к уголовной
ответственности по данной статье можно лишь в случае, если будет соблюдено
требование ч. 2 ст. 102 УПК Украины, где прописан порядок
письменного предупреждения эксперта о такой ответственности. Спорным
представляется норма о предупреждении эксперта за отказ от дачи заключения,
поскольку он всегда может найти объяснение своему отказу (недостаточная
компетентность по сложным вопросам, отсутствие технико-криминалистических
средств, методик исследования и т.п.).
Эксперт не имеет
права разглашать данные предварительного расследования, ставшие известными ему
в связи с участием в уголовном деле в качестве эксперта, если он был об этом
заранее предупрежден. Разглашение таких данных без разрешения стороны, которая
его привлекла для проведения экспертизы, или суда, влечет за собой уголовную
ответственность согласно ст.
310 УК РФ и ст. 387 УК Украины. Также эксперт не вправе разглашать не только
следственную тайну, но и тайну личной жизни, семейную тайну граждан и сведения,
которые могут причинить ущерб достоинству и чести личности.
В зависимости от
специфики того или иного вида судебных экспертиз у судебных экспертов имеются
дополнительные обязанности. Так, к одной из ответственных обязанностей
судебно-медицинского эксперта относятся мероприятия по предупреждению
распространения острозаразных заболеваний. Исследование трупов лиц, умерших от
инфекционных заболеваний, должно производиться в строгом соответствии с
существующими специальными инструкциями.
Нарушение
судебно-медицинским экспертом санитарноэпидемиологических правил, повлекших
массовое заболевание, несет за собой ответственность согласно действующему ст.
236 УК РФ и ст. 325 УК Украины.
Заслуживает определенного
внимания также вопрос, касающийся показаний эксперта. Законодатель определяет,
что в качестве источников доказательств существуют: заключение эксперта и
показания эксперта. Но, исходя из правила независимости суждений и выводов
эксперта, можно сказать, что показания эксперта напрямую связаны с уже
имеющимся его заключением по итогам исследования, и соответственно, как
показания, так и заключение эксперта составляют одно судебное доказательство,
а не два.
Как правило, допрос
эксперта проводится с целью получения следователем разъяснения или дополнения
ранее данного заключения. В ч. 1 ст. 205 УПК РФ и ч. 5 ст. 69, ст. 356 УПК
Украины указано, что допрос эксперта до представления им заключения не
допускается. Таким образом, эксперт может быть допрошен только в отношении
проведенного им исследования, которое завершилось дачей заключения. Важно
понимать, что допрос эксперта, по причине недостаточной ясности и полноты
судебной экспертизы, не может заменить собой производство дополнительной
экспертизы. В отличие от дополнительной экспертизы, допрос эксперта производится
только в том случае, когда для разъяснения или дополнения ранее данного
письменного заключения не требуется проведения новых дополнительных
исследований. Если недостаточную полноту вывода оказалось невозможным
устранить путем допроса эксперта, назначается дополнительная экспертиза в
порядке, регламентированном ч. 1 ст. 207 УПК РФ.
Причины, по которым
проводится допрос эксперта, могут быть разными. Так, после ознакомления с
экспертным заключением у следователя может возникнуть необходимость дополнить
или разъяснить конечные выводы, к которым пришел эксперт, объяснить значение
специальных терминов и формулировок, содержание методик исследования, объяснить
различия между выводами и исследовательской частью, сущность разногласий между
выводами членов одной экспертной комиссии (если они не пришли к единому мнению)
или противоречия между выводами различных экспертиз.
Допрос может быть
проведен только после того, как все исследования завершены, вывод оформлен и
предоставлен следователю.
Порядок вызова
эксперта на допрос и процедура самого допроса предусмотрены статьями 187-190
УПК РФ и статьями 224, 356 УПК Украины.
Особенностью тактики
допроса эксперта является отсутствие стадии «свободного рассказа». Перед
экспертом ставятся конкретные вопросы относительно данного им заключения.
Вопросы эксперту не могут выходить за рамки предмета ранее выполненной
экспертизы и ограничиваются ранее исследованными обстоятельствами. Если ответ
на вопрос требует аргументации с использованием специальной терминологии, то
следует предоставить эксперту возможность самостоятельно дать письменные
показания, пользоваться документами и записями. В то же время, по справедливому
мнению И. В. Веренича, следователь должен контролировать, чтобы ответы на
вопросы были сформулированы в максимально доступной форме, специальные термины
расшифрованы.
Показания эксперта
записываются от первого лица и по возможности дословно. Предпочтительным
является собственноручное написание экспертом ответов на поставленные вопросы.
Это обеспечит правильное и точное изложение мнения эксперта и будет
дополнительной гарантией его независимости.
Проанализировав
особенности участия эксперта в уголовном деле, следует обратить внимание на
то, что эксперт принимает участие в уголовном деле как лицо, обеспечивающее
объективность предварительного расследования и судебного разбирательства путем
предоставления информации по результатам изученного материала, имеющего
отношение к уголовному судопроизводству.
При этом он является самостоятельным и независимым субъектом в своей
деятельности и привлекается к участию как не заинтересованное лицо, не
относящееся ни к стороне обвинения, ни к стороне защиты.
Следующие материалы:
Предыдущие материалы:
|