Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации
Научные статьи
25.08.16 11:53

вернуться


Порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации


ЮВЕНАЛЬНОЕ ПРАВО
Аюбова Ш. И., Алиева А. И, Каримулаева Э. М.
3 94 2016
В статье рассматривается проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Актуальность проблемы обусловлена тем, что она находится в центре внимания законодательства, регулирующего семейные правоотношения.

 

Всемирная декларация об обеспечении выживания, за­щиты и развития детей содержит всеобщий призыв подпи­савших его государств, в том числе Российской Федерации, «облегчить тяжелое положение миллионов детей, которые живут в особенно трудных условиях», среди которых назва­ны «сироты и дети-беспризорники» (пп. 7, 20). В России дети, оставшиеся без попечения родителей, в соответствии со ст. 123 Семейного кодекса (далее - СК) РФ подлежат передаче на вос­питание в семью, а именно: на усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федера­ции, в патронатную семью, а при отсутствии такой возможно­сти - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.

Таким образом, закон разграничивает семейные и несе­мейные виды устройства указанной категории детей, отдавая приоритет именно семейным видам. Каждому виду устрой­ства присущи определенные установленные законодатель­ством формы.


Несмотря на использование в законодательстве термина «формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей» и правовую регламентацию их разновидностей, как правильно отмечается Р. Л. Мурзиным, общепринятого опре­деления этого понятия не существует. Им предложена следу­ющая дефиниция: «Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, - это определение дальнейшей судьбы таких детей в целях соблюдения их прав и законных интере­сов, обусловленных физиологическими потребностями в вос­питании, личной неприкосновенности, иными социальными потребностями». О. В. Фетисова полагает, что «под формой устройства следует понимать способ организации жизнедея­тельности детей, оставшихся без попечения родителей, в усло­виях семейного и государственного воспитания и обеспечение его материальными и иными необходимыми ресурсами».

Толковые словари определяют значение слова «форма» как «вид, устройство, тип; структура, конструкция чего-ни­будь, характер которого определен содержанием», а также как «внешнее выражение чего-либо, обусловленное определен­ным содержанием». Следовательно, форма устройства детей - это внешнее выражение заботы государства о ребенке, остав­шемся без попечения родителей, обусловленное содержанием по созданию наилучших условий для его воспитания в заме­щающей семье или в организации для детей-сирот, защиты прав и законных интересов, материального обеспечения.

В отношении семейных форм устройства детей, остав­шихся без попечения родителей, часто стал применяться тер­мин «замещающая семья».

Возникает вопрос: какую семью следует считать «замеща­ющей»? Представляется, что с учетом этимологии слова и в целях правового регулирования здесь имеется в виду та семья, которая заменяет ребенку его кровную семью, по каким-либо причинам у него отсутствующую или пребывание в которой не обеспечивает реализацию его права на семейное воспита­ние. «Замещающая» семья должна быть потенциально спо­собной выполнять все важнейшие для ребенка функции семьи и создать условия для осуществления такого права.

Определяя место замещающей семьи в системе устрой­ства детей, оставшихся без родительского попечения, важно дать общую характеристику этой системе. Как известно, слово «система» (от греч. systema - целое, составленное из частей) в русском языке многозначно, но обычно предполагает «нечто целое, представляющее собой единство закономерно располо­женных и находящихся во взаимной связи частей». Что каса­ется используемого в законодательстве термина «устройство», то оно производно от глагола «устроить», одно из значений которого имеет непосредственное отношение к рассматривае­мой категории детей: «устроить кого-то» означает «поместить, определить куда-нибудь, пристроить». В связи с этим и исходя из того, что основной целью существования системы устрой­ства детей, оставшихся без родительского попечения, является обеспечение заботы (попечения) о несовершеннолетних детях, которые по самым разным причинам лишены ее со стороны своих родителей, с самых общих позиций рассматриваемая система может быть представлена как совокупность взаимо­действующих структурных элементов, объединенных воедино общей целью - обеспечить осуществление попечения об этих детях и защиту принадлежащих им прав.

Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может существовать вне права, она имеет под собой необходимую правовую базу, которая постоянно разви­вается и функционирует в установленных законодательством рамках. Следовательно, в пределах этой системы речь должна идти об осуществлении заботы (попечения) о детях со сторо­ны лиц, на которых возлагаются необходимые для этого юри­дические обязанности. Это могут быть как физические, так и юридические лица (образовательные, медицинские организа­ции, организации социальной поддержки и иные наделенные соответствующей компетенцией организации). Следователь­но, при устройстве детей возникают разнообразные социаль­ные, в том числе регулируемые правом, связи разных субъек­тов между собой или с самим ребенком.

Важнейшей особенностью системы устройства, как и любой публично организованной системы правоотношений, должна быть гармонизация частных и публичных интересов их участников. В основе системы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, должно лежать частное по своему характеру право ребенка, «который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его соб­ственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». Российская Федерация через органы опеки и попечительства, иные органы и организации реализует пу­бличный интерес по устройству ребенка на воспитание в за­мещающую семью, а при отсутствии такой возможности - в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния всех видов.

Усыновители, опекуны (попечители), приемные и патронатные родители в случае принятия на воспитание в свою се­мью ребенка, оставшегося без попечения родителей, с одной стороны, реализуют свой частный интерес, вызванный, напри­мер, состраданием к ребенку, потерявшему своих родителей; желанием обеспечить свою занятость; бездетностью и др. С другой стороны, они реализуют публичный интерес государ­ства по семейному устройству детей, оставшихся без попече­ния родителей.

Среди задач системы устройства - создание условий для нормального развития и социализации данной категории де­тей, в том числе путем привлечения и подготовки к выполне­нию семейно-воспитательных функций относительно них ши­рокого круга граждан, а на случай невозможности устройства в семью - создания необходимой сети организаций, способных не просто помочь таким детям выжить, но также сохранить или восстановить физическое и психическое здоровье каждого ребенка, подготовить его к активной социально полезной са­мостоятельной жизни в обществе.

Органы местного самоуправления муниципальных обра­зований, в том числе поселений, семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, на территориях которых отсут­ствуют органы по опеке и попечительству, законом субъекта РФ могут наделяться полномочиями по опеке и попечитель­ству с передачей необходимых для их осуществления матери­альных финансовых средств (ч. 1 ст. 6, ст. 8 ФЗ «Об опеке и по­печительстве»).

Из вышеизложенного следует, что система устройства де­тей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Фе­дерации, несмотря на необходимость ее дальнейшего совер­шенствования, направлена на реализацию прав и интересов данной категории детей, создание наилучших условий для их семейного, а в необходимых случаях - и для несемейного вос­питания.


   Ювенальное право


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика