Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Дознание как формы предварительного расследования в российском уголовном процессе
Научные статьи
01.09.16 17:04


Дознание как формы предварительного расследования в российском уголовном процессе

  
КРИМИНАЛИСТИКА
Юсупкадиева С. Н., Меджидов М. М.
3 94 2016
В своей статье авторы раскрывают содержание процессуальной формы и рассматривают сущность дознания как формы предварительного расследования.

Процессуальная форма как совокупность оснований, усло­вий, процедур и гарантий имеет свойство дифференцироваться, т.е. разделяться на различные составляющие в зависимости от характера уголовных дел. Процессуальное основание для диффе­ренциации юридической формы судопроизводства предстает в виде представления законодателя о сложности производства по тем или иным категориям уголовных дел. Эта сложность может быть связана с очевидным или неочевидным характером престу­плений, трудоемкостью собирания и проверки доказательств, а иногда — и позицией по делу, занимаемой обвиняемым.

Формы предварительного расследования и целесообраз­ность их использования определяются законодателем в основ­ном в зависимости от категории расследуемых преступлений.

Стадия предварительного расследования также обладает своей процессуальной формой, которая может дифференци­роваться в сторону усложнения (предварительное следствие) или в сторону упрощения (дознание).

В науке уголовного процесса существует две точки зре­ния по данному вопросу. Одни ученые выделяют две формы предварительного расследования: предварительное следствие и дознание; другие авторы - три формы: предварительное следствие, смешанное предварительное расследование, кото­рое включает производимые органами дознания неотложные следственные действия и последующее предварительное след­ствие, и дознание.


 

Предварительное следствие решает в полном объеме все за­дачи, возлагаемые на стадию предварительного расследования.

Дознание — это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следова­телем по делу, по которому производство предварительного следствия не обязательно (п. 8 ст. 5). Основаниями для упро­щения формы и условиями для производства дознания явля­ются: а) небольшая опасность преступления (дознание, как правило, производится по преступлениям небольшой или средней тяжести — ч. 3 ст. 150); б) невысокая сложность рас­следования (выраженная в наличии уже на момент возбужде­ния дела подозрения против конкретного лица — ч. 1 ст. 223). Упрощение формы расследования при производстве дозна­ния отражено и в правовом статусе дознавателей (которые обладают меньшей процессуальной самостоятельностью, чем следователи), сокращении сроков дознания, в отсутствии неко­торых процессуальных институтов (процедуры привлечения лица в качестве обвиняемого, обвинительного заключения, следственной группы, помещения подозреваемого в медицин­ский стационар для проведения экспертизы и др.).

Дознание как форму расследования осуществляют, как правило, особые должностные лица — дознаватели, при­чем не всех, а только некоторых органов дознания: органов внутренних дел, пограничных органов федеральной службы безопасности, органов федеральной службы судебных приста­вов, таможенных органов, органов государственного пожарно­го надзора противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ч. 3 ст. 151). В некоторых случаях дознание проводят следова­тели органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и следователи Следственного коми­тета РФ.

Закон вводит новую процессуальную фигуру стороны об­винения - начальника подразделения дознания, но не закре­пляет за ним фактических прав по контролю за деятельностью дознавателей при расследовании уголовных дел.

Правильный выбор формы расследования — важное его условие. Производство дознания вместо предварительного следствия рассматривается как существенное нарушение уго­ловно-процессуального закона.

Своеобразной формой предварительного расследования в российском уголовном процессе является производство не­отложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК). Рассматриваемый институт является преемником та­кой разновидности дознания, которая по прежнему уголовно­процессуальному законодательству называлась «дознание по делам, по которым производство предварительного следствия обязательно» (ст. 119 УПК РСФСР 1960 г.). В порядке прове­дения этого дознания орган дознания возбуждал уголовное дело, проводил неотложные следственные действия и затем передавал дело следователю. Следует иметь в виду, что про­изводство неотложных следственных действий органом дозна­ния по делу, подследственному следователю, теперь не назы­вается термином «дознание», хотя именно оно с исторической точки зрения является его классическим образцом.

Дознанием в российском уголовном процессе ныне на­зывается лишь самостоятельная (упрощенная и ускоренная) форма предварительного расследования, предусмотренная гл. 32 УПК РФ. Деятельность органов дознания по производству неотложных следственных действий является теперь факуль­тативной частью, начальным этапом предварительного след­ствия, который в значительной мере совпадает по своему со­держанию с этапом общего расследования. Эту деятельность можно считать не самостоятельной, а подчиненной по отно­шению к предварительному следствию формой расследования.

Производство неотложных следственных действий пред­ставляет собой факультативный начальный этап расследо­вания, на котором орган дознания в неотложной ситуации вместо следователя возбуждает уголовное дело и выполняет процессуальную и оперативно-розыскную деятельность в це­лях быстрейшего обнаружения и закрепления следов престу­пления, а также установления лиц, совершивших преступле­ние (п. 2 ч. 2 ст. 40; ст. 157).

Факультативной эта деятельность является потому, что она имеет место не по каждому уголовному делу, по которому обязательно проведение предварительного следствия, а толь­ко в тех неотложных ситуациях, когда следователь в силу тех или иных причин не может немедленно приступить к испол­нению своих обязанностей (например, выехал для проведения следственных действий по другому делу и т. п.).

При наличии признаков преступления, по которому произ­водство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном ст. 146 настоящего Кодекса, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия.

Неотложные следственные действия занимают место в начале расследования, и их производство определяет его са­мостоятельный этап. Данный этап характеризуется незначи­тельной продолжительностью и ограничивается количеством неотложных следственных действий, образующих непрерыв­ную систему, т.е. когда производство каждого последующего действия обусловлено результатами предыдущего.

Например, производство автотехнической экспертизы возможно только при получении результатов осмотров места происшествия - места ДТП. Для данной категории следствен­ных действий уголовно-процессуальным законодательством устанавливаются достаточно краткие сроки - не более 10 суток. После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направляет уголовное дело руководителю следствен­ного органа в соответствии с п. 3 ст. 149 УПК РФ. В этом на­ходит выражение основной смысл неотложных следственных действий, которые должны проводиться незамедлительно. После направления дела руководителю следственного органа орган дознания вправе производить по нему следственные и оперативно-розыскные мероприятия только по письменному поручению следователя. То есть поручения носят властный характер, так как кроме права давать поручения и указания закреплена обязанность их исполнения. В то же время без по­ручения следователя орган дознания не вправе приступить к процессуальной деятельности.

Впрочем, на органе дознания продолжает лежать обязан­ность установить лицо, совершившее преступление, о результа­тах выполнения которой он уведомляет следователя. При этом оперативные подразделения органов дознания обладают само­стоятельностью в выборе конкретных оперативно-розыскных мероприятий согласно оперативно-розыскному законодатель­ству. УПК РФ запрещает возлагать полномочия по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по дан­ному делу оперативно-розыскные мероприятия. Что же касается следователя, то в отношении его подобного запрета в Кодексе не содержится. Однако это не означает, что следователь, участвовав­ший в проведении оперативно-розыскных мероприятий, вправе осуществлять предварительное следствие по данному делу.

Этой же точки зрения придерживаются Б. С. Тетерин и Е.

З.    Трошкин. По их мнению, следователь не имеет права про­водить оперативно-розыскные мероприятия. Сращивание в одних руках оперативной и следственной работы крайне не­желательно. Следователь, действуя исключительно уголовно­процессуальными методами, должен проверить результаты оперативно-розыскной деятельности органов дознания по обнаружению конкретного преступления, доказательств его совершения конкретным лицом и на этой основе обеспечить возможность рассмотрения дела в суде.

Оперативно-розыскная и уголовно-процессуальная дея­тельность органов дознания в их взаимосвязи обеспечивают успешное решение задачи по обнаружению преступлений и лиц, их совершивших.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика