Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Основные цели и принципы государственной семейной политики в современных условиях
Научные статьи
06.09.16 11:01

Основные цели и принципы государственной семейной политики в современных условиях

СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Александров И. Ф.
3 94 2016
Статья посвящена рассмотрению исследования концепций развития семьи в современных условиях и определения целей и принципов развития государственной семейной политики, его законодательного оформления.

Объектом государственной семейной политики в России является семья и совершенствование семейной политики, что связано, прежде всего, с модернизацией семьи как социаль­ного института. Для определения сущности государственной семейной политики необходимо исследовать роль семьи как основного социального института государства и общества, из­менения ее функций в процессе развития. По определению Е. М. Ворожейкина, семья - это структурное базисное основание, своеобразное ядро «общества», его первичная клеточка. Наи­более значимые, актуальные общественные интересы форми­руются в семье и проявляются сначала на уровне семьи, так как именно она является уникальным носителем, транслято­ром политического и социального опыта.

Значение семьи для российского общества определяется такими ее социальными функциями, как регулирование от­ношений между полами и поколениями, рождение и социа­лизация детей, передача материальных и духовных ценностей от поколения к поколению, формирование потребностей и совместное потребление материальных и культурных благ, организация и ведение домашнего хозяйства, личного под­собного хозяйства и семейного производства, восстановление сил и здоровья, уход за малолетними детьми, больными и престарелыми. Семья выполняет функции эмоционального и духовного общения, взаимной поддержки и сотрудничества, удовлетворение сексуальных потребностей и другие.

Исследование российской семьи, по нашему мнению, осуществлялось учеными придерживающихся двух разных концепций: кризиса семьи и модернизации семьи. Концеп­ция кризиса семьи, поддерживаемая М. В. Антокольской, сводится к тому, что происходящая в современных условиях трансформация семьи является результатом глобального ми­рового кризиса социального института семьи. По мнению Е. М. Ворожейкина, трансформация семьи осуществляется в рамках процесса модернизации, смены традиционного типа семьи современным и в целом имеет позитивную направлен­ность.

Многие авторы определяют семейную политику как сово­купность целенаправленных воздействий на существующие в обществе отношения по поводу семьи и социальные институ­ты, влияющие на ее функционирование. Целью семейной по­литики - обеспечение наиболее благоприятных социальных, экономических и нравственных условий свободного развития каждой семьи, наилучшего выполнения семьей своих функций. Эта позиция опирается на приоритет интересов инди­вида над интересами семьи и государства, на концепцию прав и свобод человека, развиваемую мировым сообществом.

В современных условиях исследователи государственной семейной политики выбирают между этими двумя крайними позициями, придерживаясь одной из них.

Для многих государств, в том числе России, привлекатель­ным является концепция социального государства, основанно­го на обеспечении прочной связи между свободной конкурен­цией на рынке и социальным равновесием в обществе за счет эффективного государственного управления и принципов сво­бодного партнерства. Данная концепция нашла применение в послевоенной Западной Германии.

Важную роль в формировании государственной семей­ной политики, в определении положения всех социальных групп населения, в том числе и семей, играет экономическая политика государства. Она регулирует отношения внутри и между социальными группами населения по поводу произ­водства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, определяет социальный статус, специфику занятости, доходы, уровень удовлетворения материальных и духовных благ (качество жилья, услуг образования, здравоох­ранения, культуры, ЖКХ и др.).

Государственная семейная политика регулирует отноше­ния между семьей, как особой социальной группой общества, и государством, а также между индивидами внутри семьи по поводу реализации функций семьи. Большинство норм госу­дарственной семейной политики связано с вопросами рожде­ния и воспитания детей и в основном адресована семье с деть­ми.

Основные функции семьи реализуются не самостоятель­но, а во взаимодействии с различными отраслями социальной сферы: образованием, здравоохранением, культурой, физиче­ской культурой и спортом, транспортом, связью, социальным обеспечением, социальным обслуживанием и другими. Наи­более значимыми для государства функциями семьи являются демографическая, жизнеохранительная, воспитательная и со­циализация детей, а также воспроизводство трудовых ресур­сов.

С точки зрения интересов семьи рождение и воспитание детей, передача им материальных и духовных ценностей яв­ляются главной причиной образования и сохранения семьи. Семья заинтересована в сохранении и поддержании здоровья своих членов, роста благосостояния, повышение их професси­онального и социального статуса.

В целом интересы семьи и социального государства со­впадают, определяя государственную семейную политику, на­правленную на гармонизацию интересов семьи и государства.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 г. № 1618-р утверждена Концепция государствен­ной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года.

Необходимость разработки и реализации Концепции го­сударственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Концепция) обусловлена сто­ящими перед обществом задачами социально-экономическо­го и демографического развития. Концепция взаимосвязана с Концепцией демографической политики Российской Фе­дерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Пре­зидента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», Националь­ной стратегией действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы», Концепцией досрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Прави­тельства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

Концепция направлена на развитие Основных направле­ний государственной семейной политики, утвержденных Ука­зам Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 г. № 712 «Об Основных направлениях государственной семейной поли­тики», в новых социально-экономических условиях и являет­ся основой для разработки и реализации комплексов мер по реализации государственной семейной политики в субъектах Российской Федерации».

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и пред­ставляет собой целостную систему принципов, задач и прио­ритетных мер, направленных на развитие института семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни обще­ства, профилактику и преодоление семейного неблагополу­чия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.

Государственная семейная политика формируется и ре­ализуется как многосубъектная деятельность, с участием фе­деральных органов государственной власти, органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, работодателей, некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, поли­тических партий, профессиональных союзов, религиозных ор­ганизаций, средств массовой информации, граждан.

Концепция направлена на актуализацию основных на­правлений государственной семейной политики в современ­ном этапе развития страны, комплексное решение задач в сфере поддержки и защиты семьи, материнства, отцовства и детства, содействие совмещению функций по воспитанию де­тей и экономической активности родителей, создание условий для повышения качества жизни нетрудоспособных членов се­мьи, в том числе пожилых, развитие и популяризацию цен­ностей семейной жизни.

Концепция является основой для разработки и реали­зации комплексов мер по реализации государственной се­мейной политики в субъектах Российской Федерации. Цели, принципы, задачи и приоритетные направления государ­ственной семейной политики соответствуют современным вы­зовам в этой сфере. Приоритетом государственной семейной политики на современном этапе является утверждение ценно­стей семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохра­нение духовно-нравственных традиций в семейных отношени­ях, семейного воспитания, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и под­держания социальной устойчивости каждой семьи.

В проведении государственной семейной политики роль самой семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здо­ровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспо­собных членах семьи и создании условий для их долголетия.

Целью государственной семейной политики за период до 2025 года является содействие укреплению и развитию инсти­тута семьи и ценностей семейной жизни, создание необходи­мых условий для выполнения семей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав семьи в процессе ее общественного развития. Меры, предусмотренные концеп­цией, определены во взаимосвязи с общественно значимыми функциями семей: репродуктивной, по воспитанию и содержанию детей, участию в экономической деятельности госу­дарств, сохранению физического, психологического и эмоци­онального здоровья ее членов, а также духовному развитию членов семьи и всего общества, сохранению и укреплению семейных ценностей.

Наличие целевой государственной политики обеспечива­ет сегодня конкретные положительные результаты. Так, при­мером обоснованных и результативных действий в данной сфере является выплата материнского капитала, осуществля­емого в соответствии с ФЗ 29.12.1996 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», размер которого составляет ныне 453026 рублей (в 2007 году- 250000 рублей). Данное решение обеспечило реальное улуч­шение демографической ситуации в стране и привело в 2009 году к превышению числа родившихся в стране над умерши­ми, то есть к росту населения Российской Федерации. Суммар­ный коэффициент рождаемости по стране на одну женщину репродуктивного возраста составляет сегодня 1,8 детей, при необходимых 2,13 детей для обеспечения простого воспроиз­водства населения. Указанное подтверждает необходимость продолжения государственной программы материнского ка­питала до тех пор, пока демографический процесс не станет необратимым.

Анализ государственной семейной политики свидетель­ствует о наличии в данной сфере еще множества проблем: большое количество расторгаемых браков (до 60%); значи­тельная доля детей, родившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (22%); уклонение значительного количества граждан от уплаты алиментов на содержание несо­вершеннолетних детей и др.

Государственная семейная политика реализуется при обя­зательном участии субъектов РФ. Так, например, в Самарской области действует служба семьи в составе 112 учреждений со­циального обслуживания семьи и детей (47 центров социаль­ной помощи семьи и детям «Семья» во всех городах и районах области; 32 социально-реабилитационных центра, приютов и отделений для несовершеннолетних; 13 реабилитационных центра для детей-подростков с ограниченными возможностя­ми на 476 мест; 22 центра диагностики и консультирования; 2 комплексных центра социального обслуживания населе­ния; областной центр усыновления, опеки и попечительства, первое в РФ учреждение данного типа. Для предотвращения отказов от новорожденных детей беременных женщин и жен­щин с грудными детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в области действует одна социальная гостиница и 7 отделений в других учреждениях в 5 городах (Самара, То­льятти, Сызрань, Новокуйбышевск, Чапаевск) и в двух муни­ципальных районах (Безенчукский, Сергиевский) на 134 места.

Самарская область является инициатором создания в России в 1995 году такой формы передачи ребенка на воспи­тание в семью, как приемная семья, которая получила в даль­нейшем развитие в ряде других регионов РФ. В 2015 году по Самарской области под опекай попечительства находилось 5809 детей, в приемных семьях-3783 ребенка, в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей - 1014 детей. Для Самарской области, как и для большинства субъектов РФ (кроме 9-ти субъектов), остается проблемным во­прос обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей и достигших 18 лет, где количество нуждающихся детей составляет более 1000 человек.

Для обеспечения реального управления сферу опеки и попечительства над детьми полагаем целесообразным отнести государственные задачи и создать единую государственную си­стему, включающую все уровни власти: федеральную, субъек­тов РФ, местное самоуправление, созданием на федеральном уровне соответствующие службы (министерства) с целевым финансированием. Существующее ныне положение,ь когда функции опеки и попечительства возложены только на орга­ны исполнительной власти субъектов РФ, не обеспечивает вы­полнение возложенных на них задач, как ранее было с органа­ми местного самоуправления.

В основу государственной семейной политики Россий­ской Федерации положены следующие основные принципы:

-      самостоятельность, автономность и активность семьи в принятии решений относительно своей жизнедеятельности;

-      ответственность каждой семьи за воспитание и развитие личности ребенка (детей) и за сохранение его (их) здоровья;

-      равноправие между мужчинами и женщинами в дости­жении более справедливого распределения семейных обязан­ностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;

-      партнерство семьи и государства, сотрудничество с об­щественными объединениями, благотворительными органи­зациями и предпринимателями;

-      единство принципов семейной политики на федераль­ном, региональном и муниципальном уровнях.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика