Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Анализ текущего состояния налоговых доходов бюджета России
Научные статьи
14.09.16 11:47


вернуться



Анализ текущего состояния налоговых доходов бюджета России

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Калимуллина А. Р.
3 94 2016
В статье рассматриваются преимущества и недостатки метода прогнозирования налогового потенциала в современных российских реалиях и важность унифицированного инструмента анализа текущих и будущих налоговых поступлений. Представлена динамика налоговых выплат в бюджет России по видам налогов с указанием причинно-следственной связи характера роста или уменьшения показателей. Особое внимание уделено налоговой нагрузке компаний в России и ее сравнению с налогообложением в других странах. В конце статьи подведены основные итоги реализации налоговой политики на федеральном уровне и выявлен основной приоритет Правительства Российской Федерации в области налоговой политики на 2015–2017 гг.


Вопросам разработки механизмов прогнозирования динамики бюджетных поступлений уделяется недостаточно много внимания как в теоретической мировой литературе, так и на практике. В подтверждение этому служит тот факт, что фактически наблюдается отсутствие единых подходов в вопросах оценки доходного потенциала бюджетов стран и регионов. В то же время на фоне современных условий укре­пления роли местных органов в вопросах регулирования различных аспектов социально-экономической ситуации в России растет роль формирования механизма объективной оценки доходной возможности и, как следствие, их финан­сового обеспечения и финансовой автономии. В связи с этим прогнозирование региональных доходов и бюджетов требует дальнейшего совершенствования методологии, основываю­щейся на использовании показателей налогового потенциа­ла и собираемости налогов в целях налогового и бюджетного планирования.

Следует подчеркнуть, что практически все властные структуры имеют стремление к занижению своей доходной части. Это позволяет им, в первую очередь, иметь аргумента­цию для запроса финансовой помощи. Иной причиной яв­ляется возникновение возможности не платить по долговым обязательствам.



Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет единство бюджетной системы страны. Очевидно, это также предполагает и единый порядок оценки прогнозных показа­телей бюджета в масштабе всей страны, который обеспечива­ет единство механизма определения возможностей доходных поступлений как для субъектов, так и для муниципальных об­разований на территории Российской Федерации. Таким об­разом, очевидно, требуется разработка процедуры, при кото­рой налоговые поступления планируются согласно принципу единства бюджетной системы страны, то есть обеспечивается единство методики и согласованность действий в масштабах всей страны.

В связи с этим представляется целесообразным осущест­вление планирования согласно вертикальной иерархии, кото­рое должно осуществляться в три этапа:

      прогнозные расчеты налоговых поступлений всех на­логов по всем уровням бюджетов на уровнях местных органов власти;

      аккумуляция сведений в финансовых органах субъек­тов федерации, которые определяют налоговый потенциал регионов, а также определяют его структуру по видам посту­плений;

      аккумуляция данных финансовых органов региональ­ного уровня в Министерстве финансов, на основании чего определяется налоговый потенциал и структуры налоговых поступлений для всей страны.

Исходя из представленного метода, расчет прогнозных показателей возлагается на финансовые органы низших уровней, которые максимально приближены к налогопла­тельщикам, что позволяет им достаточно хорошо представ­лять их финансовое положение и перспективы роста. На данный уровень также возлагается обязанность по прогнозу минимально возможного количества налогоплательщиков, что содействует повышению достоверности результатов расчетов.

Применение метода измерения размера налоговых до­ходов на основании показателей налогового потенциала обе­спечивает ряд преимуществ, среди которых можно отметить такие, как:

      повышение заинтересованности органов местного са­моуправления в снижении числа недоимок по налогам, по­скольку снижение показателя собираемости не сможет быть компенсировано увеличением финансирования из бюджета более высокого уровня;

      повышение заинтересованности в использовании на­логовой базы, обеспечивающее мотивированные отказы от предоставления необоснованных налоговых льгот.

      Методика может использоваться как для оценки и прогнозирования налоговых доходов муниципальных образо­ваний при бюджетном прогнозировании и подготовке проек­тов бюджетов на финансовый год, так и в целях обеспечения объективного использования средств финансовой помощи на уровне субъектов федерации.

Основная проблема прогнозирования налогового потен­циала заключается в трудностях по организации эффектив­ного взаимодействия между государственными органами, яв­ляющимися участниками процесса бюджетирования. В этой связи существует необходимость закрепления регулирования информационного взаимодействия участников процесса бюд­жетирования посредством введения нормативно-правового регулирования, причем как по горизонтальной, так и по вер­тикальной иерархии.

В целом анализ налоговой нагрузки национальной эконо­мики предполагает учет, по крайней мере, двух обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на характер и ин­терпретацию выводов подобного анализа, а именно:

1)    в странах, где налоговые доходы находятся в значитель­ной зависимости от мировой экономической конъюнктуры, необходимо осуществлять разделение налоговых доходов, об­условленных только волатильностью рынков, и налоговых до­ходов, которые более устойчивы внешним конъюнктурным колебаниям. Данный тезис приводит к разделению налоговой нагрузки на конъюнктурную и структурную составляющие.

2)    сумма доходной части бюджета Российской Федера­ции, образующейся за счет налоговых поступлений, а также соотношение данной величины с другими показателями, та­кими, как размер выручки, величина добавленной стоимости, показатель ВВП и другие, не выступают в качестве единствен­ных характеристик общей налоговой нагрузки. Таким об­разом, их сравнение с аналогичными показателями в других странах или отраслях не имеет оснований и не является сопо­ставимым показателем уровня налоговых изъятий.

Приведенные тезисы говорят о том, что анализ текуще­го состояния и динамики налоговых доходов бюджета страны представляется чрезвычайно важным с позиций архитекту­ры налоговой системы в целом. Он доказывает способность налоговой системы к сглаживанию колебаний доходов, об­условленных изменением внешней конъюнктуры, что, в свою очередь, ставит задачу по настройке всей налоговой системы, а также разработке подходов к налогообложению для различ­ных секторов национальной экономики.

Статистические данные свидетельствуют о том, что вели­чина налоговых доходов, рассчитываемая как сумма поступле­ний налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное страхование и прочих платежей и характери­зуемая значением доли в ВВП, на протяжении периода 2007­2013 гг. снизилась на 3,2 %, продемонстрировав изменение с 36,5 % в 2007 г. до уровня 33,3 % ВВП в 2013 г.

Бюджетные доходы, связанные с налогообложением неф­ти, нефтепродуктов и газа, составляют около 1/3 от общей величины уровня налоговых изъятий в ВВП. Так, налогообло­жение топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) устойчиво обеспечивает около 1/3 совокупных доходов. В 2013 г., к примеру, налоговые доходы от ТЭК составили около 10,9 % ВВП, а от других видов деятельности достигли уровня 22,4 %. При этом объем налоговых изъятий в ТЭК в 3 раза выше, чем аналогичные показатели в других видах деятельности: напри­мер, в 2013 г. он достиг значения 74,8 % по отношению к 26,3 %, фиксируемому для других видов экономической деятельности на территории Российской Федерации. При этом статистика свидетельствует об устойчивом росте доходов бюджета Рос­сийской Федерации от налогообложения нефти, включающих НДПИ и экспортную пошлину.

Снижение налоговой нагрузки в 2009 г. при этом обуслов­лено появлением в налоговом законодательстве Российской Федерации изменений, которые касаются стимулирования разработки новых месторождений и повышения коэффи­циента извлечения нефти на действующих месторождениях. Данные меры обеспечили увеличение бюджетных доходов благодаря росту объемов добычи нефти.

Исследование уровней налоговой нагрузки в других видах налогов показывает, что стабильный уровень налоговой на­грузки сохранялся в части НДФЛ в течение периода 2007-2013 гг. Также относительно устойчивое значение уровня налоговой нагрузки сохранялось за рассматриваемый период и в части НДС. Наиболее заметное снижение налоговой нагрузки за рассматриваемый период - на 3,4 % - было зафиксировано в части налога на прибыль организаций.

Следует отметить увеличение уровня налоговой нагруз­ки в части акцизного налогообложения более чем на 50 % (с уровня 0,95 % ВВП в 2007 г. до уровня 1,52 % ВВП в 2013 г.), что было, в первую очередь, вызвано индексацией ставок акцизов с темпом, опережающим фактический темп роста инфляции в стране.

Индексация акцизных ставок для алкогольной продук­ции, производимой с добавлением этилового спирта, и дру­гих подакцизных товаров, кроме нефтепродуктов и табачной продукции, с 2012 г. осуществлялась с темпом, значительно превышающим инфляционный индекс. Представляется, что сохранение в дальнейшем столь высоких темпов прироста акцизных ставок может обернуться реальной угрозой увели­чения масштабов теневой экономики, вызванного ростом объ­емов нелегального оборота продукции. Налоговая политика в отношении ставок акцизов на табачную продукцию опре­делялась планом мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 г. и Федеральным законом «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Следует отметить, что данные об уровне налоговой на­грузки на национальную экономику вполне сопоставимы с аналогичным в Российской Федерации и странах - членах Ор­ганизации экономического сотрудничества и развития (далее

-     ОЭСР). Так, средний уровень налоговой нагрузки на наци­ональные экономики стран - членов ОЭСР в 2012 г. составил 34,91 % ВВП, что всего на 0,8 % ниже, чем значение для России

-     34,99 % ВВП. Уровень налоговой нагрузки в Российской Феде­рации, рассчитанный без учета нефтегазовых доходов, в 2012 г. при этом составил 23,8 % ВВП, что оказывается ниже среднего значения по ОЭСР на 11,1 %.

Одним из наиболее релевантных индикаторов в отноше­нии ведения деятельности в той или иной стране и ее срав­нения с другими являются данные рейтинга Doing Business («Ведение бизнеса»), который ежегодно рассчитывается Меж­дународной финансовой корпорацией. Так, Российская Фе­дерация в отчете за 2014 г. поднялась за год в рейтинге на 20 позиций, достигнув 92-го места в списке. Рейтинг учитывает также индикатор «Налогообложение», который предостав­ляет информацию о налогах, которые должна уплачивать компания среднего размера в условиях налогового законода­тельства на определенный период времени, а также проводит сопоставление административной нагрузки, связанной с упла­той налогов. Так, согласно агрегированному значению данного индикатора в 2014 г. Российская Федерация заняла 56-е место в списке, превысив среднее значение по группе стран БРИКС, странам «Группы двадцати» и странам ОЭСР.

Основным преимуществом стран, находящихся по срав­нению с Российской Федерацией на более высоких позициях, является более низкая налоговая нагрузка на компании, от­мечающаяся преимущественно в части налогов, связанных с оплатой труда, и прочих налогов. До определенного момента рейтинг Российской Федерации находился под влиянием си­стемы налогообложения имущества предприятий. В первую очередь это было связано с тем, что большинство стран ОЭСР освобождает от имущественного налогообложения активную часть производственных фондов предприятий.

Мерами, повлиявшими на повышение позиций России в рейтинге представленном рейтинге, можно выделить следую­щие:

отмену с 2013 г. налога на имущество организаций в от­ношении вновь вводимого движимого имущества;

снижение в 2012 г. ставок страховых взносов с 34 % в 2011 г. до 30%.

Налоговыми расходами являются выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, об­условленные применением налоговых льгот и иных инстру­ментов (преференций), установленных законодательством о налогах и сборах.

Согласно статистической налоговой отчетности ФНС Рос­сии с 2010 г. по 2012 г. сумма налоговых расходов увеличилась в 1,5 раза - с 1192 млрд руб. до 1815 млрд руб.

В 2014 г. ФНС России обеспечила стабильный рост нало­говых поступлений, несмотря на замедление развития в ряде отраслей экономики.

В консолидированный бюджет поступило 12,7 трлн руб., что на 11,3 % больше, а в федеральный бюджет - 6,2 трлн руб., что на 14,7 % больше, чем в 2013 г.

Из-за снижения цены на нефть и снижения выпуска по­дакцизных товаров отмечается замедление темпов роста по­ступлений по НДПИ, акцизов (табак, автомобили, нефтепро­дукты). Вместе с тем важно отметить, что значительно выросли и НДС (на 17 %), и налог на прибыль. В федеральный бюджет дополнительно поступило 117,9 млрд руб. Показатели феде­рального бюджета исполнены на 101,9 %. Высокий уровень налоговых поступлений является кумулятивным эффектом улучшения налогового администрирования. Благодаря актив­ному использованию инструментов трансфертного ценообра­зования в бюджет дополнительно поступило 1,4 млрд руб.

Усилия Службы по снижению административной нагруз­ки и упрощению процедур регистрации способствуют разви­тию благоприятной бизнес-среды и увеличению количества СМП. Так, только за 2014 г. количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей возросло на 39 тыс. и на 1 января 2015 г. составило более 3,5 млн.

В 2014 г. Служба значительно повысила эффективность работы по применению института субсидиарной ответствен­ности при взыскании задолженности с аффилированных лиц.

Современная система налогового администрирования построена на основе тщательного анализа, прогнозирующего риски и учитывающего конъюнктуру рынка. Такой подход по­зволяет не беспокоить бизнес, давая возможность ему спокой­но работать, не отвлекаясь на контролирующие органы.

В 2015 г. налоговые органы получили ряд новых законо­дательных инструментов, которые, с одной стороны, позволят повысить качество налогового контроля и более эффективно пресекать незаконные действия недобросовестных налогопла­тельщиков, с другой стороны, значительно упростят и облег­чат административные процедуры для налогоплательщиков.

С 2015 г. введена новая форма налогового контроля - на­логовый мониторинг, в результате которого налоговые орга­ны получают доступ в реальном времени к информационным системам налогоплательщика. Налогоплательщикам новация позволяет расширить возможность применения взаимосо­гласительных процедур, а также получить мотивированную позицию налоговых органов о налогообложении отдельных операций, прогнозировать налоговые риски и избегать допол­нительных налоговых проверок.

Таким образом, основные итоги реализации налоговой политики заключаются в стимулировании инвестиционной деятельности, налогообложении прибыли, повышении нало­гообложения престижного потребления, налогообложении недвижимого имущества физических лиц и организаций, ак­цизном налогообложении, НДПИ, совершенствовании нало­гового администрирования. Продолжена работа, направлен­ная на дальнейшее развитие электронного документооборота.

Приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики на 2015-2017 гг. является даль­нейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом Правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесроч­ной перспективе путем повышения ставок основных налогов. Ожидается, что эта политика будет продолжена и по заверше­нии планового периода, в 2018 г.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика