Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Идейные основания национального единства и целостности России
Научные статьи
22.09.16 10:05

Идейные основания национального единства и целостности России

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Сулейманов А. Р.
3 94 2016
Идейная платформа государственного единства России, подкрепленная богатым историческим прошлым, опытом и общими судьбами евразийских народов, переживает трансформационный период. Россия уже, без всякого сомнения, не имперское государство, не страна Советов, но еще не является и национальным государством в классическом его понимании. Синтез имперских, советских и национальных парадигм, которые в силу своей исторической обусловленности стали частью российского менталитета, определяет идею единения Российской Федерации. Но выбор сделан – строительство национального государства с верховенством закона и конструированием идентичности нации-государства. Очевидно, что без этих компонентов будет сложно судить о российской нации как таковой. В данной статье исследуются идейные основы единения России с позиции прошлых лет и современности, проводится социально-философский анализ концепта «идея единения» для нашего государства.

В последнее время идеи единения современных госу­дарств обсуждаются с различных трибун Европы и даже Север­ной Америки. Непонимание идей-единства среди населения и элитарных групп приводит к различным казусам в между­народной практике. Так, например, идейный раскол укра­инского государства и отсутствие в нем обоснованных идей- единения привели к историческому воссоединению Крыма и России, а в некоторых странах, не понимающих идей «коллек­тивного общежития», начались дезинтеграционные процессы (Шотландия чуть не вышла из состава Великобритании).

Подобные процессы приобретают особую актуальность и злободневность, если политико-инструментальная, а очень часто и националистическая интерпретация идей-единения государства используется для узконаправленных корыстных и конъюнктурных интересов или когда вопросам формиро­вания идей-единения вовсе не уделяется должного внимания.


 

Даже нельзя сказать, что хуже: когда идея-единения стра­ны рассматривается как данность, игнорируемая и не требую­щая особого внимания со стороны государства (но со време­нем общество потребует ясности) или когда такая идея носит сугубо радикально-националистический характер? Особенно болезненно подобные вопросы возникают во времена полити­ческой смуты или иных общественных потрясений, когда от­веты нужны сразу, но их неоткуда взять.

Но какая идея-единения заложена в Российской Федера­ции? Еще известнейший отечественный философ И. А. Ильин писал в своих трудах: «Страна вскипит жаждой мести, крови и нового имущественного передела, ибо поистине ни один кре­стьянин в России ничего не забыл. В этом мнении встанут де­сятки авантюристов, из коих три четверти будут "работать" на чьи-нибудь иностранные деньги, и ни у одного из них не будет творческой и предметной национальной идеи».

В отечественной науке существует мнение, что националь­ная идея российской государственности по своему сущностно­му содержанию и даже природе является «величиной-кон­стантой». Так, например, ученый Ю. С. Пивоваров отмечает в своих работах: «исторически всегда - мы прожили с одной "русской идеей"», которая, по-видимому, изменяла лишь свою форму, сохраняя при этом идейное ядро незыблемым.

Эпохальные основания смены формы национальной идеи России (в историческом дискурсе) можно проследить в следующей закономерности:

1)    структуризация (основание) Древнерусского государ­ства;

2)    деструктуризация и татаро-монгольское нашествие на Русь;

3)    возвышение Москвы и структуризация Царской (Им­перской) России;

4)     деструктуризация царского режима;

5)    структуризация советской государственности и образо­вание СССР;

6)     эпоха деструктуризации и крушения СССР.

Исследователь М. А. Маслин связывает развитие нацио­нальной идеи России со следующими историческими символами:

1)    формирование национального духа и древнерусской государственности;

2)    сражение на Куликовском поле и как результат - подъ­ем национального самосознания;

3)    петровские преобразования и переход России в разряд европейских сверхдержав;

4)    декабристы и новый этап национального саморазвития (славянофилы и западники);

5)    первая революция 1905 г. и новый вектор («пролетар­ский») формирования национального самосознания;

6)    Октябрьская революция и возведение социализма (коммунизма) в ранг новой национальной идеи России.

Таким образом, идейным основанием единения россий­ского государства в различные исторические эпохи выступа­ли имперская, советская и национальная парадигмы (иногда советский тип единения также относят к имперской парадигме).

Имперская парадигма - идея единения государства на универсальных принципах, характерная для крупных и по­ликультурных общностей. В данной парадигме существует определенная взаимообусловленность понятий «империя» и «универсум». Универсум придает имперской парадигме сверхнациональный характер, не ограниченный националь­ными элементами общества. Универсум выступает сверхнаци­ональной миссией имперского государства, которая не проти­воречит сущности национального, но находится в социальной иерархии на более высокой ступени.

Более того, по мнению некоторых ученых, универсальный характер империй служил серьезным идейным ресурсом для формирующихся цивилизаций.

Поэтому одна из отличительных особенностей импер­ской парадигмы выражена в законсервировании и преумно­жении всевозможных социальных идентичностей, культур на своей территории. Философия имперской парадигмы - это движение к бескрайним просторам и одновременно стремле­ние внести порядок в эту безграничную систему.

Далее можно перечислить факторы, сыгравшие не по­следнее значение в институционализации имперской россий­ской государственности.

Во-первых, географическо-пространственный фактор: большая территория, наличие разнообразных природных ландшафтов и климатических условий.

Во-вторых, социально-демографический фактор: много­численность населения страны.

В-третьих, поликультурный (поликонфессиональный) фактор: культурное и религиозное многообразие населения страны и соседних государств.

В-четвертых, внешнеполитический фактор: защита госу­дарства и населения от набегов и внешних угроз.

В-пятых, традиционный фактор, выраженный в самодержавности и сакрализации власти. Данные традиции были обу­словлены историческим развитием общества (роль Византии в формировании Древнерусского государства, татаро-монголь­ское нашествие, междоусобицы в период феодальной раздро­бленности и т.д.).

В-шестых, психологический фактор: ментальная откры­тость общества, толерантность в общении с инородными куль­турными элементами, общностями.

В-седьмых, цивилизационный фактор, определяющий срединное положение России на стыке Европы и Азии.

Имперская парадигма при всем своем стремлении к сверхнациональному синтезировала в себе два начала: тради- ционализацию и модернизацию. Модернизация была необхо­дима для того, чтобы не отстать России от других европейских государств. При этом имперский путь развития акцентиро­вал внимание на собственной уникальности, поэтому тради­ционно закреплялись все преобразования, идущие «снизу». Модернизация не была самоцелью развития российского государства, что не способствовало закреплению в массовом общественном сознании прозападных идеалов.

Советский Союз также превалировал сверхнациональ­ными (наднациональными) императивами в своем идейном развитии. С одним только отличием. Имперские идеи транс­формировались в идеи социализма и интернационального об­щества. Советская идея по своей природе была универсально­мессианской, выраженной в борьбе мирового пролетариата с буржуазным строем и достижении власти Советов.

Особое идеологическое звучание национальная идея приобрела в годы Великой Отечественной войны, в борьбе с фашизмом. Руководством СССР был выбран патриотический курс единения советских людей, который был далек от слепо­го копирования принципов и догматов пролетарского строя и скорее носил эмоционально-символический характер.

Стоит отметить, что в СССР также сохранялся принцип универсума в единении общества, который был необходим для реализации сверхнациональной миссии страны. Этот уни­версум приобретал новые идейные очертания в различные периоды советской истории (НЭПа, Гражданской войны, Ве­ликой Отечественной войны и т.д.).

Другое дело, что для реализации сверхнационального проекта не достаточно наличие одних универсально-мессиан­ских планов («пролетарии всех стран объединяйтесь»). Требу­ется социальный субъект, способный не только взять полную ответственность за выбранный обществом путь, но и имею­щий безоговорочную поддержку среди населения. К таким со­циальным субъектам в советское время, на наш взгляд, можно отнести В. И. Ленина и И. В. Сталина. Это были люди-истории, люди-эпохи.

Со временем произошел переход от персонифицирован­ного социального субъекта к организационному. Новым соци­альным субъектом стала коммунистическая партия, а универ­сумом - идея строительства социализма/коммунизма. На наш взгляд, именно подобный переход и постепенное разложение коммунистической идеологии привели к крушению советской государственности.

С распадом советской государственности был начат про­цесс строительства России как национального государства. Еще ученый Э. Геллнер выделял два фактора построения на­ционального государства: добровольность и культурная общ­ность.

Национальное государство - результат мировых про­цессов эпохи модерна. При этом в национальном государ­стве границы национального и политического, как правило, совпадают, а под нацией понимается политический элемент единения и общегосударственная идентификация (нация-го­сударство). Идеологический конструкт, пытающийся воссое­динить политические и национальные основания государства, называют национализмом.

По мнению ученого И. М. Угрина, национальное госу­дарство имеет свои преимущества и недостатки. К преимуще­ствам следует отнести поддержку и осознание государством важности развития гражданской культуры (гражданской идентичности). К недостаткам - отсутствие универсума (соци­ально-универсальной миссии) и ограниченность националь­ной культуры рамками национальных интересов страны.

Очевидно, что современный концепт национального госу­дарства будет в полной мере оправдан, если признать суще­ствование не только национальных государств, но и ненацио­нальных. Если таковые сегодня имеются.

Вся проблема в том, что факт национального строитель­ства не всегда совпадает с непосредственным ростом нацио­нального самосознания. Порой эти характеристики государ­ства существуют в отрыве друг от друга. И только в какой-то мере пересекаются. Поэтому особое значение следует уделить и официальному признанию национального государства меж­дународным сообществом. Этот факт можно считать заверша­ющим в процессе национального строительства государства, ибо демонстрирует миру свою национальную «зрелость».

В заключение отметим, что процесс национального стро­ительства России не должен отрицать всей своей историче­ской обусловленности и стремиться в мире национального выявить свою социально-универсальную миссию. Отрицание универсума в жизни национального государства - это боль­шое упущение, которое не позволяет в полной мере раскрыть потенциал страны в плане своего социального предназначе­ния. Считаем, что речь должна вестись об идейных парадиг­мах, которые свойственны российской государственности и не противоречат ее бытию. Это и есть конструктивный ответ глобализации, идейное ядро единения России. Остается лишь определить эти идейные приоритеты. И это, наверное, самое сложное.

Психология и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика