Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Итоги пекинского саммита АТЭС: международно-правовые аспекты интеграционных процессов
Научные статьи
27.09.16 11:18

Итоги пекинского саммита АТЭС: международно-правовые аспекты интеграционных процессов

     
  
МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Рагимов Т.С.
4 95 2016
В современных условиях развития мировой экономики Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) играет немаловажную роль. Повышение интереса к этому региону сегодня обусловлено некоторыми факторами, в частности, динамичным развитием экономических процессов в этом регионе, появлением в нем новых влиятельных государств (Китай, США, Россия, Япония), а также наличием перспектив смешения в данный регион центров международной финансовой и деловой активности. России во всех этих процессах уготовлена далеко не последняя роль, что ставит государство перед необходимостью принятия дополнительных мер по развитию его восточных регионов и придания этому направлению приоритетного характера. Данная статья посвящена Пекинскому саммиту Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), по итогам которого были приняты основополагающие документы, определяющие основные направления и цели будущего сотрудничества в АТР – это Декларация стран-членов АТЭС и Заявление по случаю 25-летию АТЭС. Особое значение имеет утвержденная «Дорожная карта по содействию созданию зоны свободной торговли в АТР, что стало важным событием в истории АТЭС.


В 1989 году в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) была создана первая межправительственная экономическая организация - Организация Азиатско-Тихоокеанского эконо­мического сотрудничества (АТЭС).

Азиатско-Тихоокеанский регион - третий по значению центр экономической интеграции в мире (после ЕС в Европе и НАФТА в Северной Америке).

Прошедший в ноябре 2014 года в Пекине саммит Азиат­ско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), пришелся на 25 - летний юбилей этого влиятельного между­народного форума.

Следует заметить, что в регионе АТЭС находятся три из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН (США, Китай, Россия), что говорит о серьезности и масштабности данной организации. Россия стала членом АТЭС с 1998 г.

Пекинский форум АТЭС состоялся в ключевой момент развития экономики Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), поэтому данный форум стал важным и необходимым событием, когда международное экономическое и торговое сотруд­ничество стран-участников АТЭС вступило в новую историче­скую эпоху.


 

Неофициальная встреча лидеров стран-членов форума также стала успешной платформой для подписания много­сторонних и двусторонних соглашений. Так, например, во время форума АТЭС, председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в более чем 80 двусторонних и многосторонних меро­приятиях, провел встречи с лидерами 22 стран и главами пра­вительств, подписал и присутствовал при подписании более чем 70 соглашений о двустороннем сотрудничестве.

По итогам встречи были приняты два основных докумен­та:

-    Декларация стран-членов АТЭС «Пекинская повестка дня интеграции, инновационного развития и взаимосвязанно­сти в Азиатско-Тихоокеанском регионе»;

-    Заявление по случаю 25-летия АТЭС «Путь в будущее через партнерство в Азиатско-Тихоокеанском регионе». В этих документах определяются основные направления, а также цели долгосрочного развития и сотрудничества в рамках АТР.

На пресс-конференции Пекинского форума, министр иностранных дел КНР Ван И отметил, что форум АТЭС при­ложил большие силы для решения важных вопросов по теме международных отношений в АТР и развития АТЭС. Участ­ники форума отстаивали принципы взаимоуважения и вза­имопонимания по некоторым важным и острым вопросам и уделили внимание ситуации региона в целом, благодаря чему на данном форуме был достигнут ряд важных результатов. Министр иностранных дел КНР обобщил, что пекинский фо­рум АТЭС добился семи основных результатов, в том числе, участники четко определили будущие направления и цели со­трудничества в АТР.

В Пекинской декларации лидеров государств-членов АТЭС и Заявлении по случаю 25-летия создания АТЭС про­звучала необходимость совершения следующих действий:

-     сформировать Азиатско-Тихоокеанское партнерство, устремленное в будущее;

-    создать открытую экономическую структуру в АТР и продвигать реализацию «мечты АТР» о совместном развитии, процветании и прогрессе;

-    запустить процесс создания зоны свободной торговли в АТР (FTTAP).

Была утверждена «Дорожная карта по содействию созда­нию FTTAP», что стало важным событием в истории существо­вании АТЭС.

Это означает, что процесс создания зоны свободной тор­говли в рамках АТР, в результате многократных переговоров начался официально.

Кроме того, участники форума приняли план по продви­жению региональной транспортно-коммуникационной вза­имосвязанности, согласно которому до 2025 года в АТР будет реализована всесторонняя, многослойная и комплексная взаи­мосвязанная транспортно-коммуникационная сеть.

Многие зарубежные специалисты и СМИ высоко оце­нили организационную работу пекинского форума АТЭС и считают, что успехи, достигнутые на форуме неотделимы от усилий Китая, прежде всего, и России.

По ходу саммита, можно сказать, что он полностью про­шел по Китайскому сценарию, где Китай крайне эффективно использовал свою роль страны-организатора данного форума, и добился положительных результатов в формировании буду­щего региона АТР в целом, и АТЭС в частности, безусловно, в соответствии со своими интересами.

Блумберг Новости (Bloomberg News, агентство экономи­ческих новостей) отметили, что только на пекинском форуме АТЭС прозвучали четкие соображения и конкретное расписа­ние создания зоны свободной торговли в АТР, и здесь Китай сыграл ведущую роль.

На основании Декларации, принятой по итогам саммита, можно сделать вывод о том, что Пекинский форум АТЭС при­нес семь реальных результатов:

1.    Определены направления и цели будущего сотрудни­чества в АТР:

-     поставлены задачи совместно создать Азиатско-Тихоо­кеанские партнерские отношения, направленные в будущее;

продвигать региональную экономическую интеграцию; сфор­мировать в АТР экономическую структуру открытого типа, которая приведет к развитию инноваций, увеличению взаи­мосвязанности и гармонизации интересов; совместно форми­ровать отношения в АТР, основанные на взаимном доверии, сотрудничестве и взаимном выигрыше;

- принято решение запустить процесс создания зоны сво­бодной торговли в АТР (FTTAP);

2.    «Дорожная карта по содействию созданию FTTAP», ут­вержденная лидерами АТЭС, стала важной вехой в истории АТЭС и послужит делу экономической интеграции АТР.

3.    Принят новый план по созданию транспортно-комму­никационной взаимосвязанности в АТР.

4.     Найдены 5 новых опор развития экономики АТР.

На форуме был утвержден документ «Единогласие по ин­новационному развитию, реформированию и росту экономик АТЭС», была проявлена решимость продвигать практическое сотрудничество с опорой на экономические реформы, новую экономику, инновационное развитие, инклюзивную поддерж­ку и урбанизацию.

5.    Открыт ряд новых областей сотрудничества по глобаль­ным вопросам.

На форуме было достигнуто единогласие в вопросах про­тиводействия вызовам мирового характера и надлежащем ре­агировании на такие мировые проблемы, как инфекционные заболевания, продовольственная и энергетическая безопас­ность.

Также, на форуме была принята Пекинская декларация по борьбе с коррупцией.

6.    Организован круглый стол на тему «Диалог по вопро­сам укрепления взаимосвязанного партнерства»

Председатель КНР Си Цзиньпин в ходе проведенного 8 ноября 2014 г. в рамках форума АТЭС круглого стола на тему «Диалог по вопросам укрепления взаимосвязанного партнер­ства» объявил о создании Фонда Шелкового пути (фонд уже создан и Китай готов внести 40 млрд. долларов США).

7.    Китай и США достигли единогласия по практическому сотрудничеству в ряде областей. Китайская сторона опублико­вала список 27 важных результатов.

Председатель КНР Си Цзиньпин и президент РФ В.В. Пу­тин провели 5-ю в этом году встречу. Обе стороны выразили согласие как можно скорее начать программу западной газо­вой линии. Лидеры присутствовали при подписании 17 доку­ментов о сотрудничестве.

Лидеры стран АТЭС по итогам пекинского саммита при­няли ряд решений и подписали пакет важных документов, включая «Пекинскую дорожную карту АТЭС по содействию планомерному созданию Азиатско-Тихоокеанской зоны сво­бодной торговли», которая считается основным достижением экономик-участниц АТЭС в области формирования условий для свободной и открытой торговой и инвестиционной среды в регионе.

Это также является исторической вехой в развитии АТЭС на протяжении всех 25 лет с момента образования организации.

Следует отметить, что в рамках пекинской «дорожной карты» по содействию продвижению к созданию азиатско-тихоокеанской зоны свободной торговли (АТЗСТ) стороны до­стигли единого мнения в самых разных областях.

Во-первых, ключевым приоритетом для экономик АТЭС по-прежнему остаются многосторонние торговые взаимоот­ношения.

Цель создания АТЗСТ заключается в поддержании мно­госторонней торговой системы. АТЗСТ подразумевает либе­рализацию в полном объеме и содержит вопросы торговли и инвестиций качественно нового уровня.

Во-вторых, главной задачей АТЗСТ остается продвиже­ние к достижению Богорской цели к 2020 году. Работа АТЭС, основополагающими принципами которой являются консен­сус и добровольность, строится на базе ряда программных до­кументов. Главный из них - принятая в 1994 году в г. Богор, Индонезия.

Целью Богорской декларации является - формирование в регионе системы свободной и открытой торговли и инвести­ционной деятельности к 2010 году для развитых и к 2020 году - для развивающихся экономик (т.н. Богорские цели).

Однако АТЗСТ не будет подменять собой Богорскую цель, а наоборот, она станет главной движущей силой по ин­тегрированию и содействию торговой и инвестиционной ли­берализации.

В-третьих, АТЗСТ будет реализовываться параллельно с процессами, происходящими в рамках АТЭС. Ожидается, что АТЭС в еще большей степени будет стимулировать торговую и инвестиционную либерализацию и экономические реформы, выступит в роли инкубатора АТЗСТ, проявит свою руководя­щую роль и окажет интеллектуальную и прочую поддержку формированию АТЗСТ.

Кроме того, АТЗСТ основывается на торгово-инвестици­онной деятельности, как уже имеющейся, так и той, которая находится на этапе договоренности.

Экономики-участницы АТЭС должны приложить макси­мальные усилия для завершения переговоров, определяющих возможные направления развития АТЗСТ, включая Транс­Тихоокеанское партнерство (ТРР) и Всестороннее региональ­ное экономическое партнерство (RCEP).

Главная цель — оказание помощи заинтересованным эко- номикам-участницам по присоединению к нынешним перего­ворам по АТЗСТ и действующим договоренностям и процессу окончательного формирования АТЗСТ.

АТЭС должно продолжать развивать эффективное эконо­мико-техническое сотрудничество в сферах реформирования структуры, людских ресурсов, содействия развитию средних и малых предприятий, продвижения интеграции и т.д., и по­могать развивающимся экономикам-участницам стать частью единого экономического пространства и бизнес-процессов.

России во всех этих процессах необходимо принимать ак­тивное участие, кроме того она не должна отходить от Европы и должна опираться на Китай, азиатский рынок и спрос, при­влекать их в качестве партнеров, создавая при этом благопри­ятные инвестиционные, таможенные и иные условия торгово­экономического характера.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика