Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


О правовых аспектах образования в современных условиях развития гражданского общества в Республике Таджикистан
Научные статьи
28.09.16 11:26

вернуться

О правовых аспектах образования в современных условиях развития гражданского общества в Республике Таджикистан

ПРАВО СТРАН СНГ
Самадов Б.О.
4 95 2016
В настоящей статье рассматриваются некоторые правовые аспекты в сфере образования как одного из важнейших факторов развития личности, человечества в целом, которые устанавливают понятие образования. На основании проведенного правового анализа в сфере образования в статье раскрыт ряд законов Таджикистана, регулирующих систему образования.

Успешное развитие образования, науки и культуры яв­ляется главным фактором прогресса и процветания любого государства. Главной целью современной образовательной по­литики является создание в стране совершенной системы под­готовки национальных кадров, уровень которой будет соот­ветствовать самым высоким требованиям. Сфера образования на современном этапе развития человечества превратилась в одну из важных и решающих сфер жизни. Сфера образования страны должна не только заниматься подготовкой рабочей силы, но и уделять серьезное внимание всестороннему разви­тию личности.

Развитие высшей школы, высшего учебного заведения не­возможно без творческого поиска новых путей и методов со­вершенствования учебного процесса, научной деятельности и практики применения, его оптимизации и интенсифика­ции. Структурными составляющими современных образова­тельных технологий, как известно, являются образовательные цели, содержание образования, формы, методы и средства пе­дагогического, профессионального взаимодействия, гуманиза­ция учебного процесса, результат деятельности.


Президент Республики Таджикистан Эмомали Рахмон в своем выступлении от 1 сентября 2015 г. подчеркнул, что «... воспитание подрастающего поколения на основе историче­ского опыта и национальных культурных ценностей, подго­товка квалифицированных специалистов, отвечающих требо­ваниям рынка труда, является одной из важнейших задач сфер образования и науки страны.

Для достижения этой цели необходимо, чтобы профес­сиональный уровень учителей и воспитателей во всех секто­рах системы образования страны соответствовал требованиям современного мира, то есть следует поднять уровень высших учебных заведений до международных стандартов с тем, что­бы в век информации и коммуникации воспитанники учеб­ных учреждений имели высокие конкурентные способности».

Наряду с этим отмечается, что приведение в соответствие с требованием времени нормативных правовых актов, регули­рующих деятельность учебных учреждений, учебных планов предметных программ, методических рекомендаций и учеб­ных пособий является другим фактором развития данной сфе­ры.

Формирование гражданского общества в Республике Тад­жикистан возможно лишь при условии существования право­вых норм, способствующих его развитию.

Следует отметить, что в Республике Таджикистан в 2013 г. был принят Закон Республики Таджикистан «Об образовании» в новой редакции. В системе нормативно­правовых актов этой сферы следует упомянуть о ряде законов Таджикистана, в частности Законе Республики Таджикистан № 531 от 19 мая 2009 г. «О высшем и послевузовском профес­сиональном образовании», № 598 от 21 мая 1998 г. «О науке и государственной научно-технической политике», № 593 от 12 января 2010 г. «О научной и научно-технической экспертизе» и других.

Так, например, в Законе Таджикистана № 531 от 19 мая 2009 г. закреплено, что закон, определяя и регулируя госу­дарственную политику в области высшего и послевузовского профессионального образования, создает условия для реали­зации конституционных прав каждого на получение высшего профессионального образования.

Образованность выражается как результат получаемого человеком образования. Как конкретно-историческое явление она зависит от уровня развития общества и системы образова­ния в этом обществе, от типа освоения образовательной про­граммы и специфики образовательного учреждения. Ученые отмечают, что классическое представление об образованности как владении простыми, однозначно детерминированными формами переработки информации - владение современной информацией, способность ее запоминать, находить и при­менять, трансформировать и систематизировать - утрачивает силу. Сегодня под образованностью понимают результат ус­воения образовательной программы, в которой отражен нако­пленный в обществе социальный опыт и элементы культуры.

Государством определяется политика в сфере образова­ния. Согласно нормам Закона № 1004 от 22 июля 2013 г. «Об образовании» государственная политика в сфере образования считается одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Таджикистан. Для реализации государ­ственной политики в сфере образования государство создает систему образования Республики Таджикистан, направляет ее деятельность на обеспечение прав граждан на образование.

В целях развития сферы образования государство обеспе­чивает координацию деятельности министерств и ведомств, местных исполнительных органов государственной власти, ор­ганов самоуправления поселков и сел, физических и юридиче­ских лиц (ст. 3 Закона).

Государственную политику в сфере образования реали­зует уполномоченный государственный орган в сфере образо­вания - центральный исполнительный орган государственной власти Республики Таджикистан, который контролирует и руководит процессом воспитания и обучения в образователь­ных учреждениях, независимо от организационно-правовой формы.

Кроме этого, Законом определено, что реализация госу­дарственной политики в сфере образования основывается на следующих принципах: равноправие граждан в получении ка­чественного образования; законность, уважение прав и свобод человека и гражданина; любовь к Родине, семье и окружаю­щей среде; научное, светское и гуманистическое свойство об­учения и воспитания в образовательных учреждениях; непре­рывный процесс образования; интеграция образования, науки и производства и др.

Важнейшей проблемой в правовом регулировании об­разования на данном этапе развития выступает качество, ка­чественное образование в целом. Управление качеством об­разования реализует единую государственную политику в сфере образования, определяет единый национальный поря­док оценки качества образования и обеспечивает его эффективность.

Как закреплено в Законе «Об образовании», качество об­учения - это способ правильной и эффективной организации процесса обучения, в результате которого лицо получает об­разование; качество образования - это комплекс показателей государственных образовательных стандартов и государствен­ных требований.

Сущность и значение ответственности в сфере образо­вания также является наиважнейшим фактором. Так, ответ­ственность является необходимым элементом системы средств правового регулирования, которая обеспечивает соблюдение норм права. В сфере ответственности нормы права должны быть снабжены инструментами, побуждающими субъектов действовать в соответствии с законами, в случае несвоевремен­ного исполнения, или же отклонения от предписанного - под­вергать субъектов правоотношений неблагоприятным послед­ствиям.

В Законе Республике Таджикистан «Об образовании» в ст. 67 установлено, что физические и юридические лица за на­рушение требований настоящего Закона привлекаются к от­ветственности в порядке, установленном законодательством Республики Таджикистан. Считается целесообразным, что одним из важнейших правовых факторов развития правового регулирования образования является включение (путем внесе­ния изменений и дополнений) законодателем уполномочен­ного государственного органа в сфере образования (централь­ного исполнительного органа государственной власти) в состав лиц (субъектов права), содержащихся в ст. 67 Закона «Об об­разовании».

Таким образом, образование выступает основным, наи­важнейшим фактором развития человеческого потенциала. Совокупность процессов развития человека в обществе, чело­веческого потенциала тесно взаимосвязана с образованием. От образования, правильного его правового регулирования зави­сит эффективное развитие человеческого потенциала в эконо­мике страны.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика