Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

В кризисе юридической науки во многом виноваты сами учёные
Интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации Николаем Александровичем Власенко

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Понимание категории «земля» для реализации прав на землю
Научные статьи
12.10.16 11:29
вернуться


Понимание категории «земля» для реализации прав на землю


ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО
Ниязова А. Н.
4 95 2016
В статье рассматривается, прежде всего, экономическая сущность категории «земля», дается исторический анализ процесса формирования подходов к пониманию и определению этой категории. Сущность и содержание таких подходов, отмечает автор, неразрывно связаны с процессом фактического освоения земли и ее использования как средства производства для поддержания жизнедеятельности людей.
Автор отмечает важность сбалансированной политики в отношении земельных ресурсов, обеспечивающих частные и публичные интересы нынешнего и будущих поколений.
Земля как природный объект/ресурс, как недвижимое имущество является объектом воздействия права, а ключевые свойства земли, по мнению автора, влияют на изменение режима правового регулирования.


Процесс становления рыночной экономики и провозгла­шение права частной собственности на землю в Кыргызской Республике обусловили возникновение рынка земли, являю­щегося на сегодня серьезным элементом системы экономи­ческих отношений и, одновременно, гарантией реализации субъективного права собственности на землю.

Земля, в свою очередь, является ключевым объектом гражданских прав, что во многом детерминировано сущно­стью категории «земля», прежде всего, в экономическом смыс­ле. Земля представляет собой базу, основу экономики любого общества и государства. Именно это качество земли предо­пределяет ее участие в гражданском обороте, а также интерес к ней со стороны различных субъектов общественных отноше­ний.

Говоря о земле как объекте интереса, отметим, что в от­ношении земли возникает и существует как публичный, так и частный интерес. С позиции исторической ретроспективы земля рассматривается как один из древних объектов обще­ственных отношений, благо, на которое изначально были на­правлены интересы отдельных индивидов, их общностей и публичных образований.


 

Земля является объектом, который в наибольшей степе­ни, по сравнению с другими, зависит от природных факторов и условий и связан с ними. Кроме того, земля представляет собой невоспроизводимый, физически неперемещаемый, не изнашиваемый при эффективном использовании природный объект. Использование земли обеспечивается за счет непо­средственного воздействия человека на окружающую среду. Это простое и одновременно сложное взаимодействие между человеком и окружающей средой базируется на удовлетворе­нии человеком основных человеческих потребностей именно за счет активного контактирования с природной средой: фи­зиологических (потребность в еде, водных ресурсах и пр.) и потребностей в безопасности (организация жилого простран­ства). Все человеческие потребности в природе демонстриру­ют объективную необходимость в материальных благах. По­требности древнего человека можно было охарактеризовать как элементарные, возможность их удовлетворения была це­ликом связана с благоприятностью природы, климатически­ми явлениями, географическими особенностями местности.

При рассмотрении генезиса отношений по поводу зе­мельных участков в первобытно-общинном обществе в литера­туре отмечаются следующие характерные признаки: присвое­ние природных ресурсов; равное распределение результатов производства; социальное равенство всех членов общины; от­сутствие частной собственности, государств, классовой борьбы и понятия «классы».

Одним из факторов, обусловившим разложение перво­бытного общества, стало развитие и интенсификация земле­делия: плужное земледелие предопределило переход земле­дельческого труда в руки наиболее сильных представителей общины. Были заложены основы частной собственности на средства производства, когда продукт труда не делится между членами общины, а накопленное имущество сохраняется в се­мье, передаваясь от отца к детям.

Дальнейшее формирование потребности в собственности связано с автономизацией человека, обособлением от рода и общины. Таким образом, можно увидеть, что даже в начале исторического пути формирования отношений, складываю­щихся по поводу земли, в результате перехода к производя­щему хозяйству, была заложена дихотомия интереса, а по­следний, в свою очередь, лег в основу разграничения системы права на публичное и частное.

Для Нового времени (XVI в.), которое могло быть охарак­теризовано внедрением принципов такого экономического те­чения как «меркантилизм», наиболее значимыми переменами в сфере земельных отношений были накопление значительных материальных ресурсов именно в сельском хозяйстве, а также четкое понимание того, что: а) земля обладает способностью приносить доход, превышающий первоначальные затраты на нее, б) земля и земельный участок в форме ренты участвуют в образовании продукта и доходов.

Разработчиком рентных отношений считается Д. Рикар­до, который впервые осознанно увязал рентные отношения с земельной собственностью и законом убывающего плодоро­дия. Вклад Д. Рикардо в теорию формирования ренты состоит в том, что им были сформулированы следующие базовые по­стулаты: цена на любой сельскохозяйственный продукт зави­сит от издержек производства; соотношение лучших и худших земельных участков отражается на получении дополнительно­го дохода с лучшего участка, который и выступает как земель­ная рента. Понимание земель с точки зрения разделения их на худшие и лучшие позволяло ученым рассматриваемого пери­ода точно сформулировать критерий определения рентабель­ности земельного участка.

Так, худшие земли могли быть отнесены к категории предельных земель, если в отношении них сохранялась воз­можность быть возделанными с целью получения дохода при имеющихся издержках производства. Кроме того, предель­ность земли как экономическая категория предопределялась исчерпывающим перечнем возможностей использования такой земли в качестве участка сельскохозяйственного назна­чения, в качестве пастбищного угодья, в качестве земельного участка иного назначения. Чем выше был предел использова­ния земли независимо от назначения, тем более высокой была земельная рента.

Также интерес представляет следующий экономический принцип использования земель того периода: предельные земли перемещаются с плодородных участков к менее пло­дородным при повышении спроса на сельскохозяйственную продукцию. Очевидно, обратная экономическая реакция будет иметь место при уменьшении спроса. Таким образом, земельную ренту следует понимать как денежную разницу в доходах, полученных при реализации сельскохозяйственной продукции с земли, не отнесенной к категории предельных, и доходах, полученных при реализации сельскохозяйственной продукции с предельной земли.

При этом учеными рассматриваемого периода акцент де­лался на том, что рента в земельных отношениях возникает в связи с ограниченностью земли как фактора, определяющего эффективность сельскохозяйственного производства при ее естественной неоднородности. Рента отсутствует в тот момент, когда земли только начинают осваиваться населением, или когда у населения имеется достаточный капитал, необходи­мый для обработки земли. Таким образом, факторы неодно­родности и ограниченности земли обусловливают возникно­вение земельной ренты.

Говоря о развитии общей теории земельной ренты, под­черкнем значительный вклад К. Маркса, который на основе учения об абсолютной и дифференциальной земельной ренте обозначил взаимосвязь между эффективным развитием сель­скохозяйственного сектора и собственностью на землю. Основ­ная идея К. Маркса состояла в том, что основным препятстви­ем на пути повышения продуктивности сельского хозяйства в интересах общества был именно институт частной собствен­ности на землю, который способствовал возникновению аб­солютной ренты. Здесь же следует отметить, что актуальный пересмотр взглядов на роль частной собственности на землю в процессе эффективной сельскохозяйственной деятельности не влечет несостоятельности взглядов сторонников марксизма по данному вопросу.

Таким образом, как видно из исторического анализа процесса формирования подходов к определению катего­рии «земля», они претерпели значительные изменения. Как правило, сущность и содержание таких подходов неразрыв­но связаны с процессом фактического освоения земли и ее использования как средства производства для поддержания жизнедеятельности людей. В зависимости от общественно-по­литического уклада на той или иной территории отношение к земле претерпевает соответствующие изменения, которые в последующем отражаются на принципах правового регули­рования, правах и обязанностях субъектов по поводу земли.

Природные свойства земли как экономического объекта предопределяют возмездность использования ее возможно­стей, которая, в первую очередь, должна быть направлена на восстановление полезных свойств земли, утраченных в ходе ис­пользования или потребления.

Рассуждая о значении земли в организации обществен­ной жизнедеятельности, отметим, что земля как природный ресурс в большей степени, чем все иные природные объек­ты, обеспечивает удовлетворение широкого спектра потреб­ностей человека: физиологических, психологических, соци­альных, производственных, потребностей в экологической безопасности. Это можно объяснить специфическими потре­бительскими свойствами земли. К таким свойствам, по наибо­лее распространенному мнению ученых, относятся: многоце­левое и разноуровневое использование земли; невозможность перемещения в пространстве; ограниченность внутренних ресурсов земли как природного объекта; отсутствие возмож­ности реальной замены земли другими ресурсами; сохране­ние натурально-вещественной формы земли в течение всего периода использования либо неиспользования; возможность земли выступать и в качестве неотъемлемой части строения или здания, и в качестве самостоятельного объекта правового регулирования и воздействия человека; наличие определен­ных ограничений в товарном обороте земельных участков, что связано с неоднородностью земли как таковой.

Поэтому на сегодняшний день земля представляет собой один из наиболее важных элементов национального богатства любого государства и занимает особое место в жизни общно­сти людей, проживающих на ее территории. С географиче­ской точки зрения, земля представляет собой пространствен­ную среду проживания людей; в политическом смысле земля является территорией, на которой государством формируется определенная правовая система; в экономической сфере зна­чение земли состоит в том, что она выступает главным сред­ством производства в сельском хозяйстве и основой для раз­мещения и развития всех других отраслей экономики.

Можно утверждать, что земля как природный объект/ресурс, как недвижимое имущество является объектом воздей­ствия права. Важно отметить ключевые свойства земли, кото­рые влияют на изменение режима правового регулирования: производительная способность; возможность значительного улучшения качества земли при условии рационального ис­пользования; возможность значительного изменения ценно­сти земли при соответствующем изменении целевого назначе­ния. Напомним, что почва, недра, растительный и животный мир рассматриваются как параметры, определяющие харак­теристику земли как природного объекта.

Все выше обозначенные характеристики приобретают значение в ходе прицельного правового регулирования тех или иных отношений, складывающихся в отношении земли. В зависимости от того, с какой позиции рассматривается земля, ее правовой режим определяется соответствующими норма­ми земельного, водного, природоохранного, геологоразведы­вательного и иного законодательства.

В качестве экономического и правового объекта земля представляет собой не результат труда индивидов или кол­лективов, а естественный природный ресурс, что выступает ос­новным фактором, предопределяющим ее иррациональную стоимость.

Развивая положения об институте права собственности, нужно отметить, что именно частная собственность выступа­ет дополнительным ограничивающим фактором, связанным с предложением земельных ресурсов на рынке. В рыночных условиях собственники земельных участков предпочитают не передавать свое право собственности, а предоставлять земель­ные участки на праве временного владения и пользования для получения стабильного дохода. Поэтому к продаже, как пра­вило, предлагается только незначительная часть земельного фонда, что, по сути, не является адекватной реакцией на воз­растающий спрос.

Для развития потенциала земельных ресурсов Кыргыз­ской Республики необходимо комплексно решать вопросы формирования государственной земельной политики, опре­делить направления регулирования земельных отношений как в частных, так и публичных интересах.

В первую очередь, необходимо сформировать адекватное правовое пространство на рынке земли, систему защиты пра­ва собственности на землю вне зависимости от форм собствен­ности как в целях обеспечения экономической безопасности страны, так и создания привлекательной инвестиционной сре­ды. Этот вопрос приобретает особую актуальность для Кыр­гызской Республики ввиду имевшихся прецедентов национа­лизации, в том числе, земельных участков.

Обязательным условием цивилизованного развития рын­ка земли является учетная политика, в том числе, - земельный кадастр и мониторинг земель. На сегодняшний день можно говорить о наличии ряда нерешенных вопросов в системе зе­мельного кадастра нашей страны. Так, часть земельных участ­ков вообще не выступает объектами кадастрового учета, по­скольку такие земельные ресурсы не распределены по формам и уровням собственности и остаются в ведении государства. Кроме того, некоторые земельные участки сельскохозяйствен­ных владений физически не выделены на местности, а, следо­вательно, не могут выступать объектами кадастрового учета и регистрации.

Кроме того, следует отметить, что кадастровая стоимость земельных участков зачастую экономически не обоснована, что связано с тем, что кадастровый учет ориентирован лишь на технические и юридические характеристики земельных участков.

Также важным направлением в рамках рационального и эффективного использования земли как природного ресурса является целенаправленная деятельность государства, кото­рое должно, помимо ведения учета земельных ресурсов, нести полную ответственность за состояние земель, их перепрофи­лирование, использование и охрану. Эффективное использо­вание земельного фонда и контроль за таким использованием со стороны государства, прежде всего, должны быть направ­лены на достижение такой важнейшей стратегической цели как обеспечение продовольственной безопасности. Послед­няя обозначена стратегической целью, нашедшей отражение в программных документах, разработанных правительством Кыргызской Республики.

Таким образом, относительная сохранность целевого назначения земель, приоритет всемерной охраны и рацио­нального использования сельскохозяйственных земель, не­допущение необоснованного перевода таких земель в менее эффективные формы использования своей целью имеют удов­летворение так называемого публичного интереса, заключаю­щегося в обеспечении населения продовольствием. Особенно данный вопрос приобретает актуальность в условиях миро­вого кризиса, когда правильное использование каждым госу­дарством своих ресурсов, в том числе, земельных, позволяет общими усилиями обеспечить справедливое распределение благ.

Отметим, что наука предлагает способы оптимизации политики государства в отношении земли. Важнейшее место в развитии научной мысли по вопросу о сущности и природе этой категории занимают системно-институциональные пре­образования. Основная цель таких преобразований состоит в создании эффективной инфраструктуры рынка земли - со­вокупности институтов, обслуживающих рынок, обеспечива­ющих нормальный режим его функционирования на основе тщательно выверенной нормативной правовой базы.

Кроме того, в набор обязательных условий эффективной земельной реформы можно включить: внедрение новых ин­струментов управления государственной и муниципальной земельной собственностью, оборота; гармонизированное пра­вовое обеспечение частных и публичных интересов; формали­зованную регистрацию прав и сделок; разработку комплекса системных действий по обеспечению эффективного экономи­ческого оборота и управления земельными участками. «Ос­новными функциями развития рынка земельных участков являются: выбор наилучшего варианта развития объекта из возможных, обеспечение оптимальной схемы финансирова­ния проекта, ретрансляция зарубежного опыта инновацион­ных технологий, формирование современной информацион­ной среды».

Целенаправленная комплексная земельная политика государства будет способствовать укреплению рыночных от­ношений в Кыргызской Республике, стабильности экономи­ческого развития, повышению конкурентоспособности эконо­мики.

В этой связи важно понимать и помнить о том, что спец­ифика земли как природного ресурса заключается, с одной стороны, в ограниченности и неэластичности предложения, с другой - необходимости и уникальности земли как объекта. «Уникальность каждого земельного участка определяется: ме­стоположением, определяющим близость земельного участка к поселениям с развитой инженерно-коммуникационной и транспортной сетью; природно-климатическими условиями, влияющими на плодородие земли; способностью продуци­ровать растительность и органическое вещество почвы; много­гранным целевым использованием земли». Это обусловлива­ет экономическую и социальную значимость земли.

В свою очередь, экономическое значение земли обуслов­лено тем, что она выступает фактором производства, наряду с трудом и капиталом, и объектом экономического воздействия. В условиях нашей страны, когда 70% населения проживают в сельской местности, важно отметить, что земля - ключевое средство сельскохозяйственного производства. Кроме того, экономическая и продовольственная безопасность государства ставится в зависимость от эффективности распределения и ис­пользования земельных ресурсов.

Нужно также подчеркнуть, что помимо экономических функций, рынок земли характеризуется особой социальной значимостью, что предопределено взаимозависимостью и вза­имной обусловленностью рынка земли и рынка труда и тем, что как было отмечено, эти категории - капитал, земля и труд являются факторами производства.

С точки зрения институционального развития социаль­ная значимость рынка земли выражается в эффективности перераспределения земельных ресурсов по формам собствен­ности и защите прав собственности субъектов права на земель­ные участки строго в соответствии с нормами и процедурами, установленными законодательством.

Продолжая характеристику рынка земли, нужно отме­тить, что он представляет собой относительно несовершенный тип конкурентной борьбы. Это связано с ограниченностью числа продавцов и покупателей на рынке, при исходной по­сылке о том, что каждый земельный участок уникален и не мо­жет быть скопирован (продублирован).

Рассматривая такие аспекты функционирования рынка земли, как институциональные, отметим их обусловленность существующей возможностью вмешательства государствен­ных органов во взаимоотношения между субъектами земель­ных отношений, которые возникают по поводу распределе­ния, перераспределения, обмена, продажи, хозяйственного использования и восстановления земельных ресурсов.

Проявление определенной специфики отмечается в дей­ствии закона спроса и предложения на рынке земли. Действие закона предложения на рынке земли обусловлено абсолютной ограниченностью предложения земли сельскохозяйственного назначения. По сравнению с предложением земли спрос явля­ется эластичным. По мнению отдельных ученых, формирова­ние спроса обусловлено следующими мотивами: трансакци­онным, спекулятивным, автономным (необходимым). Первый обусловливает спрос на земельный ресурс для производства экономического блага с целью получения прибыли. Второй - спрос, нацеленный на дальнейшую продажу земли и извле­чение спекулятивного дохода. Третий - спрос на землю для производства сельскохозяйственной продукции, предназна­ченной для текущего потребления.

Таким образом, из приведенной краткой характеристики земли как наиболее общего объекта рыночных отношений, можно отметить, что земля представляет собой объект инте­ресов и потребностей самых разнообразных лиц и их групп. В этом смысле землю можно рассматривать как объект права, объект правоотношения и объект субъективных прав отдель­ных лиц.

При этом мы полагаем, что обоснованно говорить о земле как об общечеловеческом материальном благе, которое явля­ется основой для экономики любой общности людей, незави­симо от политико-правового устройства на той территории, где та или иная общность проживает.

В таком контексте экономическая природа земли, безуслов­но, имеет приоритет перед ее правовой сущностью. При этом мы полагаем, что верным будет тезис о том, что понятие «зем­ля» для целей права должно охватывать исключительно эконо­мическую природу рассматриваемого блага, его способность удовлетворять базовые потребности индивидов и общества. Для конкретных отраслей права более обоснованным, с нашей точки зрения, будет использование термина «земельный участок», ко­торый обладает соответствующим правовым режимом, является более узким по своему значению и характеристикам и пригоден для вовлечения в гражданский оборот посредством реализации законодательно предусмотренных механизмов приобретения и осуществления прав на земельный участок.

Резюмируя вышесказанное, отметим следующее:

-     земля представляет собой особое благо, природную ма­терию, которая обладает рядом специфических, естественным образом сформированных свойств и качеств, позволяющих ей удовлетворять потребности и интересы людей;

-     термин «земля» понимается во многих значениях, но в правовой науке его следует использовать для обозначения экономической сущности рассматриваемого блага, его способ­ности выступать в качестве основного средства производства и дальнейшей базой для построения экономики любого типа;

-     характеристики земли позволяют говорить об изначаль­но публичном характере того интереса, который возникает в отношении нее как экономического блага, поскольку в силу естественной ограниченности ресурсов земли, ее сохранность, возможность эффективного использования в интересах насто­ящего и будущих поколений являются сферой интересов, пре­жде всего, общества и государства;

в целях придания земле статуса оборотоспособной сле­дует использовать термин «земельный участок», который яв­ляется объективно приемлемым для характеристики объекта общественных отношений ввиду возможности установления четких границ земельного участка и возможности его участия на рынке для целей субъектов рыночных процессов.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика