Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Некоторые тактические особенности осмотра места происшествия при террористических актах на первоначальном этапе расследования
Научные статьи
28.10.16 14:34

Некоторые тактические особенности осмотра места происшествия при террористических актах на первоначальном этапе расследования

БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВО
Позий В. С., Тихомирова Т. О.
4 95 2016
В статье рассмотрены особенности организации, взаимодействия сил по осуществлению осмотра места происшествия после теракта. Сделан акцент на привлечении специалистов из разных областей знаний, применении разнообразных технических средств.

Для мирового сообщества терроризм в XXI в. стал се­рьезной проблемой. Его проявления приобрели общественно опасные формы с разрушительными для развития человече­ства последствиями, вызывающими социальную напряжен­ность в обществе, чувство страха и неуверенности. Борьба с этим видом преступлений входит в число приоритетных задач государственной политики всех стран мира. До недавнего вре­мени казалось, что это явление присуще больше восточным мусульманским странам. Однако последние события, связан­ные с крушением российского пассажирского самолета в ре­зультате теракта, терактом в центре Парижа, свидетельствуют о том, что никто не застрахован от того, что эта опасность не придет в их дом.

Современный терроризм отличает разнообразие приме­няемых приемов и методов. Он все время меняет форму, сред­ства. Известны способы совершения террористических актов: в виде взрывов, поджогов; с применением огнестрельного и химического оружия и др. Наибольшее распространение име­ют террористические акты, совершенные путем взрыва или с применением огнестрельного оружия1. А в последнее время все больше случаев использования ядовитых, отравляющих, токсичных, опасных химических или биологических веществ.

 

Пресечение террористического акта в России осущест­вляется силами и средствами органов Федеральной службы безопасности РФ, а также создаваемой группировкой сил и средств. В результате контртеррористических операций и оперативно-боевых мероприятий на Северном Кавказе в 2014 г. нейтрализованы 233 бандита, в том числе 38 главарей. За­держаны 637 членов бандподполья и их пособников. В 2014 г. уголовное наказание понесли 219 преступников, в их чис­ле 4 фигуранта уголовного дела по террористическим актам в г. Волгограде. По состоянию на июнь 2015 г. по Республике Крым зарегистрировано 5 преступлений террористического характера.

     Одним из основных условий успешного решения задач на первоначальном этапе расследования является полное, объ­ективное и эффективное проведение осмотра места происше­ствия (ОМП). Этим определяется актуальность темы исследо­вания. Для этого необходимо правильно организовать данноеследственное действие, привлечь дополнительные силы и средства ФСБ, МВД, МЧС, Министерства обороны и других подразделений. Как следует из ст. 15 Федерального закона РФ (далее - ФЗ РФ) от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ (ред. от 28 июня 2014 г.) «О противодействии терроризму», для проведения контртеррористической операции по решению руководителя контртеррористической операции создается группировка сил и средств, в состав которой могут включаться подразделения, воинские части и соединения Вооруженных Сил Российской Федерации, подразделения федеральных органов исполни­тельной власти, ведающих вопросами безопасности, обороны, внутренних дел, юстиции, гражданской обороны, защиты на­селения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспече­ния пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, и других федеральных органов исполнительной власти, а также подразделения органов исполнительной вла­сти субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 2 ФЗ РФ «О противодействии терроризму» правительство Российской Федерации координирует деятельность по противодействию терроризму, осуществляемую федеральными органами ис­полнительной власти, а также организует обеспечение их не­обходимыми силами и средствами. Взаимодействие должно осуществляться на всех уровнях: республиканском, областном, региональном, муниципальном, объектовом. Такое взаимо­действие может быть осуществлено только на основе утверж­денных соответствующими инструкциями полномочий, прав, обязанностей и ответственности всех участвующих субъектов, установлении горизонтальных связей, на основе четкого рас­пределения компетенции и ответственности всех участников.

Правовые нормы, регламентирующие те или иные во­просы борьбы с терроризмом, постепенно вводятся в админи­стративное, гражданское, финансовое, банковское, налоговое, транспортное, экологическое и другие отрасли законодатель­ства.

К сожалению, в настоящее время службы и аппараты правоохранительных органов, осуществляющие деятельность по борьбе с терроризмом, зачастую остаются неподготовлен­ными к ведению активных и результативных действий по рас­крытию и расследованию террористических актов. Одной из причин является неполный, неэффективный, тактически и ор­ганизационно не всегда правильно проведенный осмотр места происшествия.

Расследование преступлений, совершенных при обстоя­тельствах и способами, имеющими признаки терроризма, на территории проведения контртеррористической операции в большинстве своем проходит в экстремальной обстановке. Особенностью осмотра в связи с этим является дефицит вре­мени при работе на месте происшествия, и практически всег­да невозможность провести повторный или дополнительный осмотры.

В связи с этим необходимо организовать и провести ос­мотр места происшествия так, чтобы в этих особых условиях получить максимум доказательственной и оперативно-ро­зыскной информации. Учитывая способы и виды терактов, можно рекомендовать следующую организацию осмотра места происшествия в экстремальных условиях с учетом не­достатка времени и активного противодействия со стороны организованных преступных групп, банд и незаконных воору­женных формирований.

При ОМП после теракта следует иметь в виду, что спец­ифика производства данного следственного действия выража­ется в длительности и трудоемкости процесса осмотра и имеет свои отличительные организационные особенности. Сначала необходимо обеспечить единое руководство осмотром, что связано с привлечением значительного числа лиц, выполняю­щих различные функции. По закону оно возлагается на следо­вателя. Все остальные лица, в том числе и руководящие работ­ники правоохранительных органов, должны исходить из того, что он ответственный за результаты осмотра (ст. 163 УПК РФ). В противном случае, возможна несогласованность действий участников осмотра, ведущая к изменению обстановки, унич­тожению следов преступления и утрате предметов, имеющих важное доказательственное значение.

Общий обзор территории места происшествия должен проводиться одновременно с фото- и видеосъемкой. В ходе детального осмотра максимально используются специалисты, привлеченные к осмотру в порядке ст. 168 УПК РФ. Одновре­менно производятся необходимые измерения и черновые за­писи. Тактически оправдано использование диктофона или озвучивание комментариев на микрофон видеокамеры. Это позволяет сократить время осмотра, более полно составить протокол осмотра места происшествия. В ходе ОМП следует принять меры к поиску фото- и видеозаписей, которые могут быть выполнены случайными прохожими, самими террори­стами. Записи могут фиксироваться видеокамерами находя­щихся поблизости предприятий или учреждений, видеореги­страторами автомобилей.

На стадии подготовки к осмотру необходимо определить качественный состав следственно-оперативной группы (или групп). Особое внимание, по нашему мнению, следует уде­лить привлечению специалистов из разных областей знаний.

Если теракт совершен с использованием взрывных устройств или огнестрельного оружия, в качестве специали­стов целесообразно привлекать взрывотехников, биологов, токсикологов, баллистов, иммунологов, специалистов в об­ласти судебной медицины, медико-криминалистов и др. При этом необходимо изъять все осколки, провода, детали взорвав­шегося устройства, сделать смывы с мест окопчения на пред­метах и изъять пробы грунта из воронки, а также контрольные образцы грунта. Исследуя эти объекты, эксперты в последу­ющем, в ходе производства взрывотехнической экспертизы, могут установить состав взрывчатки, тип взрывного устрой­ства, способ его изготовления и ответить на другие вопросы следствия. На некоторых деталях взрывного устройства можно обнаружить следы рук лиц, причастных к его изготовлению, перевозке и установке. Обнаруженные оружие и боеприпа­сы осматриваются, изымаются, упаковываются. Обращается внимание на следы применения огнестрельного оружия. Не­обходимо грамотное использование баллистических методов осмотра, в частности, визирования. Все это должно найти от­ражение с подробным описанием всех обнаруженных призна­ков в протоколе осмотра. Затем все объекты срочно должны отправляться в экспертные учреждения для производства судебных экспертиз и проверки по криминалистическим учетам. При больших объемах работы имеет смысл выделить со­трудников только для упаковки и обеспечения сохранности обнаруженных вещественных доказательств.

Для обнаружения установки взрывного устройства следу­ет обращать внимание на предметы или вещи без присмотра, нехарактерные для данной обстановки; элементы, материалы и предметы; признаки горения (треск, запах, дым); тиканье ча­сового механизма; наличие устройств, напоминающих радио­антенну, в местах и на предметах, где они явно неуместны; на­тянутые проволока или шнур и др.

Если на месте происшествия обнаруживаются стреляные гильзы и пули, то место их обнаружения должно быть точно зафиксировано с помощью измерения методом визирования. Сами пули и гильзы обязательно изымаются для проведения судебно-баллистической экспертизы с последующей реги­страцией и проверкой по пулегильзотеке.

В этой связи при осмотре мест происшествий по делам о терроризме необходимо принимать исчерпывающие меры по установлению мест так называемой «лёжки» террористов, где остаются следы их пребывания, по которым возможно иден­тифицировать личности участников незаконных вооруженных формирований: следы обуви, отпечатки пальцев на различных предметах, окурки, бутылки, спички, бумага и т. д. Здесь также нужно производить отбор образцов почвы и специфических загрязнений с места «лёжки».

С самого начала осмотра необходимо принимать меры к обнаружению всех мобильных телефонов, имеющихся на тер­ритории места происшествия, составить список всех выявлен­ных номеров и осуществить их проверку.

Участие специалиста в области судебной медицины необ­ходимо при наличии пострадавших и трупов. На месте про­исшествия необходимо тщательно осмотреть труп либо его части, при наличии большого количества объектов - промар­кировать их, принять все меры по сохранности идентифици­рующих признаков для реконструкции внешности потерпев­ших с последующей их идентификацией, получения образцов для проведения молекулярно-генетической экспертизы.

Особое беспокойство вызывает применение биологиче­ского оружия. Наиболее вероятным является применение биологических агентов типа возбудителей тифа, паратифов, токсинов ботулизма и других в зданиях, оборудованных систе­мами кондиционирования и вентиляции воздуха. Объектами совершения терактов также могут быть хранилища питьевой воды, продукты питания, косметические товары.

К сожалению, уровень технического оснащения терро­ристов высок благодаря финансированию террористических группировок, а совершение террористических актов отличает фактор внезапности, что тем самым требует от наших силовых структур способности мгновенного реагирования с примене­нием передовых научно-технических средств.

Таким образом, в настоящее время необходимо уделить особое внимание всесторонней подготовке сотрудников пра­воохранительных органов для проведения эффективного рас­следования преступлений названной категории, организации, грамотного и тесного взаимодействия, умелого использования существующих и разработке новых технико-криминалистиче­ских средств, приемов и методических рекомендаций.

Безопасность и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика