Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Компетентность курсантов юридических вузов в сфере управления как условие эффективности их профессиональной деятельности
Научные статьи
31.10.16 11:05

вернуться

Компетентность курсантов юридических вузов в сфере управления как условие эффективности их профессиональной деятельности

ПРАВО И ОБРАЗОВАНИЕ
Иванова С. В., Ежова О. Н.
4 95 2016
Статья посвящена проблемам формирования у курсантов специализированных вузов ФСИН России компетентности в сфере организационно-управленческой деятельности.
В работе на основе теоретических положений и судебной практики исследованы элементы принципа свободы обжалования, их действие в проверочных инстанциях и соотношение с принципами уголовного процесса.

В настоящее время в системе образования наметились две стратегические линии, связанные с организацией образо­вательного процесса. С одной стороны - выстраивание его в логике формирования субъекта профессиональной деятель­ности, с другой - строгая стандартизация образовательного процесса. При этом первая линия ориентирует на гибкость и вариативность, вторая - на жесткое следование требованиям стандарта. Возникает проблема организации такого образова­тельного процесса, выполняющего два весьма полярных усло­вия.

Проведем сравнительно-сопоставительный анализ требо­ваний стандарта с принципами построения вариативного об­разовательного процесса.

Согласно А. М. Моисееву, Н. В. Немовой и др. вариатив­ный образовательный процесс представляет собой взаимосвя­занную деятельность участников образовательного процесса по реализации целей образования, осуществляемых в услови­ях выбора содержания (в рамках государственных стандартов), средств и способов деятельности и общения, ценностно-смыс­лового отношения личности к целям, содержанию и процессу образования. При этом под вариативностью понимают одно­временное использование вариативных программ, разных по содержанию (общеобразовательный, углубленный, расши­ренный уровни), и программ, различающихся по способам, формам, технологиям учения. Следовательно, вариативность образования ориентирована на личность обучающегося, учи­тывает его потребности, возможности, запросы.


 

Что же касается требований стандарта, то они ориенти­рованы на получение как предметных, так и метапредметных, и личностных результатов. При этом под метапредметными понимаются освоенные обучающимися способы деятельно­сти, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуаци­ях. Под личностными - сформировавшаяся в образователь­ном процессе система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Таким образом, анализ литературы показал, что, несмо­тря на внешнюю стандартизацию образовательного процесса, основные стратегические документы, регламентирующие его организацию и реализацию, направлены на формирование субъекта профессиональной деятельности, обладающего со­ответствующими общекультурными и профессиональными компетенциями.

В соответствии с Федеральным государственным обра­зовательным стандартом высшего образования (уровень выс­шего образования - специалитет; специальность - 40.05.02 «Правоохранительная деятельность») выделяется пять видов специализаций:

-      специализация № 1 «Оперативно-розыскная деятель­ность»;

-      специализация № 2 «Административная деятель­ность»;

-      специализация № 3 «Деятельность специальных под­разделений»;

-      специализация № 4 «Обеспечение безопасности в уго­ловно-исполнительной системе»;

-      специализация № 5 «Воспитательно-правовая».

Область профессиональной деятельности выпускников,

освоивших программу специалитета, включает: разработку и реализацию правовых норм, обеспечение законности и пра­вопорядка, безопасности личности, общества и государства, борьбу с преступлениями и иными правонарушениями, ис­полнение наказания, юридическое образование и правовое воспитание.

При этом организационно-управленческая деятельность является обязательной для всех специализаций. Следует отме­тить, что одним из направлений развития уголовно-исполни­тельной системы (УИС) является повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания за счет совершенствования методов управления.

Любые действия людей представляют собой акты приня­тия решений с выбором методов их осуществления. Но в по­давляющем большинстве случаев у человека не возникает по­требности в каком-либо специальном научном обосновании своих действий. Такая потребность появляется лишь тогда, когда решения имеют много вариантов и когда человеку ста­новится трудно оценить последствия своих действий.

Существует некоторый порог объема и сложности ин­формации, переступив который человеку для принятия ре­шения необходимы определенные правила поведения, сум­мирующие имеющийся жизненный и практический опыт, необходимо знание основных принципов, функций и методов управления.

Социальное управление - это эволюционно возникший, наиболее типичный для социальных систем образ (характер) взаимодействия между субъектом и объектом управления, по­средством которого реализуется функционирование управля­емой системы.

Выделяют пять видов социального управления: классиче­ское, системное, ситуационное, маркетинговое и когнитивное.

Классическое (административно-организационное, орга­низационное, администрирование) управление осуществляет­ся между субъектом и объектом управления в соответствии с административной иерархией.

Основой этого вида управления являются предписания всех действий по заданному алгоритму (плану), отступление от которого является нарушением субординации, а потому и недопустимо.

В составе административно-организационного управле­ния в свою очередь можно выделить три вида управленческой деятельности:

-      создание формальных организационных звеньев;

-      поддержание формальных организационных звеньев;

-      развитие формальных организационных звеньев.

Системное управление характерно для многоуровневых,

открытых систем, в которых каждый уровень управления от­носительно самостоятелен и обладает развитой системой ка­налов связи, которые образуют систему информационного обеспечения управления.

Основой системного управления является распределение компетенции по соответствующим уровням (подсистемам).

Ситуационное управление совмещает достоинства клас­сического и системного типов управления. Стандартные ситу­ации решаются по схеме исполнения алгоритма, а в постоянно меняющихся ситуациях управляемая подсистема самостоя­тельно производит оценку и выбор управленческого решения.

В основе данного типа управления лежит определенная компетенция управляемой подсистемы по осуществлению управления. Как правило, область компетенции касается за­дач оперативного характера, то есть возникающих по ходу вы­полнения основной функции и не вызывающих дестабилиза­цию подсистемы.

Маркетинговое (адаптивное) управление (от англ. market - рынок) заключается в подчинении системы целиком (цели, структура, информационные связи, режимы функционирова­ния и т. д.) законам рыночной экономики.

В основе этого типа управления лежит необходимость достижения максимальной гибкости (адаптивности) системы в целях получения наибольшей экономической выгоды в ус­ловиях объективной необходимости изменения внутренних целей вследствие меняющихся внешних условий функциони­рования.

Когнитивное управление (от лат. cognitio - познание, об­учение) основано на познании меняющихся внешних условий функционирования социальной системы в целях упреждаю­щей реакции на их воздействие. Оно реализуется в програм­мах и других решениях, накапливается в виде социальных моделей управленческой деятельности, которые постоянно обновляются и корректируются на основе научного познания.

В основе этого типа управления лежит необходимость при возникновении проблемной задачи самостоятельного выбора системой управления модели, оценки ее возможной эффективности по отношению к области применения (при необходимости усовершенствование), а в последующем реа­лизации.

Функционирование сложных социальных систем, как правило, основано на смешанных видах социального управ­ления. К числу таких систем относятся правоохранительные органы, в деятельности которых в основном следует выделить административный, системный и ситуационный виды управ­ления, хотя элементы остальных двух видов управления тоже присутствуют (маркетинговое - при организации производственной деятельности в учреждениях УИС; когнитивное - при разработке операций).

Сотрудник УИС по роду своей деятельности должен уметь организовывать работу малых коллективов (групп) ис­полнителей, принимать оптимальные управленческие реше­ния и планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, проводить контроль и учет ее результатов, а также осуществлять свою профессиональную деятельность во взаимодействии с сотрудниками иных правоохранительных органов, представителями других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объедине­ний, с муниципальными органами охраны общественного по­рядка, трудовыми коллективами, гражданами, со средствами массовой информации.

Формирование у курсантов организаторских способно­стей, необходимых им для несения службы, начинается еще с первого курса, когда происходит знакомство с деятельностью УИС, развивается склонность и готовность к организаторской деятельности, начиная с мотивационных факторов и заканчи­вая профессиональной подготовленностью. На втором курсе в процессе изучения дисциплины «Основы управления в право­охранительных органах» у курсантов формируются представ­ления об особенностях управленческой деятельности и осно­вах организации труда в правоохранительных органах, о роли кадрового обеспечения в системе управления учреждениями и органами УИС, о функциях кадровых служб, системе профес­сиональной подготовки сотрудников УИС. Эта дисциплина изучается в логической и содержательно-методической взаи­мосвязи с дисциплинами профессионального цикла, которые изучались на первом курсе («Правоохранительные органы», «Делопроизводство и режим секретности», «Теория государ­ства и права», «Конституционное право России» и «Граждан­ское право»), кроме того, содержание учебной дисциплины базируется на предварительном изучении и творческом при­менении основных положений дисциплин гуманитарного, со­циального и экономического цикла и дисциплин информаци­онно-правового цикла.

Основными задачами учебной дисциплины являются:

-     усвоение знаний о сущности и содержании, целях, функциях, методах и принципах социального управления;

-      формирование представлений об особенностях управ­ленческой деятельности и основах организации труда в право­охранительных органах, о роли кадрового обеспечения в си­стеме управления учреждениями и органами УИС, функциях кадровых служб, системе профессиональной подготовки со­трудников УИС;

-      приобретение умений и навыков практической работы по организации информационного обеспечения; осуществле­нию аналитической работы, планирования и контроля дея­тельности сотрудников УИС; по подготовке, принятию и орга­низации исполнения управленческих решений; составлению и оформлению служебных документов;

-      развитие профессионально значимых качеств, необхо­димых обучаемым для успешного выполнения функциональ­ных обязанностей в своей будущей профессиональной дея­тельности.

Учебный курс базируется на общих положениях науки управления и теоретико-прикладных выводах теории управ­ления в сфере правоохранительной деятельности. В его рамках изучается управленческая деятельность в правоохранительной системе страны, в том числе и в уголовно-исполнительной си­стеме.

Знания, навыки и умения, полученные курсантами в ходе изучения дисциплины, используются не только при изучении дисциплин специализации («Правовое регулирование и организация режима», «Правовое регулирование и организация надзора», «Обеспечение безопасности», «Организация охра­ны», «Организация конвоирования», «Оперативно-розыскная деятельность», «Воспитательная работа с осужденными», «Ор­ганизация деятельности УИИ»), но и в процессе последующей профессиональной деятельности при решении практических задач, предполагающих принятие оптимальных управленче­ских решений и совершение юридических действий в точном соответствии с законом, а также при организации работы ма­лого коллектива исполнителей.

Изучение содержания курса направлено на решение (путем совершенствования управления) главной задачи пра­воохранительных органов - повышение эффективности их практической деятельности по борьбе с преступностью и ох­ране общественного порядка.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта в образовательном процессе вуза, вышесказанное ориентирует нас, преподавателей юридиче­ского вуза, на формирование организаторских способностей у будущих юристов. Однако здесь мы сталкиваемся с противо­речием. Формировать организаторские способности необ­ходимо у каждого студента (будущего специалиста). Однако согласно работам Ю. Н. Емельянова, который рассматривает организаторские способности в аспекте личностных характе­ристик, Л. И. Уманского, доказавшего зависимость проявле­ния организаторских способностей от особенностей темпера­мента организатора, процесс формирования должен носить сугубо индивидуальный характер и выстраиваться в логике становления каждого субъекта организаторской деятельности. Учитывая оба факта, в качестве основной формы проведения занятий, направленных на формирование организаторских способностей будущих юристов, мы выбрали тренинг. По­следний позволяет студентам «проявлять самостоятельность и активность, определять условия деятельности, в которых разработка цели игры, соответствие играющих определенным нравственным нормам, установление правил игры и т.д. по­зволяют освоить организаторские задачи и формировать опыт организаторской деятельности».

Тренинг, в том числе, предполагает формирование у курсантов знаний, умений, навыков в сфере организационно­управленческой деятельности еще и за счет анализа практиче­ских ситуаций (и проигрывание их) из деятельности сотруд­ников УИС.

Комплекс методов, применяемых в процессе тренинга для формирования организаторских способностей, позволяет будущим специалистам, совместно с окружающими их людь­ми, усвоить обязанности предстоящей профессиональной деятельности, выработать и апробировать способы ее выпол­нения, пропустив общеизвестные способы деятельности через свой субъектный опыт.

Таким образом, формирование организаторских способ­ностей будущих специалистов должно осуществляться в про­цессе тренинговой работы, позволяющей студенту наполнить его субъектный опыт новыми смыслами и категориями.

С 2016 г. многие вузы ФСИН России переходят на обуче­ние в соответствии с Федеральным государственным образова­тельным стандартом высшего образования по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриа­та).

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с при­своением квалификации «академический бакалавр», должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответ­ствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата в сфере правоохранительной деятельности:

-      готовностью к выполнению должностных обязанно­стей по обеспечению законности и правопорядка, безопасно­сти личности, общества, государства (ПК-8);

-      способностью выявлять, пресекать, раскрывать и рас­следовать преступления и иные правонарушения (ПК-10);

-      способностью осуществлять предупреждение правона­рушений, выявлять и устранять причины и условия, способ­ствующие их совершению (ПК-11);

Выпускник, освоивший программу бакалавриата с при­своением квалификации «прикладной бакалавр», должен обладать профессионально-прикладными компетенциями (ППК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована програм­ма бакалавриата в сфере правоохранительной деятельности:

-      способностью выявлять причины и условия соверше­ния правонарушений и определять меры, направленные на их предупреждение (ППК-12);

-      способностью давать оценку противоправному поведе­нию и содействовать его пресечению (ППК-13);

-      способностью проводить оперативно-розыскные меро­приятия и процессуальные действия в точном соответствии с законом (ППК-14).

При проектировании программы бакалавриата образо­вательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата вне зависи­мости от присваиваемой квалификации все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также професси­ональные или профессионально-прикладные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата. Образовательная организация может дополнить набор ком­петенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

Бакалавр по направлению подготовки 40.03.01 «Юри­спруденция» (уровень бакалавриата) готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

-      нормотворческая;

-      правоприменительная;

-      правоохранительная;

-      экспертно-консультационная;

-      педагогическая (преподавание правовых дисциплин в образовательных учреждениях, кроме высших учебных заве­дений).

Для эффективного выполнения своих должностных обя­занностей по обеспечению соблюдения осужденными (подо­зреваемыми и обвиняемыми) режима, осуществлению охраны исправительных учреждений и СИЗО, выпускник по оконча­нии вуза должен обладать определенными компетенциями и быть способен:

-      организовывать выполнение осужденными и лицами, содержащимися под стражей, распорядка дня с использова­нием выделенных сил и средств;

-      организовывать и проводить профессиональную под­готовку с личным составом (в частности, это включает в себя: анализ оперативной обстановки в учреждении; внесение пред­ложений по подготовке сил и средств к несению службы при сложной оперативной обстановке);

-         действовать в составе служебного наряда по ликвида­ции чрезвычайных ситуаций в различных модельных ситуа­циях, что предполагает наличие умений и навыков принятия управленческого решения и организации его исполнения;

-         осуществлять взаимодействие с сотрудниками отделов специального назначения, органов внутренних дел, предста­вителями общественности при проведении мероприятий по надзору на различных объектах исправительного учреждения и следственного изолятора;

-        разрешать и предотвращать конфликтные ситуации;

-         осуществлять управление силами надзора (анализ информации и факторов, влияющих на управление сила­ми надзора; выбор эффективных способов стимулирования и мотивации сил надзора; составление плана работы отдела безопасности (режима) исправительного учреждения (след­ственного изолятора) и осуществление прогноза его реализа­ции; разработка модели организации надзора на заданном объекте; владение способами решения возникших проблем в процессе управления силами надзора; разработка управлен­ческого решения в различных ситуациях; обеспечение контро­ля и координации управленческой деятельности сил надзора).

Однако сфера организационно-управленческой деятель­ности при подготовке бакалавра не затрагивается. Следует отметить, что выпускник специализированного вуза ФСИН России без изучения этой дисциплины не сможет принимать оптимальные управленческие решения и организовывать ра­боту малых коллективов (групп) исполнителей на достаточно высоком уровне.

   Право и образование


Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика