Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Онтологический и гносеологический аспекты понимания
Научные статьи
08.11.16 12:46

Онтологический и гносеологический аспекты понимания

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ
Столь А. Б.
4 95 2016
Статья посвящена рассмотрению онтологического и гносеологического аспектов понимания. В статье говорится о том, что понимание есть условие воспроизводства целостного сознания, способности иметь целостную систему знаний, а также условие существования смысла как такового.

Проблема понимания является одной из наиболее актуаль­ных тем современной философской мысли. Активно обсуждается в философской литературе и сущность понимания, и его механиз­мы, критерии и т.д. Причина такой активности заключается в том, что современные исследователи начинают осознавать, что пони­мание является одним из ключевых явлений в изучении сознания как такового. В этих дискуссиях даже само определение понятия «понимание» является непростым вопросом. В данной статье мы хотели бы обсудить наиболее существенные, онтологические и гносеологические, аспекты понимания. В нашей работе мы исхо­дим из того, что понимание представляет собой интегральное со­бытие сознания, благодаря которому сознание, несмотря на свою постоянную изменчивость, способно воспроизводиться во време­ни в качестве устойчивой интенционально-смысловой структур­ной целостности. Иными словами, мы считаем, что целостность и устойчивость сознания обеспечивается именно актами понима­ния, которые включают в себя (или точнее, замыкают на себе) про­цессы осознавания, самоидентификации, самоотчета и самокон­троля. Понимание имеет фундаментальное значение не только потому, что через него мы способны усваивать новое знание или извлекать смысл, а еще и потому, и это может быть даже более значимо в контексте бытия самого сознания, что через него только и воспроизводится сознание. Воспроизводится, сохраняя себя как целое, сохраняя свою структуру, хотя в каждый момент времени сознание становится иным, чем прежде. Постоянно поступающие данные органов чувств, новые знания, эмоции и переживания - все это должно быть усвоено, осмыслено и включено (интегрировано) в единую структуру сознания. Этот естественный для сознания процесс не может носить чисто механический характер по типу количественного наращивания информации, знаний, опыта и т.д. Этот процесс должен неизбежно переходить из количественной стадии в качественную. Этот скачкообразный переход в качествен­но новое состояние представляет собой осуществление синтеза различных содержаний сознания. В результате осуществленного синтеза не только усваивается новое знание, но и обновляется все наличное содержание сознания, перестраивается вся структура взаимодействия между сознанием и действительностью, между субъектом и объектом, между человеком и миром.


 

Процесс интеграции полученного знания в общую структуру сознания можно описать, представив сознание в качестве системы. Встраивание нового элемента в сложившуюся систему приводит к изменению всей структуры данной системы, в результате чего уста­навливаются новые связи между ее элементами и, следовательно, изменяется функционирование данной системы, меняется ее пове­дение относительно внешней среды, она обретает новые свойства и особенности. Вместе с тем, обновление системы стабилизирует ее на новом этапе активного взаимодействия с внешней средой, а так­же открывает возможность для дальнейшего расширения системы, где включение новых элементов уже не грозит разрушением самой структуре данной системы. Обновленное пониманием сознание не просто обретает дополнительные возможности, изменяется само креативное пространство сознания, без которого невозможен твор­ческий поиск личности и созидание нового.

Понимание того или иного элемента действительности, или даже просто какого-либо факта, зачастую приводит че­ловека к полному переосмыслению имеющегося знания, к кардинальному изменению способа взаимодействия с миром, к переоценке ценностей и т.д. При этом, как правило, обнару­живаются совершенно новые связи и отношения между уже известными фактами и событиями, давно усвоенными знания­ми, представлениями. Необходимо отметить, что обнаружение этих связей и есть один из важнейших результатов понимания, так как их обнаружение есть не только нахождение связей меж­ду какими-то внешними по отношению к сознанию явлениями, но еще и установление связи между различными содержания­ми самого сознания. Поэтому можно уверенно утверждать, что значимость понимания заключается в том, что через него про­исходит интеграция самого сознания, интеграция внутреннего мира человека, пространства его личности. Отсутствие актов понимания, следовательно, приводит к разрушению сознания, к распаду его внутреннего пространства, когда уже становятся невозможными целостность личности, творческая самореали­зация, адекватная реакция на изменения внешней среды.

Понимание, на наш взгляд, есть то, что не дает сознанию разрушиться, войти в состояние необратимой энтропии, при­водящей к полному распаду. Осознание этого факта имеет большое значение для человека, живущего в эпоху информаци­онного общества. Одна из самых острых проблем, которая воз­никла с появлением информационного общества, заключается в том, что человек оказался внутри огромного, постоянно уси­ливающегося, информационного потока, который при опреде­ленных условиях может запросто разрушить все существующие механизмы сознания и психики. Человеческое сознание оказа­лось просто неподготовленным к восприятию и осмыслению таких объемов информации. Не имея возможности переводить эту информацию в качественно иное состояние посредством понимания, человек начинает ее некритически усваивать в ко­личественной форме, что приводит сознание к деформации, утрате целостной интенционально-смысловой структуры, раз­мыванию мировоззренческой, ценностной и других систем. В конечном счете, сознание просто утрачивает способность к по­ниманию, что делает процесс разрушения уже необратимым. Традиционные социокультурные механизмы, на которые опи­рался человек в своих индивидуальных актах понимания, также в результате взрывообразного развития техногенной циви­лизации оказались практически разрушенными. Это еще раз подтверждает онтологическую значимость понимания в бытии человека. Культура понимания, которая взращивалась челове­чеством на протяжении веков, в том числе и через философию, это не просто элемент, необходимый для успешного познания мира, а самое настоящее ядро сознательной жизни, без которо­го знание теряет всякий смысл и становится разрушительным.

Если говорить о гносеологической стороне изучаемого во­проса, то в этом аспекте понимание предстает как усвоение ново­го знания или постижение сущности природных и социальных объектов и процессов. Но это не простое усвоение знания, иначе бы понимание можно было бы отождествить с познанием. По­знание и понимание же в реальности близки, но не тождествен­ны, они представляют собой взаимодополняющие друг друга и в целом параллельно осуществляемые процессы или акты. Раз­граничить познание и понимание не так-то просто, особенно если делать это лишь в контексте гносеологии, но мы и не ставим здесь такой задачи. Мы лишь отметим, в чем специфика усвое­ния знания в понимании, избегая противопоставлений, так как реальное познание не есть нечто отдельное от понимания. В акте понимания происходит усвоение такого знания, которое носит характер целостности. Такие современные исследователи как Г. Рузавин, А. Брудный, Г. Нуждин, А. Цофнас акцентируют свое внимание именно на этом свойстве. Указанные авторы полагают, что понимание не может быть реализовано на уровне частич­ного, фрагментарного знания. Знание, которое мы получаем в акте понимания, всегда содержит в себе много смысловых, логи­ческих, информационных слоев. Это знание, отражающее свой­ства и отношения объекта понимания, его генезис и т.д. Иными словами, это знание, содержащее в себе определенную структу­ру. Можно предположить, что понимание в своем гносеологи­ческом аспекте и представляет собой воссоздание целостности объекта (события, ситуации) на ментальном уровне. Понимание создает целостную ментальную репрезентацию объекта, опира­ясь на свое фундаментальное свойство, о котором речь шла выше - структурировать содержания сознания, переводя их из коли­чественного в качественное состояние и синтезируя их в соответ­ствии с наличной внутренней структурой. Именно в связи с тем, что понимание само есть целостный акт, оно способно порож­дать только целостное знание или обеспечивать единство извле­каемого (выявленного, формируемого) смысла. Синтезирующая функция понимания проявляется, таким образом, и на уровне онтологии самого сознания и на гносеологическом уровне.

Усвоение целостного знания в своей идеальной (в смысле максимально возможной) форме носит характер постижения сущности. Г. Рузавин так и определяет понимание: «Понимание есть постижение сущности явлений во всей их целостности». Понимание в целом - это способность получения целостной картины (системы) знаний. Целостное знание - это обязатель­ный результат подлинного понимания, а качество знания на­прямую зависит от качества и глубины понимания.

Еще один важнейший аспект понимания заключается в том, что оно связано с извлечением и формированием смысла. Пони­мание и смысл связаны между собой так же тесно, как понимание и знание. Известные отечественные исследователи С. Гусев и Г. Тульчинский считают, что «понятия смысла и понимания являют­ся соотносительными и не могут рассматриваться в отрыве друг от друга. Смысла так же нет вне понимания, как и понимание всегда есть усвоение некоторого смысла». В философской герменевти­ке понятие понимания чаще всего связывается именно с поняти­ем смысла и значения, и значительно реже с понятием знания. В данной традиции считается, что понимать можно только то, что имеет смысл, а смысл, в свою очередь, имеет только то, что являет­ся продуктом сознательной деятельности человека. Например, П. Рикер пишет: «Под пониманием мы будем иметь в виду искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием и воспринимаемых другими сознаниями через их внешнее выра­жение (жесты, позы, и, разумеется, речь)». Этот подход развивает также и Х.-Г. Гадамер, который говорит о том, что понимание - это всегда понимание Другого. Таким образом, когда речь идет о понимании текста, сообщения, символа или поступка, то есть любой информации, которую нам сообщает другой субъект (от­дельная личность или группа людей), то результатом является не только новое знание, но главным образом - извлечение смысла. Прежде всего, это понимание в форме извлечения смысла про­является в коммуникативной сфере, когда в качестве объектов по­нимания предстают сообщение, текст или символ. Извлечение и формирование смысла происходит также, когда объектом пони­мания и интерпретации становятся действия, поступки, чувства, эмоции и переживания человека и других чувствующих существ. Извлечение смысла происходит тогда, когда мы понимаем арте­факты человеческой культуры, исторические события, жизнен­ную ситуацию. Во всех указанных сферах понять - значит, прежде всего, извлечь и освоить смысл, сделать его достоянием собствен­ной субъективной реальности. При этом надо учитывать, что под извлечением смысла имеется в виду не только усвоение каких-то «готовых» смыслов, но и формирование, творчество новых смыс­лов. Эти два процесса фактически не разделимы. Под «готовыми» смыслами мы имеем в виду те смыслы, которые заложены в текст, сообщение, художественный образ самим автором. «Готовый смысл» мы берем в кавычки, потому что данное понятие является сильно утрированным, поскольку смысл есть живое концентриро­ванное движение мысли, которое стоит за формой его выражения, например, за текстом. Читая этот текст, мы всегда извлекаем толь­ко часть смысла (или смыслов), и в целое он превращается только потому, что читатель сам его «достраивает» в собственных актах понимания. Таким образом, понимание это одновременно усво­ение, преобразование и формирование смысла. В конечном счете, каждый смысл, который становится частью нашей субъективной реальности, носит печать нашей индивидуальности.

Важно также отметить, что усвоение, интериоризация новых смыслов (также как и новых знаний) посредством по­нимания, осуществляется не механически, путем простого приращения новых смысловых единиц, а качественно, через их интеграцию в уже существующую смысловую структуру содержаний сознания. В процессе этой интеграции соверша­ется трансформация всей смысловой системы, ее обновление. Реализуется качественно новое смысловое единство, кристал­лизуется новое смысловое пространство, обладающее свой­ством целостности. Так, например, глубже понимая отдель­ный отрывок текста, мы глубже (или просто иначе) понимаем весь текст в целом. Таким же, примерно, образом появление одного нового смысла ведет к изменению всего смыслового контекста. Подобное изменение может быть совершенно не­значительным и потому едва заметным для самого субъекта, а может носить и принципиальный характер.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что по­нимание есть условие воспроизводства целостного сознания, способности иметь целостную систему знаний, а также усло­вие существования смысла как такового.

Психология и право



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика