Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Формирование единого цифрового пространства Евразийского экономического союза и обеспечение государственного суверенитета в информационной сфере
Научные статьи
09.11.16 11:26

Формирование единого цифрового пространства Евразийского экономического союза и обеспечение государственного суверенитета в информационной сфере


 
ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Ефремов А.А.
5 96 2016
В статье рассмотрены тенденции международно-правового регулирования процесса формирования единого цифрового пространства Евразийского экономического союза и вопросы обеспечения государственного суверенитета в информационной сфере.


В рамках Европейского Союза идет формирование еди­ного цифрового рынка (Digital Single Market), 13 апреля 2016 г. принята Рекомендация Комитета министров Совета Европы № CM/Rec(2016)5 о свободе в Интернете, 23 июня 2016 г. при­нята Канкунская Декларация Организации экономического сотрудничества и развития по цифровой экономике: иннова­ции, рост и социальное благополучие.

Указанные тенденции отражают объективные процес­сы трансформации всех сфер общественных отношений под влиянием развития информационных технологий. Согласно Докладу Всемирного банка о мировом развитии 2016 г. «Циф­ровые дивиденды» «мы переживаем величайшую информа­ционно-коммуникационную революцию в истории человече­ства. Более 40 процентов населения планеты имеет доступ к интернету, и каждый день в сеть выходят новые пользователи. Среди беднейших 20 процентов домохозяйств мобильный телефон есть почти в каждых 7 из 10. Число беднейших домо­хозяйств, располагающих мобильным телефоном, выше, чем имеющих доступ к туалету или чистой питьевой воде. Сейчас по всему миру в поисковую систему Google ежедневно отправ­ляется свыше 4 миллиардов запросов - и, в то же время, 4 мил­лиарда человек по-прежнему не имеют доступа к интернету».



 

В Канкунской Декларации ОЭСР, в частности, подчер­кнута критическая необходимость дальнейшей разработки на основе консенсуса широкого круга заинтересованных сторон глобальных технических стандартов, способных обеспечить функциональную совместимость и безопасность, стабиль­ность, глобальный, открытый и доступный Интернет. Подпи­савшие Декларацию государства подтвердили свое стремле­ние сохранить фундаментальную открытость Интернета при одновременном обеспечении таких политических целей, как защита конфиденциальности, безопасности, интеллектуаль­ной собственности и детей в Интернете, а также укрепление доверия к Интернету.

В Рекомендации Комитета министров Совета Европы № CM/Rec(2016)5 о свободе в Интернете указывается на то, что государства - члены Совета Европы имеют негативные и позитивные обязательства по соблюдению, защите и поощре­нию прав человека и основных свобод в Интернете. Механиз­мы управления Интернетом, будь то на национальном, реги­ональном или глобальном уровне, должны основываться на этом понимании свободы Интернета.

При осуществлении своих суверенных прав государства в соответствии с нормами международного права должны воз­держиваться от любых действий, которые могут прямо или косвенно нанести ущерб физическим или юридическим ли­цам внутри или за пределами их юрисдикции. Любое внутри­государственное решение или действие по ограничению прав человека и основных свобод в Интернете должно соответство­вать международным обязательствам и, в частности, быть ос­новано на законе. Оно должно быть необходимо в демократи­ческом обществе, в полной мере соответствовать принципам соразмерности, гарантировать доступ к средствам правовой защиты и право быть выслушанным, а также обеспечивать со­блюдение надлежащих процессуальных гарантий.

В рассматриваемой рекомендации Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15.b Устава Совета Евро­пы рекомендовал государствам-членам:

-      периодически оценивать уровень уважения и осущест­вления прав человека и основных свобод в сфере Интернета с использованием соответствующих показателей с целью раз­работки внутригосударственных отчетов в случаях необходи­мости;

-      обеспечить участие всех заинтересованных сторон из частного сектора, гражданского общества, научных кругов и технического сообщества для оценки состояния свободы в Ин­тернете и подготовки внутригосударственных отчетов;

-      рассмотреть возможность совместного использования с Советом Европы, на добровольной основе, информации или внутригосударственных отчетов о свободе в Интернете;

-      руководствоваться и развивать эти показатели, участвуя в международном диалоге и международной политике в от­ношении свободы в Интернете.

Развитие цифровой экономики в России характеризует­ся определенным отставанием. Согласно докладу The Boston Consulting Group (BCG) «Россия Онлайн» 2016 г., отставание России от стран - лидеров цифровизации, которое сейчас со­ставляет около 5-8 лет, будет быстро увеличиваться и на пя­тилетнем горизонте, в силу высокой скорости глобальных из­менений и инноваций, может составить 15-20 лет - разрыв, сократить который будет крайне сложно. Доля цифровой эко­номики в России составляет 2,1 % - это в 1,3 раза больше, чем 5 лет назад, но в 3-4 раза меньше, чем у лидеров цифровизации.

Вместе с тем, в условиях глобализации и региональной интеграции преодоление «цифровых разрывов» не может осу­ществляться исключительно на национальном уровне.

      В рамках Евразийской экономической комиссии с 2015 г. идет разработка вопросов правового регулирования транс­граничного пространства доверия. В частности, по заказу ЕЭК проведена научно-исследовательская работа по теме: «Анализ международных и межгосударственных стандартов в области информационных технологий, защиты информации и элек­тронного документооборота и разработка рекомендаций по их использованию при формировании и развитии трансгра­ничного пространства доверия в рамках ТС и ЕЭП».

В соответствии с Распоряжением Совета ЕЭК № 6 от 17 марта 2016 г. создана рабочая группа по выработке предло­жений по формированию цифрового пространства Евразий­ского экономического союза.

Международно-правовую основу для информационной интеграции в рамках ЕАЭС составляет Протокол об информа­ционно-коммуникационных технологиях и информационном взаимодействии в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 3 к Договору о Евразийском экономическом союзе 2014 г.).

Согласно данному Протоколу, «интегрированная инфор­мационная система Союза» - организационная совокупность территориально распределенных государственных информа­ционных ресурсов и информационных систем уполномочен­ных органов, информационных ресурсов и информационных систем Евразийской экономической комиссии, объединенных национальными сегментами государств-членов и интеграци­онным сегментом Евразийской экономической комиссии.

Основными задачами формирования интегрированной системы являются:

1)     создание и ведение на основе унифицированной систе­мы классификации и кодирования единой системы норматив­но-справочной информации Союза;

2)     создание интегрированной информационной структу­ры межгосударственного обмена данными и электронными документами в рамках Союза;

3)     создание общих для государств-членов информацион­ных ресурсов;

4)     обеспечение информационного взаимодействия на ос­нове положений Договора для обеспечения формирования общих информационных ресурсов, информационного обе­спечения уполномоченных органов, осуществляющих госу­дарственный контроль, а также реализации общих процессов в рамках Союза;

5)     обеспечение доступа к текстам международных догово­ров и актов, составляющих право Союза, и проектов междуна­родных договоров и актов, составляющих право Союза, а так­же к общим информационным ресурсам и информационным ресурсам государств-членов;

6)     создание и обеспечение функционирования общей инфраструктуры документирования информации в электрон­ном виде.

Развитие трансграничного пространства доверия осущест­вляется Комиссией и государствами-членами в соответствии со стратегией и концепцией использования при межгосудар­ственном информационном взаимодействии имеющих юри­дическую силу электронных документов и сервисов.

Создание интегрированной информационной системы Союза и развитие трансграничного пространства доверия яв­ляются первыми, базисными шагами для формирования еди­ного цифрового пространства ЕАЭС.

Вместе с тем, процессы информационной или цифровой интеграции в рамках ЕАЭС делают актуальными и проблемы обеспечения государственного суверенитета и информацион­ной безопасности.

Реализация государственного суверенитета в информа­ционной сфере на международно-правовом уровне обуслов­лена следующими обстоятельствами.

Процесс гармонизации национального законодательства и международно-правовых документов в информационной сфере обусловлен необходимостью учета характера докумен­тов различных международных организаций (Международно­го союза электросвязи, ОЭСР и т.п.), которые в значительной части по своей международно-правовой природе относятся к так называемому «мягкому праву», а также в большей мере содержат принципы развития и положения стратегического характера.

Эти обстоятельства обуславливают с одной стороны, не­обходимость постоянного анализа на предмет соответствия документам международных организаций и последующей корректировки российских национальных документов страте­гического планирования, а с другой - глубокого анализа вне­дряемых положений в контексте обеспечения государственно­го суверенитета.

Формирование системы правового регулирования в дан­ном случае идет по схеме «документы международных орга­низаций - национальные концепции, стратегии и доктрины - законодательство». Тем самым происходит «обход» консти­туционных норм (ч. 4 ст. 15, ст. 79 Конституции РФ), устанав­ливающих, что именно международные договоры являются составной частью правовой системы, а участие в межгосудар­ственных объединениях и передача им части полномочий Рос­сийской Федерации возможна только в соответствии с между­народными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя РФ. При такой схеме не применяется и механизм ратификации, действующий в отношении меж­дународных договоров, а также конституционный контроль (проверка соответствия Конституции РФ не вступивших в силу международных договоров РФ - ст. 125 Конституции РФ).

Современная практика развития правового регулирова­ния информационных отношений в Российской Федерации уже вызывает определенные противоречия с процессами ев­разийской интеграции.

Реализация принципа импортозамещения в сфере ин­формационных технологий в РФ вступает в противоречие с созданием единого рынка услуг в сфере разработки программ­ного обеспечения в ЕАЭС.

Как отмечает член Коллегии (Министр) по внутренним рынкам, информатизации и информационно-коммуникаци­онным технологиям ЕЭК Карине Минасян «введение Россией ограничений на доступ к государственным и муниципальным закупкам программного обеспечения, разработанного в дру­гих странах Союза, является ограничительной мерой во взаим­ной торговле. Появление подобных ограничений и барьеров еще раз подтверждает необходимость совместного обсужде­ния вопросов цифровой повестки ЕАЭС на площадке Евра­зийской экономической комиссии».

В этой связи, по нашему мнению, более перспективным для евразийской интеграции будет закрепление и реализации принципа технологической нейтральности.

Данный принцип впервые был установлен в Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронной торговле 1996 г. Прин­цип технологической нейтральности предполагает принятие положений, которые являются нейтральными в отношении используемой технологии. С учетом быстрых темпов техно­логического прогресса нейтральные нормы направлены на то, чтобы позволить использование любых будущих разработок без принятия дополнительных мер законодательного поряд­ка.

В дальнейшем данный принцип регулирования инфор­мационных отношений получил свое развитие в Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 г., в Типовом законе ЮНСИТРАЛ об электронных подписях 2001 г., а также в Конвенции ООН об использовании электронных сообщений в международных договорах 2005 г.

В заключение следует отметить, что процессы информа­ционной или цифровой интеграции в рамках Евразийского экономического союза требуют развития как международно­правового регулирования данной сферы, так и гармонизации с национальными подходами к регулированию, обеспечива­ющими баланс национальных интересов государств-членов ЕАЭС при формировании единого цифрового пространства.

Такое регулирование может быть осуществлено посред­ством разработки и подписания дополнительного Протокола о цифровой экономике ЕАЭС к Соглашению о торговле услу­гами и инвестициях в государствах - участниках Единого эко­номического пространства 2010 г.




Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика