Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Content of journals

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер

События и новости




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК Институт государства и права.
Г.М. ВЕЛЬЯМИНОВ.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ОПЫТЫ



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА. В честь Заслуженного деятеля науки Российской Федерации, доктора юридических наук, профессора СТАНИСЛАВА ВАЛЕНТИНОВИЧА ЧЕРНИЧЕНКО



СОВРЕМЕННОЕ МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
О ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА. А.М. Солнцев. Монография



Верховенство международного права. Liber amicorum в честь профессора К. А. Бекяшева

Бекяшев Д.К. «Международное трудовое право (публично-правовые аспекты): учебник. – Москва: Проспект, 2013. – 280 с.


Гражданское общество и правовое государство: проблемы понимания и соотношения
Раянов Ф.М.

Перед вами – оригинальная работа, в которой автор, основываясь на мировой общественно­политической практике, впервые в отечественном обществоведении по­новому подходит к раскрытию понятий «гражданское общество» и «правовое государство».


Арбитражный регламент ЮНИСТРАЛ 1976 г. и Регламент Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате РФ в редакции 2013 г.: общее и особенное

МЕЖДУНАРОДНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРАВО
Мусаева Х.М.
5 96 2016
В статье рассматриваются актуальные вопросы международного коммерческого арбитража, сопоставляются регламент международного коммерческого суда при промышленной палате РФ 2013 г. и арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г. Выделяются их общие и особенные черты. Выявлена современная роль международного коммерческого арбитража как альтернативной формы рассмотрения международных частноправовых споров, его востребованность в тех случаях, когда национальная правовая система государства демонстрирует отставание от современных требований, предъявляемых международным экономическим оборотом. В статье сказано, что при заключении международного контракта стороны должны обращать на внимание на то, что выбор регламента работы одного и того же арбитражного органа изменит порядок рассмотрения дела. В заключение делаются выводы о необходимости совершенствования деятельности данной арбитражной структуры.

В настоящее время успешно развивается международ­ная торговля. Наиболее эффективной формой разрешения коммерческих споров является арбитраж. Международный коммерческий арбитраж (далее - МКА) является альтерна­тивным методом разрешения споров. Этот институт представ­ляет собой особый механизм рассмотрения внешнеторговых споров. На сегодняшний день международный коммерческий арбитраж является наиболее востребованным способом раз­решения внешнеторговых споров, поскольку обладает преи­муществами независимого в процессуальном и политическом смысле судебного органа по сравнению с государственными судами. Значение данного института в современных условиях глобализации мировой экономики, увеличения числа транс­граничных сделок неуклонно и закономерно растет. Этот рост обусловлен рядом неоспоримых преимуществ, которыми об­ладает данная альтернативная форма рассмотрения между­народных частноправовых споров перед государственным су­допроизводством. Как отмечает Т. А. Иванова, «рассмотрение споров в порядке арбитража является выгодным, поскольку спор рассматривается быстро, квалифицированными арби­трами, а также третейский суд заседает негласно»1. К тому же МКА «часто бывает востребован в тех случаях, когда нацио­нальная правовая система государства демонстрирует отставание от современных требований, предъявляемых междуна­родным экономическим оборотом».

По своей юридической природе международный ком­мерческий арбитраж является третейским судом, избираемым или создаваемым самими сторонами. Спор рассматривается независимым арбитром, избранным на основе его професси­ональных качеств. По мнению большинства ученых-между- народников, «по своей юридической природе арбитражное соглашение является частноправовым договором, носящим самостоятельный характер по отношению к основному кон­тракту независимо от его вида».

В Российской Федерации в сфере международного арби­тража и, в частности, арбитражного соглашения, действует принцип, введенный статьей 5 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже»: никакое судебное вмешательство по вопросам международного арбитража не должно иметь места, кроме случаев, когда оно предусмотрено в этом законе.


 

Важной особенностью международного коммерческого арбитража является то, что на слушания не допускаются лица, которые не принимают участия в арбитражном разбиратель­стве. Тем самым стороны сохраняют коммерческую тайну. Негосударственная природа международного коммерческого арбитража отличает его и от государственных судов, в том чис­ле и от государственных арбитражных судов, действующих в отдельных странах, в частности, в Российской Федерации.

Правовой основой рассмотрения споров в международ­ном коммерческом арбитражном суде являются: Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже 1961 года; Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже 1985 г.; Нью-Йоркская конвенция о признании и приведе­нии в исполнение иностранных арбитражных решений 1958 г. Основные органы рассмотрения международных коммер­ческих споров в Российской Федерации - это Международ­ный коммерческий арбитражный суд РФ (МКАС) и Морская арбитражная комиссия (МАК) при Торгово-промышленной палате. Деятельность Международного коммерческого арби­тражного суда регулируют Закон «О международном коммер­ческом арбитраже» 1993 г., Положение о МКАС при ТПП РФ и Регламент МКАС РФ 1994 г.

Следует подчеркнуть, что большое значение для арби­тражных судов имеют регламенты. Регламенты разрабатыва­ются с целью их универсального применения. При разработке регламентов учитываются особенности всех правовых систем7. Наибольшее распространение получили следующие регла­менты: Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 года (с изм. от 15.08.2010 г.) и Регламент Международного коммерче­ского арбитражного суда при торгово-промышленной палате Российской Федерации в редакции 2013 года.

В первую очередь, определим, что такое ЮНСИТРАЛ. Это - Комиссия Организации Объединенных Наций по праву международной торговли, учрежденная Генеральной Ассам­блеей ООН в 1966 году, которой были предоставлены полно­мочия по согласованию и унификации права международной торговли, после чего она стала основным юридическим орга­ном системы ООН в области права международной торговли. К числу наиболее значимых документов Комиссии относится Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, который был принят в 1976 г.

Регламент ЮНСИТРАЛ характеризуется следующими критериями: арбитражное рассмотрение спора начинается только после того, как стороны достигнут соглашения о кан­дидатуре арбитров, о месте арбитражного разбирательства. Другими словами, он устанавливает порядок и сроки арби­тражного рассмотрения дела. Этот регламент имеет особое значение при арбитраже ad hoc. К тому же Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ служит основой регламентов многих арбитражных органов всего мира. Как отмечает К. Шмитгофф, многие арбитражные центры, имеющие свои собственные регламенты, допускают преимущественное использование сторонами регламента ЮНСИТРАЛ или обращение к нему для восполнения пробелов в их собственных регламентах. Данный регламент также служит основой Регламента Между­народного коммерческого арбитражного суда при Торгово­промышленной палате Российской Федерации. Регламент ЮНСИТРАЛ применяется к разрешению спора, если стороны в договоре согласовали в письменной форме его применение. При этом стороны могут договориться об изменении положе­ний Регламента, что также должно быть сделано в письменной форме. Регламент регулирует арбитражное разбирательство, за исключением тех случаев, когда какое-либо из его правил противоречит норме применимого к арбитражу закона, от ко­торой стороны не вправе отступать. В этом случае применяет­ся эта норма закона.

В МКАС при ТПП РФ (в ред. 2013 г.) закрепляются поло­жения рассмотрения споров международным коммерческим арбитражным судом. Споры рассматриваются при наличии арбитражного соглашения сторон. Исключением являются случаи, когда МКАС принимает к рассмотрению споры без соглашения сторон, если его компетенция установлена меж­дународным договором Российской Федерации. Для арби­тражного соглашения предусмотрена письменная форма. Со­держание такого соглашения зависит от воли сторон. МКАС осуществляет свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 07.07.1993 г. «О международном коммерческом арбитра­же», в основу которого положен Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном коммерческом арбитраже. Приложением к Закону является Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Рос­сийской Федерации, которым на упомянутую палату возло­жено утверждение Регламента МКАС. Рассмотрение споров в МКАС происходит на основании Регламента, утвержденного приказом ТПП РФ № 76 от 18 октября 2005 г. и вступившего в силу с 1 марта 2006 г.

Однако надо сказать, что данные регламенты имеют и определенные отличия.

К примеру, согласно статье 19 Арбитражного регламента МКАС при ТПП РФ «при подаче искового заявления ответ­ственный секретарь МКАС направляет ответчику копию иско­вого заявления, а в соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ сторона, возбудившая дело, направляет ответчику уведомление об арбитраже». К тому же, согласно статьям 3, 18 Регламента, это не обязательно должно быть исковое заявле­ние, а может быть простое письмо. Арбитражный регламент МКАС при ТПП РФ устанавливает, что избрание трех арбитров происходит по соглашению сторон и ответчик может избрать одного арбитра и одного запасного арбитра. Если соглашение отсутствует, арбитров избирает Председатель МКАС (статьи 19, 20). В соответствии с Арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ (статья 7) стороны избирают по одному арбитру, которые из­бирают третьего арбитра - председателя заседания. Согласно статье 24 Арбитражного регламента ЮНСИТРАЛ суд вправе потребовать от любой стороны представить суду и другой сто­роне резюме документов и другие доказательства, которые эта сторона хочет представить для подтверждения обстоятельств, на которые она ссылается. В других документах этого нет.

Преимуществом Регламента ЮНСИТРАЛ является то, что он изначально предназначен для ситуации, когда арби­тражный институт, правилами которого будет регулироваться разбирательство спора, не выбран. Соответственно, он разре­шает большинство процессуальных вопросов таким образом, чтобы для этого не требовалось привлечение арбитражного института.

Перечисленные отличия свидетельствуют о том, что при заключении международного контракта стороны должны об­ращать на внимание на то, что при выборе регламента рабо­ты одного и того же арбитражного органа изменится порядок рассмотрения дела. К тому же, если в контракте указан ино­странный арбитраж, то, как нам кажется, лучше применять Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ, так как в нем все ло­гично и достаточно просто, что исключает необходимость до­полнительного изучения зарубежного законодательства.

Следует также подчеркнуть, что Арбитражный регла­мент ЮНСИТРАЛ был пересмотрен и в 2010 году в него были внесены изменения, направленные на повышение эффектив­ности арбитража в целом. Отдельные изменения направле­ны на повышение процессуальной эффективности, включая новую процедуру замены арбитров, механизм рассмотрения вопроса об арбитражных издержках, а также требование раз­умного размера издержек.

В заключение можно сделать следующие выводы.

В настоящее время в условиях научно-технического про­гресса расширяется круг отношений, споры по которым пере­даются на рассмотрение арбитражных судов. Международ­ный коммерческий арбитраж - это механизм рассмотрения международных коммерческих споров частноправового ха­рактера, которым присущ иностранный элемент. Это споры, часто возникающие между участниками при осуществлении внешнеэкономической деятельности, споры предприятий с иностранными инвестициями. Для организаций рассмотре­ние споров в порядке арбитража является выгодным, посколь­ку спор рассматривается быстро, квалифицированными арби­трами, а также третейский суд заседает негласно.

В связи с вышеизложенным можно констатировать, что МКАС при ТПП РФ - это весьма действенный механизм разре­шения разного рода споров с участием «иностранного элемен­та». На деятельность этой арбитражной структуры законода­тель должен обращать пристальное внимание с точки зрения ее совершенствования.

Важное значение регламентов обуславливается тем, что регламент, отвечающий требованиям универсального приме­нения, помогает правильно и быстро разрешить имеющийся арбитражный спор. Думается, что практика будет следовать не только букве, но и духу изменений, что позволит и в даль­нейшем вести арбитражные разбирательства по Арбитраж­ному регламенту ЮНСИТРАЛ и Арбитражному регламенту МКАС при ТПП РФ успешно и эффективно.

С целью улучшения работы МКАС в связи с активизиро­вавшейся критикой МКАС как внутри России, так и за рубе­жом, по мнению многих ученых, назрела необходимость се­рьезного обновления Регламента, что имеет особое значение на современном этапе развития МКАС, когда ему приходится во многом решать множество проблем, что и 82 лет назад, пре­жде всего доказывая свою конкурентоспособность, но уже в со­вершенно новых условиях.

Следует также добавить, что изменения, внесенные в Ар­битражный регламент ЮНСИТРАЛ будут способствовать эф­фективному разрешению международных торговых споров.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

Blischenko 2017


ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика