Содержание журналов

Баннер
PERSONA GRATA

Группа ВКонтакте

Баннер
Баннер
Баннер
Баннер


Правовое положение народа саамы в Швеции
Научные статьи
14.11.16 10:21

вернуться

Правовое положение народа саамы в Швеции

ПРАВО ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
Ананидзе Ф.Р.
5 96 2016
В статье проделан анализ правового положения шведских саамов – коренного народа этого государства. Исследование проведено на основе действующего законодательства Швеции, регулирующего правовой статус народа саамы. Особое место в статье уделено проблемам сохранения и развития финских саамов как коренного народа Скандинавского полуострова.

Саамы (самоназвание - саами, лопари) - коренной народ севера Скандинавии (Норвегия - около 40 тыс. человек, Шве­ция - около 20 тыс. человек, Финляндия - около 6 тыс. человек), и Кольского полуострова (Россия - примерно 2,5 тыс. человек).

В Х-XII веках саамы занимали значительную часть Скан­динавского полуострова (преимущественно горные районы современной Финляндии, Норвегии, Швеции, Карелии и весь Кольский полуостров). К концу этого периода их земли были захвачены норвежцами, шведами, финнами и восточными славянами. Часть саамов была оттеснена на север, а часть была ассимилирована пришлым населением.

Саамы - единый народ. Они проживают на обширной территории Лапландии, имеют общий язык (который, прав­да, распадается на ряд сильно разошедшихся диалектов), об­щую религию - христианство (лютеранство - скандинавские саамы, православие - российские саамы и маленькая группа среди финляндских саамов), испытывают чувства родственной близости и солидарности. Саамы всегда жили маленькими со­обществами, однако сам народ никогда не имел своей государ- ственности.


 

    Перед народом саамы сегодня стоят те же самые пробле­мы, что у многих коренных народов во всем мире - пробле­мы выживания, сохранения и развития как отдельного этноса и народа (язык, культура, обычаи, традиций, сохранение ис­конной среды обитания и т.п.). Более того, саамы по своим характеристикам подпадают под понятие «коренной народ», считают себя таковыми (самоидентификация), и такой статус признается за ними со стороны официальных властей национальных государств, на территории которых они проживают (за исключением Швеции).

Шведское саамское население, как уже было отмечено составляет примерно 20 тыс. человек. Во всех местах компакт­ного проживания саамы составляют меньшинство по отноше­нию к численности населения территории их проживания, а не только по отношению к общей численности населения страны. Большое количество саамов живет в Стокгольме. Со­ответственно, они не ведут традиционный образ жизни, и по­этому сохранение их этнической идентичности отличается от аналогичного процесса у саамов, ведущих традиционный образ жизни. Именно данным обстоятельством объясняются особенности их статуса и проблемы этого регулирования.

Культура, язык, быт, обычаи шведских саамов тесно связа­ны с традиционными видами хозяйствования: рыболовством, оленеводством, охотой. Соответственно сохранение традици­онного образа жизни и традиционных видов хозяйствования являются главным условием сохранения саамов Швеции как отдельного этноса и народа в целом.

   Несмотря на то, что шведские саамы по всем своим харак­терным признакам полностью подпадают под определение понятия «коренной Народ» по действующему шведскому за­конодательству они обладают статусом меньшинства и не бо­лее того. Отсюда, конституционным законодательством Шве­ции, в отличие от финского и норвежского - не закреплены каких-либо четких гарантий защиты саамов как коренного эт­носа и народа. Также, поскольку Швеция не является участни­цей Конвенции МОТ № 169 «О коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни» 1989 года, то, соответствен­но, ее положения не распространяются на ее территорию, и, у нее нет никаких международно-правовых обязательств по данному договору. Таким образом, шведские саамы облада­ют статусом национального меньшинства наряду с финнами, цыганами и евреями, правда, в отличие от них они пользуются некоторыми эксклюзивными правами, что в основном связано с оленеводством.

С другой стороны, ситуация осложняется тем, что саамы в Швеции не обладают правом собственности на исконные зем­ли, традиционно ими используемые. По этому поводу в Вер­ховном суде Швеции в 1981 году было рассмотрено дело, полу­чившее название «дело об откупных нагорьях». Данное дело тянулось почти 20 лет в разных судебных инстанциях пока в итоге Верховным судом не было вынесено окончательное ре­шение. Дело касалось ходатайства о признании за саамов пра­ва собственности на определенной их исконной территории на севере страны. В качестве истца выступил ряд оленеводческих общин саамов, а сторону ответчика представляло государство. Перед Верховным судом стояла непростая задача: во-первых, в процессе рассмотрения дела он должен был принимать во внимание и учитывать определённые известные правовые аспекты и юридические факты периода шведско-финлянд­ской юрисдикции, когда право собственности саамов на эти земли официально признавалось; во-вторых, ни в одном из действующих законов страны не было четко определено кто является собственником спорной территории. В своем итого­вом вердикте по данному делу Верховный суд Швеции сделал основную опору на общее толкование Конституции страны и решил, что собственником данной спорной территорий («от­купных нагорий») считается государство, а саамы обладают лишь правами ее пользования. В нем же Суд четко отклонил исходное утверждение правительства о том, что саамы, будучи кочевниками, не могут иметь права собственности на землю. В решении отмечалось, что саамы могут приобрести право собственности на землю с целью использования ее для тради­ционных видов экономической деятельности (оленеводство, рыболовство, охота).

Буквально через год после данного решения Верховного суда в 1982 году правительство Швеции учредило Комиссию по правам саамов для изучения вопросов, касающихся этого народа, включая их земельных прав, однако ее деятельность не привело к каким-либо позитивным результатам в сфере защи­ты земельных прав саамов.

    Наоборот, в 1992 году парламент Швеции принял реше­ние, согласно которому все земли, на которых традиционно охотятся саамы, должны быть доступны для всех граждан Шве­ции. Однозначно, решение было принято вопреки принципи­альному признанию земельных прав саамов Верховным судом страны в 1981 году об арендуемых нагорьях. Парламентское решение 1992 года фактически упразднило исключительные права народа саамов на охоту и рыболовству на исконно са­амских территориях, предоставляя не-саамам неограничен­ные права на охоту и рыболовству на этих же территориях. Соответственно, положения данного парламентского реше­ния нашли свое отражение в законах и подзаконных актах государства, которые ввели новые правила для ведения охоты и рыболовства на спорных территориях. Положениями этих законов начали пользоваться органы власти и управления, как центральные (Национальный совет по сельскому хозяйству), так и местные (административные советы графств, губернии издали свои региональные правила) - в целом, в стране была введена новая система лицензирования охоты и рыболовства, в том числе на исконных землях саамов.

Саамов, конечно, это не устраивало, и в 1994 году они по­дали сначала апелляцию в Национальный совет по сельскому хозяйству, а после ее отклонения - иск в Высший администра­тивный суд, который своим решением от 22 июня 1994 года отклонил его. Затем, в конце 1994 года 39 саамские деревни подали в Европейскую комиссию по правам человека (дело №27033/95), однако 25 декабря 1996 года жалоба Комиссией была объявлено неприемлемой. Таким образом проблема осталась «открытой».

В определенном смысле данный вопрос нашел свой «от­голосок» сравнительно недавно. Проблема в том, что 12 марта 2004 года Комитет ООН по уничтожению всех форм расовой дискриминации выразил свою озабоченность тем, что земель­ные права саамов и связанные с ними проблемы в Швеции до сих пор не разрешены. Он призвал шведское правительство принять законодательство, необходимое для разъяснения зе­мельных прав саамов-оленеводов.

Традиционный образ жизнедеятельности саамов регу­лируется в основном Актом об оленеводстве 1971 года. Оле­неводство в Швеции является наследственным правом саамов. При этом оленеводами должны быть не только родители, но и дедушка или бабушка саама. Такая регламентация законом статуса оленевода-саама в определенном смысле оправдана тем что «оленеводство в данном случае является необходимым условием сохранения самобытности этнической группы.

Оленеводство охватывает около 34% территорий Швеции. Государством установлена система дотаций за занятие данным видом хозяйствования. Ежегодные выплаты по данному виду дотации из государственного бюджета составляют примерно 40 млн. шведских крон. Хозяйственной единицей здесь явля­ется «саамская деревня» - организационная единица, которая объединяет оленеводов в пределах выделенного участка зем­ли. Таких участков («саамских деревень») сегодня насчитыва­ется 56. Согласно действующему шведскому законодательству саамская деревня не должна заниматься другими видами хо­зяйствования.

Помимо системы дотаций в оленеводстве шведским за­конодательством также установлена система компенсаций потерь от хищников. Размеры ежегодной компенсации оце­нивается по численности потомств каждого хищника и выпла­чивается регулярно.

Правовой статус оленевода регулируется также норвеж­ско-шведским договором 1972 года по выпасу оленей, разре­шающий оленеводам двух стран беспрепятственно пересекать границу. Такая постановка вопроса позволяет сохранять тра­диционные пути миграции оленей.

В определенном смысле правовой статус шведских оле­неводов регламентируется также Актом о лесах 1989 года. Согласно ст. 20 данного акта саамские поселения обладают правом на предварительные консультации с ними по вопросу вырубки лесов в тех местах, где выпас оленей разрешен кру­глый год. Согласно ст. 31 закона все лесохозяйственные меры, в том числе формы и размеры вырубок, новых лесопосадок, прокладка новых лесных дорого и другое, должны быть осу­ществлены с учетом интересов оленеводов.

Большое значение для сохранения и развития шведских саамов как отдельного этноса имеет саамский язык. В 1999 году в Швеции был принят Акт о праве использования саам­ского языка в отношениях с публичными властями. Согласно положениям данного закона, возможность использования саамского языка в официальных отношениях допускается на территориях, которые полностью или частично совпадают с территориями четырёх муниципалитетов: Арьеплуг, Геллива- ре, Йокмокк и Кируна (взаимоотношения с органами власти и управления, судебными органами и др.).

Следует подчеркнуть, что возможность использования саамского языка в официальных отношениях является значи­тельным достижением в обеспечении прав саамов Швеции, но при этом также следует отметить несколько проблемных во­просов: первое - здесь речь идет об использовании саамского языка не на всей территории государства, а на его части; вто­рое - в отдельных случаях (по решению правительства) закон допускает возможность освобождения официальных властей от данной обязанности; третье - отсюда, на большинство саа­мов и на значительную часть территории Швеции этот акт не распространяется, так, как в подавляющем в своем большин­стве они живут не на указанных территориях, а в столице.

Для сохранения и развития саамского языка Саамским парламентом был учрежден специальный экспертный ор­ган - Совет по национальному языку. Совет состоит из шести представителей и их заместителей, являющихся носителями разных диалектов саамского языка. Срок полномочий четыре года. В обязанности Совета по образованию входит: поощ­рение применения саамского языка в официальных целях и быту; работа с нормами языка (вопросы, связанные с именами собственными, дача консультаций); участие в международном сотрудничестве.

В сохранении и развитии саамского языка огромную роль играет возможность саамов получения образования на род­ном языке. В Акте об образовании Швеции 1985 года содер­жится положение, регламентирующее вопросы школьного образования на саамском языке. Саамские школы организо­ваны в шести саамских школах с 1 по 6 класс. Саамские дети могут обучаться как в саамских государственных школах, так некоторых муниципальных школах.

Саамские школы обеспечивают саамским детям обра­зование на саамском языке - эквивалентное образованию в шведских школах на шведском языке. Министерство образо­вания Швеции ведет строгий контроль за применением едино­го общегосударственного стандарта образования ко всем шко­лам. Обучение ведется на двух языках. Кроме того, в отдельных муниципальных школах у саамских детей есть возможность получить интегрированное саамское образование. В процессе обучения в таких школах дети получают обычное образова­ние, но они дополнительно с 1 по 9 класс проходят отдельные «саамские» предметы. В таких школах обычно обучаются дети, которые закончили саамскую «шестилетку» и изъявили жела­ние перейти на интегрированное образование.

Саамские школы управляются Саамским школьным ко­митетом, назначаемого, в свою очередь, Парламентом саамов. Саамский школьный комитет занимается вопросами, связан­ными с сохранением саамской культуры в государстве в сфере образования, пропагандой образования на саамском языке, подготовкой и изданием учебных пособий и др. саамские шко­лы финансируются государством.

Муниципалитеты могут заключать договоры с Саамским школьным комитетом о предоставлении интегрированного образования. В таких случаях муниципалитеты получают го­сударственное финансирование. Обучение саамскому языку ведется в Университете Умео, также имеется курс в Упсаль- ском королевском университете и технологическом универси­тете Лулео.

В сохранении и развитии саамского этноса в Швеции большую роль играют вопросы самоуправления. 15 декабря 1992 года Парламент Швеции принял Акт о Парламенте са­амов. Закон устанавливает круг лиц, имеющих право на уча­стие в выборах в Парламент саамов, регламентирует порядок организации и проведения выборов, структуру и полномочия данного органа и т.д. На его основании в мае 1993 года были проведены выборы, по результатам которых был учрежден Парламент саамов - Сааметинг. Он состоит из 31 представите­ля, избираемых каждые четыре года из числа саамов. Правом участия в выборах наделен совершеннолетний саам (18 лет) являвшийся гражданином Швеции. Акт о Парламенте саа­мов определяет саами как человека, который сам себя считает саамом и у которого язык саами используется в семье в каче­стве разговорного, или его родителями, или родителями его родителей, или один из его родителей которого числится в из­бирательном списке саами.

Парламент саамов работает пленарно (3 раза в год с про­должительностью 5-6 дней). На своих пленарных заседаниях Парламент: избирает свое Правление (7 человек); назначает Правление для саамских школ; избирает Совет по культуре; назначает представителей, работающих в ЕС, а также членов разного рода комитетов и комиссий Парламента и другое. Во время этих процедур четко соблюдается принцип представи­тельности.

Парламент Саамов имеет свое Правление, которое: фор­мулирует цели и задачи деятельности парламента; занимается административным управлением Парламента; обеспечивает связь с общественностью и официальной властью, обеспечива­ет участие Парламента в официальных мероприятиях, конфе­ренциях, собраниях; решает кадровые и другие организацион­ные вопросы; отчитывается за выполнение бюджета и т.п.

Парламент имеет также свою Канцелярию (секретариат), которая ведет повседневную организационно-техническую ра­боту по обеспечению его жизнедеятельности. Штат сотрудни­ков составляет 19 работников. В рамках Канцелярии есть сле­дующие структурные подразделения: экономический отдел, отдел по вопросам культуры, хозяйственный отдел, отдел ЕС, а также отдел, занимающийся вопросами языка.

    Согласно §1 главы 1 Акта о Парламенте саамов он наделен следующими конкретными функциями: а) принимать реше­ния о распределении средств, выделенных шведским прави­тельством на содействие культуре саами и поддержку органи­заций саами; b) распределять другие средства, переданные в распоряжение общины саами; с) назначать членов правления в школах саами; d) направлять усилия в целях содействия раз­вития языка саами; е) участвовать в процессе планирования, с тем чтобы обеспечить учет потребностей народа саами при использовании земель и водных ресурсов; и f) рассматривать информацию о делах саами11. Деятельность Парламента саа­мов финансируется из государственного бюджета.

Большое значение для населения Швеции, включая швед­ских саамов, имеет наличие в государстве такого важного правозащитного института как омбудсмен. Впервые в истории человечества он появился как раз в Швеции еще в 1809 году. В Швеции институт омбудсмена был создан парламентом изна­чально как средство для контроля над применением законов и подзаконных актов судами, должностными лицами, включая военную область. Данный институт известен как парламент­ский омбудсмен. Он назначается парламентом на четыре года и является независимым институтом. Кроме парламентского омбудсмена в Швеции имеются также омбудсмены в области торговли, по вопросам осуществления гражданами равных возможностей и омбудсмен по вопросам этнической дискри­минации, которые назначаются Правительством Швеции на четыре года.

В 1986 году в Швеции был учрежден пост омбудсмена по вопросам этнической дискриминации. Известны три пути, с помощью которых омбудсмен действует против актов этни­ческой дискриминации: во-первых, как эксперт дает советы индивидам, которые являются жертвами актов этнической дискриминации; во-вторых, рекомендует правительству и парламенту меры, которые могут быть применены для искоре­нения актов и причин этнической дискриминации; в-третьих, высказывает свое мнение по данному вопросу публично, за­трагивая как теоретические вопросы, так и вопросы практиче­ского характера. В целом практика показывает, что омбудсмен против этнической дискриминации, в основном, связанной с проблемами граждан, возникающих при посещении публич­ных мест (например, ресторанов), аренде жилища, экзаменах, трудоустройстве и во взаимоотношениях с полицией.



Следующие материалы:

Предыдущие материалы:

 

от Монро до Трампа


Blischenko 2017


Узнать больше?

Ваш email:
email рассылки Конфиденциальность гарантирована
email рассылки

ПОЗДРАВЛЕНИЯ!!!




КРУГЛЫЙ СТОЛ

по проблемам глобальной и региональной безопасности и общественного мнения в рамках международной конференции в Дипломатической академии МИД России

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Право международной безопасности



Инсур Фархутдинов: Цикл статей об обеспечении мира и безопасности

№ 4 (104) 2016
Московский журнал международного права
Превентивная самооборона в международном праве: применение и злоупотребление (С.97-25)

№ 2 (105) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право (окончание)

№ 1 (104) 2017
Иранская доктрина о превентивной самообороне и международное право

№ 11 (102) 2016
Стратегия Могерини и военная доктрина
Трампа: предстоящие вызовы России


№ 8 (99) 2016
Израильская доктрина o превентивной самообороне и международное право


7 (98) 2016
Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников

№ 2 (93) 2016
Международное право и доктрина США о превентивной самообороне

№ 1 (92) 2016 Международное право о самообороне государств

№ 11 (90) 2015 Международное право о принципе неприменения силы
или угрозы силой:теория и практика


№ 10 (89) 2015 Обеспечение мира и безопасности в Евразии
(Международно правовая оценка событий в Сирии)

Индексирование журнала

Баннер

Актуальная информация

Баннер
Баннер
Баннер

Дорога мира Вьетнама и России

Ирина Анатольевна Умнова (Конюхова) Зав. отделом конституционно-правовых исследований Российского государственного университета правосудия


Вступительное слово
Образ жизни Вьетнама
Лицом к народу
Красота по-вьетнамски
Справедливость и патриотизм Вьетнама
Дорогой мира вместе


ФОТО ОТЧЕТ
Copyright © 2007-2017 «Евразийский юридический журнал». Перепечатывание и публичное использование материалов возможно только с разрешения редакции
Яндекс.Метрика